Театрализованное занятие «Путешествие в зимний лес. Сценарий сказки о животных на новый лад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №24 «Сказка»

Ступинского муниципального района

ДОСУГ
Сценарий сказки-спектакля

«Как звери готовятся к зиме»

в подготовительной логопедической группе

Учитель-логопед: Е.С. Лукьянова

Ступино

2009 г.
Досуг

Тема. Как звери наших лесов готовятся к зиме.

ЦЕЛИ

Обучающие:

  • Обеспечить в ходе подготовки и показа сказки-спектакля закрепление знаний о диких животных наших лесов (название взрослых зверей и их детенышей; внешние признаки; чем питаются, как добывают себе пищу; их жилище; как готовятся к зиме).

  • Совершенствовать лексико-грамматические представления (согласование прилагательных с существительными; образование притяжательных прилагательных; употребление простых и сложных предлогов).

Воспитательные:


  • Воспитывать интерес и любовь в родной природе.

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

  • Способствовать дружескому отношению между детьми.

  • Содействовать эстетическому воспитанию.

  • Содействовать физическому воспитанию.

Коррекционно-развивающие:


  • Развивать связную речь детей.

  • Корректировать произношение детей.

  • Развивать ритмико-интонационную сторону речи детей.

  • Развивать воображение.

  • Развивать общую и мелкую моторику.

  • Развивать сенсорную сферу (умение ориентироваться в пространстве; умение наблюдать).

  • Развивать эмоциональную сферу детей.

Оборудование: декорация осеннего леса; шапочки-маски (костюмы) зверей; 2 корзины; овощи, фрукты, колосья; музыкальное сопровождение.

Сценарий сказки-спектакля «Как звери готовятся к зиме»
Действующие лица

Девочка Марина

Медвежата

Кошка
Ведущий. (обращаясь к зрителям )

Какое сейчас время года? (Осень.)

По каким признакам вы определили, что сейчас осень? (листья на деревьях пожелтели; листопад; стало холодно; часто идут дожди; люди убирают урожай и т.д.)

Какое время года наступит после осени? (Зима.)

Сегодня ребята подготовительной логопедической группы покажут вам спектакль-сказку «Как звери готовятся к зиме».

Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского.

Ведущий. Ах, какое это чудо:

Лес осенний золотой!

И слетают отовсюду

Листья пестрою гурьбой.

Сколько звуков разных самых:

Шишка с елки упадет,

Хрустнет ветка под ногами

Птичка с дерева вспорхнет.

И, как будто бы спросонок,

Листик в воздухе кружит.

Даже слышно, как ежонок

Тихо лапками шуршит.
Крадется Лиса, напевая песенку.

Лиса. Я –лисичка, я – сестричка,

Я хожу неслышно.

Рано утром по привычке

На охоту вышла.

Только спрятались куда-то

От меня зверюшки,

Ускакали все зайчата,

Не мелькают ушки.

Но недаром я – лисица

И не зря – плутовка:

Неживою притворяться

Я сумею ловко.

Ложится на землю, притворяется мертвой.

Входит девочка.

Девочка. Здравствуй, лес! Здравствуйте, лесные жители! Как тихо… Ой, кто это?

Подходит к лисичке и трогает ее. Лисичка вскакивает.

Девочка. Здравствуй, Лисичка!

Лиса. Здравствуй, Марина! Давно я тебя в лесу не видела.

Девочка. Как поживают твои лисята?

Лиса. Мои лисята выросли, покинули родную лисью нору. Я научила их охотится, теперь они сами добывают себе пищу. Ловко ловят мышей, птиц, зайцев.

Девочка. Неужели вам, лисам, не жалко бедных зверюшек и птичек?

Лиса. Мы их ловим только когда хотим есть.
Под музыку входит Медведь.

Медведь. Ох-ох-ох… Устали ноги.

До чего ж хорош пенек…

Сяду, посижу немного.

Девочка и Лиса. Здравствуй, Медведушка!

Медведь. Здравствуй, Марина! Здравствуй и ты, рыжая плутовка!

Девочка. Каким ты стал могучим, толстым Медведь, не то что весной, когда вылез

из берлоги. Ты тогда был очень худым.

