Иконы Пресвятой Богородицы. Чудотворные иконы. Икона "Покров Пресвятой Богородицы": значение и описание

История иконы "Покрова Пресвятой Богородицы" теряется в тех давних веках, когда на берегах Босфора высились стены мощного оплота православия — Константинополя. По сей день учёные не могут решить, когда именно тёмной осенней ночью простёрся над Влахернским храмом спасительный покров Богородицы. И в этом есть своя символика. Событие это осталось вне времени. Уже многие века хранит людей этот вечный покров.

Легендарный храм на берегу Босфора

Икона "Покрова Пресвятой Богородицы" представляет нам событие, происшедшее в X веке. В Царьграде, именно так звали Константинополь за роскошные дворцы и мощные крепостные стены, находился один из самых почитаемых храмов Византии — Влахернский. Он высился над водами Босфора. В его ризнице хранились многие бесценные реликвии православной церкви. Но кроме этого каждую пятницу в храме свершалось чудо. Находился в ней особый покров, закрывавший в алтаре мозаичный образ Пресвятой Богородицы. Раз в неделю он сам собой поднимался в воздух и открывал всем присутствующим образ Святой Девы. На следующий день он также чудесным образ опускался и занимал своё прежнее место до следующей пятницы.

Осада сарацинами Константинополя

Тот исторический период был очень сложным для Византии. Её сотрясали постоянные войны. Очередной раз полчища сарацин подступили к Константинополю. Положение было критическим, и жители города и всё высшее духовенство собрались под сводами храма на всенощную, чтобы просить помощи у Царицы Небесной. Среди пришедших на молебен был и юродивый по имени Андрей вместе со своим постоянным спутником Епифанием. Жители города хорошо знали Андрея и почитали его за глубокую набожность и ум, скрытый под маской внешнего безумия.

Предание рассказывает, что во время службы было ему и его спутнику чудное видение. Растворилась в воздухе кровля храма, и всех озарил неземной свет. И узрели они Пресвятую Богородицу со святыми пророками и апостолами, шествующую от Царских врат над головами молящихся.

Сияние, исходившее от лика Богородицы, и было тем неземным светом, что озарил храм. Преклонив колени, молила Пречистая Сына Своего за всех, кто собрался в храме, и за весь православный мир. Затем, воздев ввысь свой покров, простёрла его над богомольцами. И сподобились Андрей и Епифаний узреть, как тот покров стал вдруг таким огромным, что накрыл собой весь православный мир.

Избавление, ниспосланное Богородицей

В ту самую ночь сарацины, объятые ужасом, бежали из пределов Византийской империи. Произошло это событие 14 октября. Вот только год остался неизвестен. Некоторые исследователи полагают, что это 910 год, но документальных подтверждений тому нет. Икона "Покрова Пресвятой Богородицы" изображает момент, когда Царица Небесная распростёрла над храмом свой покров. Много ещё было случаев, когда её риза спасала Царьград от врагов. Так, во время нашествия скифов, опустили её в воды залива, и поднявшийся внезапно шторм раскидал и потопил вражеские ладьи. Избавила Богородица город и от нечестивых агарян, в 866 году от языческих полчищ русского князя Аскольда.

Чествование иконы на Руси

Но, несмотря на то что чудо произошло в Византии, отмечать этот праздник начали на Руси. Здесь впервые икона "Покрова Пресвятой Богородицы" чествовалась 1 октября (ст. стиль). Во Владимире — столице Владимиро-Суздальских земель, в XII веке правил князь Андрей Боголюбский. Пребывая постоянно в походах и сражениях, он мечтал о мире. Его главной святыней стала икона "Покров Пресвятой Богородицы".

Молитва перед ней помогала князю обрести силы и уверенность в заступничестве Царицы Небесной. Князь не переставал молиться о том, чтобы над его землями всегда был незримо простёрт её Покров. Именно он учредил на Руси этот праздник. По его повелению у слияния рек Клязьмы и Нерль Была воздвигнута дивная Покровская церковь, в которой хранилась икона — образ "Покрова Пресвятой Богородицы". Много и других Покровских храмов появилось на святой Руси.

В самом же стольном граде Владимире Андрей Боголюбский соорудил белокаменный Успенский собор. Среди святых образов его была и икона "Покров Пресвятой Богородицы". Фото собора представлено в этой статье. Главы собора, увенчанные куполами, подобны шлемам воинов, стоящих на страже великого города. Много чудес явил образ "Покрова Пресвятой Богородицы". Икона, значение которой заключается в утверждении Божественной помощи, даруемой через покров Царицы Небесной, всегда поддерживала и спасала россиян в лихую годину.

Покровский собор в Москве

В Москве на Красной площади высится дивной красоты Покровский собор. Заложен он был во времена Ивана Грозного в честь захвата Казани. Победу на берегах Волги русские войска одержали именно в день этого праздника. Вернувшись из похода, царь отслужил акафист иконе "Покрова Пресвятой Богородицы" и в память славного события повелел выстроить храм. Ныне он широко известен как храм Василия Блаженного — московского юродивого, жившего в XVI веке. В храме хранится древняя и почитаемая икона "Покрова Пресвятой Богородицы". Молитва перед ней много раз спасала Русь от врагов.

Иконописные особенности икон разных школ

Появление на Руси икон, посвящённых чуду, произошедшему во Влахернской церкви, относится к XII веку ― временам, предшествующим вторжению татар, но самые ранние из дошедших до нас датируются XIII веком. В XIV веке уже отчётливо сформировались два основных извода (разновидности) образа. Московский извод образа "Покрова Пресвятой Богородицы" — икона, значение которой в том, что она, изображая во всех деталях сцену, происшедшую во Влахернском храме, демонстрирует не только Царицу Небесную, распростёршую свой покров, но и сонм святых, Её окружающих. Тем самым выражена поддержка также и всех сил небесных. При этом покров Матерь Божья держит в руках сама.

Другой извод, он носит название «новгородского», характерен тем, что в нём руки Божьей Матери воздеты вверх в молитвенном порыве. Покров в этом случае держат ангелы. Бытует мнение, что в данном случае изображено чудо, происходившее в храме каждую пятницу, когда покров сам собой поднимался, открывая образ Богородицы.

Народный праздник Покрова

Этот праздник отмечался всегда осенью в первый день октября. В деревнях это было время окончания полевых работ и начала осеннего свадебного сезона. В эти дни у невест и женихов особым почётом пользовалась икона "Покров Пресвятой Богородицы". Молитва перед ней помогала в будущей семейной жизни. Существовало даже поверье у невест — чья свеча окажется первой перед иконой, та и выйдет замуж раньше других. Прошли годы, но и в наши дни девушки молятся перед ней о даровании хорошего жениха, а замужние — о семейном счастье и здоровье детей. Вообще, считается, что особое покровительство икона оказывает именно женщинам.

Бытовало также в деревнях поверье, что последний сжатый сноп — «пожинальник» — следовало хранить, и в праздник Покрова вынести во двор и отдать скотине. Это считалось залогом от зимней бескормицы и прочих бед. Конечно, налицо отголоски языческих времён, но если всмотреться внимательно в народные обычаи, то их можно найти очень и очень много. Они давно уже стали частью нашей культуры.

Иконы, выполненные вышивкой

Икона "Покров Пресвятой Богородицы", фото которой завершает статью, выполнена не совсем обычным способом, это вышивка бисером. Чаще всего при изготовлении икон подобным способом отдают предпочтение именно такому сюжету. Сама вышивка — это исконно женское искусство. И неудивительно, что вышивальщицы любили изображать в своих работах именно свою Заступницу и Покровительницу. Сейчас этот народный промысел широко развивается, и нередко можно увидеть вышитые бисером иконы необычайной красоты.

Трудно пересчитать, сколько за девять веков создано различных изводов этой иконы. Ни одна иконописная мастерская не обошла стороной подобную тему. И это закономерно. Пресвятая Богородица ― наша защита, надежда и покров. Это то, без чего не может жить Россия.

Икона Покрова Богородицы от чего помогает

Икона Покрова Богородицы от чего помогает, как молиться правильно иконе Покрова, в каком месте располагается лик? В какой период происходит почитание Непорочной?

Покров Пресвятой Богородицы - это выдающееся древне раннехристианское торжество , что олицетворяет удивительный феномен Матери Божьей во время осады Константинополя на территории Влахернского храма. Данное торжество вдобавок обозначает предвестие о благодати Всевышнего.


Сам лик Покров Пресвятой Богородицы представляет ход к Спасателю по тучам в поднебесье. Председательствует ход дороги в небосвод Пресвятая дева, что удерживает в ладонях не крупных объемов покров.


