Два союза рядом в сложном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении при сочетании союзов. Сложные подчинительные союзы

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1. Простые предложения в сложном предложении разделяются или выделяются запятыми:

[Солнце, (когда пришёл я), садилось].

[Садилось солнце], и [кончался день].

2. При однородных придаточных запятые ставятся так же, как при однородных членах предложения:

[Он не слышал], (КАК повернулся ключ в замке) или (КАК лязгнул засов).

[Он злится] И (когда о нём забывают), И (когда слишком хорошо его помнят).

3. Если союз сложный (ПОТОМУ ЧТО, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕХ ПОР КАК и др.), запятая ставится в зависимости от смысла и интонации один раз: или перед всем союзом, или перед его частью ЧТО, ЧТОБЫ, КАК:

Он не был на занятиях, ПОТОМУ ЧТО заболел.

Он не был на занятиях ПОТОМУ, ЧТО заболел.

4. Не разбиваются запятой союзы ТАК КАК, ТОГДА КАК, ЛИШЬ КОГДА, ДАЖЕ ЕСЛИ:

Он не явился, ТАК КАК заболел.

5. Запятые при стечении союзов И ЕСЛИ, И ХОТЯ, И КОГДА, ЧТО ПОКА, ЧТО ЕСЛИ и др.

При стечении двух союзов запятая ставится, если нет второй части двойного союза ТО, ТАК, НО, ОДНАКО.

Январь выдался студёный, И, (ХОТЯ жарко топили печь), окна обмёрзли.(Нет второй части союза.)

Январь выдался студёный, И (ХОТЯ жарко топили печь), НО окна обмёрзли. (Есть НО.)

Ученику сказали, (ЧТО, (ЕСЛИ он ещё раз прогуляет), вызовут родителей. (Нет второй части союза.)

Ученику заявили, (ЧТО (ЕСЛИ он ещё раз прогуляет), ТО вызовут родителей). (Есть ТО.)

РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЙ А26.

1. Рядом с тобой всегда люди (1) и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать и понять тебя.

(1) – союз И соединяет части сложного предложения - запятая ставится.

(2) между И и ДАЖЕ ЕСЛИ ставится запятая, потому что нет второй части союза.

(3,4) – границы придаточных в сложноподчинённом предложении - запятые ставятся.

ОТВЕТ: 1,2,3,4

2. Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

(1) – нет запятой, так как обстоятельство здесь не выделяется.

(2) - нет запятой, потому что союз И соединяет однородные сказуемые ОБЕССИЛЕЛ И ЗАПЛАКАЛ.

(3) – есть запятая, потому что нет второй части союза.

(4,5) - эти запятые выделяют придаточное предложение.

ОТВЕТ: 3,4,5

3. Через пару часов, (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла, (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.

(2) - не ставится, потому что союз И связывает однородные придаточные.

(4) - не ставится, потому что союз И связывает однородные сказуемые.

При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или союзного слова) запятая между ними ставится , если дальше не следует вторая часть сложного союза - то, так , но :

1. Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была решительно пуста, и _ сколько философ ни шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, но нигде не отыскал ни куска сача ичи, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо было бурсаками (запятая не ставится, так как после придаточного предложения есть союз но )

Сравните: Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была решительно пуста, и, сколько философ ни шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, нигде не отыскал ни куска сача или, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо было бурсаками (в этом случае поставлена запятая, так как нет союза но .)

2. и _ когда она остановилась на щеке, то он различил ясно, что это была капля крови.

Сравните: Ему даже показалось, как будто из-под ресницы правого глаза её покатилась слеза, и, когда она остановилась на щеке, он различил ясно, что это была капля крови.

Он поспешно отошел к крылосу, развернул книгу и, чтобы более ободрить себя, начал читать самым громким голосом . Философ стоял на высшем в дворе месте, и, когда оборотился и глянул в противоположную сторону, ему представился совершенно другой вид. Меня удивляло, что, когда ни приедешь к дедушке, всё находится в том же виде, как и десять лет назад, точно время здесь остановилось, как в заколдованном царстве. Сияя в блеске солнца, море точно улыбалось добродушной улыбкой Гулливера, сознающего, что, если он захочет, одно движение - и работа лилипутов исчезнет.