Медведь. Жирку накопил я на долгую зиму. Ты ведь, Марина, знаешь, что зимой я

сплю в своей берлоге.

Лиса. Что же ты ел, Мишенька, летом и осенью?

Медведь. О-о-о! Я – заядлый рыболов. Часами могу сидеть на берегу и ловить

рыбу, пока не наемся. А летом и осенью ел грибы, ягоды, муравьишками

лакомился. Ну а самое мое любимое лакомство…(мед).

Девочка. А пчелы тебя не кусали?

Медведь. Кусали. Но укусы их мне нипочем! Шуба то у меня толстая!

Эй! Медвежата! Идите сюда! (Прибегают медвежата, балуются.)

Уже большими стали, а все балуются. И Медведица на них за это сердится (Говорит с улыбкой и любовью) .

Медвежата. Давайте с нами играть!
Ведущий. (Обращается к зрителям) Ребята, Медвежата приглашают нас поиграть с ними, вставайте рядом со своими стульчиками.
Все имитируют игры медвежат.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили:

Вот так и вот так,

Еще эдак, еще так.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали:

Вот так и вот так,

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили,

Вот так и вот так,

Они из речки воду пили.

А потом они плясали,

Дружно лапы поднимали.

Вот так и вот так,

Дружно лапы поднимали.

Медведь. Пойдем мы, Марина, пора нам кушать. До свидания!

Девочка и Лиса. До свидания, Медведь и Медвежата!

Лиса. И я побежала. (Лиса убегает, а следом за ней уходит девочка.)
Под музыку скачет Заяц, останавливается.

Заяц. Осенний ветер не на шутку

Вдруг холод начал нагонять.

Мне свою серенькую шубку

Пора на белую менять.

Достает шубку – белый костюм зайчика, пытается примерить.

Заяц. Она немного маловата.

Я не могу ее надеть.

В передних лапах узковата,

Придется, видно похудеть.

Заяц бросает на пенек шубку и убегает. Появляется Белочка с грибочком.
Белка. С ветки на ветку, хоть и мала,

Метко летает, словно стрела.

Лущит орешки, грибочков насушит,

Чтобы зимою досыта кушать.

Где-то на дереве с круглым дуплом

Белочка в домике теплом своем.

Белка видит шубку Зайца, кладет грибок, берет шубку.

Белка . Здесь где-то заяц пробегал…

Он свою шубку потерял!

Возьму и рыжую свою

Сейчас на белую сменю.

Пока Белочка примерят белый костюм Зайца, появляется волк.

Волк. Там на пеньке сидит зайчишка.

Ну погоди же шалунишка!

Белка. Волк! Я его боюсь!!! Нет, лучше надену свою зимнюю серенькую шубку

Белка сбрасывает белую шубку и убегает.

Волк. Да это просто заячья шуба.

Поднимает ее.

Волк. Вот это для меня удача!

Я враз решу одну задачу:

Как в стадо к овцам мне попасть,

Ягненка жирного украсть.

Волк примеряет шубу. Появляется девочка.

Девочка. Здравствуй, волк! Зачем ты надеваешь заячью шубу?!

Волк. Здравствуй! Я… это… (кладет шубу на место) Ты же знаешь, волка ноги кормят. Вот решил немного схитрить. Я больше так не буду…

Пойду в свое логово.
Волк уходит. Появляются 4 ребенка, которые читают стихотворение «Волчата резвятся» (пальчиками показывают мордочку волка)

1 ребенок. На лесной опушке четверо волчат

Борются друг с дружкой, тявкают, рычат.

2 ребенок. Словно дети малые в салочки играют,

А потом усталые под елью отдыхают.

3 ребенок. Тень волчат укроет, тишь и благодать,

А за ними зорко наблюдает мать.

4 ребенок. Знает мать-волчица в воспитанье толк:

Многому учиться должен серый волк,

Чтобы из волчонка вырос поскорей,

Сильный и красивый ловкий храбрый зверь!
Волчата уходят. Появляется заяц, надевает свою шубку.

Заяц. Теперь мне шубка в самый раз.

