Уставной капитал мфо. Юридические вопросы. Особенности открытия мфо

Микрофинансовые организации в России имеют не самую лучшую репутацию. При упоминании слова «МФО» часто возникают ассоциации с грабительскими процентами, мошенничеством и коллекторами, действующими на грани правового поля. Тем не менее, было бы несправедливо говорить о том, что государство совершенно не контролирует этот сектор финансового рынка. На самом деле ситуация здесь меняется к лучшему с каждым годом, поэтому если вас интересует, как открыть МФО, читайте нашу статью.

Что такое МФО

МФО - это аббревиатура от «микрофинансовая организация». МФО не относится к банковским организациям, хотя тоже выдает займы (кредиты) и привлекает инвестиции под проценты. Основные клиенты микрофинансовых организаций - это физические лица, которым по разным причинам трудно или невозможно получить банковский кредит. Это безработные, студенты, пенсионеры, лица с плохой кредитной историей.

Но клиентами МФО становятся и вполне обеспеченные граждане, которым срочно понадобилась небольшая сумма взаймы на короткий срок. Почему на короткий? Потому что, в отличие от годовых банковских процентов, проценты по займам МФО считают в днях. Например, до 2017 года нормальной считалась ставка в 1,5-2% в день, а в пересчете на годовые проценты получалось, что заёмщик переплачивал в 7-8 раз.

Законом № 230-ФЗ 03.07.2016 с 2017 года установлены ограничения процентов по микрозаймам:

  1. Если срок возврата потребительского займа не превышает одного года, то проценты прекращают начисляться после того, как они достигнут трехкратного размера суммы займа. Например, если заёмщик получил 10 000 рублей, то потребовать от него вернуть можно не более 40 000 рублей, с учетом самой суммы займа. Такое начисление процентов допускается для договоров займа, срок которых ещё не истек.
  2. Если же займ уже просрочен, то проценты по нему не могут превышать двукратного размера займа. То есть, с заёмщика, который не вернул в срок полученные 10 000 рублей, можно требовать не более 30 000 рублей.

Но даже с учётом таких ограничений и высоким риском невозврата выданных сумм создание МФО часто оказывается очень выгодным бизнесом.

В организационно-правовом смысле МФО - это коммерческая организация, зарегистрировать которую можно в форме ООО или АО. Наш бесплатный сервис заполнения регистрационных документов позволяет сделать это только для обществ с ограниченной ответственностью, потому расскажем, как открыть МФО в этом формате.

Организационные требования к микрофинансовой организации

Прежде чем рассказывать о процедуре регистрации микрофинансовой организации, надо разобраться, какие их виды существуют. Дело в том, что в зависимости от вида МФО, установлены разные требования к размеру уставного капитала и к наименованию организации.

В этой таблице мы указали основные различия видов микрофинансовых организаций, а полный их перечень доступен в документе , разработанном Центробанком.

Микрофинансовая компания (МФК)

Микрокредитная компания (МКК)

Размер собственных средств (уставного капитала) - не менее 70 миллионов рублей

Специальных требований к уставному капиталу не установлено, поэтому регистрация возможна с минимальным размером для ООО - 10 000 рублей.

В наименовании должно содержаться словосочетание «микрофинансовая компания» и указание на её организационно-правовую форму

В наименовании должно содержаться словосочетание «микрокредитная компания» и указание на её организационно-правовую форму

Разрешено привлечение денежных средств от физических лиц, не являющихся учредителями, на сумму не менее 1,5 млн рублей

Привлечь денежные средства на любую сумму можно только от физических лиц-учредителей МКК

Положение о таком существенном размере уставного капитала (70 млн рублей) для регистрации МФО в виде микрофинансовой компании внесено не так давно - законом 29.12.2015 № 407-ФЗ. Все микрофинансовые организации, уже зарегистрированные до 2016 года, должны были до конца марта 2017 года определиться, к какому виду МФО они относятся, и, при необходимости, довести свой капитал до нужной суммы.

Что касается микрокредитных организаций, то хотя для них Центробанк не установил специальный размер уставного капитала, регистрировать МФО с суммой в 10 000 рублей явно не стоит.

