Какой должна быть высота стола для ребенка. Высота парты: в зависимости от роста Какие стандарты высоты письменного стола существуют

Высота письменного стола, предназначенного для школьника крайне важна, ведь фактически он является первым рабочим местом, на котором ребенок проводит немало времени. Названный выше предмет меблировки должен отвечать определенным требованиям и быть к тому же:

  • удобным;
  • функциональным;
  • безопасным.

Как правило, родители приобретают стол таким образом, чтобы им школьник мог пользоваться на протяжении многих лет, то есть до конца обучения.

Вообще же наличие собственного уголка и правильная организация пространства в н
ем помогают облегчить процесс подготовки к занятиям и приучить ребенка к порядку.

Оптимальные размеры

Стол следует выбирать рабочей поверхностью, имеющей в длину не менее 100 сантиметров – это позволит разместить на ней свободно все необходимые для учебы предметы и справочные пособия.

Ширина стандартная – 60 см. Если планируете установить компьютер, то берите более просторную модель – 120 на 80 см.

Допустимая высота описана в специальном документе – ГОСТ 11015-93. Там, в частности, указывается, что для младших школьников:

  • при росте до 85 см необходимо рабочее место не ниже 34 см;
  • от 85 до 100 – 40;
  • 101-115 – 46;
  • 116-130 – 52;
  • 131-145 – 58;
  • 146-160 – 64.

Для более старшего школьника и взрослого человека (160-175 см) стандарт – 7 дм. Кроме того, внизу, чтобы ничто не мешало ногам, необходимо иметь минимум полметра квадратного свободного пространства.

Как показывает практика, в значительной мере распространению сколиоза среди детей школьного возраста способствует именно неправильный подбор мебели для них.

Помимо описанных выше технических параметров письменного стола, важно также, чтобы он нравился вашему сыну или дочке. По этой причине, отправляясь в магазин, их следует брать с собой. Такой подход имеет ряд несомненных преимуществ. Прежде всего, можно прямо на месте примерить подобранную модель.

За правильным столом школьник будет сидеть с ровной спиной и ногами, согнутыми под прямым углом и локтями, свободно располагающимися на столешнице. Кромка ее при этом приходится непосредственно на уровень солнечного сплетения.

Сколько сантиметров свободного пространства должно оставаться между коленями и нижней стороной рабочей поверхности? Это расстояние составляет не менее 15 и не более 10 см.

Есть еще один способ убедиться, что подобранный ученический стол идеально вам подходит:

  • усадите ребенка за него;
  • пускай он выпрямит спину и поставит локоть на рабочую поверхность;
  • его средний палец при этом должен свободно доставать до внешнего угла глаза.

Наиболее удобные модели – с регулировкой. По мере того как увеличивается рост ребенка, на них поднимается и столешница. В результате никаких неудобств учащийся никогда не испытывает. Соответственно, сохраняется и его осанка. Лучше всего выбрать вариант с телескопическими ножками – он наиболее надежен и безопасен.

Тумбы у стола могут размещаться как слева, так и справа, это особого значения не имеет. Но варианты без них лучше не брать, ведь у ребенка есть масса вещей, которые необходимо где-то хранить. Если тетрадям, учебникам и писчим принадлежностям не выделить место, то они, вероятнее всего, займут всю столешницу.

Не берите модели с острыми углами и торцами – младшие дети о них часто травмируются.

Материал в целом вовсе не принципиален. Желательно, чтобы финишное покрытие было износоустойчивым. Лак в этом смысле не слишком надежен и долговечен. Гораздо лучше себя зарекомендовали ламинированный МДФ или пластик. Помните только, что некоторые материалы выделяют в процессе эксплуатации токсические вещества, потому обязательно попросите у продавца предъявить сертификат соответствия на товар.

Хорошо, если рабочая поверхность матовая – она не отсвечивает и не раздражает
глаза отраженными солнечными лучами и светом лампы. Убедитесь, что кромки выполнены качественно – как правило, они в современной мебели самое слабое место.

Идеальные ножки – металлические. Они не царапаются и не оббиваются.

Помните, от того, насколько ребенок комфортно себя чувствует на своем рабочем месте, в немалой степени зависит и его отношение к учебе.

Другие параметры

Если для старшеклассников наклон рабочей поверхности значения не имеет, то для младших детей он важен. Потому данный параметр игнорировать не следует. В частности, медики акцентируют, что такие столы более эргономичны и лучше сохраняют осанку и зрение.

Как показывает практика, родители все же предпочитают выбирать стандартные модели, поскольку они служат всегда гораздо дольше. В этой ситуации рекомендуем приобрести дополнительную подставку, имеющую нужный угол наклона.

Кроме этого, многие отечественные производители поставляют на рынок столы с регулируемыми поверхностями. Выбирая место для учебы дома, обращайте внимание на освещенность и наличие розетки. Последняя, вероятнее всего, потребуется для компьютера или, по крайней мере, для настольной лампы.

