Картотека заданий по дифференциации звуков. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков – в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

Береги нос в большой мороз.

Дышит паром паровоз, пышит пар из-под колес.

Кашу Саше дали в миске, отдала всю кашу киске.

Купался Иванушка у серого камушка, споткнулся Иванушка у серого камушка.

Машинист сошел с подножки, солнышко в его окошке.

По шоссе бегут машины, по асфальту шуршат шины.

Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

Ох, орешки хороши, ты не мешкай, поспеши!

Расшумелись на опушке совы, сойки и кукушки.

Сварила Маша вкусную кашу, дала Саше вкусной каши: «Садись, гостья желанная, остынет каша манная».

Соловушка, соловушка, веселая головушка!

Тише, тише, тише, тише, и тиха, и неслышна на деревья и на крыши опустилась тишина.

У большого шалаша слон качает малыша, а мамаша не спеша шубку шьет для малыша.

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Шесть ребят живут в избушке, шесть маслят вблизи опушки.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.

Шустрый кот осенними листьями шуршит, возле стога с сеном мышек сто­рожит.

Дифференциация звуков С - Ш в предложениях, самостоятельно составленных по модели

Представь, что к широкому шоссе спешит человек, он торопится на автобусную ос­тановку. Послушай слова и объясни их значение. Затем полным предложением ответь на вопрос: кто спешит к шоссе?

Например: К шоссе спешит машинист. К шоссе спешит шахматист.

Штангист, шахматист, путешественник, пастушок, машинист, шпажист, планерист, телефонист, писатель, велосипедист, шофер, шахтер, паспортист, космонавт.

♦ 6 данном упражнении все фразы, которые составляет ребенок, содержат сложные звуковые комбинации. Однако модель у предложений единая, что заметно облегчит их проговаривание.


Дифференциация звуков С - Ш в забавных инсценировках

Послушай забавные сценки. Разыграй их вместе с родными. Пусть одну из ролей сыграет взрослый, а другую - ты. Если будешь говорить четко и выразительно, тогда лучится маленький спектакль.

Пылесос, пылесос! - Шел по лесу шустрый Мишка,
Ты куда суешь свой нос? На него свалилась шишка.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу, - А на нас, а на нас
Вашей пылью я дышу! Пусть сорвется ананас!

Мышка, мышка, что не спишь? - Тише, мышка, не шуми,
Что соломкою шуршишь? Навостри-ка уши,

Я боюсь уснуть, сестрица, Тише, мышка, не шурши,
Кот усатый мне приснится! Тишину послушай!

Шустрый Миша сушит сушки, - Слышу! Слышу! Две букашки
Миша высушил штук шесть. Спать устроились в ромашке!

Как смешно спешат старушки Под простынки влезть хотят,
Сушек Мишиных поесть! Лепестками шелестят.

Дифференциация звуков С - Ш в стихотворных текстах о животных

Послушай забавные истории в стихах. С выражением проговори каждое из них.3атем перескажи своими словами и объясни, что же смешного в этих историях.

Болотная лягушка - Заходи, сороконожка,

Купила саксофон, Посиди со мной немножко, -

Умеет за лягушку Так шептал усталый шмель,

Прекрасно квакать он! Приглашая влезть на ель.

Веселые мыши забрались на крышу К дому мышка подошла,

И лезут упрямо все выше и выше: Лапкой двери поскребла,

«Совсем не боятся они высоты», - Заглянула - нет ли кошки,

Решили, взбираясь за ними, коты. И уселась на окошке.

Ветер елками шумит, Черепаха всех смешит,

Ежик наш домой спешит. Потому что не спешит,

Вдруг из леса вышел волк, И куда спешить тому,

На ежа зубами - щелк. Кто всегда в своем дому?
Еж иголки показал,
Волк со страху убежал.


Спал заяц в лесу, не мешал никому, У широкого моста

Вдруг что-то упало на спину ему. Пес поймал в реке кита,

Помчался трусишка, от страха дрожа, Спрятал за окошко,

И где-то в кустах потревожил ежа, Съела его кошка,

И крикнул испуганный зайка тогда: Помогали два кота...

Спасайся кто может! Случилась Нет большущего кита!
беда!

Дифференциация звуков С - Ш в скороговорках

Четко проговори скороговорки сначала медленно, а затем быстро, сохраняя чет­кость произношения звуков С - Ш.

В сплошной тиши у шалаша я слышу шорох камыша.

За шоссе, за шоссе шуршали мыши в камыше.

Испекла Иришка куклам по коврижке, сладкие коврижки для Сашки и Маришки.

Кукушка кукушонку сшила капюшон, смешной капюшон, и кукушонок в нем смешон.

Мышка Сашка скушала кашку, в мышкиной плошке больше ни крошки.

Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила, мышки сушки кушать стали, мышки зубики сломали.

Наша серая кошка сидела на крыше, ваша серая кошка сидела выше.

Нет шестой кошки в Сашином лукошке.

Парус наш на совесть сшит, нас и шторм не устрашит.