За Мамой Божьей придерживаются сонмы безгрешных. Этот святой облик олицетворяет покровительство Небес за общечеловеческий вид.



Значимость иконографической композиции

Богоматерь на иконе представляется в полный рост в одеже бирюзовой и ало-бурой расцветки.


Основной тон олицетворяет собою Невинность и честь Богородицы , а 2-ой – обозначает, что Иисус Спаситель перенимал у Богородицы плоть и кровь , для того чтобы явиться на нашу планету и поддержать народ в тяжелый момент. В ладонях к Божьей Матери располагается покрывальце – нарамник, каковым она покрывает матушку-землю, оберегая человечество. Роль иконы «Покров Пресвятой Богородицы» состоит в сохранении света и единства среди народов.


С древнейших трактатов установлено, что почитание этого безгрешного вида завязалось в 1164 г ., вследствие указа князя Андрея Боголюбского.


В 910 г. руссы и болгары осадили Царьград . Царем Византии в тот период был Лев Мыслитель. Атака на Византию в эту эпоху была не редкостью. Постоянные набеги осуществляли все окружающие страны, а кроме того касты идолопоклонников и мусульман.


В ночь осады городка масса окрестного населения направилось отыскивать спасения в здешний собор . Из числа данных христианин был блаженный Андрей, какому и относятся фразы данного знаменитого доказательства.


В 4 часа ночи блаженный приподнял голову и узрел в воздухе Пречистую богородицу Божью в обществе сонма священных: посланника Иоанна теолога и блаженного Иоанн Крестителя.
Матушка встала на колени и начала жалобно возносится за христианин, что обитают верой Господа. Пресвятая Дева чрезвычайно длительное время молилась, а после приблизилась к алтарю, сбросила собственную накидку (оболочку) и набросила ее на абсолютно всех, кто в этот период молился в соборе. Не веря собственным очам, Андрей задал вопрос Епифанию: «Видишь, ли ты Царицу Лазурную, что возносится за нас»? Епифаний дал ответ: «Вижу и ужасаюсь».


Далее Богоматерь завершила воссылать молитву к Богу и пропала со собственными провождающими и омофором. А у абсолютно всех, кто созидал данное, осталось чувство безмятежности, спокойствия в душе и благодати. А войско, что осадило Константинополь, разметалось как вихрь. Таким образом был избавлен Царьград.


В XX веке почитание Покров стает частью обыкновения православного собора . Заявляют, что лик Покрова Богородицы может помочь в период нападений противников и недоброжелателей.


Определенные священники отмечают, что облик Покрова Богородицы уберегла Грецию от покорения в период 2-ой мировой войны.



В каком месте располагается лик?

Этот чудодейственный облик Девы Марии представляется одним из наиболее уважаемых отображений православной иконографии. В отечественных храмах находится масса всевозможных списков данного вида.


Кроме того, имеются и реальные чудодейственные шедевры:


    В соборе Покрова на Нерли. Это сооружение было возведено еще XII столетии дворянином Андреем Боголюбским;


    На территории Покровского храмеа что был создан Иоанном Грозным. У сооружения доблестная доля, так как оно ощутило такое количество перипетий российской летописи. В настоящий период сооружение осуществляет 2 функции: Первая – это функционирующий собор, а вторая- общеисторическая галерея;


    На территории Покровского женского монастыря.


Помимо вышеизложенных в Столице работает более 100 Покровских соборов.



В какой период происходит почитание Непорочной?

При наличии каких ситуаций необходимо воссылать молитвословие данному облику Пречистой?

Божья Пречистая богородица является основной защитницей людей, подсобляя им преодолевать разные трудности.


Основное, воссылать молитву к богу пред иконой честно и от самой глубины сердца.


Богоматерь может помочь народам, что отчаялись и утратили веру, делая легче мученья и подсобляя вычистить душу и сердце. Моление этому виду может оградить от злодеяний, бед и болезней.


Молитву пред образом православные выговаривают:


При наличии ситуации, когда Отчизна имеет необходимость в охране;


Для преодоления внутреннего противника;


Для избавления от недуга пациента;


Для добавления достатка бедным;


Для приобретения влюбленности и супруг;


О жилище для беспризорных;


При унынии и печали;


При безнравственных свойствах человеческой природы.


Воссылать молитву к богу могут не только лишь люди, что пребывают на службе, однако и их родные. Оберегает стиль как от наружных противников, так и от внутренних трудностей, к примеру, моление несомненно поможет в сложные мгновения закрепить верование, признать верное разрешение вопроса и оградиться от искушений и обольщений.


Молитву пред иконографической композицией допускается произносить о замужестве одиноким представительницам слабого пола . Божья Пречистая богородица несомненно поможет отыскать собственную половинку, с каковой впору будет проживать в мире и благополучие. Устремляться к блаженной имеют все шансы и семейные люди, что стремятся привести в порядок взаимоотношения, освободиться от раздоров и прочих трудностей. Моление отца с матерью несомненно поможет вправить мозги ребенку и поставить его на верный курс.


А вот и сама моление пред непорочной иконой:


«О Владычица Всевышнего, Вышних сил, Небес и планеты Царица, града и государства нашего всесильная Заступница! Возьми хвалебно-признательное напевание это от нас, безнравственных невольников Твоих, и вознеси мольбы наши к Престолу Господа Отпрыска Твоего.
Несмы бо достойни с Него помиловании быти, аще не Твоя милость умилостививши Его о нас, Владычице, будто бы вся Тебе с Него вероятна сущность. Для этого к Тебе прибегаем, ровно как к бесспорной и быстрей Заступнице нашей: услышь нас, молящихся Тебе, озари нас все властным Покровом Твоим и испроси у Господа Отпрыска Твоего пресвитером нашим недоверие и богослужение о душах, градоправителю премудрость и силу, судье истину и беспристрастие, учителю сознание и не прекословие, мужу страсть и соглашение, Ребёнку повиновение, обидимому терпимость, обидящему опасение Всевышнего, тоскующему отзывчивость, торжествующему воздержанность; абсолютно всем же нам дух рассудка и благочестия, дух милосердия и беззлобности, дух Невинности и истины.
Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердись на бессильных общество Твоя; разсеянныя составь, заблудшие в дорогу честную наставь, старость поддержи, юность уцеломудри, младенцы воспитай и призри на абсолютно всех нас призрением милостивого Твоего заступления, воздвигни нас с глубины безнравственная и просвети сердечные глаза наша к зрению спасения; милосерда нам буди зде и тамо, в государстве земного пришествия, и на Страшном Суде Отпрыска Твоего: преставльшияся же в религии и покаянии с жития сего основатели и братию нашу в Нетленное Существования с Ангелом и с абсолютно всеми непорочными житие создай. Твоя милость бо еси, Госпоже, Признание небесных и Предвкушение земных, Твоя милость по Бозе наша Вера и Покровительница абсолютно всех приливающих к Тебе с верою.
К Тебе, следовательно, возносимся и Тебе, ровно как Всемогущей Помощнице, сами себе и приятель товарища, и весь живот свой отдаем, в настоящее время и постоянно, и во веки веков. Аминь».


Молитвословие краткое


Вспомни нас всех в своем молитвословие Пречистая Матерь Божья. Не покинем мы мир этого за все грешные деяния наши, убереги от всякого злодеяния и лютой напасти. К тебе устремляемся и торжество Покров твоего почитаем и тебя возносим.


Вознесение


Возносим мы тебя, Пречистая Борогодица, и почитаем твой покров честнейший, тебя же видел Святой Андрей, когда за нас ты Всевышнему воссылала мольбу.


Да пребудет с вами Всевышний!



В православной вере почитается много икон Пресвятой Богородицы. Чаще можно встретить святыни, где Богоматерь держит на руках младенца.

Но есть светлый образ Девы Марии, изображённый ещё накануне рождения Иисуса Христа, но уже после Благовещения.

Скоро пойдёт она к Елизавете, двоюродной сестре, которая скажет слова, ставшие гимном Богоматери: «Богородица дева, радуйся!». Эту песнь Ей мы поём до сего дня.

Как же выглядит образ Пресвятой Богородицы «Умиление», в чем он помогает, поговорим в данной статье.

Образ Богоматери Умиление

Существует целый иконографический ряд святых образов Богоматери, объединённых под одним названием - «Умиление». Но самая известная из них - это икона «Радость всех Радостей», где дева Мария запечатлена в самый счастливый момент, когда архангел Гавриил принёс благую весть о том, что Ей предстоит родить сына Божьего. Руки Богородицы скрещены в молитвенном жесте, голова чуть наклонена, а глаза полуопущены. Такой лик олицетворяет умиление.