Как будто сшили на заказ.

Пусть ветер тучи нагоняет

И землю снегом покрывает,

Мне не страшна теперь сама

Хозяйка белая – Зима!

Девочка. Зайчик, какой ты красивый! Но пока не выпадет снег, тебя будет легко заметить среди деревьев. Будь осторожен! А ты уже сделал запасы на зиму?

Заяц. Что ты, Марина! Я не собираю запасов на зиму и нору не делаю. Днем сплю в чаще леса где-нибудь под кустиком, а ночью выхожу на кормежку: обгрызаю кору молоденьких осинок, ну а если корма мало, то приходится и в огород забежать. Где сено найду, где – капустные кочерыжки, морковку.

Слышится песенка и появляется ежик.

Ежик. Маленький ежик, четверо ножек,

Ежик по лесу идет, песенку поет:

Фуфты, фуфты, фуфты, фу!

На спине листок несу.

Самый сильный я в лесу

Лишь боюсь лису.

Девочка и Заяц. Здравствуй, Ежик! Куда ты несешь листик?

Ежик. Я несу его в свою норку, чтобы сделать мягкую и теплую постельку.

Девочка. А ты уже сделал запасы на зиму?

Ежик. Марина, я не делаю запасов на зиму. Когда настанут холода, заберусь в свою теплую и уютную норку и крепко просплю до весны.

Девочка. Значит, ты зимой тоже спишь, как и медведь. Что же ты летом и осенью ешь?

Ежик. Любимые мои лакомства - жуки, ящерицы, ядовитые змеи, мыши, лягушки.

Девочка хочет погладить Ежика, отдергивает руку.

Девочка. Ежик, Ежик, ты колючка.

Не могу погладить ручкой.

Ты побрей свои иголки

И тогда не будешь колкий.

Ежик. Если мне, Ежу побриться,

Нечем будет защититься.

Заяц. Если Ежику побриться, -

Всем сказал ушастый заяц, -

Его скушает лисица.

Еж повадки ее знает.

Выходят все звери.

Девочка. Спасибо, звери лесные! Теперь я знаю как вы приготовились к зиме.

Появляется Кошка.

Кошка. Мяу-мяу! Марина пора возвращаться домой.

Белка. Ты, Кошечка, сделала запасы на зиму?

Кошка. А мне не надо делать запасы, я - домашнее животное, обо мне человек заботится.

Девочка и кошка. До свидания, берегите себя!

Уходят.

Хоровод зверей.


  1. Осень, осень по тропинке Звери идут вокруг ведущего хороводным
К нам пришла шагом и поют.

И волшебную корзинку

Принесла.

Принесла нам репку, Звери останавливаются, поют.

Яблок ароматных ведущий идет по кругу, показывая подарки

И грибочков крепких в корзинке.

В шапочках нарядных.


  1. Осень, осень по тропинке
К нам пришла
Что же ты еще в корзинке
Принесла?
Припев:

Сочную капустку

И морковок сладких,

Мед душистый, вкусный,

Колосков охапку.
Звери по очереди подходят к ведущему и выбирают подарки в соответствии с текстом.
Мышка. Репку я себе возьму,

Очень репку я люблю. (Берет репку, благодарит.)
Ежик. Яблоки так хороши!

Очень любят их ежи. (Берет яблоки, благодарит.)
Заяц. Я хрустящую капустку

И морковочку люблю. (Берет капусту, морковку, благодарит.)
Медведь. А я медом сладким, вкусным

Всех мишуток угощу. (Берет мед, благодарит.)
Мышка. Зернышки я кушать буду,

Их из колосков добуду. (Берет колоски, благодарит.)
Все звери. До свидания, ребята!
Ведущий. Вот и закончился спектакль «Как звери готовятся к зиме».

Ребята, а вы запомнили, кто из зверей спит зимой?

А кто делает запасы на долгую зиму?

Какие звери меняют летнюю шубку на зимнюю? Зачем они меняют шубки?