Пастушок к пастушке спешит, пастушок пастушку смешит.

По шоссе идет старушка, у старушки в сумке сушка.

Соня с Сашей шли за Глашей.

Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не пришила.

Сшила Саша Сашке шапку.

У нашего сынишки старые пустышки.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шишки скользкие шуршали, шумно шлепались с сосны, слоем снега, словно шалью, скроет шишки до весны.

Дифференциация звуков С - Ш в рассказах

Послушай рассказы. Четко проговори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.

Саша шел в школу, а позади него шагал пес Пушок и, как всегда, нес Сашину сумку. Саша гордился своим псом. Ни у кого не было такой умной собаки! Саша быстро шел к школе, не останавливался и не оглядывался. В это время подошел к Пушку Сашин сосед - Мишка - и протянул собаке кость с мясом. Пушок бро­сил сумку, схватил большую кость и снова пошел за Сашей. А шалун Миша взял Сашину сумку и говорит сам себе: «Посмотрю я на Сашку, когда он с костью при­дет в школу да за парту сядет!»


НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ ПУТЕШЕСТВИЕ

Семья готовилась к путешествию. Жена складывала в сумки множество ненужных безделушек. Пять сумок были полны с верхом. Нести их было слишком тяже­ло. Муж устал от непосильной ноши. Стоя у вагона поезда, он с трудом дыша Когда поезд подъехал, муж сказал жене: «Жалко, что ты не взяла с собой шкаф Жена схватилась за голову. Она вспомнила, что именно в шкафу, на полке, она оставила билеты на поезд.



ТЯЖЕЛАЯ НОША

Купила как-то свинья у медведя мешок желудей. Несет свинья мешок, и что-то ноша ей невесомой кажется. «Обманул меня мишка, - решила свинья, - пол­мешка насыпал!» Шагает свинья дальше, устает. Мешок ей кажется тяжелее с каж­дым шагом. «Нет, не обманул мишка, - думает свинья, - мешок насыпал!» Опять шагает свинья, и уж ей невмоготу нести тяжелый мешок. Бросила свинья мешок, встала и говорит: «Что это мишка вместо одного мешка мне два насыпал?!»


Логопедические упражнения и игры

Дифференциация звуков [ш] — [с] в словах

1. Повтори слова.

1.1. Шила — сила,

шагнуть — согнуть,

широк — сырок,

Маша-масса,

каша-касса,

шипеть — сопеть,

крыши- крысы,

пошел — посол,

нашить вносить,

прошила – просила,

шкала – скала,

шрам – срам,

ушко – узко,

брошки – броски,

фарш – фарс.

1.2. Масштаб, нараспашку, старший, стеллаж, сынишка, штангист, парашютист, шахматист, машинист, смешинка, шест, скошенный, Стеша, Ксюша, шоссе, сушилка, сладкоежка, скоросшиватель, пастушок, слишком, сшитый, пушистый, ушастый, спешка, сыроежка.

1.3. Стоишь, сеешь, кусаешь, снесешь, спустишься, свалишься, смеешься, носишься, сдаешься, стучишься, мчишься, боишься, расплатишься, распушились, раскрошились.

  1. Рассмотри картинки.

2.1. Назови сначала слова, в которых есть звук [ш], а затем слова, в которых есть звук [с].

2.2. Назови слова, в которых звук [ш] находится в начале, в середине или в конце слова.

2.3. Назови слова, в которых звук [с] находится в начале, в середине или в конце слова.

3.4. Объедини предметы в группы и подбери к ним обобщающие понятия.

Образец. Автобус, троллейбус, машина, самолет — транспорт.

  1. Повтори слова в прямом и обратном порядке.

Саша — сушки — спешка.

Смешной — душистый — послушный.

Спешить — слушать — смешить.

  1. Игра «Третий лишний».

Прослушай три слова, раздели их на слоги и назови лишнее.

Саша — шест — суша (2-1-2).

Сынишка — спешка — старушка (3-2-3).

Раскладушка — шахматист — сыроежка (4-3-4).

  1. Продолжи по образцу.

5.1. Образец. Смех — смешной.

Пух — (пушистый),

шерсть — (шерстяной),

масштаб — (масштабный),

успех — (успешный),

дух — (душистый),

уши — (ушастый),

роскошь — (роскошный).

5.2. Образец. Сносить — сношенный.

Скосить — (скошенный),

сшить — (сшитый),

смешать — (смешанный),

услышать — (услышанный),

сушить — (сушеный),

спросить — (спрошенный).

5.3. Образец. Шустрый — еще шустрее.

Смешной — (еще смешнее),

успешный — (еще успешнее),

старший — (еще старше),

роскошный — (еще роскошнее),

послушный — (еще послушнее),

сухой — (еще суше).

  1. Назови слово по описанию.

Жаркая, сухая пора — (сушь).

Сухие деревья, хворост — (сушняк).

Ученик старших классов — (старшеклассник).

Ученик 6 класса — (шестиклассник).

