Разметка и сверление отверстий в детали. Разметка отверстий с плоской стороны детали. Сверление отверстия для петли

Основным крепежным элементом в сборке мебели является конфирмат. Ввинчивается он с предварительным сверлением отверстия. Именно сверление сборочных отверстий в ДСП под конфирматы мы и рассмотрим в данной статье.

Для сборки деталей ДСП нам понадобится:

  • Шуруповерт
  • Бита под конфирматы
  • Линейка или рулетка
  • Карандаш и шило

Глубина и ширина отверстия

При обычно используют конфирмат размером 6,4*50. Т.к. диаметр резьбы 6,4 мм, а диаметр тела конфирмата 4,4 мм, то для качественного крепления деталей диаметр отверстия должен быть в пределах 4,5-5 мм и глубиной не менее 50 мм.

Если толщина отверстия будет больше указанной – конфирмат будет плохо держать детали, если меньше – он своей толщиной может разорвать ДСП.

Для сверления используют конфирматное сверло, диаметром 4,5 мм, которое оснащено дополнительной головкой для сверления увеличенного отверстия под шейку конфирмата, которая так же делает зенковку под его шляпку.

Конечно, можно использовать и обычное сверло диаметром 5 мм, но для качественного крепления в отверстии дополнительно нужно будет делать место под шейку конфирмата и его шляпку.

Чтобы идеально скрепить две детали, необходимо максимально точно разметить места их креплений.

На детали, которая будет накладываться на торец (та, на которой будет сквозное отверстие), нужно сделать два замера – по длине (обычно 5-10 см) и от края – ровно 8 мм (это если толщина плиты 16 мм).

На детали, которая ложится перпендикулярно, точку сверления отмечаем на торце. Здесь нужно выдержать такое же расстояние по длине (5-10 см от начала), а по ширине – строго по центру (8 мм от края).

Разметку делать нужно максимально точно, особенно по длине, т.к. при неправильной разметке ваши детали при стыковании могут иметь лишние зазоры или выступы.

Лучше сделать сквозное отверстие в первой детали, приложить ее ко второй — и сразу же сверлом наметить место сверления в торце второй детали. А далее, отдельно уже, спокойно досверлить отверстие.

Делаем отверстие на расстоянии в 8 мм от края.

Дрель ВСЕГДА нужно держать строго перпендикулярно к поверхности

Перед тем, как сделать сквозное отверстие, подложите под деталь кусок ненужного ДСП. Так вы предотвратите появления сколов на обратной стороне.

Когда сквозное отверстие будет сделано, для сверления отверстий под шейку и шляпку конфирмата деталь можно будет сверлить на весу.

Главное правило – при сверлении в торце сверло должно находится строго перпендикулярно по отношению к торцу детали. Если вы не удержите дрель ровно, сверло может уйти в сторону и выйти наружу, тем самым испортив деталь.

При сверлении нужно несколько раз вытягивать сверло, чтобы в отверстии не забивалась стружка.

Такой вариант считается самым точным и, к тому же, самым быстрым. Но для того, чтобы сделать отверстие в двух деталях одновременно, перед сверлением вам нужно будет их зафиксировать. Для этого могут понадобиться специальные зажимы, струбцины и другие приспособления.

Приспособления для сверления отверстий

Чтобы каждый раз не размечать 8 мм от края как в пласт, так и по торцу, можно использовать специальное приспособление, которое, кстати, легко сделать самому.

Оно представляет собой некий деревянный шаблон с металлической втулкой для сверла внутри.

Выглядит вот так, смотрите фото:

А это уже более профессиональная штука:

Смотрите короткое видео по точному сверлению отверстий в ДСП под конфирматы и сборке мебельных деталей:

Сверление под шканты

Отверстие под шканты делается сверлом 8 мм. Также, чтобы не просверлить деталь насквозь, его желательно оснастить ограничителем глубины.

В торце сверлим тем же сверлом на глубину до 20 мм. Не забываем, что при любых работах дрель должна быть строго перпендикулярна плоскости детали.

Конечно, если вы впервые в жизни взяли дрель в руки, у вас получится не очень. Но данному занятию довольно быстро можно научиться.

Разметка отверстий. При разметке пустотелых деталей (рис. 81) в них забивают так называемую центровую планку из дерева, а затем на нее набивают металлическую планку из латуни или свинца для опоры ножки циркуля. Если планка из дерева твердой породы, то можно металлическую планку не набивать. Разметку дальше ведут обычным способом.