Во-первых, выдача займов - это основной вид деятельности МКК, и без начальных денежных вложений организация просто не сможет работать. Во-вторых, закон от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» устанавливает, что учредители должны одобрять все сделки размером более 10% от балансовой стоимости имущества. Получается, что при минимально возможном уставном капитале для МКК (10 000 рублей) учредителям придётся собираться для одобрения всех займов с суммой свыше 1 тысячи рублей, что, конечно, очень проблематично.

В реальности при регистрации микрофинансовой организации и для начала её нормальной работы требуется внести не менее 500 тысяч рублей.

Документы для регистрации МФО

Зарегистрировать микрофинансовую организацию можно только в виде юридического лица. Индивидуальные предприниматели заниматься такой деятельностью не вправе.

Обратите внимание: с 29 апреля 2018 года в заявлении на регистрацию заявитель должен указывать свой электронный адрес. Документы, подтверждающие факт регистрации (лист записи ЕГРИП или ЕГРЮЛ, устав с отметкой ИФНС, свидетельство о постановке на налоговый учет), направляются инспекцией не в бумажном виде, как раньше, а в электронном. Бумажные документы, в дополнение к электронным, можно будет получить только по запросу заявителя.

Если регистрация МФО происходит в формате общества с ограниченной ответственностью, то в ИФНС подается стандартный пакет документов:

  1. Заявление на регистрацию юридического лица по форме . Фирменное наименование микрофинансовой организации должно содержать словосочетание «микрофинансовая компания» или «микрокредитная компания» (требование статьи 5 закона № 151-ФЗ).
  2. МФО в двух экземплярах. В уставе надо указать размер уставного капитала, который должен соответствовать виду микрофинансовой организации (МФК или МКК).
  3. или . К учредителям-физическим лицам и к руководителю МФО закон № 151-ФЗ предъявляет требование - отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления против государственной власти или в экономической сфере.
  4. Подтверждение оплаты за регистрацию МФО на сумму 4000 рублей.
  5. Документы на юридический адрес (копия свидетельства о собственности на нежилое помещение или ). К помещению МФО закон не предъявляет каких-либо требований, но учитывая, что в нём хранятся наличные деньги, объект, конечно, должен сдаваться под охрану. Рекомендуем заранее уточнять у охранных предприятий, какие условия к организации помещения надо соблюсти.

Заявление о переходе на специальный налоговый режим в инспекции не примут, потому что микрофинансовые организации работают только на общей системе налогообложения. При подаче через представителя дополнительно надо подготовить доверенность на регистрационные действия.

Варианты подачи документов на регистрацию МФО стандартны:

  • личный визит учредителей в налоговую инспекцию;
  • почтовым отправлением;
  • через представителя;
  • заверенные электронной подписью.

При подаче документов почтой или по доверенности заявление по форме Р11001 надо заверить у нотариуса.

После выхода Обзора судебной практики Президиума ВС от 25.12.2019 некоторые ИФНС стали требовать нотариального заверения решения или протокола об учреждении ООО. При этом закон № 129-ФЗ такого условия не содержит. Нам стало известно о нескольких случаях отказа в регистрации ООО, если решение или протокол не заверены у нотариуса. До тех пор, пока от ФНС не поступит соответствующих разъяснений, рекомендуем нашим пользователям уточнять этот вопрос в своем регистрирующем органе.

Регистрация МФО в налоговой инспекции осуществляется за три рабочих дня, без учёта дней подачи и получения документов. Если все в порядке, то ИФНС направляет заявителям лист записи ЕГРИП по форме № Р50007, один экземпляр устава и свидетельство о постановке на налоговый учёт в электронном виде.

Внесение МФО в реестр Центробанка

На получении документов из ИФНС регистрация МФО не заканчивается, пока ещё это просто обычное юридическое лицо. Согласно закону № 151-ФЗ специальные права и обязанности микрофинансовая организация получает только после внесения сведений о ней в реестр Центробанка.

Регистрация МФО в реестре ЦБ происходит в заявительном порядке, в пакет документов входят:

  • заявление о внесении сведений в реестр микрофинансовых организаций;
  • копия устава и решения о регистрации МФО;
  • копия приказа о назначении директора;
  • сведения об юридическом адресе;
  • сведения об учредителях;
  • справка об отсутствии судимости учредителей и руководителей МФО;
  • документ об уплате пошлины на 1500 рублей;
  • правила внутреннего контроля.

Заявление и сведения об учредителях заполняются по форме приложений 1 и 2 к Указанию Банка России от 28.03.2016 N 3984-У (есть в свободном доступе). Информацию о внесении сведений об организации в ЕГРЮЛ Центробанк запрашивает в налоговых органах самостоятельно.