Подсказка по теме Запятая на стыке двух союзов

Ставьте запятую на стыке союзов, если предложение можно перестроить без искажения смысла, переставив придаточное:

Зажглись звёзды, и, когда на небе появилась луна, степь озарилась голубоватым светом. - Зажглись звёзды, и степь озарилась голубоватым светом, когда взошла луна. (Ср.: Зажглись звёзды, и _ когда на небе появилась луна, то степь озарилась голубоватым светом. и и то ).

Посевная закончилась, и, хотя можно было немного передохнуть, механизаторы занялись ремонтом техники. - Посевная закончилась, и механизаторы занялись ремонтом техники, хотя можно было немного передохнуть. (Сравните: Посевная закончилась, и _ хотя можно было немного передохнуть, но механизаторы занялись ремонтом техники. В данном предложении подобная перестановка невозможна, так как рядом окажутся и и но ).

Лес молчал, и, если бы не резкие, болезненные вскрики ночной птицы, тишина была бы мертвой. - Лес молчал, и тишина была бы мертвой, если бы не болезненные вскрики ночной птицы.

Ангелина Семеновна выяснила, что Веник уколов не делал и что сейчас их делать уже поздно, потому что если собака была бешеная, так и Веник в ближайшие дни непременно должен взбеситься.

Конспект урока «Запятая на стыке двух союзов».

ЗАДАНИЕ 19.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Формулировка задания: расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак.

Правильный ответ 1, 2, 3, 4.

В данном задании обычно представлена или синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, или сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных.

Приведённая выше сложная синтаксическая конструкция состоит из четырёх простых предложений. Первое из них главное. К нему присоединено придаточное изъяснительное при помощи союзного слова каким. Третье предложение связано со вторым при помощи сочинительного союза но. Четвёртое представляет собой придаточную часть со значением времени и присоединяется к третьему при помощи временного подчинительного союза когда.

Что следует знать ученикам для правильного выполнения задания: тему «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи».

Сложноподчинённое предложение предполагает присутствие главной и придаточной части. Обнаружить, какое предложение является главным, а какое придаточным, позволяет подчинительный союз или союзное слово, которое может быть помещено только в придаточном предложении. От главного предложения задается вопрос к придаточному. Именно по характеру вопроса мы и определяем вид придаточного предложения.

Установить границу придаточного и главного предложения достаточно легко: придаточная часть начинается с подчинительного союза или союзного слова: Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели, выгоды и «умного результата» (Д.С. Лихачёв).

Как видим, это повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое предложение состоит из главного предложения и придаточного причины, которое присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ИБО. Вид придаточного мы определили по вопросу: почему? по какой причине?

Ученикам сложнее всего увидеть придаточное предложение, если оно расположено впереди главного: «Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством » (Д.С. Лихачёв). Придаточное УСЛОВИЯ начинает предложение, затем следует главное.

Правильно расставить знаки препинания в этом задании поможет знание темы «Виды придаточных предложений». Именно эту информацию содержит приведённая ниже таблица. Помните, что при определении вида придаточных мы опираемся на вопрос, который задаем от главной части к придаточной.