Рис. 81. Приемы разметки отверстий на заготовках

Для разметки даже малых партий сложных изделий, требующей значительных затрат времени, целесообразно пользоваться шаблонами (рис. 82). Шаблон накладывают на размечаемую заготовку (деталь) и очерчивают чертилкой.

Рис. 82. Разметка по шаблону

Выгода такого способа состоит в том, что разметочная работа, на которую может потребоваться много времени, выполняется только один раз при изготовлении шаблона. Все последующие операции разметки представляют собой только копирование очертания шаблона, их можно выполнять точно и без труда. Разметочные шаблоны могут также использоваться и для контроля после обработки.

Разметка по образцу. Применяется в случаях износа или поломки детали и при отсутствии чертежа для изготовления новой. В таких случаях образцом является поломанная деталь. Если деталь плоская, то после тщательной очистки она накладывается на заготовку и по ней обводятся разметочные линии.

В тех случаях, когда наложить образец на заготовку нельзя, его устанавливают рядом и переносят все размеры с него на заготовку рейсмусом. При снятии размеров с образца следует учитывать износ старой детали, а также проверить, не повреждена ли она, не покоробилась ли, не отломаны ли выступы и т. п.

Разметка по месту. Производится в тех случаях, когда по характеру соединений требуется собирать детали на месте. Для этого одна из деталей размечается, в ней сверлятся отверстия; во второй детали отверстия сверлятся после наложения на нее первой, которая является как бы шаблоном по отношению ко второй.

Разметка пространственная. Разметка нескольких поверхностей детали, расположенных в различных плоскостях и под разными углами, производимая от одной базы (поверхности или линии) на обрабатываемой детали, называется пространственной разметкой.

Рис. 83. Приемы разметки (пространственной) шпоночной канавки

Например, пространственную разметку шпоночной канавки на валике необходимо выполнять в таком порядке (рис. 83):

1. Изучить чертеж.

2. Проверить заготовку.

3. Зачистить размечаемые места на валике.

4. Окрасить купоросом торец валика и часть боковой поверхности, на которой будут проводиться риски.

5. Найти центр на торце с помощью центроискателя.

6. Установить валик на призму и проверить его горизонтальность.

7. Нанести на торце валика рейсмусом горизонтальную линию, проходящую через центр.

8. Повернуть валик на 90° и выверить вертикальность прочерченной линии по угольнику.

9. Нанести на торце валика рейсмусом горизонтальную линию.

10. Прочертить рейсмусом линию на боковой поверхности валика.

11. Прочертить две линии на боковой поверхности, отвечающие ширине шпоночной канавки, а на торце приблизительно на глубину канавки.

12. Повернуть валик шпоночными рисками вверх и прочертить на торце линию глубины шпоночной канавки.

13. Накернить контуры шпоночной канавки.

Брак при разметке. Наиболее частыми видами брака при разметке являются:

1) несоответствие размеров размеченной заготовки данным чертежа, что происходит из-за невнимательности разметчика или неточности разметочного инструмента;

2) неточность установки размеров. Причиной такого брака является невнимательность или неопытность разметчика;

3) небрежная установка детали на плите в результате неточной выверки плиты при установке детали. Смещение детали во время разметки, что дает перекосы.

Главное условие качественной разметки - внимательное отношение к работе, а также применение исправных инструментов.

Техника безопасности. При разметке необходимо надежно устанавливать плиту, после работы на чертилки рейсмусов надевать защитные пробки, пользоваться исправными приспособлениями (домкратами, разметочными ящиками, угольниками и т. д.).

1. Установить очертку на краю заготовки и закрепить ее на расстоянии, равном расстоянию до загиба или обреза.

2. Прочертить линию от края листа (очертку вести параллельно плоскости листа) (рис. 24).

Разметка и накернивание центров перед сверлением отверстий

1. Разметать центры отверстий верхнего шва в шахматном порядке согласно чертежу 1 (рис. 25).

2. Накернить точки пересечения (рис. 26).

Центры отверстий накернивают перед сверлением листов, деталей и узлов.

Разметка при помощи рейсмуса

1. Разметить квадрат на торце и на боковой поверхности круглой стальной заготовки (рис. 27).

2. Положить стальной валик на призму.