Документы подают в территориальные учреждения Банка России по взаимодействию с субъектами микрофинансирования (контакты можно найти на сайте ЦБ). Регистрация МФО в реестре Центробанка происходит в течение 30 рабочих дней со дня подачи документов. После внесения в реестр организация может приступать к своей микрофинансовой деятельности.

Регистрация МФО шаг за шагом

И теперь кратко по шагам о том, как открыть МФО (пошаговая инструкция):

Шаг 1. Изучите требования Центробанка к деятельности микрофинансовых и микрокредитных компаний и решите, какой вид МФО вы будете регистрировать.

Шаг 2. Выберите организационно-правовую форму своей организации. Если это ООО, то документы для регистрации можно бесплатно подготовить в нашем сервисе.

Шаг 3. Уточните, какие требования к организации помещения надо соблюсти, чтобы передать объект под охрану. Возможно, что первоначально выбранный юридический адрес для этого не подойдет.

Шаг 4. Зарегистрируйте организацию в налоговой инспекции.

Шаг 5. Подайте документы для внесения МФО в реестр Центробанка.

В процедуре регистрации МФО возникли вопросы? Получите бесплатную консультацию специалистов-регистраторов вашего региона.

Центробанк может смягчить количественные требования к капиталу микрофинансовых организаций, привлекающих деньги граждан. Сейчас в Банке России обсуждается показатель в диапазоне 30-50 млн рублей, тогда как ранее регулятор рассматривал диапазон в 70-90 млн рублей. Об этом «Известиям» рассказал источник, близкий к ЦБ. По его словам, этот вопрос включен в повестку закрытой встречи с участниками рынка МФО, которая состоится в ЦБ 10 июня 2015 года. В пресс-службе ЦБ подтвердили, что в настоящее время обсуждают уровень минимального размера капитала для МФО, привлекающих средства населения.

О том, что ЦБ собирается ввести пониженную планку «собственного капитала» МФО, которые собираются привлекать средства россиян, стало известно в феврале 2015 года. По замыслу регулятора, все МФО должны быть разделены на две категории - те, кто может привлекать средства россиян, и те, кто не имеет права этого делать. ЦБ предлагает ввести критерий по размеру капитала для отнесения МФО к той или иной категории. На текущий момент специальных особых минимальных значений капитала для МФО, в отличие от банков, нет - то есть это 10 тыс. рублей; для банков минимальный размер уставного, то есть первоначально вложенного, и текущего собственного капитала - 300 млн рублей. Правда, ЦБ предъявляет требования к нормативу достаточности капитала МФО (отношение капитала к активам; индикатор устойчивости), он должен быть быть не менее 5%; у банков аналогичный показатель должен превышать 10%.

ЦБ введет капитальные требования для МФО в 2015 году, они будут зафиксированы в действующем законе «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».

В мае 2015-го состоялась закрытая встреча руководителей ЦБ с топ-менеджерами МФО, где регулятор сообщил, что анализирует диапазон в 70-90 млн рублей, в феврале диапазон был существенно шире: 30-100 млн, - рассказал источник. - После встречи в кулуарах представители ЦБ отмечали, что допускают очередную коррекцию минимального размера капитала для МФО. На встрече в июне 2015 года регулятор готов обсудить с МФО планку в 30-50 млн рублей. Смягчением количественного показателя можно объяснить нежелание ЦБ создавать из МФО мини-банки, теперь будут микробанки.

У многих МФО капитал не превышает 10 млн рублей, в то же время их клиенты инвестируют свои средства добровольно - ради высокой доходности; все МФО имеют право привлекать средства так называемых квалифицированных инвесторов - с суммами инвестиций от 1,5 млн рублей. Рыночная ставка по вложениям в МФО составляет 20-22% годовых. По словам представителей рынка, обычно рентабельность бизнеса не позволяет им давать ставки по «вкладам» (формально вклады привлекают только банки) выше 30%. Все, что выше, - это высокорискованные инвестиции либо мошенничество, указывают микрофинансисты. При этом максимально допустимая ставка по вкладам в банках РФ в соответствии с требованиями ЦБ сейчас составляет 14,84% годовых (11,34% - ставка топ-10 банков в III декаде мая, привлекающих наибольший объем депозитов физлиц плюс 3,5 процентных пункта). При этом вклады в банках застрахованы государством (на 1,4 млн рублей), а вложения в МФО - нет. По логике ЦБ, ответственность МФО перед населением хотя бы отчасти должна страховаться наличием у компании определенного объема собственных средств.