История иконы «Радость всех Радостей»

История иконы Умиление Пресвятой Богородицы насчитывает несколько веков. Первоначальный образ Богородицы «Умиление» был нарисован на холсте, прикреплённом к тонкой доске из кипариса. Эта икона принадлежала Преподобному старцу и чудотворцу Серафиму Саровскому (1759-1833), покровителю и создателю Дивеевской обители. Святой Серафим был прославлен церковью в 1903 году благодаря императору Николаю II и до сих пор является наиболее почитаемым в истории Русской Церкви подвижником православия.

В своей отшельнической жизни Серафим Саровский никогда не разлучался с ликом Богоматери «Умиление», который называл «Радостью всех Радостей» и носил везде с собой в заплечной котомке. Немало чудес принесла та старинная святыня. Даже лампадное масло, находящееся возле лика, обладало целебными свойствами. Преподобный чудотворец смазывал им хворых паломников, что текли к нему рекой за помощью, произносил молитвы к иконе «Умиление», и это помогало выздоровлению.

После своей кончины старец завещал передать любимую святыню Дивеевским сёстрам, где она и находилась более 150 лет. Серафимо-Дивеевская икона считается одним из главных образов, запечатлевших лик Божьей Матери, ведь он свидетельствует о скором рождении сына Бога, Иисуса Христа. Светлый образ пронизан радостью и кротостью, именно такими чувствами, которые испытывала Богоматерь в тот счастливый момент.

История написания и автор оригинала Серафимо-Дивеевского образа неизвестны, а происхождение иконы датируется годами жизни Серафима Саровского, то есть концом XVIII века. После кончины старца, образ хранился в Свято-Троицком соборе Дивеевского монастыря. Там построили специальный придел, а под саму икону была вырезана нарядная божница со стеклом (киот). В обители существовала традиция, когда все насельницы во время богослужения вставали за этим киотом с ликом Богородицы. В 1902 году для этой иконы Николай II сделал бесценный дар в виде золочёной ризы и серебряной лампадки.

А в 1991 году подлинная святыня «Умиление» была передана в ведение Московской патриархии и находится в патриаршей резиденции до сих пор. В Дивееском же монастыре вместо оригинала была оставлена точная копия чудотворного образа. Но каждый год в день Похвалы Пресвятой Богородицы (суббота пятой недели Великого поста) из Патриаршей церкви подлинник переносится на всеобщее поклонение в Богоявленский (Елоховский) собор. Последние 70 лет именно Богоявленский кафедральный собор является сердцем православной России, центром её духовной жизни.

Увидеть чудесный образ «Умиление», приложиться к любимой иконе Серафима Саровского раз в году могут все желающие.

Другие известные образы Умиление

Со временем с подлинника было сделано большое количество копий, на которых дева Мария изображена по пояс, со сложенными крестообразно руками, чаще всего в голубом покрове. Над головой Девы записаны слова из акафиста - «радуйся невеста неневестная». Изображения говорят о всепрощении и вечной жизни, о смерти во имя любви и спасении всего человечества. Господь уже идёт на землю, чтобы искупить мирские грехи. Известно, что некоторые из этих копий также обладают чудодейственными свойствами, как и оригинал.

Но помимо самой известной «Радости всех Радостей», существует множество образов с изображением Богоматери, под общим названием «Умиление». Есть иконы, где дева Мария изображена не одна, а с младенцем на руках, а её голова с любовью наклонена в его сторону. Маленький Христос тянет к Богородице ручки и приникает щекой к её щеке. Эти святыни пронизаны такой теплотой, какая может быть только между матерью и дитя. Поэтому такие лики тоже относятся к иконографическому образу «Умиление».

В Православной церкви почитаемы несколько видов икон Богородицы. Умиление, от греческого слова «Елеус», означает милосердная, умилившаяся. Иконы из разряда «Елеуса» изображают Богоматерь именно с младенцем на руках. Вот некоторые из них:

Появилась локотская икона совершенно случайно, когда была замечена на календарях, продающихся в обычном магазине, жительницей посёлка Натальей Шишковой. Она сказала продавщице, что негоже так обращаться с фотографиями, на которых есть Богоматерь. На это продавщица ответила, что календари устарели и их всё равно придётся выбросить.

Наталья, истинная верующая христианка, купила два оставшихся календаря с ликом Богородицы, обрезала ненужные даты и развесила эти иконы «Умиление» (фото) в своём доме. Однажды, читая в тишине церковную книгу, женщина почувствовала приятный аромат, но не придала этому значение. А несколько минут спустя, увидела на образе масляное пятно, от него и шло благоухание.

Она посоветовалась со священником местной церкви, который подтвердил частые случаи мироточения образов, находящихся не в храме. Тем временем ароматное мироточение всё увеличивалось, и вскоре мирра потекла с фотографии на стену.

А в праздник великой Пасхи в доме Натальи замироточили все иконы, которых у неё было довольно-таки много. После этого было решено перенести образ в оклад. Сняв его со стены, хозяева с удивлением обнаружили, что мирра покрыла не весь лист, а только лик Божьей Матери. Благоухающее масло пропитало бумагу и с обратной стороны, где проступил образ Всецарицы, а остальная поверхность календаря была сухой. Так появился двойной лик, а икона стала называться двухсторонней.

А ещё по прошествии некоторого времени заметили, что от этого образа происходят исцеления. В дом стали приезжать люди, читать молебны и акафисты. За минувшие годы локотская икона участвовала не раз в крестных ходах. С нею было пройдено по разным городам Руси более 13 тысяч километров и на всём пути шествия мироносный лик Богоматери помогал страждущим справляться с жизненными невзгодами, давал верующим исцеление, а взоры неверующих обращал к Богу.

  • Псково-Печёрский образ «Умиления» , являющийся копией иконы Владимирской Божьей Матери, был написан монахом Арсением Хитрошем в 1521 году. В Псково-Печёрскую обитель икону взял в 1529 году игумен монастыря, преподобный Корнилий. Образ прославился тем, что защищал Псков в 1581 году, когда польский король Стефан обстреливал город огненными ядрами. Один снаряд угодил прямо в икону «Умиление», которую жители крепости вывесили на вершину стены, как единственную Защитницу. Но святыня чудесным образом не пострадала.

Этому же образу присваивается заслуга, когда в 1812 году был отбит у войска Наполеона Бонапарта город Полоцк. Победу русские солдаты и командиры относят именно к помощи чудесной иконы «Умиление».

Известны и другие истории этого образа, связанные с чудодейственными исцелениями от разных недугов, в том числе от слепоты.

На Псково-Печёрском образе Богородица держит маленького Иисуса, прижимающегося к материнской щеке.

Это символизирует бесконечную связь детей и родителей, великую силу сыновней любви.

К такому же типу (Елеус) относятся лики Богородицы:

  • Донской;
  • Владимирской;
  • Ярославской;
  • Гребневской;
  • Почаевской.

Существуют и менее известные разновидности ликов Божьей Матери «Умиление», например «Взыграние Младенца», которая тоже относится к типу «Елеус». Много веков радуют православных своей помощью все эти святыни, неся в образе Богородичной иконы умиление и значение.

Образ Божьей матери Умиление




Помощь святыни

Значение иконы «Умиление» важно для всех. Но в основном образы Божьей Матери принято считать женскими заступницами. Обращаются к святому лику женщины, матери и незамужние девушки . Просят поддержки у Богородицы и мужчины, призывая Её о помощи, вспоминая о своей матери. Икона всем обязательно поможет, надо только верить, и чем сильнее будет вера, тем скорее придёт желаемое .

О чём молятся иконе

Умиление - воплощение самой чистоты, целомудрия и сдержанной радости . Возвышенный образ Богородицы почитается в народе, особенно девицами . Дева Мария может выступать в их искренних молитвах:

  • помощницей в выборе жениха;
  • нравоучительницей целомудрия;
  • наставницей чистых помыслов для неокрепшего девичьего сердца;
  • руководительницей в выборе жизненного пути.

Молятся перед Ней женщины:

  • о крепком браке;
  • желанном зачатии дитя;
  • благополучном родоразрешении.

Чудотворный образ помогает страждущим:

Сегодня многие рукодельницы вышивают своими руками образ «Умиление». Во время этой работы рекомендуется искренне молиться. Известны случаи, когда женщины, которые не могли зачать, после завершения образа узнавали о том, что беременны. А вышитая картина играет ту же роль, что и церковная икона, на которую теперь можно молиться дома.