3. Разметить оси:

1) установить произвольно чертилку рейсмуса, закрепить ее в прочертить на торце валика короткую линию (рис. 28);

2) повернуть валик на 180° и, не сдвигая чертилки, прочертить та торце валика короткую линию, параллельную первой

3) разделить пополам расстояние между двумя параллельными линиями, установить чертилку рейсмуса по отмеченной середине и прочертить через середину осевую линию (рис. 30);

4) повернуть валик на 90°, выверить угольником вертикальное положение и, не сдвигая чертилки рейсмуса после проведения первой осевой линии, прочертить вторую осевую линию

рис. 30. (рис. 31 и 32);

5) накернить центр и очертить окружность диаметром 11 мм (рис. 33).

1. Разметить стороны квадрата на торце и на боковой поверхностях (рис. 34 и 35).

4. Разметить длину квадрата (рис. 36).

д) Разметка при сборке узлов и установке их на самолет

Разметку делают не только при изготовлении деталей, нанося на материал очертания (контуры) деталей, отмечая места отверстий и т. п., но и при установке на место деталей и узлов при их сборке.

Чтобы определить месторасположение деталей и узлов на машине, приходится промерять и размечать эти детали и узлы на самой машине в соответствии с размерами, указанными в чертеже.

А. Разметка положения хомутика на лонжероне

Требуется установить хомутик А на лонжерон Б. Согласно чертежу середина хомутика должна находиться на расстоянии

175 мм от оси вертикальной стойки в фюзеляжа; длина хомутика — 36 мм, диаметр трубы В равен 20 мм (рис. 37).

1. Определить расстояние от торца хомутика, расположенного ближе к трубе В, до ближайшей точки на этой трубе. Это расстояние должно быть меньше 175 мм на половину длины хомутика и половину диаметра трубы, т. е. меньше на

36/2 + 20/2 = 56/2 = 28 мм.

Тогда расстояние от торца хомутика до трубы В будет 175 — 28 = 147 мм.

2. Приложить метр к лонжерону так, чтобы начало его упиралось в трубу В.

3. Сделать отметку карандашом на лонжероне против деления 147 мм.

4. Надеть на лонжерон хомутик так, чтобы его торец, направленный в сторону трубы В, совпал с отметкой.

При этом середина хомутика А должна находиться на расстоянии 175 мм от оси трубы В.

Б, Разметка положения хомутика на лонжероне при помощи специального шаблона

1. Приложить вырез линейки шаблона А к стойке и прижать скобу шаблона Б к лонжерону (рис. 38).

2. Прочертить риску по кромке скобы для определения места хомутика на лонжероне.

В. Разметка оси фюзеляжа на его обшивке

Начертить продольную ось фюзеляжа на его обшивке. Согласно чертежу верхняя сторона лонжерона на участке от первой до третьей рамы параллельна оси фюзеляжа и находится от нее на расстоянии 490 мм (рис. 39).

а) Наложить пятку угольника с длинной полкой на верхнюю сторону лонжерона так, чтобы полка угольника легла по наружной стороне фанерной обшивки, ближе к первой раме.

б) Прочертить карандашом линию вдоль толки.

в) Прочертить точно так же линию у третьей рамы.

г) Отмерить по прочерченным линиям от верхней стороны верхнего лонжерона по 490 мм и сделать отметки.

д) Прочертить через эти отметки линию, которая будет осью фюзеляжа (фюзеляж сужается к хвосту по кривой и поэтому

Осевую линию можно прочертить только три помощи гибкой металлической линейки или гибкой деревянной линейки).

Первый рабочий прикладывает один конец линейки к отметке у первой рамы, второй рабочий, находящийся у хвоста, плотно прижимает линейку к фюзеляжу, а третий рабочий следит за

тем, чтобы линейка совпала со второй отметкой и дает указания второму рабочему, поднимать или опускать конец линейки. Поддерживая левой рукой линейку,третий рабочий карандашом прочерчивает ось.

е) Разметить отверстия или необходимые точки по угольникам; угольники имеют на полке отверстия или вырезы для отметки необходимых точек.

Основные правила разметки

1. Размечая при сборке детали и узлы, помни, что разметку всегда ведут от таких точек и поверхностей, положение которых цд самолете достаточно определенно. Основной базой для разметки на самолете является продольная ось фюзеляжа или точки и линии, связанные с ней определенными размерами.

2. Приступая к разметке, составь себе план, т. е. установи, в какой последовательности вести разметку и каким инструментом.

3. При прочерчивании линий карандаш или чертилку держи немного наклонно, чтобы линия вплотную примыкала к линейке или угольнику, которые нужно твердо поддерживать левой рукой.