Цвет

Этот параметр так же важен, как и другие ранее описанные. Психологи полагают, что от правильного подбора цвета зависит в немалой степени и отношение ребенка к занятиям.

Чрезмерно яркие оттенки, в частности:

  • отвлекают внимание;
  • раздражают;
  • нагружают глаза.

Оптимальная палитра:

  • серый;
  • коричневый;
  • кофейный;
  • бежевый.

Двухуровневые конструкции

В небольшой квартире или если есть необходимость разместить на столе компьютер, выбирают модели с несколькими уровнями. Это позволяет максимально рационально использовать все свободное пространство и обеспечить порядок на рабочем месте ребенка.

Необходимо убедиться, что монитор находится не менее чем в 70 сантиметрах от глаз школьника. Идеальным в этом смысле вариантом являются угловые столы. Для них наверняка найдется место даже в очень небольших комнатах.

Также весьма практичным вариантом является стол в форме буквы «Г». Одну его часть выделяют под компьютер, а вторую используют для работы с учебниками и выполнения письменных заданий.

По статистике, подавляющее большинство патологий позвоночного столба развивается из-за того, что человек неправильно сидит за письменным столом. Первопричиной подобного явления являются неверно подобранные габариты мебели, которые напрямую влияют на удобство эксплуатации, осанку и здоровье спины. Именно поэтому при необходимости приобрести письменный стол размеры изделия - первое, что должно быть учтено при выборе. Ассортимент изделий варьируется в достаточно широком диапазоне, от компактной прямоугольной конфигурации до моделей-трансформеров или угловых конструкций. Ориентироваться в первую очередь стоит на рост пользователя, наличие определенных медицинских показаний, габариты помещения, куда планируется поставить стол, и только потом на особенности интерьера и личные вкусы.

Немаловажным критерием, влияющим на размеры письменного стола, является его функциональность. Если для младшего школьника достаточно стандартной конфигурации, то рабочее место студента, архитектора или офисного сотрудника должно быть гораздо больше. Разумеется, учитываются и габариты помещения, в котором планируется поставить мебель. Если это небольшая по площади комната, оптимальным вариантом будет установка школьного стола маленьких размеров. Такие модели делятся на:

  1. Однотумбовые. Это самая стандартная конструкция, которая позиционируется как малогабаритная. С одной стороны находится рабочая поверхность, с другой - встроенная тумба с одним или несколькими ящиками. Стандартные размеры - 120 х 60 см.
  2. Двухтумбовые. Еще одна компактная классическая модель, ящики в которой располагаются по обе стороны столешницы. Стандартные габариты - 140 х 60 см.
  3. С подкатной тумбой. Модель чаще всего встречается в офисах, немного расширяя функционал мебели. Тумбу можно использовать как часть стола или же как отдельный самодостаточный элемент обстановки. Размеры обычно совпадают с однотумбовыми аналогами.

В ряде случаев письменный стол совмещается с компьютерным, что влияет на габариты мебели. Популярностью пользуются функциональные Г-образные (угловые) конструкции, они вместительные, при этом не сильно громоздкие, позволяют удобно разместить все необходимые ученические принадлежности, ПК или ноутбук. Ширина таких столов начинается от 120-160 см, глубина находится в пределах 800-120 см. К мебели средних размеров относят и столы-трансформеры, они немного выше и шире стандартных, при этом обладают массой дополнительных возможностей, в частности, регулировкой угла наклона и высоты столешницы. Такие модели удобно размещать в типовых квартирах, где ценен каждый квадратный метр.

Оптимальный вариант для школьника - полноценный гарнитур со встроенным столом, куда поместятся все необходимые учебные и развивающие принадлежности, а также предметы обихода. При этом стоит понимать, что функциональность и громоздкость такой модели прямо пропорциональны.

Однотумбовый

Двухтумбовый

С подкатной тумбой

Трансформер

Гарнитур со встроенным столом

Стандартные размеры

Стандартные размеры письменного стола разрабатывались совместными усилиями дизайнеров и работников научно-исследовательских медицинских лабораторий. При создании мебели специалисты учитывали удобство эксплуатации и эргономику. Также большое внимание уделялось медицинским показателям. Главное, к чему стремились проектировщики, чтобы при работе за столом не возникало перенапряжения, которое может привести к болезням позвоночника и застою крови в организме при долгом нахождении в одной позе. Основные габариты письменного стола для школьника, на которые следует обращать внимание при выборе, - высота, длина, глубина.

Прямой стол

Прямой письменный стол - наиболее распространенная вариация мебели. Самый важный параметр - высота. За основу расчетов берется рост человека. При среднем показателе взрослого мужчины в 175 см и женщины в 162 см высота мебели должна составлять приблизительно 75 см. Это усредненный стандартный размер, который используется при изготовлении прямого письменного стола. Габариты этой модели для взрослых можно свести в таблицу.