Основным образом «Умиление» считается Серафимо-Дивеевская икона. Её почитают и устраивают празднование каждый год, 28 июля и 9 декабря . Другие лики Богоматери также почитаются в каждом городе, во всех церквях и храмах:

Кроме этих дней, каждое воскресенье, перед началом службы, все храмы проводят Параклис Божьей Матери (церковные песнопения в Её честь).

Молитвы пред образом Богоматери

Лик Богородицы «Умиление» показывает всем, что любые новости или испытания необходимо встречать со смирением, проявляя кротость и покорность. Отцы и матери обращаются всем сердцем к Богородице с просьбой, чтобы их дети были здоровы и счастливы.

Молитва 1

О, Пресвятая Госпожа, Богородица! Прими мои недостойные молитвы, сохрани от наветов злых и от напрасной смерти, подай радость и в печали место даруй. Избави нас, о Владычица, от всяческого зла, помоги нам, грешным рабам Твоим, защити и встань в своём пришествии за нас пред Сыном Твоим и Христом Богом, и наследниками Их быть нас сподоби, чтоб достичь Царствия Небесного и извечной жизни, со всеми святыми в бесконечные века. Аминь.

Молитва 2

Прими, Пречистая Госпожа, Владычица, сии честные дары, Тебе единственной принесённые от нас, недостойных рабов Твоих. От всех родов избранная, всех тварей земных и небесных высшее явление, будь с нами, Сына Божьего узнавшая и сподобившаяся видеть святое Тело Его и пречистую Кровь Его; тем же свята Ты в родах родов, Богоблаженная, херувимов светлейшая и серафимов честнейшая, сущая Матерь Божья.

И ныне воспетая Пресвятая Богородица, не перестань молиться о нас, недостойных рабах Твоих, избавь нас от всякого совета лукавого и всякого злого обстоятельства, и сохрани нас невреждёнными от ядовитого намерения дьявольского; до конца молитвами своими нас соблюди, яко Твоим заступлением и помощью спасаемся. Слава Тебе, хвала, поклонение и благодарение за всё. Просим у Троицы Единой, Бога и всех Святых, и к Создателю взываем, ныне, присно, и во веки веков. Аминь.

Икона Богородицы Покров Пресвятой Богородицы

История

В пер-вой по-ло-вине X ве-ка в Ца-рь-гра-де жил ве-ли-кий по-движ-ник Ан-дрей Юро-ди-вый, спо-доб-ляв-ший-ся чуд-ных ду-хов-ных ви-де-ний и ве-ли-ких от-кро-ве-ний.

Од-на-жды он при-шел в зна-ме-ни-тый Влахерн-ский храм, где хра-ни-лась ри-за Бо-го-ма-те-ри с Ее омо-фо-ром и ча-стью по-я-са.

Омо-фор — это по-кры-ва-ло, ко-то-рым иудей-ские жен-щи-ны по-кры-ва-ли го-ло-ву и ко-то-рое спус-ка-лось до ног.

Бла-жен-ный Ан-дрей при-шел в храм от-сто-ять все-нощ-ную. Его со-про-вож-дал юный по-чи-та-тель его Епи-фа-ний, быв-ший впо-след-ствии, с име-нем По-ли-евк-та, пат-ри-ар-хом Кон-стан-ти-но-поль-ским. Бла-жен-ный Ан-дрей обык-но-вен-но по-дол-гу оста-вал-ся в церк-вях и по-сле окон-ча-ния служ-бы. На этот же раз все-нощ-ное бде-ние про-дол-жа-лось дол-го. В чет-вер-том ча-су но-чи Епи-фа-ний уви-дал Пре-свя-тую Бо-го-ро-ди-цу, иду-щую от цар-ских врат в ве-ли-кой сла-ве. Ее под-дер-жи-ва-ли Иоанн Кре-сти-тель и апо-стол Иоанн Бо-го-слов. Окру-жа-ло Пре-свя-тую Бо-го-ро-ди-цу мно-же-ство свя-тых в бе-лых и си-я-ю-щих одеж-дах, и все они пе-ли ду-хов-ные гим-ны. Пре-свя-тая Вла-ды-чи-ца при-бли-зи-лась к ам-во-ну.

Ду-мая, не есть ли это ви-де-ние ис-ку-ше-ние для него, бла-жен-ный Ан-дрей спро-сил Епи-фа-ния:

— Ви-дишь ли Гос-по-жу и Ца-ри-цу ми-ра?

— Ви-жу и ужа-са-юсь, — от-ве-чал Епи-фа-ний. Меж-ду тем Пре-чи-стая Бо-го-ро-ди-ца пре-кло-ни-ла ко-ле-на и дол-го мо-ли-лась, и сле-зы сте-ка-ли по ла-ни-там Ее. Бо-го-ма-терь про-шла в ал-тарь и дол-го еще там мо-ли-лась за на-род. За-тем Она вы-шла от-ту-да, сня-ла быв-шее на Ней го-лов-ное по-кры-ва-ло и, тор-же-ствен-но дер-жа его в ру-ках, рас-про-стер-ла над все-ми мо-ля-щи-ми-ся, как бы по-кры-вая им их. За всем этим сле-ди-ли св. Ан-дрей и Епи-фа-ний, по-ка ви-де-ние не ис-чез-ло. Ан-дрей пе-ре-дал о нем на-ро-ду, и рас-сказ его про-из-вел силь-ное впе-чат-ле-ние.

В Гре-ции празд-ник По-кро-ва не по-лу-чил по-все-мест-но-го рас-про-стра-не-ния. Это мож-но объ-яс-нить сму-та-ми, вол-но-вав-ши-ми в то вре-мя им-пе-ра-тор-ский и пат-ри-ар-ший пре-сто-лы. В гре-че-ских свят-цах празд-ник По-кро-ва да-же не упо-ми-на-ет-ся.

Но рус-ская ду-ша, чту-щая Бо-го-ма-терь, бы-ла уми-ле-на и по-ра-же-на этим со-бы-ти-ем, в ко-то-ром так яр-ко вы-ра-зи-лось мо-лит-вен-ное пред-ста-тель-ство Вла-ды-чи-цы Небес-ной за лю-дей. В од-ном древ-нем сла-вян-ском Про-ло-ге ка-кой-то князь или епи-скоп пи-шет: «Егда слы-шах, по-мыш-лях: ка-ко страш-ное и ми-ло-серд-ное ви-де-ние и па-че на-де-я-ния и за-ступ-ле-ния на-ше-го бысть без празд-не-ства... Вос-хо-тех, да не без празд-ни-ка оста-нет-ся св. По-кров Твой, Пре-б-ла-гая»! Уста-нов-ле-ние празд-ни-ка в Рос-сии до-ка-зы-ва-ет-ся и сло-ва-ми цер-ков-ной пес-ни на празд-ник По-кро-ва, в ко-то-рой ука-зы-ва-ет-ся как на об-сто-я-тель-ства ви-де-ния во Влахерн-ском хра-ме, так и на по-чи-та-ние это-го со-бы-тия рус-ски-ми: «Вла-ды-чи-це, с чест-ны-ми и слав-ны-ми про-ро-ки, с вер-хов-ны-ми апо-сто-лы, и со свя-щен-но-му-че-ни-ки, и со ар-хи-ереи за ны греш-ныя Бо-гу по-мо-ли-ся, Тво-е-го По-кро-ва празд-ник в Рос-сий-стей зем-ли про-слав-ль-шия».

В кон-це XIV ве-ка был в Ца-рь-гра-де рус-ский дьяк Алек-сандр, ко-то-рый ви-дел во Влахерн-ской церк-ви ико-ну Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, «Юж ви-де свя-тый Ан-дрей на воз-ду-се, за мир мо-ля-щу-ю-ся».

В Рос-сии как празд-ник По-кро-ва Бо-го-ма-те-ри, так и ико-на По-кро-ва — тро-га-тель-ный сим-вол неустан-но-го пред-ста-тель-ства Вла-ды-чи-цы за род люд-ской — при-шлись осо-бен-но по серд-цу. Празд-ник По-кро-ва, не бу-дучи дву-на-де-ся-тым, че-ству-ет-ся в на-род-ном бы-ту не ме-нее дву-на-де-ся-тых. Есть це-лый уезд-ный го-род Вла-ди-мир-ской гу-бер-нии — По-кров. В од-ной Москве есть По-кров-ский мо-на-стырь, По-кров-ская об-щи-на се-стер ми-ло-сер-дия, По-кров-ский со-бор, на-зы-ва-е-мый обык-но-вен-но хра-мом Ва-си-лия Бла-жен-но-го. Со-бор этот за-ло-жен ца-рем Иоан-ном Ва-си-лье-ви-чем Гроз-ным по-сле воз-вра-ще-ния из ка-зан-ско-го по-хо-да в па-мять взя-тия Ка-за-ни, так как в празд-ник По-кро-ва про-изо-шел при-ступ и рус-ские овла-де-ли го-ро-дом.