Сценарий тематического развлечения "Как птицы и звери к зиме готовятся"

в театрализованной форме (

Цели: в игровой форме знакомить детей с тем, как готовятся птицы и звери к зиме; учить детей говорить выразительно, эмоционально; способствовать раскрытию творческих, актерских способностей детей; учить их взаимодействовать в условиях диалога; воспитывать их смелость в публичном выступлении, веру в собственные силы.

Герои: заяц, белка, барсук, бобёр, еж, 2 дрозда, дятел, медведь, лиса, кабан, ворон, тетерев.

Оформление, техническое оснащение: зал оформлен под осенний лес , аппаратура для показа слайдфильма , музыкальная аппаратура.

Звучит музыка (П.И.Чайковский «Осенняя песнь»)

Ведущий. (стихотворение Г.Кригер)

Быстро лето пролетает.

Вот уж солнышко бледней…

И болота покидают

Стаи белых журавлей.

Станет пасмурней вокруг…

То зарядит дождик вдруг,

Лист на землю упадет

И затихнет, и замрет…

То холодный ветер злющий

Принесет, нагонит тучи

И посыплется на всех

То ли дождик, то ли снег…

Выходят все герои, исполняют песню «Это осень виновата» (сл.Э.Мошковской, муз.Б.Шнапера)

«Это осень виновата»

Солнце светит реже, реже.

Виноватый где же, где же?

Это травка поседела,

Вся она окоченела.

Это травка поседела.

Это листья кружат, кружат.

Это птицы тужат: «Стужа!»

Это зяблик бьет тревогу:

«Кто в дорогу? Кто в дорогу?»

Это зяблик бьет тревогу…

Лето ватою укрылось.

В серой вате лето скрылось.

Моросит и плачет вата:

«Это осень виновата,

Это осень виновата,

Это осень виновата…»

Под музыку вперед выходит Ворон.

Ворон. Эге-гей, лесной народ,

Скоро к нам зима придет!

Птицы, звери, отвечайте:

Как вы зиму повстречаете?

Звери, птицы. Нас зимой не напугать.

Мы готовы зимовать!

Ворон. Ну, а как зима придет,

Холод лютый принесет?

Белка, заяц, лиса. Мы мороза не боимся,

В свои шубы нарядимся!

Барсук. Под землею в норке теплой

Не достанет нас мороз!

Ежик. Ну, а я залягу в спячку –

Для чего морозить нос!

Дрозды . Перелетные не тужат,

Ведь на юге нету стужи!

Дятел. Ну, а те, кто остаются,

Пухом все обзаведутся,

Чтобы зиму зимовать,

От мороза не дрожать.

Ворон. Ну, а как зима придет,

Листья с веток все сдерет,

Да засыплет все снежком?

Звери. Нам все это нипочем!

Ворон. А когда жучков-букашек

Всех зима прищелкнет ваших?

Что вы скажете тогда,

Это тоже не беда?

Дрозды. Так для нас – всем это ясно

На рябине гроздья красны.

Дятел. Хоть зимой и без излишков,

Но для нас сойдут и шишки.

Будем их зимой лущить,

Чтобы голод пережить.

Звери. Ну, а мы-то лишь довольны,

Что не будет насекомых.

Будет некому кусать,

Беспрестанно донимать.

Ворон. Вот когда зима настанет

Пусто все и скучно станет.

Лишь метели вой унылый,

Да снега, снега и льдины…

Звери и птицы. Коль еду себе добудем,

До весны скучать не будем!

Ворон. Видно, вас не испугать.

Значит, будем зимовать!

Все герои исполняют песню «Снег» (слова неизв.автора, музыка Г.Кригер)

"Снег"


Падай, падай, первый снег!
Вкусный снег, пушистый снег.
Снег, снег, снег.
Укрывай всю землю, снег,
Белым покрывалом.
Радость ты приносишь, снег,
И большим и малым.
Разгулялся снегопад,
Разгулялся лихо.
Ветер прошумел вдали,
И опять всё стихло.

Здравствуй, здравствуй, первый снег!
Падай, падай, первый снег!
Вкусный снег, пушистый снег.
Снег, снег, снег.

После песни герои садятся. Под музыку выбегает Зайка.

Зайка. Я пол-леса обежал,

Очень многих повстречал.