Это стандартные показатели, которых придерживается большинство производителей.

Прямой письменный стол для ребенка отличается по высоте от взрослого варианта. В детских моделях этот параметр начинается от 52 см. Верно подобранные габариты станут гарантом того, что в процессе занятий школьник будет держать спину прямо. Если при этом используется ноутбук или компьютер, экран монитора при необходимой высоте мебели будет находиться на уровне глаз, что также не навредит здоровью.

Ширина и глубина выбираются с учетом функционала стола. Если планируется использовать его только как письменный, достаточно будет небольших размеров. При работе с оргтехникой стоит отдать предпочтение широкой столешнице.

Чтобы мебель была более функциональной, ее дополняют ящиками, полками, стеллажами и надстройками, которые предназначены для хранения учебников, книг, тетрадей, альбомов, канцелярских принадлежностей. Оптимальные параметры дополнительных приспособлений сведены в таблицу.

Габариты стола для взрослых

Оптимальные параметры дополнительных приспособлений

Угловая модель

Такой стол считается очень удобным и вместительным благодаря конструкции и размерам. Основные параметры угловой взрослой модели по ГОСТу:

Производство детских письменных столов по высоте также начинается от 52 см. При желании можно заказать модель с индивидуальными размерами, однако такая услуга обойдется немного дороже, чем приобретение стандартного изделия.

Зачастую угловой письменный стол совмещает функции компьютерного. Конструкция имеет приспособления для клавиатуры, системного блока и монитора. Для них предусмотрены следующие параметры:

  • выдвижная полка - 10-15 см под столешницей, такое расположение удобно для набора текста на клавиатуре;
  • надстройка для монитора - 10-12 см, что позволит глазам не уставать при работе;
  • подставка под системный блок - 10-15 см над напольным покрытием, что исключит перегрев.

Преимущество углового стола в том, что он отлично экономит место, при этом имеет две отдельные зоны: для работы с компьютером и бумагами.

Растущая конструкция

Для детей, которые только собираются в школу, оптимальным вариантом будет растущий стол, высоту которого можно увеличивать по мере взросления ребенка. Такое изделие позволит не только сохранить правильную осанку, но и сэкономит семейный бюджет, так как не потребуется покупать несколько моделей за время учебы.

Высота стола настраивается при помощи выдвижного или электронного механизмов. Также регулировать ее можно ножками, которые имеют форму буквы «Х». Варианты размеров данной конструкции представлены в таблице.

Стандартный шаг изменения высоты такого изделия - 5-6 см.

Для двоих детей

В семьях с двумя детками часто возникает проблема с местом в комнате для установки нескольких письменных столов. Чтобы сэкономить пространство, можно приобрести специальное изделие. Выглядит эта конструкция как обычный стол, при этом по размерам она немного больше. Увеличенная длина позволяет двоим детям одновременно делать уроки, заниматься рисованием, лепкой и другим творчеством, не мешая друг другу. Наличие полок, выдвижных ящиков, в которых можно хранить канцелярию и книги, также будет плюсом. Размеры письменного стола для двоих могут быть следующими:

Если между детьми большая разница в возрасте, выбрать такой стол будет затруднительно. В этом случае рекомендовано обратить внимание на модель с функцией регулирования высоты каждого рабочего места. Оптимальным решением также будет приобретение стульев с настраиваемой высотой и подставкой для ног.

Как определить оптимальную высоту

Перед тем как выбирать письменный стол для школьника, важно изучить рекомендации специалистов:

  1. При письме ноги должны стоять на полу прямо. Необходимо, чтобы они полностью доставали до напольного покрытия. Вытянутые ноги говорят о неправильно подобранной высоте. Оба локтя должны находиться на столе. Нельзя, чтобы они свисали.
  2. Расстояние от столешницы до бедер - не более 18 см. Это стандартная высота, которой нужно придерживаться всегда. Исключение составляют конструкции с выдвигающимися ящичками, немного уменьшающими эти размеры.
  3. При работе за компьютером глаза должны находиться прямо напротив монитора. При этом голова не должна быть наклонена вниз.
  4. Во время чтения очень важно, чтобы расстояние между книгой и глазами было равно длине руки от локтевого сустава до кончиков пальцев.

Стол, верно подобранный по высоте, исключает развитие у ребенка сколиоза и других заболеваний позвоночника. При этом не менее важны параметры детского стула: при опоре на спинку сиденье не должно давить под колени. При выполнении этих условий спина ребенка всегда будет прямой. Эти же правила необходимо соблюдать взрослому.

Базовые требования к столам для школьников

Отдельно стоит отметить требования к размерам письменного стола, за которым ученики проводят много времени, начиная с первого класса и заканчивая одиннадцатым. Для выбора рабочей модели следует руководствоваться не столько стилевым оформлением комнаты, сколько здоровьем ребенка. Специалисты разработали основные параметры письменного стола - стандарт для учеников:

  • ширина должна равняться 1 метру или более;
  • глубина - от 0,6 м и более;
  • место для постановки рук - 50 х 50 см.