Ико-на По-кро-ва изо-бра-жа-ет обык-но-вен-но ам-вон Влахерн-ско-го хра-ма, с ко-то-ро-го дья-кон, про-тя-ги-вая ру-ку с ора-рем, про-из-но-сит ек-те-нию. Око-ло ам-во-на мо-ля-щий-ся на-род, а сре-ди него бла-жен-ный Ан-дрей в ру-би-ще ука-зы-ва-ет Епи-фа-нию на сто-я-щую в об-ла-ках Вла-ды-чи-цу, окру-жен-ную свя-ты-ми и ан-ге-ла-ми. Она дер-жит на ши-ро-ко рас-про-стер-тых ру-ках Свой омо-фор. Та-кое изо-бра-же-ние ико-ны По-кро-ва мож-но ви-деть, на-при-мер, на пла-фоне ку-по-ла церк-ви Санкт-Пе-тер-бург-ско-го Пе-да-го-ги-че-ско-го ин-сти-ту-та.

Из-дав-на су-ще-ство-ва-ли в Рос-сии хра-мы и це-лые мо-на-сты-ри в честь По-кро-ва Бо-го-ма-те-ри. Так, по пре-да-нию, бла-го-вер-ный ве-ли-кий князь Ан-дрей Бо-го-люб-ский в го-ро-де Бо-го-лю-бо-ве, близ Вла-ди-ми-ра, по-стро-ил храм По-кро-ва. В Нов-го-ро-де в XII ве-ке су-ще-ство-вал Зве-рин-ский мо-на-стырь в честь По-кро-ва Бо-го-ма-те-ри.

Вот неко-то-рые из чти-мых икон По-кро-ва в Рос-сии:

В Москве: в По-кров-ском со-бо-ре Ва-си-лия Бла-жен-но-го; в церк-ви Вос-кре-се-ния, что в Ба-ра-шах, и в церк-ви По-кро-ва в Крас-ном се-ле.

В Харь-ко-ве, в Хри-сто-рож-де-ствен-ской церк-ви, за ре-кой Ло-па-нью, про-сла-вив-ша-я-ся по-мо-щью жи-те-лям во вре-мя хо-ле-ры.

В Мин-ской гу-бер-нии: в го-ро-де Но-во-груд-ке, в Ни-ко-ла-ев-ском со-бо-ре, и в се-ле Жу-ко-ве.

В Яро-слав-ской гу-бер-нии, в трех вер-стах от Уг-ли-ча, на дру-гом бе-ре-гу Вол-ги, в По-кров-ском Па-и-си-е-вом мо-на-сты-ре.

В Во-ло-год-ской гу-бер-нии, в Ди-о-ни-си-е-во-Глу-шиц-ком мо-на-сты-ре, на-пи-сан-ная са-мим ос-но-ва-те-лем оби-те-ли преп. Ди-о-ни-си-ем Глу-шиц-ким, жив-шим в на-ча-ле XV ве-ка.

В По-кров-ском Доб-ром мо-на-сты-ре, близ г. Лих-ви-на Ка-луж-ской епар-хии так-же есть чти-мый об-раз По-кро-ва Бо-го-ма-те-ри. Еже-год-но в кон-це ав-гу-ста ико-ну тор-же-ствен-но при-но-сят в г. Лих-вин, где она оста-ет-ся око-ло ме-ся-ца и по-се-ща-ет до-ма жи-те-лей, а к празд-ни-ку сво-е-му воз-вра-ща-ет-ся об-рат-но в мо-на-стырь.

Са-мая же из-вест-ная из икон это-го име-ни есть ико-на Пско-во-По-кров-ская, празд-но-ва-ние ко-то-рой со-вер-ша-ет-ся 1 ок-тяб-ря.

Молитвы

Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы

Днесь благове́рнии лю́дие све́тло пра́зднуем/ осеня́еми Твои́м, Богома́ти, прише́ствием,/ и к Твоему́ взира́юще Пречи́стому о́бразу, уми́льно глаго́лем:/ покры́й нас честны́м Твои́м Покро́вом,/ и изба́ви нас от вся́каго зла,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// спасти́ ду́ши на́ша.

Перевод: В сей день мы, правоверные люди, торжественно празднуем, осеняемые Твоим, Богоматерь, пришествием; и, взирая на Твой пречистый образ, со умилением взываем: «Покрой нас священным Твоим Покровом и избавь нас от всякого зла, умоляя Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наши».

Кондак Покрова Пресвятой Богородицы

Де́ва днесь предстои́т в це́ркви,/ и с ли́ки святы́х неви́димо за ны мо́лится Бо́гу,/ А́нгели со архиере́и покланя́ются,/ апо́столи же со проро́ки ликовству́ют:// нас бо ра́ди мо́лит Богоро́дица Преве́чнаго Бо́га.

Перевод: Сегодня Дева предстоит в храме и с сонмами святых невидимо за нас молится Богу. Ангелы со архиереями поклоняются, Апостолы же со пророками ликуют: ибо за нас молит Богородица Предвечного Бога.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Покров Пресвятой Богородицы»

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода вы́шних сил, Небесе́ и земли́ Цари́це, гра́да и страны́ на́шея Всемо́щная Засту́пнице! Приими́ хвале́бно благода́рственное пе́ние сие́ от нас, недосто́йных раб Твои́х, и вознеси́ моли́твы на́ша ко Престо́лу Бо́га Сы́на Твоего́, да ми́лостив бу́дет непра́вдам на́шим, и проба́вит благода́ть Свою́ чту́щим всечестно́е и́мя Твое́ и с ве́рою и любо́вию покланя́ющимся чудотво́рному о́бразу Твоему́. Не́смы бо досто́йни от Него́ поми́ловани бы́ти, а́ще не Ты уми́лостивиши Его́ о нас, Влады́чице, я́ко вся Тебе́ от Него́ возмо́жна суть. Сего́ ра́ди к Тебе́ прибега́ем, я́ко к несомне́нней и ско́рой Засту́пнице на́шей: услы́ши нас, моля́щихся Тебе́, осени́ нас вседержа́вным покро́вом Твои́м, и испроси́ у Бо́га Сы́на Твоего́: па́стырем на́шим ре́вность и бде́ние о душа́х, градоправи́телем му́дрость и си́лу, судия́м пра́вду и нелицеприя́тие, наста́вником ра́зум и смиренному́дрие, супру́гом любо́вь и согла́сие, ча́дом послуша́ние, оби́димым терпе́ние, оби́дящим страх Бо́жий, скорбя́щим благоду́шие, ра́дующимся воздержа́ние, всем же нам дух ра́зума и благоче́стия, дух милосе́рдия и кро́тости, дух чистоты́ и пра́вды. Ей, Госпоже́ Пресвята́я, умилосе́рдися на немощны́я лю́ди Твоя́; разсе́янныя собери́, заблу́ждшия на путь пра́вый наста́ви, ста́рость поддержи́, ю́ныя уцелому́дри, младе́нцы воспита́й, и при́зри на всех нас призре́нием ми́лостиваго Твоего́ заступле́ния, воздви́гни нас из глубины́ грехо́вныя и просвети́ серде́чныя о́чи на́ша ко зре́нию спасе́ния, ми́лостива нам бу́ди зде и та́мо, в стране́ земна́го прише́льствия и на стра́шнем суде́ Сы́на Твоего́; преста́вльшияся же в ве́ре и покая́нии от жития́ сего́ отцы́ и бра́тию на́шу в ве́чней жи́зни со А́нгелы и со все́ми святы́ми жи́ти сотвори́. Ты бо еси́, Госпоже́, Сла́ва Небе́сных и Упова́ние земны́х, Ты по Бо́зе на́ша Наде́жда и Засту́пница всех, притека́ющих к Тебе́ с ве́рою. К Тебе́ у́бо мо́лимся, и Тебе́, я́ко Всемогу́щей Помо́щнице, са́ми себе́ и друг дру́га и весь живо́т наш предае́м, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Покров Пресвятой Богородицы»