Только звери отчего-то

Все в трудах и все в заботах,

Не взглянули на меня,

Будто я им не родня!

Под музыку выскакивает Белочка. Она развешивает грибы на веточках, собирает орехи в корзинку.

Зайка. Здравствуй, Белочка, скажи

Почему твой строгий вид?

Что ты делаешь сейчас?

Белка. Делаю себе запас.

Зима лютая придет –

Все снегами заметет.

Не найти тогда грибов,

Ни орехов, ни плодов!

Зайка. Вот так-так, а я – без дела…

Мне ведь мама не велела

Никаких запасов делать.

Да я это не умею…

Белка. Ай, ай, ай! Вот упущенье!

Ну, тогда хотя б гнездо

Утепли ты хорошенько,

Чтобы спрятаться зимой!

Зайка. И гнезда у меня нет…

Белка. Вот безрадостный ответ!

Ты, наверно, бестолковый,

Наживешь немало бед!

Белка убегает. Появляется Барсук.

Барсук . (жалуясь) Как же, Зайчик, я устал.

Нору чистил, расширял.

Утеплю листвой и мхом –

И зима мне нипочем!

Зайчик. А нора зачем тебе?

Говорят, теплей в гнезде.

Белочка была сейчас,

Свой готовила запас.

Барсук. Это беличий каприз -

Гнезда делать, как у птиц!

Говорю тебе, как брат:

Норка лучше во сто крат!

Ты, давай, со мною вместе

Н о ру делай. Нам не тесно

Будет вместе зимовать!

Ну, так что, пойдем копать?

Зайка. Мне в норе не усидеть,

Мне б под куст – и замереть!

Барсук. Ну, не хочешь, так не хочешь.

Этак можно помереть!

Барсук уходит с недовольным видом. Появляется Бобер, он несет бревно.

Зайка. Здравствуй, дядюшка Бобер!

Ты куда бревно попер?

Бобер. Укрепляю свою хатку.

Видишь, вот как я хитер!

Моя хатка на воде,

Входа не видать нигде.

Лучше хатки дома нет,

Вход – подводный, в чем секрет!

Ты мне будешь помогать –

Вместе будем зимовать!

Зайка. Что ты, если я нырну,

Так ведь сразу утону!

Я уж лучше под кустом.

Это мне почти что дом!

Бобер. Ну, сиди, хоть до утра.

Мне же некогда, пора!

Бобер уходит. Появляется Ежик.

Еж. Здравствуй, Зайчик, что грустишь?

Что невесело глядишь?

Зайка. Нету у меня ни хатки,

Нет ни норки, ни гнезда,

Говорят все, что несладко

Мне придется в холода!

Еж. У-у, да это не беда!

А тебе скажу тогда:

Я плотнее наедаюсь,

Своим жиром (гладит живот) запасаюсь.

Там меня и сон смор и т.

Я под листья до весны

Заберусь и буду спать,

Без заботы зимовать!

Зайка. Ежик, я так не смогу.

Я так крепко не усну.

Я от шороха любого

Влезть готов хоть на сосну!

Еж. Думал дать тебе совет,

Да тебе в нем проку нет.

Еж машет лапой и уходит. Зайка грустно вздыхает и идет вперед, навстречу ему Медведь.

Медведь. Ну, здор о во! Что, Косой

Ходишь-бродишь сам не свой?

Зайка. Все кругом к зиме готовы.

Я ж один ни то ни се:

Ни запасов нет, ни дома,

Только шубка, да и все.

Медведь. Брось бродить, пустое дело!

Мне все это надоело!

Много сала накоплю

Сладко до весны просплю!

Все герои выходят и исполняют песню «Почему медведь зимой спит». (Муз. Книппер, слова А. Коваленкова)

"Почему медведь зимой спит".
Раз морозною зимой,
Вдоль опушки лесной,
Шёл медведь к себе домой,
В тёплой шубе меховой.
Шёл он, шёл к своей берлоге,
По просёлочной дороге,
И шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.
Подняла лисица крик.
Зашумел тёмный лес,
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне весёлый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил; "Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!"
С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной.
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.

После песни все расходятся. Выходят Медведь и Зайчик.