4. Для разметки пользуйся простым, а не химическим карандашом. При нанесении рисок чертилкой можно поцарапать материал, что ухудшит качество изделия. Так, например, царапины на дуралюмине, нарушающие целость наружного слоя металла, понижают его прочность и сопротивляемость коррозии. Химический карандаш портит дуралюмин, вызывая коррозию.

5. Помни, что размечать значительно проще и быстрее, если пользоваться шаблонами.

6. Для ускорения разметки длинных линий, когда не требуется большой точности, вместо прочерчивания их, возьми намеленный тонкий шнур и отбивай им линии.

Как разметить соосность стального дымохода при проходе через потолок и крышу?

Чтобы ответить исчерпывающе, желательно знать, на какой стадии вы находитесь:

  • место для теплогенератора подготовлено, и вам нужно только провести/смонтировать дымоход,
  • строите дом и подбираете точное место для печи, с обходом балок и стропил.

В любом случае правильным инструментом для подобных работ будет простой строительный отвес. Даже самые качественные реечные уровни и правила не позволяют сделать точной вертикальной разметки на больших расстояниях. Кроме того, их «пузырьки» работают только в одной плоскости, а нам нужна во всех направлениях вертикальная ось.

Если разметка ведётся снизу-вверх «от печи», то нужно сделать следующее:

  1. Размечаете на полу или на другой стабильной плоскости центр (ось) дымохода. Это должно быть перекрестие линий.
  2. Натягиваете отвес от потолка до пола. Желательно работать с помощником. Он руками прижимает нитку к потолку, а вы, глядя на центр отвеса, командуете перемещениями, пока вершина конуса не совпадёт с перекрестием.

Острие отвеса должно располагаться максимально близко к полу, но касание не допускается. Если отвес долго раскачивается, то работающий внизу может аккуратно его остановить пальцами

Ставим крест на обрешётке или на самом кровельном материале (зависит от того, куда попала разметка). Теперь можно создать контур прохода и заниматься резкой

Так можно найти ось, даже если в перекрытии уже смонтирован узел прохода. Обратите внимание, что отвесом переносят точку оси и в обратном направлении: от кровли — до перекрытия (и потом до печи).

Отличный инструмент для определения вертикальных осей — это лазерный построитель с функцией отвеса. Такие устройства в автоматическом режиме выравниваются и дают исключительно чёткую ось выше и ниже себя (зенит и надир). Построитель можно установить на печи, а луч, например, пустить сквозь отверстие до самой крыши. А можно расположить его на перекрытии и пустить соосные лучи вверх и вниз.

Даже бытовые модели прекрасно справятся с поставленной задачей. Помощник для разметки не понадобится

И есть ещё один способ разметки, но он даст не ось, а контур. Зная место прохода трубы через перекрытие, а также имея возможность временно собрать дымоход, можно подвести его к кровле с использованием для ориентирования в пространстве любых уровней. Затем верхнюю часть трубы оборачивают листом картона. Эту обёртку (со скольжением по трубе) поднимают к скату кровли и делают на картоне косой срез, соответствующий углу наклона крыши в данном месте. Затем снова подводят картонную имитацию трубы к скату и обводят примыкание маркером.

Так получают очень точное отверстие (его форма, кстати, будет напоминать эллипс), но не забывайте, что при проходах строительных конструкций необходимо создавать технологические зазоры.


Короткий путь http://bibt.ru

Деление окружности на равные части. Разметка по чертежу.

Пример. Требуется разделить на 13 равных частей окружность, радиус которой равен 200 мм.

По таблице число, соответствующее 13 делениям, составляет 0,4786. Умножая 0,4786 на 200 мм, получаем: 0,4786X200 = 95,72 мм.

Откладывая циркулем полученное расстояние на размечаемой окружности, разделим ее на 13 равных частей.

Таблица 22 Деление окружности на равные части

Разметка по чертежу. Разметку гаечного ключа (рис. 80) требуется выполнять в такой последовательности:

1. Изучить чертеж.

2. Проверить заготовку.

Рис. 80. Примеры разметки (плоскостной) гаечного ключа

3. Закрасить места разметки купоросом или мелом, разведенным до густоты молока.

4. Забить в зев ключа планку,

5. Провести осевую линию вдоль ключа.

6. По чертежу нанести окружность и разделить ее на шесть частей.

7. Повторить эти же операции на второй головке ключа.

8. Нанести все размеры согласно чертежу.