J№ п/п Вид придаточ­ного Вопрос Средство связи Значение придаточного Пример
1. Определительное КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? Союзные слова: который, какой, чей, кто, что, где, куда, откуда, когда Является определением по отношению к имени существительному или местоимению в главной части «Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям». (По Д.С. Лихачёву.) «Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими...». (Д.С. Лихачёв.)
2. Изъяснительное ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ Союзы: что, как, ли, будто, чтобы, как бы не Союзные слова: что, как, кто, где, какой, откуда, зачем, сколько... Относится к глаголу в главном предложении и выражает добавочное разъяснение «Я убеждён, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в отношениях со своими родными». (По Д.С.Лихачёву.)
3. Образа действия, степени КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? В КАКОЙ СТЕПЕНИ? Союзы: чтобы, как, словно, точно, будто, как будто... Союзные слова: как, сколько... Относится к глаголу, наречию, прилагательному, существительному в главном и выражает значение образа действия, степени «Ведите себя так, чтобы скромность и умение помолчать выдвигалось на первое место». (По Д.С.Лихачёву.)
4. Места ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? Союзные слова: где, куда, откуда... Уточнение места «Интеллигентность присутствует там, где проявляется уважение к другим, миру, природе». (По Д.С.Лихачёву.)
55. Времени КОГДА? КАК ДОЛГО? С КА- КИХ ПОР? Союзы: ко­гда, пока, едва, лишь, с тех пор как, до тех пор как, в то время как, прежде чем, по мере того как. Уточнение времени действия По мере того как культура человечества движется вперёд, новые ценности присоединяются к старым, увеличивая их ценность для сегодняшнего дня. (По Д.С.Лихачёву.)
6. Условия ПРИ КАКОМ УСЛО­ВИИ? Союзы: если, ежели, если бы, коли, коль, раз, ка- бы, коль скоро. Указание на усло- вие, при котором происходит дей- ствие, названное глаголом сказуемым «Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждо- му поводу, - он невоспитанный человек». (Д.С. Лиха­чёв.)
7. Причины ПО­ЧЕМУ? ОТ­ЧЕГО? Союзы: потому что, оттого что, из-за того что, благодаря тому что, ибо, так как. Разъяснение причины «...я обраща­юсь главным образом к мужчине, к главе семьи, потому что женщине действительно нужно уступать дорогу... не только в дверях». (По Д.С. Лихачёву.)
.8. Цели ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, лишь бы, только бы. Назначение действия, названного глаголом- сказуемым «...не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений». (Д.С.Лиха­чёв.)
9. Сравнительное КАК? Союзы:как, словно, точно, будто, как будто, подоб- но, подобно тому как, что, чем, нежели... Сравнениедвух действий, состояний «Уметь извиниться, признавать перед другими ошибку - лучше, чем юлить, врать, обманывая тем самым прежде всего самого себя».(По Д.С.Лихачёву.)
110. Следствия Союз: ТАК ЧТО Следствие, вы­вод, заключение «Именно в юности ум человека наиболее восприимчив к усвоению знаний, так что не теряйте времени на пустяки, на «отдых»». (По Д.С.Лихачёву.)
111. Присое­динительное Союзные слова: что (в именительном и косвенных падежах: чему, чем, чего), почему, за- чем, отчего Дополнительная информация, за- мечания ко всему главному «Человек приносит людям добро, облегчая их страдания при болезнях, что дарит ему возможность получать настоящую радость». (По Д.С. Лихачёву.) Мы уже в кридоре пошли на цыпочках, чему сестра очень удивилась.

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, необходимо знать и виды соподчинения придаточных предложений.

Существует три вида соподчинения придаточных предложений главному: последовательное, однородное, параллельное.

При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении первое придаточное относится к главному (придаточное первой степени), второе - к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.:

«Люди, к сожалению, мало черпают из книг «о хороших манерах» потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры» (По Д.С.Лихачёву). К главному предложению (оно первое) присоединяется первое придаточное причины, к нему, в свою очередь, - придаточное изъяснительное.

«Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушие, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке» (Джордж Бернард Шоу). Во втором предложении к придаточному определительному присоединяется придаточное степени.

При последовательном подчинении иногда союзы оказываются рядом, и надо знать о пунктуации на стыке союзов.

Пунктуация на стыке союзов

Стык союзов - это пространство в предложении между двумя союзами:между двумя подчинительными союзами; между сочинительным и подчинительным союзом.

Запятая ставится на стыке двух союзов, если у второго союза нет продолжения в
виде слов ТО, НО и др.

Запятая не ставится на стыке двух союзов, если у второго союза есть продолжение
в виде слов ТО, НО и др.

Сравните два предложения:

1. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что, если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

2. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал, что если у вас будет уважительное отношение к другим и немного находчивости, то придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

В этих синтаксических конструкциях имеется стык союзов (рядом расположены два подчинительных союза ЧТО+ЕСЛИ).

В первом предложении у второго союза ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО, поэтому на стыке союзов мы ставим запятую (ЧТО, ЕСЛИ).

В втором предложении у союза ЕСЛИ есть продолжение в виде слова ТО (ЕСЛИ...ТО), поэтому на стыке союзов(ЧТО ЕСЛИ) мы не ставим запятой .