Спортсмен, поднимающий штангу, — (штангист).

Спортсмен, занимающийся прыжками с шестом, — (шестовик).

Спортсмен, играющий в шахматы, — (шахматист).

Человек, совершающей прыжки с парашютом, — (парашютист).

Специалист, управляющий поездом, — (машинист).

Работница, пасущая скот, — (пастушка).

  1. Игра «Чей предмет?».

Шорты Саши – (Сашины шорты).

Сумка Ксюши – (Ксюшина сумка).

Рожок пастуха — (пастуший рожок).

Пальто старухи — (старушечье пальто).

  1. Произнеси слова и объясни, что они означают

Засушиваешь — подсушиваешь – высуши

Подслушиваешь — выслушиваешь — прослушиваешь.

Засаливаешь — пересаливаешь — подсаливаешь.

Переставляешь — выставляешь — подставляешь.

  1. Игра «Кому нужны эти предметы?».

Рассмотри картинки. Соедини линией человека и предмет, который ему нужен.

Чтобы проверить, правильно ли ты соединил между собой картинки, прочитай (прослушай) это стихотворение. В нем ты найдешь верные ответы к заданию.

Штанга нужна штангисту,

Шахматы — шахматисту,

Рожок — пастушке,

Клюшка — старушке,

Соска — малышке,

Машинка — сынишке.

А у тебя получилось так же?

  1. Игра «Чем отличаются слова?».

Сутки — шутки,

миска — мишка,

каска — кашка.

  1. Игра «Хитрые слова».

11.1. Какое слово получится, если заменить первый звук в данном слове на звук [с]? Пушки — (сушки),

Паша — (Саша),

кошки — (сошки),

ушить — (сшить),

ушиб — (сшиб),

Машенька — (Сашенька).

11.2. Какое слово получится, если к данному слову добавить звук [с]?

Шить — (сшить),

ушить — (сушить),

пешка — (спешка),

уши — (суши),

выше – (свыше),

ушки — (сушки).

11.3. Какое слово получится, если произнести данное слово без первого слога?

Бесшумный — (шумный),

сушить — (шить),

мишутка — (шутка),

красотка — (сотка),

стишок — (шок),

висок -(сок),

прошила — (шила),

С - Ш 1

сом, мишка, сосна, кошка, камыш, песок, Луша, лиса, сосиска, кошелёк, посадка, шуметь.

2. «Запомни, повтори»


4. Составить предложение со словом «шахтёр», «салфетка».

1. «Слушай, не зевай и показывай букву: С или Ш»

С - Ш 2

Соня, пусто, шумный, душно, пошли, посолить, кашка, колбаса, последний, высокий, плюшки, колос, скакать.

2. «Запомни, повтори»


4. «Я …, ты …, он …, мы …, вы …, они …»

- мешать суп лож/ш/кой

1. Проговаривать

С – Ш 3


2. «Добавь слог СА или ША»


3. «от 1 до 6 (10) и обратно» - светлая шляпа, большой кусок

4. придумай предложения со словами:

- пшенный суп

- сладкие плюшки.



1. «Запомни, повтори»

С – Ш 4


3. «Я …, ты …, он …, мы …, вы …, они …»

- с уш ить дедуш кины с апоги

4. «Запомни, повтори»

Саша – шелест – слушать

спешка – страшно – шесть

сушка – стёклышко - шоссе

1. Проговаривать, различая звуки С и Ш:

С – Ш 5


2. «1 10» - смешной малыш, вкусная сушка

3. «Путаница» - составить из слов предложения:

  1. сушить, Маша, сарафан, балкон, на – Маша сушит сарафан на балконе.
  2. играть, котёнок, Паша, пушистый, с - …
  3. школа, утро, Соня, спешить, в - …
  4. босоножки, купить, Сашенька, бабушка, красивый - …
  5. машина, шоссе, нестись, по - …

4. Выучить

С аш а с тих пис ал с меш ной. С тих повеш ен на ш ес ток.

Дождик хлынул проливной. С уш ит С аш а с вой с тиш ок.

1. - Послушай рассказ.

Шофёр ехал по шоссе. Он вёз на машине мешки с картошкой.

Вдруг шофёр видит : по краю дорожки плетётся лошадка. Везёт лошадь тележку, а на ней, поверх таких мешков, сидит мужик. Обгоняя тележку, шофёр крикнул мужику: «На лошади далеко не уедешь !».

Неожиданно мотор заглох . Машина встала посреди шоссе. Обгоняя машину, мужик на лошади крикнул шофёру: «Тише едешь – дальше будешь !». /Ткаченко Т.А./

2. - Послушай рассказ ещё раз и назови слова-действия.

3. Пересказать рассказ.

Как ты понимаешь пословицу «Тише едешь – дальше будешь»?