Высота письменного стола зависит от роста школьника. Эти параметры можно свести в таблицу.

Руководствуясь указанными параметрами при приобретении мебельных изделий для детей, можно избежать проблем с позвоночником, которые как раз связаны с неправильной посадкой.

Выбирая изделие, важно предусмотреть, чтобы оно было эргономичным, что предотвратит получение ушибов при ударах об острые углы. Удобной для работы будет конструкция с наклонной столешницей, которая позволит не использовать подставки под книги. Угол наклона должен составлять 30 градусов. Стоит также серьезно отнестись к выбору дополнительных полочек и тумбочек, которыми часто оснащаются письменные столы. Они должны легко открываться и не мешать ребенку при выполнении домашнего задания.

Высота письменного стола зависит от роста школьника

Удобным для работы будет стол с наклонной столешницей

Дополнительные ящики должны легко открываться и не мешать при работе

Чтобы занятия в любом возрасте были комфортными и не наносили вреда здоровью ребенка, родителям стоит учесть полезные советы, подсказывающие, как правильно выбрать письменный стол. Идеальным решением для школьника будет трансформируемая («растущая») конструкция. Она удобна тем, что позволяет подстраивать высоту под рост ребенка, а также менять наклон столешницы. Такая конструкция будет стоить на порядок дороже, но прослужит много лет.

При выборе стандартной модели письменного стола регулировать его высоту можно стулом с поднимающимся сиденьем. Еще одним выходом из положения может стать специальная подставка под ноги, которая уменьшит расстояние от столешницы до пола. Это небольшая конструкция из пластика или металла. Она бывает стационарной - установленной возле мебели, или переносной. Во втором случае ее можно убирать, если за столом работают другие члены семьи, а также когда ребенок вырастет. Заменить такую подставку можно небольшой табуреткой.


Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Действующий СанПиН 2.4.1.3049-13 принят 15 мая 2013 года, и вступил в силу с 30 июля 2013 года, взамен утратившему силу СанПиН 2.4.1.2660-10 .
Выдержка из СанПиН 2.4.1.3049-13:

6.5. В групповых помещениях для детей 1,5 лет и старше столы и должны быть подобраны согласно группе роста детей. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.

6.6. Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы. Подбор мебели для детей проводится с учетом роста детей согласно таблице 1.

Таблица 1. Основные размеры столов и стульев для детей раннего возраста и дошкольного возраста

Группа роста детей (мм) Группа мебели Высота
стола (мм)
Высота сиденья
стула (мм)
до 850 00 340 180
свыше 850 до 1000 0 400 220
с 1000 - 1150 1 460 260
с 1150 - 1300 2 520 300
с 1300 - 1450 3 580 340
с 1450 - 1600 4 640 380

6.7. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств.

6.8. Меловые доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или коричневый цвет и антибликовое или матовое покрытие.

6.9. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого). Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.

6.10. В дошкольных образовательных организациях используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.

6.11. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.

6.12. Во вновь строящихся дошкольных образовательных организациях в составе групповых должны быть предусмотрены отдельные спальные помещения. Спальни оборудуются . При проектировании групповой допускается предусматривать наличие раздвижной (трансформируемой) перегородки для выделения спальных мест (спальни), которые оборудуются раскладными кроватями с жестким ложем или на трансформируемыми (выдвижными, выкатными) одно - трехуровневыми кроватями.

6.13. В существующих дошкольных образовательных организациях при отсутствии спален по проекту или недостаточной площади имеющихся спальных помещений допускается организовывать дневной сон детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных) одно - трехуровневых кроватях. При использовании в каждой групповой должно быть предусмотрено место для их хранения, а также для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья. Кровати должны соответствовать росту детей. Расстановка кроватей должна обеспечивать свободный проход детей между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами.

ГОСТ 11015-93
(ИСО 5970-79)

Группа К25

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СТОЛЫ УЧЕНИЧЕСКИЕ

Типы и функциональные размеры

Desks for pupils.
Types and functional dimensions


ОКП 56 0000

Дата введения 1995-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Российской Федерацией

ВНЕСЕН Техническим секретариатом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации

2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 21 октября 1993 г.

За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Республика Беларусь

Белстандарт

Республика Казахстан

Казглавстандарт

Российская Федерация

Госстандарт России

Украина

Госстандарт Украины

3 В настоящем стандарте учтены все показатели и требования международного стандарта ИСО 5970-79 "Мебель. Столы и стулья для учебных заведений. Функциональные размеры" в части требований к ростовым номерам 1-6.