На рынке сейчас около сотни МФО с капиталом 30-50 млн рублей, с капиталом 70-90 млн - не более 20. Всего в России чуть более 4 тыс. таких организаций, банков сейчас порядка 800.

Установление ограничений по капиталу является частью обсуждаемой в настоящее время реформы микрофинансового рынка, направленной на создание системы дифференцированного надзора в зависимости от уровня рисков микрофинансовой организации, - сказали «Известиям» в пресс-службе ЦБ. - Вопрос о достаточной величине минимального капитала, который будет необходим для работы со средствами физлиц, обсуждается с учетом анализа отчетности МФО, требований к финансовой устойчивости таких компаний, а также конъюнктуры рынка.

Директор саморегулируемой организации «МиР» (объединяет 130 МФО) Андрей Паранич считает, что задача ЦБ - минимизировать риски мошенничества при работе с деньгами частных инвесторов. По его мнению, наиболее вероятно, что будут установлены требования к размеру капитала на уровне 70 млн рублей.

С осени 2014 года МФО стали активнее привлекать средства россиян, - отмечает Паранич. - МФО нужна была ликвидность, ведь банки затормозили процесс кредитования. По данным ЦБ, сейчас доля частных инвестиций россиян в МФО, составляет 3% от общего объема привлеченных МФО средств (50 млрд рублей). Граждан, имеющих 1,5 млн рублей сбережений, вполне можно считать квалифицированными инвесторами. Ставки у МФО традиционно выше банковских, но инвесторы платят с доходов от вложений в МФО налог в размере 13% [вк онце 2014 года принят закон, освобождающий от НДФЛ процентные доходы физлиц по рублевым вкладам, размещенным по ставке до 18,25% годовых; ранее аналогичный показатель составлял 13,25% годовых].

По сравнению с объемом банковских вкладов (19,1 трлн рублей в I квартале 2015 года) МФО привлекли относительно немного.

По итогам I квартала 2015 года объем инвестиций физических лиц в организации - члены СРО «МиР» составил 1,92 млрд рублей, - говорит Паранич. - Крупным компаниям легче привлекать средства инвесторов, поэтому в их структуре капитала такая доля может быть выше. Как правило, в небольшие МФО размещают свободные средства знакомые/друзья владельцев компании. После введения введения ЦБ классификации МФО они смогут продолжить инвестировать, войдя в капитал. Также вполне вероятно, что ведение требований к капиталу может ускорить процесс консолидации на рынке МФО.

Гендиректор МФО MoneyMan Борис Батин указывает, что сейчас около сотни МФО пытаются привлекать средства россиян, а после введения порога по капиталу их останется не более 20.

Даже квалифицированные инвесторы пока не слишком доверяют таким вложениям, не говоря уже о населении, - констатирует Батин. - Ведь сейчас есть возможность зарегистрировать МФО в госреестре, не вести операционной деятельности по выдаче микрозаймов, а только привлекать средства населения. Это приводит к недоверию аудитории к продукту в целом по рынку. Мы надеемся, что после введения ограничения по капиталу такие конторы просто перестанут существовать.

Батин уверен, что введение ограничения на привлечение сбережений населения не приведет к массовому исходу компаний с рынка микрофинансирования, хотя небольшие МФО сразу после анонсирования требований ЦБ по капиталу заявили, что это убьет их бизнес и без средств от населения они остановят кредитование.

Надежные компании эта мера не заставит свернуть деятельность, поскольку сбережения не являются основой фондирования добросовестных компаний рынка, - отмечает Батин. - Такой основой являются средства акционеров и банковские кредиты.

Елена Дворовых, вице-президент СМП Банка, считает, что МФО не могут быть конкурентами банкам сразу по нескольким причинам, главные из которых - это отсутствие страховки и, мягко говоря, значительно менее строгий надзор за их деятельностью.