№ 1 Звуки С-Ш

  1. Слоги: са-са-са - ша-ша-ша, со-со-со - шо-шо-шо, су-су-су - шу-шу-шу, сы-сы-сы - ши-ши-ши.
  2. Слова-паронимы: уши - усы, шутки - сутки, кашка - каска, Машка - маска, Мишка - миска, скала - шкала, стык - штык, стиль - штиль, марс - марш, вас - ваш, мыс - мышь, плоско - плошка, солить - шалить, сорок - шорох, басня - башня, крыса - крыша, суметь - шуметь, кусай - кушай, шило - сила.
  3. «Подбери картинки Соне и Шуре»(раздели слова со звуками «С»и «Ш»): носки, аист, коляска, шуба, шкаф, мышь, сумка, вишни, ступеньки, мешок, стакан, космонавт, подушка, спутник, кувшин, кукушка, сосна, пылесос, шишка, стул, подушка, карандаш.
  4. Счёт 1-10 с некоторыми из вышеперечисленных слов.

№ 2 Звуки С-Ш

  1. Слоги: са-ша, со-шо, сы-ши, су-шу, ша-са, шо-со, ши-сы, шу-су, саш, сош, суш, сыш, шас, шос, шус, шис.
  2. Выделение звуков С, Ш и проговаривание слов с ними:

сатин, шагать, сыпать, шорох, сорить, шипеть, шуметь, сухой, сырой, сытый, вермишель, васильки, сметана, картошка, катушка, швабра, корешок, опушка, новоселы, листья.

  1. Добавь слог СИ или ШИ: гу(си), гру(ши), ло(си), малы(ши), выне(си), тря(си), воро(ши), кры(ши).
  2. Образовать новые слова с приставками С-, СО-: мешать - смешать, прошу - спрошу, шил - сшил, пляшет - спляшет, шью - сошью, рисуешь - срисуешь, несёшь - снесёшь, пишешь - спишешь, берешь - соберешь, трясешь - стрясешь.

№ 3 Звуки С-Ш

  1. Слова: Саша, шесть, сушки, шоссе, солнышко, машинист, шестнадцать, штепсель, шестьдесят, шахматист, шестьсот, путешественник, пастушок, пастушка, шалость, стишок, стеклышко, пушистый, сынишка, усмешка, старушка, успешно, послушный, трусишка, бесшумный, смешинка, веснушки.
  2. Счет 1-10 - сынишка, шахматист, пастушок, старушка.
  3. Заучивание скороговорок:

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

4. Спряжение (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, они) в наст. врем.:

Сшибать шишки с сосны.

Собирать сосновые шишки.

№ 4 Звуки С-Ш

  1. Слова: сухо, слышно, шустрый, соловушка, поспешно, шанс, шелест, шествие, шесток, посошок, нашествие, шерсть, шест, смешной, спешка, пеструшка, штепсель.
  2. Счет 1-10 - путешественник, штепсель.
  3. Заучивание чистоговорки:

Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,

А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.

4. Подбор признаков и действий на звуки С, Ш к предмету:

Кошка (какая?) большая, пушистая, смешная, ушастая, плюшевая. Что делает? Спешит, дышит, шалит, спит, ест.

5. «Отгадай слово» (пропущены С или Ш):

Апка, .нки, .уба, .ом, .мка, .лем, .ова, .айба, .оль, .умит,

Ок, .уп, .ум, .пать, ду., ква., анана., камы., компа., мы..

№ 5 Звуки С-Ш

  1. Словосочетания: Наташины веснушки, веселый пастушок, послушный малыш, пушистая кошка, смешные стишки, опасное путешествие, роскошная шкатулка, голосистый соловушка, ласковое солнышко, душистый ландыш, пушистая ушанка, сушеные груши, смешные потешки, скошенный луг, шумное шоссе, шелестят камыши, лесная опушка, спелая вишня.
  2. Родственные слова: Смешить - смех, смешок, смешинка, смешной, насмешка, усмешка, смешно. Спешить - спешка, поспешно, поспешный.
  3. Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Вы, Мы, Он, Она, Они): Спешить по шоссе и есть сушки. Шептать на ушко бабушке смешной стишок. Сушить пуховые подушки на солнышке.

№ 6 Звуки С-Ш

  1. Словосочетания: шелестят в тишине, шуршат в сарае, слышны в саду, спешат в школу, сушить на вешалке, несутся по шоссе, сыплется пушистый снег, слышится сильный шум, висит Мишина шуба, слышна весёлая песня.
  2. Рассказ «Сосна» (заучивание или пересказ):

Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке, - большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой. А сзади доносится шум соснового леса.

  1. Выделение из рассказа слов: со звуками «С», «Ш» в одном слове; со звуком «С»; со звуком «Ш».

№ 7 Звуки С-Ш

  1. Счет 1-10 со словосочетаниями: пушистая сосна, сосновая шишка, пенистый шампунь, синяя шаль.
  2. Спряжение в настоящем времени: (Я, Ты, Он, Она, Они)

Спешить в лес за сосновыми шишками.

Спешить из леса домой с сосновыми шишками.

Шептать дедушке на ушко смешную сказку.

  1. Проговаривание предложений:

Саша спешит по шоссе и несёт сушки.