4 ВЗАМЕН ГОСТ 11015-86

ВНЕСЕНО Изменение N 1 , утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 21.05.2013 N 115-ст c 01.11.2013

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 8, 2013 год

Настоящий стандарт распространяется на ученические столы, используемые в комплекте с ученическими стульями по ГОСТ 11016 для оборудования рабочих мест учащихся в классах и учебных кабинетах, и устанавливает их типы и функциональные размеры.

Обязательные требования, обеспечивающие безопасность для здоровья учащихся, изложены в 2.1, 2.2, 2.3, 2.5, 2.6, 2.7.

1. ТИПЫ

1.1 Ученические столы должны изготовляться одноместными или двухместными двух типов:

I - столы с постоянными параметрами;

II - столы с регулируемыми параметрами

2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ

2.1 Ученические столы должны изготовляться семи номеров и иметь цветовую маркировку в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

Номер стола

Средний рост учащихся

Группа роста

Цвет маркировки

Св. 1000 до 1150

Оранжевый

" 1150 " 1300

Фиолетовый

" 1300 " 1450

Желтый

" 1450 " 1600

Красный

" 1600 " 1750

Зеленый

Голубой

2.2 Функциональные размеры ученических столов должны соответствовать указанным в табл.2 и на чертеже.

Таблица 2

Наименование размера

Значение для стола, номера

Высота рабочей плоскости , не менее

Расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног), , не менее

Расстояние от пола до элементов, выступающих над коленями (высота пространства для ног, согнутых в коленях), , не менее

Ширина рабочей плоскости , не менее

Длина рабочей плоскости , не менее:

одноместный стол

двухместный стол

Расстояние между опорными элементами стола на одно место (ширина пространства для ног) , не менее

Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих перед его коленями (глубина пространства для ног), , не менее

Расстояние от края стола со стороны сидящего до элементов, выступающих над стопой (глубина пространства для ног при сидении с вытянутыми ногами), , не менее

Примечание - Допускается изготовление подножки на расстоянии от края стола со стороны сидящего высотой не более 70 мм.

Чертеж

2.1, 2.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

2.2.1 По требованию потребителя допускается для номеров 3, 4, 5, 6 изготовление одноместных столов с длиной рабочей плоскости 700 мм и двухместных столов с длиной рабочей плоскости 1300 мм.

2.3. Крышка стола должна быть горизонтальной или иметь приспособления для установки ее горизонтально и под углом от 7 до 16°. При переводе крышки в наклонное положение высота края стола, обращенного к ученику, не должна уменьшаться более чем на 10 мм.

2.4. При наличии в ученических столах полки высота ниши должна быть не менее 60 мм.

2.5 Столы типа II должны регулироваться по высоте:

на пять номеров - 3-7;

на три номера - 3-5 и 5-7.

Высота рабочей плоскости и расстояние от пола до нижней кромки элементов, выступающих под крышкой стола у ее края (высота пространства для ног) , должны изменяться в соответствии с таблицей 2. Остальные размеры столов должны соответствовать:

в столах номеров 3-7 и 5-7 - размерам для стола номера 7 (таблица 2);

в столах номеров 3-5 - размерам для стола номера 5 (таблица 2).

2.6 В столах с крышками, устанавливаемыми в двух положениях, - горизонтальном и наклонном, должны быть предусмотрены места для хранения ручек и карандашей. Минимальные размеры углубления для ручек и карандашей 115458 мм (длинаширинаглубина) или отверстие под стаканчик диаметром не менее 55 мм.

Расстояние от кромки крышки со стороны сидящего до углубления должно быть не менее 380 мм.

Столы с горизонтальными крышками допускается изготовлять без углублений для ручки и карандаша.

2.5, 2.6 (Измененная редакция, Изм. N 1).

2.7 Углы крышек стола должны быть притуплены (зашлифованы) или иметь в плане скругление радиусом 10-30 мм.

ПРИЛОЖЕНИЕ (рекомендуемое). МЕБЕЛЬ, СТОЛЫ И СТУЛЬЯ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ИСО 5970-79

0. Введение


Настоящий международный стандарт разрабатывался в соответствии с принципом - стулья и столы должны быть подобраны таким образом, чтобы способствовать правильному положению корпуса при работе за столом у тех лиц, которые пользуются этой мебелью в учебных заведениях. Все функциональные размеры в стандарте основаны на результатах, полученных с помощью антропометрических исследований. Выполнение норм настоящего международного стандарта гарантирует при использовании правильно подобранных столов и стульев удобство расположения на сиденье и в то же время позволяет создателям и изготовителям мебели приспособиться к техническим условиям и локальной экономике в соответствии с теми требованиями, которые выдвигают условия обучения в каждой отдельной стране.

Практически для любого роста можно подобрать соответствующую мебель из семи предлагаемых типоразмеров, однако необходима некоторая адаптация для тех лиц, у которых телосложение существенно отличается от средних норм. Требуется тщательно изучить национальные особенности населения для того, чтобы из имеющихся семи типоразмеров мебели выбрать наиболее подходящую для использования в местных школах.