При ОДНОРОДНОМ подчинении придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению - однородными, отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному виду:

1. «Если человек не умеет понять другого, приписывая ему только злые намерения, и если он вечно обижается на других, это человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим». (По Д.С. Лихачёву.)

Как видим, два придаточных условия относятся к одному главному, оба придаточных
отвечают на один вопрос: ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Кстати, если бы не обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, то запятая перед союзом И, соединяющим два однородных придаточных, отсутствовала бы. Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы, перед которыми запятые ставятся так же, как при однородных членах.

2. «В своей книге «Письма о добром и прекрасном», предназначенной для детей, я пытаюсь объяснить, что следование путем добра естественно для человека и что он полезен и человеку, и всему обществу в целом» (По Д.С. Лихачёву).

Во втором предложении два придаточных изъяснительных являются однородными, отвечая на один и тот же вопрос, который мы задаём от одного слова в главном предложении
(объяснить ЧТО?), их соединяет одиночный союз И, поэтому запятую перед ним не ставим.

Так же можно прокомментировать и предложение № 3, приводимое ниже.

3. «Больше всего превосходим мы животных только одним: что говорим между собою и что мы можем словами выражать свои чувства » (Цицерон).

4. «В своих письмах я не пытаюсь объяснить, что такое доброи почему добрый человек внутренне красив...» (Д.С. Лихачёв).

В четвёртом предложении мы видим, что при однородном подчинении (два придаточных изъяснительных) могут быть использованы разные союзные слова: ЧТО и ПОЧЕМУ.

5. «Когда-то считалось неприличным показывать всем своим, что с вами произошло несчастье и у вас горе » (Д.С. Лихачёв).

В пятом предложении мы видим более сложный случай, когда второй союз при однородном подчинении опущен.

Сложноподчинённые предложения с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ подчинением относятся к одному главному, но являются разными по значению: «Если стремиться к высокой цели низкими средствами, то неизбежно потерпишь крах, так что поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна » (По Д.С. Лихачёву).

Главное предложение - второе, первое придаточное присоединяется к нему при помо-
щи подчинительного союза ЕСЛИ, являясь придаточным условия (с него и начинается предложение), второе придаточное (по порядку - третье) присоединяется к главному при помощи подчинительного союза ТАК ЧТО и является придаточным следствия. Оба придаточных относятся к одному главному, но являются разными по значению, т.е. мы видим параллельное подчинение.

«Тот, кто дожидается удачи, никогда не знает, будет ли он сегодня ужинать » (Франклин).

Оба придаточных предложения относятся к одному главному, отвечают на разные вопросы, являются придаточными разного вида, поэтому перед нами сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных.

Запятая на стыке союзов может быть в двух случаях:

Когда между двумя основами, связанными сочинительными союзами, вклинивается придаточное,

зависящее от второй основы.

При последовательном подчинении придаточных, когда второе придаточное зависит от первого, но

при этом требует положение перед ним.

На стыке между ними ставятся запятая тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза то, так или союза но :

По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот

настилали доски (4) на обломки мостов. (Ответ: 1234)

По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) ТО все восемь рот

настилали доски (4) на обломки мостов. (Ответ: 134)

пуста, и _ сколько философ не шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в

крыше, но нигде не отыскал ни куска сала или, по крайней мере, старого книша, что, по

обыкновению, запрятываемо было бурсаками. - Запятая не ставится, так как после придаточного

предложения есть союз но.

Сравните: Большая разъехавшаяся хата, в которой помещалась бурса, была решительно

пуста, и, сколько философ не шарил во всех углах и даже ощупал все дыры и западни в крыше, нигде

не отыскал ни куска сала или, по крайней мере, старого книша, что, по обыкновению, запрятываемо

было бурсаками. В этом предложении поставлена запятая, так как нет союза НО.

Ещѐ один приём, позволяющий выявить, нужно ли на стыке союзов ставить запятую.

Попробуйте изъять часть предложения на стыке союзов:

По небу слоились густые тучи(1) и (2 хотя шел только третий час дня(3) было уже темно-

По небу слоились густые тучи(1) и (3) было уже темно . Изъятие возможно, значит запятая после

сочинительного союза ставится, ответ 123.