Машинист спешит по шоссе и несёт сушки.

Путешественник …. Пастушок …. Пастушка ….

  1. Подбор предметов к признакам:

Смешной (-ая, -ое). Душистый (-ая, -ое). Бесшумный (-ая, -ое).

№ 8 Звуки С-Ш

  1. Предложения: Машины несутся по шоссе. Листья шелестят в саду. Груши сушатся на крыше. Мыши шуршат в сарае. Кошка греется на солнышке. Высокие сосны шумят в лесу. Душистый ландыш распустился на лесной опушке. Голосистый соловушка поёт в саду. Кусты покрылись снегом. Тихо шумят осинки в осеннем лесу. Наташа нашла пестрый шарфик.
  2. Пословицы: Не спеши языком, спеши делом. Как постелешь, так и поспишь. В согласном стаде волк не страшен. В пасмурную погоду сено не высушишь. Нет на свете краше родной сторонушки. Хорош садовник, хороши и груши. Кошке - игрушки, мышке - слёзы. Поспешишь - людей насмешишь.

№ 9 Звуки С-Ш

Скороговорки:

В шалаше шесть шалунов. Шапкой Саша шишки сшиб.

Мамаша дала Саше сыворотку из простокваши.

Наша серая кошка сидела на крыше,

а ваша серая кошка сидела выше.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей,

Две мыши поплоше несли по два гроша.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Слишком много ножек у сороконожек.

Парус наш на совесть сшит. Нас и шторм не устрашит.

Саша шустро сушит сушки. Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть.

Слышен шорох в камышах - от него шумит в ушах.

Сто бесстрашных лягушат цаплю шепотом страшат.

№ 10 Звуки С-Ш

Стихи:

Разговаривайте тише! - просят маленькие мыши.

Не шумите утром рано. Кошка спит в углу дивана…

Ночью мы в сыром подвале с кошкой в салочки играли

Не будите нашу кошку - отдохнет пускай немножко.

Мышка сушек насушила. Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали, зубы сразу же сломали.

Пять веселых лягушат по делам своим спешат.

Пока мокро, пока лужно, до реки допрыгнуть нужно.

Если встретишь лягушат, не мешай, они спешат.

Я взяла под мышку плюшевого мишку.

В ванну посадила и пошла за мылом.

Оглянулась - ой, ой, ой! Расшалился мишка мой.

№ 11 Звуки С-Ш

Простокваши дали Клане - недовольна Клаша:

Не хочу я простокваши, дайте просто каши.

Дали вместо простокваши нашей Клаше каши.

Не хочу я просто каши так, без простокваши.

Дали вместе с простоквашей каши нашей Клаше.

Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей.

А поела - встала. «Спасибо,» - сказала.

Мышонку снится страшный сон, что не мышонок он, а слон.

Что в Африку приехал он, в слоновью лёг кровать.

Стал спать и там увидел сон, что он мышонок, а не слон,

И что не в Африке спит он, а дома он опять.

«Какой мне страшный снится сон!» - во сне проснувшись,

Думал он и спрашивал спросонок: «Я слон или мышонок?»

№ 12 Звуки С-Ш

Русские народные скороговорки:

Веселей Савелий, сено пошевеливай.

Дали Глаше простокваши, а у Глаши - каша.

Дуб дубовистый, широкозеленолистный.

Сшила Саша Сашке шапку. Сашка шапкой шишки сшиб.

Хоть щука и востра, да не съест ерша с хвоста.

Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте.

У Степана есть сметана, простокваша и творог.

На опушке в избушке живут старушки-болтушки.

У каждой старушке лукошко. В каждом лукошке кошка.

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.


Дифференциация С-Ш

Поэтапная дифференциация звуков С-Ш

1 этап
2. Игра «Добавь слог»:
А) [с] или [ш]: ле.., эта.., ква.., гуа.., анана., глобу.., малы.., но.., ду.., насо.., мы.., фоку...
Б) [са] или [ша]: ли.., ка.., ко.., Ната.., Са.., плак.., о.., кляк.., гру…
В) [сы] или [ши]: камы.., о.., каранда.., детѐны.., бу..., ве..., ча..., ладо..
3. Повтори двуслоговые ряды:
ша – са шу – су ши – сы шэ – сэ
са – ша су – шу сы – ши сэ – шэ
Повтори слоговые ряды
са-ша ша-са са-са-ша ша-ша-са
со-шо шо-со са-ша-ша ша-са-са
су-шу шу-су са-ша-са ша-са-ша
сы-ши ши-сы

4. Повтори слова парами сначала медленно перед зеркалом, потом быстрее. Обратите внимание ребенка на значения слов:
Сайка – шайка Сутки – шутки Стуки – штуки Скала – шкала
Стопор – штопор Споры – шпоры Стык – штык Срам – шрам
Сок – шок Скот – шкот Стиль – штиль