Цари́це моя́ Преблага́я, Наде́ждо моя́ Пресвята́я, прия́телище си́рым и стра́нным Засту́пнице, бе́дствующих по́моще и озлобля́емых покро́ве, зри́ши мою напа́сть, зри́ши мою́ скорбь: отвсю́ду искуше́нием одержи́м есмь, а заступа́ющаго несть. Ты у́бо сама́ помози́ ми я́ко не́мощну, окорми́ мя я́ко стра́нна, наста́ви я́ко заблу́ждша, уврачу́й и спаси́ я́ко безнаде́жна. Не и́мам бо ины́я по́мощи, ни ина́го предста́тельства, ни утеше́ния, то́кмо Тебе́, о Ма́ти всех скорбя́щих и обремене́нных! При́зри у́бо на мя, гре́шнаго и во озлобле́нии су́щаго, и покры́й мя пресвяты́м омофо́ром Твои́м, да изба́влен бу́ду от зол, мя обыше́дших, и восхвалю́ вы́ну препе́тое и́мя Твое́. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист Покрову Пресвятой Богородицы

Кондак 1

Избранней Предвечным Царем, превышшей всякаго создания Небесе и земли Царице, пришедшей иногда во Влахернскую церковь на молитву, достойное поклонение с благодарением приносяще, яко во тьме сущии, под Твой светящийся омофор с верою и умилением прибегаем. Ты же, яко имущи державу непобедимую, от всяких нас бед свобождай, да зовем Ти: Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Икос 1

Архангел и Ангел множество, со Предтечею, Богословом и всех святых ликом, сопредсташа Тебе, Царице своей, в церкви Влахернстей и, умиленная моления Твоя о всем мире слышавше, со удивлением возопиша таковая: Радуйся, Бога Отца безначальнаго предвечное благоволение; радуйся, Бога Сына безлетнаго пречистое вместилище. Радуйся, Бога Духа Всесвятаго избранное жилище; радуйся, Горних чинов ангельских непрестающее удивление. Радуйся, темных сил адских всегрозное устрашение; радуйся, Юже на воздусе сретают многоочитии Херувими. Радуйся, Ейже похвальная восписуют шестокрилатии Серафими; радуйся, Еяже преблагому покрову и мы, земнороднии, благодарне покланяемся. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 2

Видевше Тя святый Андрей со Епифанием в церкви на воздусе за христианы Богу молящуюся, познаша, яко Матерь еси вознесшагося на Небо Христа Бога нашего, и, припадше на землю, радостно покланяхуся всеблагому покрову Твоему, зовуще: Аллилуиа.

Икос 2

Разум неуразуменен еси, Богородице Дево, в защищении людей православных, сего ради врази наши не познают, коль сильна есть молитва Божия Матере. Мы же, о Твоем всемощнем заступлении добре ведуще, сице к Тебе со умилением зовем: Радуйся, премилосердая Утешительнице всех скорбящих и обремененных; радуйся, неусыпающая Наставнице всех заблуждших и ослепленных. Радуйся, праведно движимый гнев Божий на нас Твоим молением скоро утоляющая; радуйся, злыя страсти наша всемощным мановением укрощающая. Радуйся, крепкое возбуждение спящих совестей; радуйся, нетрудное преодоление беззаконных навыков. Радуйся, Еяже ради ад стенет и дуси злобы трепещут; радуйся, Еяже ради врата Рая всем нам отверзаются. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 3

Сила Вышняго осеняет с верою и благоговением прибегающих к Твоему всечестному покрову: единей бо точию Тебе, Пресвятей и Пречистей Матери Божией, дадеся, да всякое прошение Твое исполнится. Тем убо всяк возраст верных славословит Тя и Сына Твоего, зовущ: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи богатство милосердия неоскудное, всем концем земли простираеши руку помощи, Владычице: болящим исцеление, страждущим ослабу, слепым прозрение и всем вся по коегождо потребе подаеши, благодарне вопиющим: Радуйся, Православия несокрушимая крепосте и оградо; радуйся, святых храмов и олтарей первейшее украшение. Радуйся, благочестия вернейшее ограждение; радуйся, благосердых градоправителей неусыпающая Споспешнице. Радуйся, непобедимая Воеводо вождей и воинств христианских; радуйся, святое зерцало правды судиям немздоприимным. Радуйся, совершенный Разуме наставников и детоводителей; радуйся, благословение домов и семейств благочестивых. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором.

Кондак 4

Бурею многих бед одержимым нам помогаеши, Владычице: стоиши бо пред лицем олтаря Господня воздвигши руце Твои, и молишися, яко да нашу недостойную молитву призрит Господь, Царь Славы, и послушает прошения призывающих имя Твое святое, к Сыну же Твоему зовущих: Аллилуиа.

Икос 4

Услыша Господь Бог Иисуса Навина, молящася и повелевающа солнцу стати, дондеже отмстит врагом. Слышит и Твоя ныне моления Господь Иисус, избранная Палато Духа Святаго. Темже и мы, грешнии, на Твой надеющеся покров, Тебе, яко Божией Матери, глаголати дерзаем: Радуйся, от Солнца мысленнаго озаренная и нас светом незаходимым просвещающая; радуйся, сиянием пречистыя души Твоея всю землю просветившая. Радуйся, чистотою телесе Твоего вся небеса возвеселившая; радуйся, святых обителей Христовых покров и снабдение. Радуйся, верных пастырей Церкве бодрость и вразумление; радуйся, богобоязненных иноков и инокинь Наставнице. Радуйся, невозмущаемое успокоение благоговейных старцев; радуйся, тайное веселие чистых дев и вдовиц. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 5

Боговидец Моисей во ополчении иногда на Амалика, егда руце воздвизаше, Израиль одолеваше, егда же руце низпущаше, тогда Амалик побеждаше, поддержащими же его укреплен, победи врага. Ты же, о, Богомати, воздевши руце Твои на умоление, аще и никимже поддержима, всегда побеждаеши враги христианския и нам щит еси непобедим, вопиющим: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше Тя святых собори на воздусе в церкви Влахернстей молебнии руце к Сыну и Богу простирающую, радостно со Архангелы и Ангелы благодарную Ти песнь воспета. Мы же, крепчайшима, паче Моисеовых рук, дланьма Твоима укрепляеми, умильно вопием: Радуйся, Еяже руце поддержит за всех нас единая Ея к нам любы и милосердие; радуйся, пред Неюже врази наши, видимии и невидимии, стояти не могут. Радуйся, темное полчище страстей и похотей наших прогоняющая; радуйся, Огнь Божественный — Христа неопально на руку Своею держащая и нас, хладных, тем воспламеняющая. Радуйся, воинствующих на плоть целомудрием изрядное венчание; радуйся, подвизающихся в посте и безмолвии присное собеседование. Радуйся, изнемогающих от уныния и печали скорая Утешительнице; радуйся, благодатию смирения и терпения снабдевающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 6

Проповедник неоскудеваемыя благодати и милостей Твоих явися святый Роман Сладкопевец, егда от Тебе во сне прият свиток книжный на снедение: тем убо умудрен нача разумно пети во славу Твою, святым же писати похвальная, взывая с верою: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла еси от истиннаго Солнца Правды Заря, Дево Богоотроковице, просвещающая всех премудростию Бога Сына Твоего и в познание истины приводящая зовущих Ти таковая: Радуйся, Божию Силу и Божию Премудрость — Христа плотию породившая; радуйся, юродивую мудрость века сего посрамившая и ослепленных ею на путь правый наставляющая. Радуйся, святыя веры охранение и православных догматов Наставнице; радуйся, нечестивых ересей и тлетворных расколов Искоренительнице. Радуйся, тайная и неудобь предвиденная вся добре ведущая и имже подобает сказующая; радуйся, лживых провидцев и суетная гадания посрамляющая. Радуйся, в час недоумений мысль благу на сердце полагающая; радуйся, от пагубных начинаний и несмысленных пожеланий воспящающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 7

Хотяй долготерпеливый Всевидец Господь явити Своего человеколюбия неизследимую щедрот бездну, избра Тебе едину в Матерь Себе и сотвори Тя людем непреодоленное защищение: да аще кто от них и праведным судом Божиим осуждения достоин явится, Твоим обаче державным покровом сохраняется на покаяние, зовый: Аллилуиа.