Принятое некоторое время назад решение о введении минимальной суммы «вклада» в МФО было разумным, - уверена Дворовых. - Между тем это не останавливает некоторые МФО от достаточно агрессивной политики в привлечении инвесторов. При выборе, куда разместить свои деньги, каждый человек сопоставляет соотношение риска и доходности. В текущих экономических условиях, на мой взгляд, все же приоритетом должна являться надежность, поскольку новости об уходе с рынка той или иной МФО появляются довольно часто.

Зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов считает вложения во все МФО, каким бы ни был их уставный/собственный капитал, высокорискованными и указывает, что госстраховка на них никогда распространяться не будет. Председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин считает, что ко всем участникам финрынков РФ должен быть единый регулятивный подход, а двойные стандарты (когда к банкам ужесточаются требования, а к более мелким участникам смягчаются) недопустимы.

Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ

С 2016 года для Микрофинансовых организаций введен уставный капитал в размере не менее 70млн.руб. Можно ли вносить в уставный капитал имущество или должно быть только в денежным эквиваленте (на р/счет либо в кассу предприятия)?

Да, можно. Ведь никаких ограничений на то, что размер уставного капитала должен быть внесен денежными средствами Закон не содержит.

В статье 5 Закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» юридическое лицо приобретает права и обязанности микрофинансовой компании или микрокредитной компании, предусмотренные настоящим Федеральным законом, со дня приобретения им статуса микрофинансовой организации.

Приобрести статус микрофинансовой организации вправе юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, хозяйственного общества или товарищества.

Минимальный размер собственных средств (капитала) микрофинансовой компании устанавливается в размере 70 миллионов рублей.

Так, в Проект Указания Банка России (по состоянию на 26.02.2016) сказано, что для получения статуса микрофинансовой компании наряду с документами и сведениями, установленными частью 4 статьи 5 Федерального закона о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, в уполномоченное структурное подразделение представляются также справка о подтверждении наличия собственных средств (капитала) в размере, установленном частью 7 статьи 5 Федерального закона от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях", по форме согласно приложению 3 к настоящему Указанию и справка о подтверждении источников происхождения средств, внесенных учредителями (участниками, акционерами), по форме согласно приложению 4 к настоящему Указанию с приложением копий документов, подтверждающих изложенные в указанных справках сведения.

Таким образом, Законодательство не ограничивает выбор и вид источника финансирования капитала МФО.

Обоснование

Из статьи 5 Закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

Статья 5. Приобретение статуса микрофинансовой организации

1. Юридическое лицо приобретает права и обязанности микрофинансовой компании или микрокредитной компании, предусмотренные настоящим Федеральным законом, со дня приобретения им статуса микрофинансовой организации.

2. Юридическое лицо приобретает статус микрофинансовой организации со дня внесения сведений о нем в государственный реестр микрофинансовых организаций и утрачивает статус микрофинансовой организации со дня исключения указанных сведений из этого реестра.

3. Приобрести статус микрофинансовой организации вправе юридическое лицо, зарегистрированное в форме фонда, автономной некоммерческой организации, хозяйственного общества или товарищества. Внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций осуществляется после его государственной регистрации в качестве юридического лица.

7. Минимальный размер собственных средств (капитала) микрофинансовой компании устанавливается в размере 70 миллионов рублей.

8. Микрокредитная компания, сведения о которой содержатся в государственном реестре микрофинансовых организаций, при представлении необходимых документов и информации, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, вправе подать заявление об изменении вида микрофинансовой организации и осуществлении деятельности в виде микрофинансовой компании по форме, установленной нормативным актом Банка России, для внесения соответствующих изменений в государственный реестр микрофинансовых организаций.

Как МФО исчисляет резервы? Подает ли МФО информацию в БКИ? Ведет ли МФО финансовый контроль? Это и многое другое рассмотрено в данной статье.

За последний год на МФО возложен ряд обязательств по начислению резервов по кредитам, финансовому мониторингу, расчету достаточности капитала и многие другие. Рассмотрим все по порядку.

БКИ

Федеральный закон №151-ФЗ устанавливает правовые основы осуществления микрофинансовой деятельности, определяет порядок регулирования деятельности МФО, устанавливает размер, порядок и условия предоставления микрозаймов, порядок приобретения статуса и осуществления деятельности МФО, а также права и обязанности Центрального банка Российской Федерации.

Напомним, что в соответствии со ст.2.п.3, микрозаём — это заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей один миллион рублей. Пример, МФО - Протект финанс .