Семь типоразмеров комплектов в виде столов и стульев, предлагаемые настоящим международным стандартом, могут удовлетворить потребности любого учебного заведения (кроме специальных).

Столы средних типоразмеров могут быть также использованы в качестве рабочих плоскостей в тех случаях, когда маленькие ученики работают стоя, более высокие столы используются при аналогичной работе старших учащихся; вся гамма высот создает обширные возможности для использования мебели, разработанной в соответствии с настоящим международным стандартом.

1. Объект и область применения


Настоящий международный стандарт определяет функциональные базовые размеры столов и стульев, используемых в учебных заведениях общего типа. Он не удовлетворяет частным требованиям, выдвигаемым специальными учебными заведениями, или требованиям, предъявляемым к регулируемой мебели. Настоящий международный стандарт не касается материалов, концепций, производства и качества.

2. Размеры


Размеры стульев даны в таблице 1, а размеры столов в таблице 2. Справочные размеры обозначены на рисунке 1 (вид сбоку) и рисунке 2 (вид сверху)*.
__________________
* Допуски, обозначенные в таблице 1 и таблице 2, не являются производственными допусками, они лишь определяют возможные интервалы для функциональных размеров.


Приведенные в таблице 2 минимальная ширина и минимальная длина крышки стола выбираются по данным для одноместных или двухместных столов в соответствии со спецификой их использования.

Свободная зона для ног, определяемая размерами должна строго соблюдаться во всех столах, предназначенных для трудовой деятельности в сидячем положении.

Все ящики или отделения под верхней крышкой стола должны быть размещены таким образом, чтобы обеспечить ногам свободную зону, равную минимальным оговоренным в стандарте размерам.

Таблица 1

Размеры стульев, мм

Наименование размера

Справочный номер

Оранжевый

Фиолетовый

Желтый

Красный

Зеленый

Голубой

Высота до основания сиденья, (допуск ±10 мм)**

Полезная глубина сиденья, (допуск ±10 мм)***

Ширина сиденья,

Справочная точка отн. ,

Высота до нижнего края спинки, , макс.

Высота до верхнего края спинки,

Ширина спинки,

Радиус закругления переднего
края сиденья,

Радиус спинки,

Угол наклона сиденья,

Угол между сиденьем и спинкой,

Примечания:



** Высота измеряется от наиболее высокой точки сиденья в плане на средней линии.

*** Размер измеряется на средней линии сиденья в плане, это расстояние от края передней ножки стула до перпендикуляра, опущенного из контрольной точки .

- точка на спинке стула, максимально выступающая вперед.

Должна быть обеспечена свобода движений сидящего в рабочем положении.

и измеряются на средней линии сиденья в плане от наиболее низкой точки на поверхности сиденья.

Верхние и нижние края спинки стула должны быть хорошо сглажены.

- радиус закругления поверхности сиденья вниз. Необходимо, чтобы кривая имела точную форму дуги окружности.

- радиус закругления спинки в плане.

- угол наклона сиденья должен быть 4° максимум. Поверхность сиденья может быть плоской или иметь углубление. Углубление должно занимать задние 2/3 сиденья. Самая глубокая часть его должна находиться в задней части эффективной глубины сиденья, ближе к краю сиденья.

- угол, образованный горизонтальной линией сиденья и наклонной спинкой стула, или угол между верхней частью спинки стула, определяемый высотой и нижней частью спинки, размер - наиболее выступающая точка спинки соответствует краю сиденья по его средней линии. Профиль спинки стула между функциональными размерами и w не определен.

Таблица 2

Размеры столов, мм

Наименование размера

Справочный номер

Оранжевый

Фиолетовый

Желтый

Красный

Зеленый

Голубой

Справочный рост - средняя высота тела

Высота до крышки стола, (допуск ±10)** ***

Высота пространства для ног, ***

Высота пространства для ног, согнутых в коленях,

Высота пространства для вытянутых ног,

Ширина крышки стола,

Минимальная длина крышки стола,

стол одноместный

стол двухместный

Ширина пространства для сиденья,

Глубина пространства для сиденья с согнутыми коленями,

Глубина пространства для сиденья с вытянутыми ногами,

Пpимечания

* Для типоразмера 0 определяются только цвет и высота сиденья.

** - поверхность крышки стола, определяемая в данном международном стандарте, горизонтальная. Однако, если поверхность стола необходимо наклонить, то рекомендуется угол наклона крышки стола, равный 16° по отношению к горизонтали. При этом край крышки стола, расположенный со стороны ученика, должен быть размещен на такой же высоте, на которой устанавливается крышка стола, расположенная горизонтально.