Медведь. А теперь, Косой, прощай.

Да не хмурься, не скучай!

Появляются под музыку два Дрозда, ссорятся.

Дрозд 1 . Говорю ж: лететь пора!

Дрозд 2. Потерпи хоть до утра!

Дрозд 1 . Да ведь не зачем терпеть,

Срочно надобно лететь!

Ну, как грянут холода?

Мы с тобой тогда куда?

Дрозд 2 . Ладно, ладно, не шуми!

Вместе скоро полетим!

Дрозды убегают. Появляются Кабанчик и Лиса.

Лиса. До чего ж ты не одет!

Ни какой шерстинки нет!

Кабанчик. Я в щетинке, да зато

Утеплился, как в пальто.

У меня запасы сала!

Ты ж совсем тощ а я стала!

Лиса. Я худая! Ха, ха, ха!

(отвернувшись в сторону) Помолчал бы от греха.

Да зато какая шуба, (приглаживает мех)

Всем мехам мои меха!

Лиса и Кабанчик уходят.

Зайчик. (растерянно) Что же делать? Как мне быть?

Дома мне не раздобыть…

И на юг не улететь….

Остается потерпеть.

Спрячусь-ка пока в кустах,

Подремлю там до утра.

Звучит негромкая музыка. В это время возможен показ слайд-фильма про позднюю осень.

Заяц просыпается, потягивается. Оглядывается вокруг.

Зайчик. Сколько снега навалило!

Это что у нас? Осина? (делает вид, что жует веточку)

А неплохо, даже вкусно,

Хоть, конечно, не капуста!

Раздается звук завывающего ветра. Зайчик зябко ежится.

Зайчик. Вот так ветер, ой-ей-ей!

И какой холодный, злой!

Появляется Тетерев.

Тетерев. Эй, зайчишка, не робей!

Прячемся в сугроб скорей!

В норке снежной ветра нет.

Это наш с тобой секрет!

Тетерев подмигивает Зайчику, и они вместе убегают.

Ведущий . Зайка наш не пропадет!

Быстро времечко пройдет.

И за зимушкой-зимою

Там весна-красна придет!

Звучит веселая музыка, герои выходят на поклон.


Цель. Познакомить детей как живут дикие животные в лесу зимой. Воспитывать доброе отношение к животным чувство сопереживания к ним и желание помочь. Воспитывать чувство прекрасного к природе и ко всему, что нас окружает.

Предварительная работа. Загадки о животных, пословицы, чтение стихотворений о животных. Показ сказок на фланелеграфе: «Заюшкина избушка», «Лиса и волк». Рассматривание картин.

Материал. Муляжи деревьев, фигурки животных, картины с изображением животных, магнитная доска, куклы би-ба-бо.

Ход занятия

На столе расставлены муляжи деревьев. Воспитатель говорит, что у нас на столе разместился маленький, зимний лес. Приглашает детей на прогулку по зимнему лесу.

Игра »Прогулка»

Мы пришли в зимний лес (ходьба)

Сколько здесь вокруг чудес (разводят руками)

Справа берёзка в шубе стоит,

Слева ёлочка глядит

Снежинки в небе кружатся (фонарики руками)

На землю тихо ложатся (присесть)

Вот и зайка поскакал (прыжки)

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет,

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас (приседают)

Не найдёт тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит (имитация сна)

Так всю зиму и проспит.

Прилетают снегири (махи руками)

Как красивы они!

В лесу красиво и покой,

Ну, а мы пойдём домой (ходьба)

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети говорят, потому, что много снега. Стало холодно.

Воспитатель: Молодцы ребята! Правильно. Конечно, зимой очень холодно и мы стараемся одеться теплее. Какую тёплую одежду мы носим зимой?

Дети: Шапки, рукавицы, валенки, шарфы.

Воспитатель: Молодцы! Конечно, прошло тёплое лето, и наступила холодная и снежная зима. В домах топятся печки, чтобы нам было тепло и уютно. С нами живут наши домашние животные.

Ребята, каких домашних животных вы знаете?

Дети: Кошка, собака.