2 этап
1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2. Запомни и повтори:
ша-са шо-со шу-су ше-сэ ши-сы
аша-аса ошо-осо ушу-усу аше-асэ иши-исы
3. Повтори пары слов:
Ваш – вас Наш – нас Башня – басня Страшный – красный
Кашка – каска Чашка – часто Пашня – паста Рубашка – колбаска Грош – рос Пошла – росла Камыш – кумыс Яшка – ясный
Клюшка – люстра Пешки – песни Мешки – мести Мишка – миска Вишня – виснет Стишки – тиски Стриж – рис Решать – тесать Мешать – писать Лошадка – посадка
Шалун – салют Шахтѐр – сапѐр Шалаш – салат Шалфей – салфетка Каша – касса Крыша – крыса
Лапша – колбаса Хороша – полоса Ушанка – санки

3 этап
1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2. Запомни и повтори:
ша-са-ша шу-су-шу ши-сы-ши шэ-сэ-шэса-ша-са су-шу-су сы-ши-сы сэ-шэ-сэ ша-са-са шу-су-су ши-сы-сы шэ-сэ-сэ
3. Повтори пары слов:
Шляпа – слякоть Шмель – смел Шторы – сторож Шпалы – спали Кусок – пушок
Песок – вершок Носок – ремешок Сорок – шорох Спросонок – мышонок Сумка – шумно
Несу – пишу Пасу – пашу
Плясун – пляшу Суметь – шуметь
Сытый – шитый Крысы – мыши
Сыр – ширь Сыпь – шип
Сила – шило Спросил – решил
4. Измени предложение:
Я спешу в школу. Ты.. Он(она).. Мы.. Вы.. Они..

4 этап
1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2. Запомни и повтори:
аса-аса-аша сшо-сшо-сша аша-аса-аша сшу-сшу-сши
асо-асо-ашо сши-сши-сше асу-асу-ашу сше-сше-сши
асы-асы-аши сша-сша-сши аши-асы-асы сше-сшу-сша
3. Игра «Скажи наоборот»:
Двойки получать плохо, а пятѐрки …(хорошо).
Трава низкая, а дерево …(высокое).
Ручеёк узкий, а река … (широкая).
Горчица горькая, а сахар …(сладкий).
Ночью темно, а днем …(светло).
Гном маленький, а великан …(большой).
После дождя земля сырая, а в жару … (сухая). Черепаха ползѐт медленно, а заяц бежит …(быстро).
4. Измени предложение:
Я слышу смешок. Ты.. Он(она). .Мы.. Вы.. Они..

5 этап
1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2. Игра «4й лишний». Повтори ряд слов, определи, какое слово лишнее, объясни почему.
Сапоги, шуба, маска, квас; Собака, кошка, лошадь, лиса.
Шапка, шарф, сарафан, шуба;Шапка, сапоги, шуба, шорты.
Шкаф, миска, ложка, чашка;Сосна, ромашка, осина, берёза.
Слива, груша, апельсин, свѐкла; Картошка, капуста, груша, чеснок.
3. Повтори слова:
Саша, суша, сушки, сушилка, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать,
Сашенька, старший, страшно, солнышко, стѐклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить,
смешить, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась, пастушок, машинист.
4. Измени предложение: Я слушаю стишок. Ты,он..Мы..Вы..Они..
5. Выучи: У киски игрушка – плюшевый мишка,
У мишки игрушка – пушистая киска.

6 этап
1. Повтори чистоговорки, чётко проговаривая все звуки:
Ша-ша-ша – Саша моет малыша. Су-су-су – воздушный шарик я несу.
Ши-ши-ши – спать ложатся малыши. Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Со-со-со – Миша катит колесо. Су-су-су – мишку видели в лесу.
Аш-аш-аш – под сосной стоит шалаш.
2. По три раза повтори словосочетание, постепенно убыстряя темп. Контролируй правильное произношение звуков с-ш.
Седой дедушка, старая бабушка, сосновые шишки, весѐлый малыш, шумный класс, солѐные волнушки, куст шиповника.
Сухие сушки, пушистая кошка, душистый ландыш, смешные стишки, вишнѐвый сад, вкусная лапша, большая собака,
столовая ложка, сладкий шоколад, лесная опушка, полосатый шмель.
3. Выучи:
Пушистая кошка на солнышке сушит
Шѐрстку на спинке, хвостик и уши.

7 этап
1. Повтори словосочетания:
Весѐлый розыгрыш, вкусные сушки, голосистый скворушка, душистый горошек, душистый шиповник, опасное путешествие,
осколок стѐклышка, персидская кошка, послушные малыши, посошок старушки, скоростное шоссе,
смешной сынишка, смышлѐный малыш, сушѐная вишня, шелест камышей.
2. Повтори скороговорки, постепенно убыстряя темп.
Шашки на столе, шишки на сосне. Саша любит сушки, а соня – ватрушки. Совушка, совушка, большая головушка.
Вымыли мыши миски для мишки. Саша мал, Саша с мылом уши мыл.
3. Медленно и четко произнеси предложения (2-3 раза):
У слона большие уши. Леша поймал большого усатого сома. Кошка ест кашу из миски.
У Даши вкусные вишни. Лукошко стоит на окошке. Кукушка весело кукует.
Алеша любит салат, а Света любит шоколад. Пушистая кошка сидит на окошке. В сосновом лесу пахнет душистой смолой.