*** - если свободное пространство размещается в этой зоне, то его высота должна быть минимум 60 мм.

Таблица 2 дает предпочтительные размеры минимальной длины и минимальной ширины крышки стола. С точки зрения гармонии рекомендуется использовать эти величины. Если возникает необходимость в использовании размеров, отличающихся от и , то целесообразно использовать следующие модули для увеличения размеров:

размер от 450 до 800 мм: увеличение на 50 мм

от 800 мм до 2000 мм: увеличение на 100 мм

размер от 450 мм до 1200 мм: увеличение на 50 мм.

Вид сбоку

Рисунок 1

Все размеры справочные

Рисунок 1

Вид сверху

Рисунок 2

Все размеры справочные

Рисунок 2

3. Соотношения между стулом и столом


Общеизвестно, что ученики, находясь в положении сидя, могут занимать разнообразные позы. Для того, чтобы решить вопрос о соответствии между стулом и столом, необходимо выбрать удобное положение и проверить семь параметров в соответствии с рисунком 3. На нем показано правильное положение учащегося, сидящего за столом, которое удовлетворяет одновременно всем необходимым параметрам.

Метод оценки соответствия между стулом и столом

Рисунок 3

А - согнутые в коленях ноги учащегося (в обуви) должны спокойно лежать на плоской поверхности пола;

В - должно быть достаточное пространство между бедрами и нижней частью стола;

С - не должно быть никакого давления на передний край стула, между поверхностью сиденья и бедром;

D - высота стола должна быть выбрана таким образом, чтобы локти сидящего приближались к такому же уровню по отношению к переднему краю крышки стола, на каком они находятся, когда кисти рук опущены вертикально вниз;

Е - спинка стула должна крепко поддерживать спину сидящего в поясничной области и нижней части лопаток;

F - должно быть свободное пространство между задней частью ног и передним краем сиденья;

G - должно быть предусмотрено свободное пространство между опорой лопаток и сиденьем для обеспечения свободного движения на стуле.

Рисунок 3

4. Маркировка


Стулья и столы, соответствующие настоящему международному стандарту, должны снабжаться несмываемой наклейкой, указывающей справочный номер или код цвета, или то и другое.



Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1994

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
ЗАО "Кодекс"

Правильно подобранная мебель обеспечивает пользователям удобство и полезна для здоровья. Если же речь идёт о столах, то принять при выборе правильное решение, можно ориентируясь на их предназначение и принятые стандарты.

Какие стандарты высоты письменного стола существуют

Рекомендованное значение — 75 см. Ориентируясь на ГОСТ, производители выпускают мебель высотой от 70 до 80 см. Теоретически, такой разбег должен был бы удовлетворять требования всех пользователей, но это не так. Те, кого природа одарила ростом 160 или 180 см, за стандартным столом чувствуют себя неуютно, потому что он либо слишком высок либо, наоборот, - чересчур низкий.

Отдельная категория, которой не подходят стандарты - дети. Обеденный, письменный или компьютерный - стол им нужен раньше, чем завершится их физическое развитие. Следовательно, у родителей остаётся лишь 2 варианта - подгонять длину ножек стула, или же, что предпочтительнее, озаботиться приобретением детской мебели.

Как правильно подобрать высоту стола

В основу расчёта стандарта положен среднестатистический рост человека. При подборе мебели «под себя» также важно учитывать этот параметр, потому что формула удобной высоты столешницы неизменна: рост (см) * коэффициент. А вот сама переменная зависит от предназначения.

Кухонного

Под этим видом столов подразумевается вся рабочая поверхность, что не совсем правильно, но наиболее практично. Ведь за истинно правильным и удобным разноуровневым вариантом ухаживать было бы на порядок сложнее.

Готовое блюдо - результат множества подготовительных процессов, большинство из которых легче выполнять стоя. Соответственно и высота кухонного стола должна быть такой, чтобы находящийся за ним человек мог работать с расслабленными плечами и ровной спиной. Подбирая из готовых кухонных поверхностей, оптимальное расстояние от столешницы до пола легко определить визуально: она должна находиться на уровне пониже талии.

Но что же делать, если члены одной семьи имеют большую разницу в росте? Ни в коем случае не определять среднее арифметическое, как рекомендуется некоторыми «знатоками».

ВНИМАНИЕ! При выборе кухонного стола ориентироваться стоит на того, кто чаще готовит - именно этот человек «ярче» всего ощущает последствия неправильного выбора.

Если нужно определить высоту кухонного стола в случае его изготовления на заказ, можно воспользоваться формулой: рост*0,51. Округлив результат до целого, удастся получить оптимальное расстояние от пола до столешницы с учётом индивидуальных особенностей.

Письменного

У этого варианта мебели несколько иные задачи: за ним полагается работать сидя. Предплечья во время работы должны оставаться расслабленными, спина ровной, а плечи в естественном положении. Допустим лёгкий наклон головы, но голень и бедро обязательно должны находиться под прямым углом, а ступня - плотно прижатой к полу.

ВНИМАНИЕ! При выборе такой мебели тоже ни о какой усреднённости не может быть и речи. Ориентироваться стоит на самого рослого домочадца. А остальным в комплект к столу просто докупаются индивидуальные стулья и подставки под ноги.