Икос 7

Дивная показал еси дела Твоя в Пречистей Матери Твоей, Господи, егда пречудный омофор в руце Ея светящийся паче луч солнечных явися, имже покрываше люди, сущия в церкви Влахернстей. О таковем убо знамении милосердаго Ея заступления услышавше, ужасом и радостию одержими, вси глаголаху: Радуйся, нерукотворенный омофор, аки облак, над всем миром распростершая; радуйся, превечнаго Архиерея, Сына Своего, знамение на руце Своей держащая. Радуйся, новую милость и новую благодать сим в Церкви Православной являющая; радуйся, столпе облачный от искушений и соблазнов мира всех нас покрывающий. Радуйся, столпе огненный, среди мглы греха всем нам путь спасения показующий; радуйся, явных благочестия подвижников явное укрепление. Радуйся, тайных среди мира рабов Божиих тайное вразумление; радуйся, и мене, обнаженнаго добрых дел, не оставляющая Своим покровом и благодатию. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 8

Дивно Тя от Небес во Влахернстей церкви явльшуюся Ангели воспеша, апостоли прославиша, лик святителей и преподобных и жен святых сословие восхвалиша. Предтеча с Богословом поклонишася, людие же, сущии в церкви, с веселием вопияху: Аллилуиа.

Икос 8

Всеми вышними и нижними владычествуя Господь, узрев Тя в церкви Матерь Свою стоящу и со умилением к Нему молящуся, рече: "Проси, Мати Моя, зане не отвращуся Тебе, но исполню вся прошения Твоя и благодарственная сице Тебе всех пети научу": Радуйся, Ковчеже Завета, в немже хранится освящение всего рода человеческаго; радуйся, стамно пресвятая, в нейже алчущим правды блюдется Хлеб Жизни Вечныя. Радуйся, сосуде всезлатый, в немже уготовася нас ради плоть и кровь Божественнаго Агнца; радуйся, оставленных врачами на свои всемощныя руце приемлющая. Радуйся, разслабленных телом, но не духом и верою со одра болезни воздвизающая; радуйся, погубляющим от недуга ум новый и лучший смысл подающая. Радуйся, на стропотнем пути греха и страстей нас премудре запинающая; радуйся, жестокость нераскаяннаго сердца нашего умиляющая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 9

Все естество ангельское похвальная приносит Тебе, истенней Божией Матери и Заступнице всех притекающих к Тебе, ведуще, яко несокрушимым покровом Твоим праведных возвеселявши, грешных заступаеши, бедствующих избавляеши и молишися о всех верных, зовущих: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя, яко рыбы безгласныя, недоумеют, како восхвалити по достоянию великий всечестнаго Покрова Твоего праздник: вся бо о Тебе от них глаголемая не суть довольна к единому исчислению щедрот Твоих. Мы же, Твоя неисчетная благодеяния видяще, с веселием взываем: Радуйся, от язвы и всегубительства смертнаго нас соблюдающая; радуйся, от внезапнаго колебания земли грады и веси сохраняющая. Радуйся, от разлияния вод и потопления рукою крепкою возводящая; радуйся, от запаления огненнаго росою молитв Твоих избавляющая. Радуйся, от глада душевнаго и телеснаго Хлебом Жизни снабдевающая; радуйся, удары молнии и грома от главы нашея отводящая. Радуйся, от нашествия иноплеменник и тайных убийц спасающая; радуйся, от домашния брани и вражды единокровных миром и любовию ограждающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 10

Спасти хотяй род человеческий от прелести вражия Человеколюбец Господь Тебе, Матерь Свою, дарова земным нам в помощь, покров и защиту, да будущи печальным утешение, скорбящим радование, обидимым Заступница и да всех из глубины греховныя воздвигнеши, поющих: Аллилуиа.

Икос 10

“Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящася к Тебе и призывающа имя Мое на помощь, да не отъидет от лика Моего тощ и неуслышан”. Сию всеблагую молитву слышавше, собори святых благодарно возопиша: Радуйся, чистых руками и сердцем земледельцев благословенными плодами венчающая; радуйся, помоще и праведное мздовоздаяние всем право куплю деющим. Радуйся, клятвопреступлений и неправедных стяжаний всенародное обличение; радуйся, бедствующим в пути, на суше и водах внезапное вспоможение. Радуйся, безчадных родителей плодами веры и духа веселящая; радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице. Радуйся, крепкая Заступнице сущих в плену и изгнании; радуйся, неусыпающая Попечительнице во узах и темнице селящих. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 11

Пение всеумиленное слышаще и теплей Твоей молитве о нас внемлюще, просим Тебе, Дево Богородице, не презри гласа рабов Твоих: к Тебе бо в напастех и скорбех прибегаем и пред Тобою в бедах наших слезы проливаем, зовуще: Аллилуиа.

Икос 11

Яко светоприемную свещу, в молитве горящую, видящи Тя на воздусе Влахернская церковь, согласно со множеством людей, в ней бывших, возглашаше: “Откуду мне сие, да прииде Мати Господа Моего ко мне?” Святый же Андрей со Епифанием тепле моляхуся к Тебе, зовуще: Радуйся, всех даров духовных и телесных независтная Подательнице; радуйся, полагающих начало покаяния грешников верная Предстательнице. Радуйся, борющихся со страстьми и прилогами вражиими всегдашняя Споборнице; радуйся, незримое укрощение владык жестоких и зверонравных. Радуйся, тайный покое и отрадо рабов кротких и страждущих; радуйся, всежеланное совершение благих супружеств. Радуйся, матерей детородящих скорое и безболезненное разрешение; радуйся, в час кончины единая всем нам Помощнице. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 12

Благодать Божественную испроси нам у Сына Твоего и Бога, простри нам руку помощи, отжени от нас всякаго врага и супостата и умири нашу жизнь, да не погибнем люте без покаяния, но приими нас в вечныя кровы, Покровительнице наша, да радующеся Тебе зовем: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твой державный покров, хвалим Тя вси, яко твердую Предстательницу нашу, и покланяемся Тебе, о нас молящейся: веруем бо и надеемся, яко испросиши у Сына Твоего и Бога благая вечная и временная всем с любовию вопиющим Тебе сице: Радуйся, всей вселенной крепкое заступление; радуйся, всех стихий земных и небесных освящение. Радуйся, всех времен года благословение; радуйся, всех наветов и искушений, от мира, плоти и диавола находящих, попрание. Радуйся, нечаемое примирение ожесточенно враждующих; радуйся, недоведомое исправление нераскаянных грешников. Радуйся, не отвергающая всеми презренных и отверженных; радуйся, самих отчаянных от рова погибели исхищающая. Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором.

Кондак 13

О, Всепетая Мати, Пречистая Госпоже, Дево Богородице! К Тебе возвожду душевныя и телесныя очи, к Тебе простираю разслабленныя руце и из глубины сердца вопию: призри на веру и смирение души моея, покрый мя всемощным омофором Твоим, да избавлюся от всех бед и напастей, и в час кончины моея, о, Всеблагая, предстани мне и уготованнаго ради грехов моих избави мучения, да выну покланяяся зову: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)


Молитвы Покрову Пресвятой Богородицы

Молитва первая

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, приятелище сирым и странным Заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь: отвсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имам бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных! Призри убо на мя, грешнаго и во озлоблении сущаго, и покрый мя пресвятым омофором Твоим, да избавлен буду от зол, мя обышедших, и восхвалю выну препетое имя Твое. Аминь.

Древний праздник, посвященный явлению Пречистой Девы Марии известен с первого века, хотя описан намного позже. По мнению историков, незабвенное событие произошло в 910 г., в г. Влахерны (пригород Константинополя). Теперь каждую осень православные отмечают Покров Пресвятой Богородицы, икона праздника в этот день выносится на середину храма.

В народе Покров связан с началом заключения брачных союзов. Множество храмов и населенных пунктов именуются в честь памятной даты. Не является двунадесятым (одним из 12 основных) праздником, но одним из Великих.


Что празднуется

Всем знакомое название скрывает за собой глубокий смысл. Чтобы его понять, нужно знать о событиях, произошедших во Влахернском храме. Жители византийского государства в тот вечер собрались для совместной молитвы - они просили отвести от них угрозу, исходящую от многочисленных варваров, окруживших Константинополь. Был среди других юродивый Андрей, который и увидел Богородицу в лучах света.

Окруженная святыми и ангелами, она слезно молилась. Затем сняла с головы омофор (так называется часть богослужебного облачения) и раскинула его над людьми. Именно это событие изображено на иконе «Покров Пресвятой Богородицы», означает оно защиту, покровительство Божией Матери над христианами. Осаждающие вскоре ушли, в память чего был установлен праздник.

События того дня описаны в разных летописях, например, подробно рассказывает о нем патриарх Фотий. Только вот почему такое значение Покров Пресвятой Богородицы имеет именно для жителей России? Иконы, храмы, города и села - глубоко в народной душе засел осенний праздник. По версии некоторых историков, тогда на Константинополь решили напасть русские князья - Дир и Аскольд. Безжалостных захватчиков настолько впечатлило чудо, случившееся по молитвам христиан, что они решили принять эту веру.