8 этап
1. Выучи:
Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
На плите сварилась каша,
Где большая ложка наша?

Сосна
Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шашками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке,- большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шиш-ки. С пакетом шишек они спешат домой.
Вопросы:
зачем пошли в лес Саша и Маша? Где стоит высокая сосна? что на сосне? Что на самой макушке? Как падают шишки вниз? Чего много под сосной? Что делают Саша и Маша под сосной? Куда спешат дети?

9 этап
1. Выучи:
Саша, Саша, что ты плачешь
И в ладоши глазки прячешь?
Если сказки слушать станешь,
Плакать сразу перестанешь!
2. Взрослый читает ребѐнку рассказ и предлагает ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.
Пушок и Машка
У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит косточки, а Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Даша сама шьѐт для Машки подушку. Машка будет спать на подушке. Вопросы:
Кто у Саши? Кто у Даши? Что любит Пушок? Что любит Машка? Где спит пушок? Где спит Машка? Что шьѐт Даша Машке? Где будет спать Машка?

10 этап
1. Взрослый читает ребѐнку рассказ и предлагает ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.
Старшая сестра
У Саши есть сестра Наташа. Наташа старше Саши на шесть лет. Она учится в шестом классе. В свободное время Наташа катает Сашу на санках, играет с ним в шашки, помогает строить ему самолѐты. В воскресенье Наташа водит Сашу в кино. Саша любит свою старшую сестру Наташу.
Вопросы:
Как зовут Сашину сестру? На сколько лет Наташа старше Саши? В каком классе учится Наташа? Как проводят свободное время Наташа и Саша? Куда водит Наташа Сашу в воскресенье? Кого любит Саша?

Дифференциация звуков С-Ш в слогах

А) в прямых слогах:
са - са - ша
са - ша - са
со - шо - со
су - ус - шу
со - шо - со
сы - ши - сы
сы - ши - сэ
су - ши - сэ
су - ши - со
сэ - ше - сэ
сэ - ши - са
б)в интервокальной позиции:
аса - аса - аша
асо - асо - ашо
асу - асу - ашу
асы - асы - аши
аши - асы - асы
в) в слогах со стечением согласных
сшо - сшо - сша
сшу - сшу - сши
сши - сши - сше
сше - сше - сши
сша - сша - сша

Дифференциация звуков С-Ш в словах

А) в прямых слогах:
шайка - сайка
шок - сок
шитый - сытый
шут - суд
б) в обратных слогах:
мышь - мыс
нож - нос
уж - ус
наш - нас
пляж - пляс
в) в интервокальной позиции:
каша - касса
крыша - крыса
лиса - леший
мешать - массаж
просить - крошить
пошёл - посол
г) в слогах со стечением согласных:
крошка - краска
кашка - каска
Машка - маска
мишка - миска
сошка - соска
шкала - скала
шпора - спора
шпора - ссора
шрам - срам

Дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях

Весёлый розыгрыш
вкусные сушки
голосистый скворушка
душистый горошек
душистый шиповник
опасное путешествие
осколок стёклышка
персидская кошка
послушные малыши
посошок старушки
скоростное шоссе
смешной сынишка
смышлёный малыш
сушёная вишня
шелест камышей

Дифференциация звуков С-Ш в предложениях

В лесной глуши не слышно шума шоссе.
Вдоль шоссе высадили кусты душистого шиповника.
Лёша повесили в шкаф бабушкину шаль.
Мы сложили в мешок старую шинель и шапку.
На лесной опушке расшумелись сойки и кукушки.
По ночам в углу слышался шорох - спать нам не давал мышонок.
После купания Сашу вытерли насухо пушистым полотенцем.
С наступлением весны в лесу становится слышно соловушку.
Саша сочинил смешной стишок.
Саше сшили на маскарад маску и костюм мишки.
У нашей кошки пушистая шерсть и длинные усы.

Измени по образцу. Измени каждое предложение, как указано в образце. Следи за произношением звуков С и Ш.
Образец:
Я слышу смешок.
Он(а) слышит смешок.
Мы слышим смешок.
Вы слышите смешок.
Они слышат смешок.

Я стригу шерсть.
Я слушаю стишок.
Я спешу в школу.
Сшибать шишки с сосны.
Сушить джинсы на солнышке.
Слушать смешную сказку.
Кушать сушки с маком.

Распространение предложений. Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звуков Ш и С.
Я слышу.
Я слышу шум.
Я слышу шум шоссе.
Я хорошо слышу шум шоссе.
Я хорошо слышу шум скоростного шоссе.

Я сушу.
Я сушу шампиньоны.
Я сушу вкусные шампиньоны.