Формула расчёта оптимальной высоты письменного стола: рост*0,46.

Компьютерного

Важно понимать, что это прямой наследник письменного аналога. Требования к нему предъявляются те же.

ВНИМАНИЕ! Печатая на клавиатуре важно сохранять правильные осанку и положение рук. А расстояние от глаз до монитора легко отрегулировать, отодвинув его до противоположного края столешницы.

Для пущей компактности с сохранением удобства для пользователей, компьютерные столы нередко оборудуют выдвижной полочкой под клавиатуру и подставкой под монитор. В таком случае:

  • полочка должна находиться на оптимальной для сохранения естественного положения рук высоте;
  • к столу подбирается стул с удобными подлокотниками, которые и будут служить дополнительной точкой опоры для предплечий;
  • подставка должна обеспечивать оптимальный угол обзора без необходимости сутулиться или отклоняться назад.

Общая рекомендация по подбору оптимальной для всех членов семьи высоты сохраняется: ориентир на самого рослого. Благо приобрести подставку под ноги нетрудно, а качественное компьютерное кресло легко отрегулировать под нужды пользователей.

Обеденного

За такой мебелью проводится не слишком много времени, но это вовсе не значит, что подойдёт любой вариант. За обеденным столом семья собирается в полном составе, поэтому комфортно должно быть всем одновременно. Слишком высокий или низкий стол не позволит удобно расположиться и получить максимум удовольствия от кулинарных шедевров. А всевозможные подставки под ноги и стулья с регулируемой высотой попросту неуместны. Но это не значит, что правильный выбор совершить слишком трудно.

ВНИМАНИЕ! Расчётное значение определяется по формуле: рост*0,43. Правда, есть одно уточнение: в этом случае стоит ориентироваться на усреднённый рост взрослых членов семьи.

Если папа, мама, бабушка и дедушка «выросли» до 175, 155, 180 и 160 см соответственно, то нужно определить среднюю величину:
(175+155+180+160)/4 = 167,5 см.
И уже её подставляют в формулу. И не беда, что отцу ноги приходится слегка вытягивать, чтобы удобно разместиться за столом - возле обеденного это позволительно.

Как правильно подобрать письменный стол для ребёнка

Желательно, чтобы рабочая поверхность мебели для школьника была с наклоном, и причин тому несколько:

  • улучшается обзор, что облегчает чтение;
  • приучает к порядку, потому что разбросанные по столу мелочи имеют свойство скатываться, если не размещены в отведённых под них местах;
  • стимулирует занимать единственно правильное положение, поскольку сутулиться за таким столом неудобно.

СПРАВКА! Высота ближней кромки высчитывается по той же формуле, что и для «взрослого» варианта: рост*0,46. Но ребёнок быстро растёт, поэтому стоит приобретать мебель с небольшим запасом «на вырост» или же, что предпочтительнее, с возможностью регулировки высоты и угла наклона столешницы.

Последний вариант несколько дороже нерегулируемых. Но обойдётся дешевле 2–3 простых - а это минимальное число замен детского рабочего стола, если заботиться о сохранении осанки подрастающего поколения.

Важны ли другие параметры

Правильно подобранная высота не сделает удобной работу за узким письменным столом. И наоборот, широкое полотно при неудачной высоте может оказаться вполне комфортным. Поэтому при выборе важно уделить внимание следующим параметрам:

  • ширина столешницы не менее 60 см для ребёнка и 80 для взрослых (больше - лучше);
  • глубина - от 35 см для ребёнка, от 50 для взрослого (принцип тот же);
  • пространство для ног - на глубину столешницы и минимум 50 см в ширину.

Применительно к различным видам мебели это выглядит так:

  • для кухонного стола берутся критерии глубины и ширины;
  • для письменного и компьютерного - все три параметра;
  • для обеденного первая пара значений удваивается, в результате чего получается необходимый минимум.

Чем хорош регулируемый стол

Главное достоинство такой мебели - возможность подстраиваться под текущие потребности, исключая необходимость приобретения нескольких разногабаритных моделей. Регулируемые варианты отличаются компактностью, что особо полезно в условиях городских квартир. Единственный минус - они не рассчитаны на серьёзные нагрузки. Их предел — 45–50 кг.

СПРАВКА! Стол может оснащаться механическими или электронными механизмом трансформации. Часто производитель предусматривает не только изменение уровня высоты, но и увеличение площади.

Последствия неправильного выбора

Первым пунктом в списках критериев указывается удобство. Если стол не соответствует этому требованию, значит о полноценной работе за ним не может быть и речи. Неправильная осанка прежде всего препятствует нормальному кровообращению. Результат: застойные явления, отёчность, боль. А для ребёнка, чей организм ежеминутно меняется, неправильное положение за письменным столом способствует возникновению повышенного риска аномального развития мышечного корсета.