Воспитатель: Эти животные живут вместе с нами и мы заботимся о них, ухаживаем. Как мы ухаживаем и заботимся?

Дети: Мы их кормим, лечим и т.д.

Воспитатель: Конечно! Потому, что мы их любим — это наши друзья!

Рассказы детей о своих домашних животных.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о животных, которые живут в лесу. Послушайте внимательно загадку и постарайтесь отгадать её.

Любит красную морковку,

Грызёт капусту очень ловко.

Скачет он то тут, то там

По лесам и по лугам.

Серый, беленький, косой!

Кто скажите он такой?

Дети: Заяц!

Воспитатель: Да — это зайчишка.

Воспитатель достает из коробки фигурку зайца и ставит на стол под дерево. На магнитную доску прикрепляет картину с изображением зайца, в зимнем лесу. На руку надевает куклу-зайца.

Воспитатель: Вот и прискакал к нам зайка. Замёрз, ушки дрожат. Давайте ребята согреем его.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Зайка серенький сидит (садятся)

И ушами шевелит (изображают руками уши)

Вот так, вот так

И ушами шевелит

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть (прыжки)

Вот так, вот так надо лапочки погреть

Зайку кто-то напугал

Зайка — прыг, и ускакал

Дети бегут на свои стульчики

Воспитатель: Ребята, зайка нам хочет что-то рассказать. Давайте его послушаем.

Заяц: Я, заяц, расскажу, как живётся мне в лесу.

К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.

Под кусточком присяду, спрячусь под сосной.

Не увидит, не узнает зверь меня лесной!

Я хотя и не трус, но всего, всего боюсь.

Очень трудно зимой бывает, когда сильный мороз

И еды не хватает.

А питаюсь я корой, ягодой замерзшей.

Что под снегом заяц найдет — все ему впрок пойдет.

Вы же зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте.

Где еды приберегите, не пугайте, не гоните!

Воспитатель: Спасибо, зайка, что рассказал о себе. Мы тебя обижать не будем.

Дети послушайте ещё загадку.

Хитра рыжая плутовка,

Кур ворует очень ловко.

Она серому волку сестра

А зовут её (лиса)

Дети: Лиса!

Воспитатель: Правильно, ребята!

Воспитатель достаёт из коробки фигурку лисы. На доску прикрепляет картину с изображением лисы в зимнем лесу. На руку надевает куклу-лису.

Воспитатель: Давайте дети послушаем, что нам лисичка расскажет.

Лиса: Я зимы не боюсь, в шубу тёплую ряжусь.

Хвост красивый, какой – мне он нравится самой!

Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую или живность, какую.

Хочу зайца поймать, но мне его не догнать!

Об этом, наверное, мало кто знает, но и мне зимой трудно бывает.

Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.

Воспитатель: Спасибо тебе лисичка! Мы тебя очень любим и поиграем с тобой.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Эй, ребята, что вы спите (имитируют сон)

Нам животных покажите (разводят руками)

У лисички острый нос (показывают нос)

У неё пушистый хвост (изображают хвост)

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты

Лиса по лесу похаживает (ходьба)

Шубку рыжую поглаживает (гладят себя)

Воспитатель: Сегодня к нам в гости приходили лисичка и зайчонок. Но и много других животных в лесу. Каких животных вы знаете?

Дети: Белочка, волк, медведь (если затрудняются ответить – помочь с ответом)

Затем воспитатель рассказывает детям о том что, надо любить животных. Заботится о них. В мире добрых людей больше, чем злых. Добрый человек всегда поможет тому, кто нуждается в помощи.

ИГРА «Кто, что ест»

Картинки с изображением диких животных прикрепить на фланелеграф.

Под ней прикладывается картинки с изображением пищи, которую едят животные.

Белочка — орешки.

Заяц — морковку.

Медведь – мёд и т.д.

Завершая занятие можно задать вопросы.

Какие звери живут в лесу?

Как мы должны относиться к ним?

Как мы можем помочь животным зимой?

Жизнь животных зимой в творческом занятии для детей старшего дошкольного возраста. Зима уже перескочила свою середину, и завершился второй зимний месяц, который носит . Впереди – последний месяц зимы – февраль. О том, как дикие животные переживают зиму, смотрите мультфильм «Кто чем занят зимой?»