В соответствии со ст.16. МФО обязана подавать информацию по заёмщику в БКИ (Бюро кредитных историй) в соответствии с ФЗ N 218-ФЗ "О кредитных историях".

Резервы

Расчет резервов МФО ведет в соответствии с Указанием Банка России № 3321-У от 14.07.2014:

  • Резервы на возможные потери по займам формируются ежеквартально по состоянию на последнее число квартала при наличии неисполненных (полностью либо частично) заемщиками обязательств по микрозаймам перед МФО, а также в отношении обязательств по реструктурированным микрозаймам, установленных по результатам инвентаризации задолженности по микрозаймам по состоянию на последнее число квартала.
  • Резервы на возможные потери по займам формируются:
    - по сумме основного долга по микрозаймам, в которую не включаются : платежи в виде процентов за пользование микрозаймом, комиссионные вознаграждения, неустойки, иные платежи в пользу МФО, вытекающие из договора микрозайма;
    - по сумме требований по начисленным процентным доходам по микрозаймам, в которые включаются проценты за пользование микрозаймом, а также любые заранее установленные договором микрозайма доходы по микрозайму.
  • Микрозаймы группируются по видам заемщиков и объединяются в следующие группы микрозаймов:
    - микрозаймы, предоставленные физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями;
    - микрозаймы, предоставленные индивидуальным предпринимателям;
    - микрозаймы, предоставленные юридическим лицам.
  • Реструктурированные микрозаймы независимо от вида заемщиков объединяются в отдельную группу. Для целей настоящего Указания микрозаем признается реструктурированным, если микрофинасовая организация заключила с заемщиком дополнительное соглашение, изменяющее существенные условия первоначального договора микрозайма, на основании которого заемщик получает право исполнять обязательства по микрозайму в более благоприятном режиме (например, изменение срока погашения микрозайма, размера процентной ставки, порядка ее расчета).
  • В зависимости от обеспечения исполнения обязательств по микрозайму последние подразделяются на следующие подгруппы : микрозаймы, обеспеченные залогом, поручительством, банковской гарантией; иные микрозаймы.
  • В зависимости от наличия и продолжительности просроченных платежей по микрозаймам последние подразделяются на: микрозаймы без просроченных платежей; микрозаймы с просроченными платежами продолжительностью от 1 до 30 календарных дней; от 31 до 60 календарных дней; от 61 до 90 календарных дней; от 91 до 120 календарных дней; от 121 до 180 календарных дней; от 181 до 270 календарных дней; от 271 до 360 календарных дней; свыше 360 календарных дней.
  • Задолженность по микрозаймам признается безнадежной , если микрофинансовой организацией предприняты необходимые и достаточные юридические и фактические действия по ее взысканию, возможность осуществления которых вытекает из закона, обычаев либо из договора микрозайма, и действия по реализации прав, вытекающих из наличия обеспечения по микрозайму, при наличии документов и (или) актов уполномоченных государственных органов, необходимых и достаточных для принятия решения о списании безнадежной задолженности по микрозайму за счет сформированных под нее резервов, в том числе судебных актов, актов судебных приставов-исполнителей, актов органов государственной регистрации, а также иных актов, доказывающих невозможность взыскания безнадежной задолженности по микрозайму. Списание с баланса МФО безнадежной задолженности (в т.ч. процентов) по микрозайму является обоснованным при неисполнении заемщиком обязательств по договору микрозайма в течение не менее одного года до даты принятия решения о списании безнадежной задолженности по микрозайму.
  • Размер резерва на возможные потери по займу, сформированный по основному долгу по микрозайму, не может превышать сумму основного долга по микрозайму. Резерв на возможные потери по займам в части требований по начисленным процентным доходам формируется в размере, равном отношению размера сформированного резерва на возможные потери по займам по основному долгу, определенного в соответствии с пунктами 4 - 6 настоящего Указания, к сумме основного долга по микрозайму в отношении соответствующих микрозаймов.
  • Формирование резервов на возможные потери по займам осуществляется микрофинансовыми организациями в размере не менее:
    - 5 процентов от установленной в соответствии с настоящим Указанием суммы резервов на возможные потери по займам в срок не позднее 31 декабря 2014 года;
    - 30 процентов от установленной в соответствии с настоящим Указанием суммы резервов на возможные потери по займам в срок не позднее 31 декабря 2015 года;
    - 60 процентов от установленной в соответствии с настоящим Указанием суммы резервов на возможные потери по займам в срок не позднее 31 декабря 2016 года;
    - 100 процентов от установленной в соответствии с настоящим Указанием суммы резервов на возможные потери по займам в срок не позднее 31 декабря 2017 года.