Я расчешу кошку.
Я расчешу пушистую кошку.
Я расчешу пушистую персидскую кошку.
Я расчешу пушистую персидскую кошку гребешком.

Дифференциация звуков С-Ш в скороговорках

В каше мошка. Спеши, кошка. Ешь из плошки кашу с мошкой.

В шалаше лишь шмель шумит,там свернувшись Саша спит.

Мамаша дала Саше сыворотку из простокваши.

Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела повыше.

Поспеши, не мешкай, сбегай за орешками.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

Шестнадцать шли мышей
И шесть несли грошей.
А мыши, что поплоше,
Шумливо шарят гроши.

Шишки на сосне, а шашки на столе.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Сосна шумит со сна, со сна шумит сосна.

Дифференциация звуков С-Ш в рассказах

Перескажи тексты, чётко проговаривая звуки С и Ш.

Поезд

Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок.
Он взял Галины санки, прицепил к Толиным, Толины - к Машиным, Машины - к Мишиным. Получился поезд.
Миша кричит:
- Ту-ту!
Он машинист.
Маша кричит:
- Ваши билеты!
Она кондуктор.
А папа тянет за верёвку и приговаривает:
- Чух-чух.. Чух-чух...
Значит, он паровоз.

Почему у месяца платья нет


Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. А платье-то узко и коротко.
- Видно, я ошибся, - говорит портной.
И снова сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. Опять платье мало.
- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной.
И снова стал кроить и шить.
В третий раз пришёл месяц к портному. Увидел портной: идёт по небу круглый месяц - не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному?
Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашёл. Так и остался месяц без платья.


Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. На заре Митька пошёл взять грибы. Грибы унесли, и он стал плакать. Мать ему сказала: "Что плачешь? Или наши лепёшки поели кошки?" Тогда Митьке стало смешно, он тёр по лицу слёзы, а сам смеялся.

Перескажи текст и ответь на вопросы. Следи за произношением звуков Ш и С.

Карандаш


Папа принёс большой карандаш. Маша кричит: "Мне!" Миша кричит: "Мне!" Папа сказал:
- Тише, мы его разделим.
Провёл одним концом - синий. Провёл другим концом - красный.
Миша с Машей смеются: "Давай делить карандаш!" Мише синий конец, а Маше - красный. Миша рисует синие картинки, а Маша - красные.

Вопросы:
1. Что принёс в подарок Маше и Мише папа?
2. Из-за чего поссорились ребята?
3. Как поступил папа?
4. Какие картинки нарисовал Маша и Миша?

Дифференциация звуков С-Ш в стихах

Зашептала тихо мышь:
"Что ж, сыночек, ты не спишь?"
"Я дрожу, - сказал он мыши, -
Шум в лесу я страшный слышу".
"Ты не бойся, мой малыш,
Это дождик", - шепчет мышь.

*****
Жил на опушке лесной
Ёжик под старой сосной.
Шишки ходил собирать
Чтобы с ежонком играть.

*****
В тишине шептали мышки,
Что мышата меньше шишки,
Что пушистой кошке Мушке
Лучше спать бы на подушке.
Кошка шевелит ушами:
"Не пора ли за мышами?"
Если слышит мышек кто-то,
Начинается охота.
Лучше б мыши-глупыши
Не шептали бы в тиши.

*****
Кот Пушок и пёс Снежок
Вышли вместе на лужок.
Кот за мышкой побежал,
Пёс - на солнышке лежал.

*****
Однажды пушистая кошка
Поесть попросила немножко.
У кассы железнодорожной
Ей дали сырочек творожный.

*****
Сашеньке нашей смешинка попала.
Целые сутки она хохотала.
Всё-то смешным ей казалось тогда,
Даже ушиблась, и то - не беда.

*****
Ёж с ежонком Пашей
В гости шёл к лягушке,
А лягушка Маша
Насушила сушки.
Чай лесной душистый
Для гостей дымится,
На траву душицу
Маша не скупится.
Вкусный запах пляшет,
По лесу витает,
Так лягушка Маша
Ёжиков встречает.

*****
Саша - лучший пастушок.
Он берёт с собой рожок.
Сумку из рогожки
С мисочкой и ложкой.

*****
У кошки есть усы и уши.
Нужны ей уши, чтобы слушать.
Но вот зачем, не знаем мы,
Нужны животному усы?

*****
Скачет зайка по опушке
Возле заячьей избушки.
Ищет он грибы волнушки,
Чтоб засаливать в кадушке.
Только пусто на опушке.
Не нашёл он ни волнушки.
Сел и с горя чешет ушки
У избушки на опушке.

*****
Язык вверх: ша- ша- ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са – са - са,
Сахар, масло, колбаса.

*****
Как–то вечером старушки
Пили чай и грызли сушки.
Кошка на подушке
Лапкой моет...ушки.
Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладёт под голову подушку.
Испекла старушка пышки
И сложила пышки в миску.

*****
Шесть пушистых котят
Есть сосиски хотят.
А смешная Наташа
Даст им пшённую кашу.