Изъятие невозможно, значит запятая после сочинительного союза НЕ ставится: Ночью вершины старых лип терялись в небе(l) и (2) если начинался сильный северный ветер(З) то звезды словно перелетали с ветки на ветку(4) будто на деревьях вместо них сидели маленькие светлячки. - Ночью вершины старых лип терялись в небе(l) и (2) … (З) то звезды словно перелетали с ветки на ветку(4) будто на деревьях вместо них сидели маленькие светлячки. Ответ: 134

Можно и так:

Ставится запятая на стыке двух союзов, если предложение можно перестроить без искажения смысла, переставив придаточное:

Ø По небу слоились густые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было уже темно;


Ø По небу слоились густые тучи, и было уже темно, хотя шел только третий час дня.

Ø По небу слоились густые тучи, и _ хотя шел только третий час дня, но было уже темно. В

данном предложении подобная перестановка невозможна, так как рядом окажутся и но .

Алгоритм действий

1. Выделить грамматические основы.

2. Выделить союзы и определить, сочинительные они или подчинительные.

3. Определить главные и придаточные предложения (главные – те, от которых задается вопрос;

придаточные – к которым задается вопрос).

4. Определить границы простых предложений, входящих в состав сложного (союзы часто

указывают на начало новых грамматических основ!).

5. Особое внимание обратить на то место в предложении, где рядом стоят сочинительный и

подчинительный союзы.

6. После придаточного нет второй части двойного союза то, так или союза но, ставится запятая,

есть. – не ставится

7. Проставить все знаки препинания.

Разбор задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всѐ было трудно (3) постепенно старушка

рассказала (4) как было дело.

Сначала определим грамматические основы и выделим, какие из них главные, какие придаточные.

[Люсябыла мягко настойчива ] и [(хотя вспомнить всёбыло трудно ) постепенно старушка

рассказала ] (как было дело ).

В этом предложении есть стык союзов И ХОТЯ . Читаем предложение. Во второй его части нет

продолжения союза ТО, ТАК, НО, его можно изъять из текста (Люся была мягко настойчива и постепенно старушка рассказала как было дело) , поэтому между союзами запятая ставится: И, ХОТЯ.

[Люся была мягко настойчива], (1) и, (2) [(хотя вспомнить всѐ было трудно),(3) постепенно

старушка рассказала] , (4) (как было дело).

ЗАДА Н ИЕ А26

Формулировка задания: в каком варианте ответа правильно указаны все цифры , на мес-
те которых в предложении должны стоять запятые?

Сначала никто не мог понять (1) каким образом лодка шла против течения без паруса и
мотора (2) но (3) когда народ спустился к реке (4) все увидели тянущую лодку упряжку собак .

1) 1 , 2 2) 1,3 , 4 3) 1 , 2,3 , 4 4)2,4

Правильный ответ 3 . Вы не ошиблись?

В данном задании обычно представлена или синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, или сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных .

Приведенная выше сложная синтаксическая конструкция состоит из четырех простых
предложений . Первое из них главное. К нему присоединено придаточ н ое изъяснительное при
помощи союзного слова каким
. Третье предложение связано со вторым при помощи сочинительного союза но. Четвертое представляет собой при д аточную часть со значением времени и
присое
д иняется к третьему при помощи временного по д чинительного союза когда .

Что т р ебует ся от уче нико в : знание темы : «Знаки препинания в сложном предложении с
союзной и бессоюзной связью
. Сложное предложение с разными видами связи. Пунктуация на
с
т ыке союзов » .

1. Пунктуа ц ия на стыке союзов

Так как в этом задании часто присутствует такая пунктограмма, как стык союзов, повторим теорию и вспомним соответствующее пунктуационное правило.

Стык с ою з ов - это пространство в предложении между двумя союзами:

· между двумя подчинительными союзами ;

· между сочинительным и подчини т ельным союзом .

За пя т ая с тави т ся н а с ты к е д в ух сою з о в, если у вто ро г о с ою з а н ет про д о лжения в виде сл ов Т О , НО и д р .

Зап я т ая н е с т ави т ся на с т ы ке д в ух сою з ов , есл и у втор ог о сою за ест ь про д о лже н ие в
виде слов Т
О , НО и д р .

Сравните два предложения:

1 . Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, что, если у вас будет уважительное отношение . к
другим и немного находчивости
, придет память на правила хорошего поведения , желание и
умение их применить
.