Легализация

В целях выполнения МФО требований 115-ФЗ в соответствии с письмом ЦБ РФ №238-Т от 31.12.14. «ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МФО И ИХ УСЛУГ В ЦЕЛЯХ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЯ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА», Банк России рекомендует следующее:

  • В отношении физических лиц-резидентов — любой из информационных ресурсов, позволяющих осуществить проверку действительности паспорта гражданина РФ
  • В отношении юридических лиц-резидентов — информационные ресурсы о юридических лицах, которые находятся в процессе ликвидации (http://www.cbr.ru/egrulinfo/, а также информационные сервисы «Проверь себя и контрагента» и «Юридические лица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица», размещенные на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети «Интернет»). Рекомендую проверять также и на банкротство.
  • Указывать в заявке информацию о направлении расходования микрозайма и источниках доходов , за счет которых указанным лицом предполагается исполнение обязательств по договору микрозайма с возложением на заемщика обязанности обеспечить возможность осуществления такого контроля.
  • О любых подозрениях немедленно сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
  • Физическое лицо обязано предоставлять информацию об источниках происхождения предоставляемых им денежных средств в случае, если МФО осуществляет привлечение денежных средств от физических лиц в наличной форме, либо отказаться от заключения договора и направить данную информацию в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Классификатор необычных сделок можно посмотреть в Положении ЦБ РФ от 02 марта 2012 года № 375-П.

Собственный капитал

Норматив достаточности собственного капитала и ликвидности МФО рассчитывает в соответствии с Приказом Минина №42Н от 30.03.2012г. (достаточность собственных средств):

  • Расчет экономических нормативов производится на основе данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности МФО. Отчетным периодом для расчета экономических нормативов является первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
  • Норматив НМО1 расчитывается по следующей формуле:

, где:

К — собственные средства МФО, определяемые как сумма итога раздела III "Капитал и резервы" ("Целевое финансирование" для некоммерческих организаций) бухгалтерского баланса и суммы задолженности МФО по займам и кредитам, одновременно удовлетворяющим следующим условиям:
- заем или кредит предоставлен МФО, за исключением МФО, зарегистрированной в форме некоммерческого партнерства, физическими лицами и юридическими лицами, являющимися учредителями (акционерами, участниками) данной МФО;
- заем или кредит предоставлен на срок не менее 3 (трех) лет;
- договор займа или кредита содержит условие о том, что в случае банкротства МФО требование по этому займу или кредиту удовлетворяется после полного удовлетворения требований всех иных кредиторов;
А — активы МФО, определяемые как сумма итогов разделов I "Внеоборотные активы" и II "Оборотные активы" бухгалтерского баланса за вычетом суммы показателя "Денежные средства и денежные эквиваленты".

  • Установить минимальное допустимое числовое значение норматива НМО1:
    - для МФО, зарегистрированных в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения, хозяйственного общества или товарищества, — 5 процентов;
    - для МФО, зарегистрированных в форме некоммерческого партнерства, — 50 процентов.

. Норматив ликвидности МФО (НМО2) (далее — норматив НМО2) определяет требования к минимальной величине отношения суммы ликвидных активов МФО к сумме краткосрочных обязательств МФО, необходимых для выполнения МФО обязательств по привлеченным займам физических лиц и юридических лиц.

  • Норматив НМО2 расчитывается по следующей формуле:

, где:

ЛА — ликвидные активы МФО, определяемые как итог раздела II "Оборотные активы" бухгалтерского баланса за вычетом сумм показателей "Запасы", "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"»
КО — краткосрочные обязательства, определяемые как итог раздела V "Краткосрочные обязательства" бухгалтерского баланса за вычетом сумм показателей "Доходы будущих периодов" и "Оценочные обязательства" указанного раздела.

  • Установить минимальное допустимое числовое значение норматива НМО2 в 70 процентов.

Выводы

Деятельность МФО начинает напоминать деятельность кредитных учреждений. Процедура предоставления займов, которая, казалось бы, должна быть простой, на деле все более утяжеляется регулятором. Это ведет к удорожанию займов в связи с ростом операционных расходов МФО.