Официально Россия приняла новую религию несколько позже, но с тех пор, с самого первого века христианства, установилась особенная связь между русским народом и Божией Матерью. Ведь как ни странно, Покров день празднуется лишь в России, что удивительно, учитывая его происхождение. Невозможно заставить людей любить кого-то - а Богородицу русские любят также крепко, как родную мать и свою Отчизну.


Традиции Покрова в иконописи

На Руси веками помнят и любят Покров - это день первого крещения русичей. Храмы в память этого праздника строятся в нашей стране уже 900 лет, иконография сложилась на пару столетий позже. Росписи 14 в. обнаружены в монастыре г. Пскова, также в суздальском соборе.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы имеет два основных типа извода (изображения):

  • Новгородский - здесь омофор держат ангелы, Богородица стоит, воздев молитвенно руки. Она находится над Царскими вратами, которые закрыты. В музее г. Новгорода хранится одна из таких икон, написанная в самом конце 14 в. Здесь позади фигур виднеется церковь с пятью куполами.
  • Суздальский - Царица Небесная стоит перед храмом, она держит свое головное покрывало над молящимися людьми. Под ней на амвоне стоит святой Роман со свитком. Храмовая икона, которая была обнаружена в суздальском монастыре, сейчас находится в Третьяковском музее. На заднем плане видны базилики, круглые купола церквей - пейзаж, характерный для Византии.

Со временем эти два варианта могли объединяться. Среди людей, молящихся в церкви, можно увидеть и других святых - Льва Мудрого, патриарха Тарасия. Сам омофор обычно окрашен красным, хотя на некоторых иконах 16 в. он белого цвета.

В современном варианте Божия Матерь может изображаться одна в полный рост, над ней парит омофор, сама же она стоит, молитвенно воздев руки. Либо святая Мария сама держит покров обеими руками, обратив свой взор на молящегося.


В чем помогает икона Покров Пресвятой Богородицы

Как и любая другая, икона «Покрова Пресвятой Богородицы» помогает в различных нуждах. Если человек заболел, он может просить о выздоровлении. Вступится пресвятая Дева за обиженных вдов, несправедливо обвиненных, поможет найти работу, сохранить мир в семье. Поскольку на Покров игралось много свадеб, незамужней девушке можно попросить достойного спутника жизни.

Традиционно в России иконы принято вешать на восточную стену, образ «Покров Пресвятой Богородицы» можно расположить напротив входа, либо над дверью в знак защиты. Домашний иконостас не должен быть слишком обширным, там необходимы лишь те иконы, которые для семьи имеют особенно важное значение. Молитвы в церкви и дома можно читать:

  • если необходимо найти жилье;
  • при нашествии на душу уныния;
  • когда душу обуревают искушения, нечистые мысли;
  • во времена тяжелых испытаний для страны.

Также поочередно с другими прихожанами хорошо читать акафисты перед иконой «Покрова Пресвятой Богородицы» в храме, либо находясь в любом месте, но в одно и то же время. Совместная молитва обладает особой силой, о чем написано в Новом Завете. Христиане должны помогать друг другу не только в мирских делах, но и поддерживать в делах веры. Особенно в такой помощи нуждаются духовно немощные люди, которые быстро поддаются соблазнам. Богородица постоянно являет пример молитвенного подвига.

Значение иконы Покров Пресвятой Богородицы

На иконах Богородица очень редко изображается в одиночестве. Как правило, у нее на руках сидит Христос. Либо она в окружении святых, ангелов, беседует с подвижниками благочестия. Даже находясь одна, Дева Мария сосредоточена отнюдь не на собственных нуждах. Всю жизнь она провела в молитвах и хлопотах - ради других. Такой и видит ее народное сознание.

Значение иконы «Покров Пресвятой Богородицы» - прежде всего в признании важности небесного заступничества. А еще в том, чтобы выразить благодарность. За то конкретное чудо, когда корабли врагов отбросили огромные морские волны. И за множество ежедневных чудес, которые совершаются по молитвам праведных (и не очень) людей.

Будучи ребенком, каждый надеялся на маму, звал ее, жалуясь на свои беды. Даже если она не могла помочь - то утешала, отчего становилось легче, тогда проблема казалась не такой уж неразрешимой. Также каждый верующий надеется на помощь Царицы Небесной.

Покровские традиции

Этот день называют в народе Свадебник, Первое зазимье, в него устраивали долгие посиделки, пели песни. Христианский смысл Покрова-батюшки объединился с обыденными традициями, связанными с хозяйственными делами, пережитками языческих времен. К той поре заканчивались работы в поле, молодежь могла найти время для встреч, начинали договариваться о свадьбах.

Поэтому девушки молились перед иконой «Покрова Пресвятой Богородицы» об удачном замужестве. Для этого на Украине была даже специальная коротенькая молитва. Особо счастливой приметой считался первый снег, выпавший в этот день.

  • Всем привычный атрибут невесты - белая фата - в былые времена был намного длинней. Девушка не просто прикрывала им лицо, а была полностью обернута в белоснежную ткань. Это символизировало покров Божией Матери, которая считалась заступницей новой семьи. Недаром после венчания молодым дарят икону Богородицы.
  • На Покров начинали топить печи. Для этого использовали засохшие ветви яблони, чтобы всю зиму в избе было тепло.
  • Выпекали блины, чтобы «запечь углы» в хате. В щели между бревнами заталкивали мох, прося покрыть избу теплом.
  • С этого дня коров уже не выгоняли на поля, переводили на зимний рацион (зерно, бурак). На Покров животным скармливали специальный стог овса.
  • Мужское население уходило на заработки в город - в этот период начинались традиционные ярмарки.
  • Праздник отмечали шумными многодневными посиделками, работать в эти дни было не принято - отмечался приход зимы, завершение летних хлопот по хозяйству.

Самый известный Покровский храм

Церковь Покрова на Нерли входит в культурное наследие нашей страны, находится во Владимирской области, в селе с говорящим названием Боголюбово. Историки называют разные даты построения - либо 1165, либо 1158 г. Всемирно известная каменная поэма была спроектирована заграничными мастерами - предположительно, римлянами. Многих удивляет очень быстрый темп строительства. Церковь была готова за год, хотя обычно это занимало втрое больше времени.

Андрей Боголюбский, владыка тех земель, возвел храм в честь погибшего сына. Возможно, были и до этого Покровские храмы, но истории про них ничего не известно. Святой князь очень почитал иконы Пресвятой Богородицы, Покров же тогда был не особо известным праздником. Сначала на Нерли располагался также монастырь, но он просуществовал лишь до конца 18 в. Спустя два десятилетия и церковь хотели уничтожить, разобрав на строительный материал (так поступали строители древности).

Место расположения церкви уникально - это искусственно возведенный холм высотой в несколько метров. Раньше здесь были и другие монастырские помещения. Мимо храма проходили речные водные пути. Чтобы подтопление не разрушило строение, для него был сделан подземный фундамент, уходящий вглубь земли на несколько метров.

Церковь Покрова сохранилась почти без изменений, в том числе уникальные рельефы на фасаде. Кто же там изображен? Это царь Давид, символизирует мудрость и справедливость. Окружающие львы говорят о силе правителя. Это также символ владимирских князей, который и сегодня украшает герб г. Владимира. Есть на фасаде и голуби - знак Святого Духа, кроткого нрава. Женские головы, вероятно, символизируют Царицу Небесную.

Преданность вере - преданность Родине

Для русского человека икона «Покров Пресвятой Богородицы» имеет особое значение. Она не просто напоминает про древний церковный праздник. Это символ реальной помощи, которую Господь оказывает по молитвам Божией Матери. Она является не просто Девой, родившей Спасителя. Жители России приняли ее как свою духовную мать, которой можно доверить любые горести.

Через любовь к Богородице усваивается и должное отношение к материнству, воспитывается преданность Родине. Поэтому, несмотря на византийское происхождение Покров давно уже стал сугубо российским праздником.

Молитвы Покрову Пресвятой Богородицы

Тропарь Покрову Пресвятой Богородицы

Днесь, благовернии людие, светло празднуем,
осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем:
покрый нас честным Твоим Покровом, и избави нас от всякаго зла,
молящи Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша.

Кондак Покрову Пресвятой Богородицы

Дева днесь предстоит в Церкви,
и с лики святых невидимо за ны молится Богу:
ангели со архиереи покланяются,
апостоли же со пророки ликовствуют:
нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Молитва первая

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благода рственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.