2. Дмитрий Сергеевич Лихачев писал, ч т о если у вас бу д ет уважительное отношение к
другим и немного нах
о дчивости, то придет память на правила хорошего поведения, желание и
умение их применить
.

В этих синтаксических конструкциях имеется стык союзов (рядом расположены два подчинительных союза ЧТО +ЕСЛИ).

В первом предложении у второго союза ЕСЛ И нет про д о лж ения в виде слова ТО , поэтому на стыке союзов мы ста ви м за пя ту ю (Ч Т О , ЕСЛ И ) .

В втором предложении у союза Е СЛ И есть пр од о лже ни е в виде слова Т О (ЕСЛИ... Т О ) ,
поэтому на стыке с ою з о в (ЧТО ЕСЛИ ) мы не с т авим з апятой.

2 . Пу н к т у ация пере д союзо м И в с л ожном пр едл о же нии

В задании А 26 бывает еще одна т р удность : пунктуаци я перед союзом И.

Сравним два предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запятая ,
а в каком нет (знаки препинания не расставлены) :

· Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) ес л и
подмечал что-нибудь интересное (3
) записывал свои наблюдения (4) чтобы зат е м
использова т ь их в своих книгах .

· В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капри з -
но сказала (4) что вишневый компо
т невкусный.

В первом предложении союз И соединяет однородные сказуемые (приглядывался » и
«записывал»), поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится
. На месте цифры 2 мы поставим
запятую
: это стык союзов И+ЕСЛИ, при втором союзе ЕСЛИ нет продолжения в виде слов а
ТО . На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые, как на границе главной и придаточной части .
Итак, правильный ответ : 2 , 3,4 .

Во в т ором предложении союз И соединяет два простых предложения в составе сложно г о
(первая грамматическая основа: «мы ужинали»
, вторая грамматическая основа : «девочка сказала»), поэтому на месте цифры 1 ставится запятая. На месте цифры 2 также следует поставить
запятую: это стык союзов И+КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в вид
е слова
ТО. На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые, как на границе главной и придаточной
части
. Итак, правильный ответ : 1, 2 , 3 , 4 .

Для выполнения задания А26 используйте следующий алгоритм:

1. Обозначьте в предложении грамматические основы .

2. Определите границы простых предложений в составе сложной син т аксической конс т рукции .

3. Посмотрите , как эти предложения связаны межд у собой .

4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И , и в случае его наличия в пред л ожении опре д елите , что он соединяет:

· если союз И со ед иняет однородные члены , то перед ним не ставится запятая ;

· если союз И соединяет простые предложения , то перед ним ставится запятая ;

5. Установите , есть ли в сложной синтаксической конструкции стык союзов, и в случае
его наличия определи
т е, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое пре д ложение) в виде слов ТО, НО:

· если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др . , запятая с т авится
на стыке двух союзов;

· если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО , НО и д р , запятая не ставится на стыке двух союзов.

6. Найдите границы между главной и при д а т очной частью и на их мест е поставь т е запяты е .

Образец применения алгоритма при выполнении задания А26:

Расставьте знаки препинания в следующем пре д ложении:

Летом прошло г о г ода я окончил инстит у т (1 ) и (2) когда приеха л из П е т е рбур г а (3) про-
с то поражен бы л ( 4 ) как изменился наш г ород .

Это сложноподчиненное предложение , состояще е из главной части «Л е то м прош л о го
г ода я окончил институт и просто поражен бы л») и двух придаточных («ко г да при ех а л и з
Петербурга» , « как из ме ни л ся наш город») .

В этой сложной синтаксической конструкции наблюдается параллельное по д чинение
придаточных предложен
и й к главному.

Пр и даточное вр е мени присоединяется при помощи союза КОГДА , а придаточное изъяснительное связано с гл а вн ым посредством союзного слова КАК

Перед союзом И , на месте цифры 1, запятая не ставится, так как союз И соединяет однородные члены: «окончил и поражен был».

На месте цифры 2 запятая необходима: это стык союзов И+КОГДА , при втором союзе
КОГДА нет продолжения в виде слова ТО
.

На месте цифр 2, 4 запятые ставятся как на границе главного предложения и придаточной части.

Итак, правильный ответ: 2,3,4