Жизнь животных зимой в этом анимационном фильме показана на примере пассивных и активных зимовщиков.

Пассивным зимовщикам проще, потому что на зиму они впадают в спячку. Они ничего не делают, энергию не тратят, ведут себя пассивно. А вот такие животные как лисы и дятлы, которых вы видели в мультфильме, всю зиму странствуют по лесу в поисках пищи – ведут себя активно.

— активные зимовщики.

Активная жизнь животных зимой дала и название этой группе – «активные» зимовщики. Активными являются волки, кабаны, тигры и другие звери и птицы, которым необходима энергия, чтобы согреться в период зимних холодов.

Жизнь животных зимой во многом зависит от того, как активные зимовщики приспосабливаются к зимним условиям. Одно из главных приспособлений – маскировка. Наиболее известным примером меняющейся сезонной маскировки является изменение цвета шкурки у зайчика.

Играем с детьми в игру и смотрим сказку про разноцветных зайцев. Обсуждаем игру и делаем вывод, что взаимоотношения животных в зимнем лесу складываются очень сложно: и зайчика жалко, и лисичку.

Жизнь животных зимой в творческой работе «Лиса и заяц».

Задайте детям вопрос: «Кому белый снег помогает пережить зиму?» Они сразу же назовут зайчика. Предложите создать небольшую картинку о том, как зайчик прячется от лисички в сугробе.

Итак, занятие, посвящённое жизни животных зимой, завершается созданием творческой работы – аппликации.

Аппликация выполняется в несколько этапов.

  1. Предложите детям на голубом фоне сформировать снежные сугробы из приготовленных вами шаблонов. Шаблоны вырезаются из тонкой белой бумаги для копирования.
  2. Обратите внимание на порядок приклеивания сугробов на аппликации. Вначале дети приклеивают самые большие сугробы. Подскажите детям, что нижний ровный край сугроба необходимо приклеивать ровно на нижнюю часть голубого листочка.
  3. Средние сугробы приклеиваются во вторую очередь. И самые последние – маленькие.

Очень важно! Каждый сугроб намазывается клеем только в нижней части, а верх не приклеивается – остаётся свободным.

В сугробе размещаем ёлочку. Завершается композиция размещением фигурок зайчика и лисички среди сугробов. Предложите детям самостоятельно решить эту задачу: спрятать зайчика от лисички.

Итак, это было ещё одно занятие рубрики , посвящённой сезонным изменениям в жизни животных и растений. Ваши дети узнали, что:

  • бывают пассивные и активные зимовщики
  • посмотрели мультфильм и увидели примеры поведения активных и пассивных зимовщиков зимой в лесу
  • сделали творческую работу аппликацию , показывающую, снег помогает зайчику пережить зиму.

Если Вы впервые е на сайте «Ручеёк» и Вам понравилось творческое занятие, оформите бесплатную подписку. И всю новую информацию Вы будете получать на свою электронную почту вовремя.

Открытое внеклассное мероприятие «Как животные зимуют?»
Цели: формировать понятие детей о том, как зимуют животные, развивать устную речь, расширять словарный запас, умение отвечать на вопросы, навыки выполнения заданий;
Корригировать кратковременную память, наглядно – образное, предметно – действенное, словесно – логическое мышление, произвольное внимание, моторную сферу, ориентацию в пространстве; воспитывать бережное отношение к природе, животным, чувство товарищества, умение правильно вести себя на занятии.
Оборудование: иллюстрации, игровые задания, видеоматериал, аудизапись, модели следов животных, кормушки для птиц, названия месяцев на двух языках, домики.
Предварительная подготовка: чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание следов зверей.
Ход классного часа:
1. Оргмомент, объявление темы классного часа;
2. Замету я все дорожки,
Разукрашу все окошки,
Радость детям принесу
И на санках прокачу.
- о каком времени года идёт речь?
- какие зимние месяцы знаете? (каз. яз.)
- С приходом зимы изменилась жизнь не только людей, но и птиц, рыб, насекомых и животных.
- сегодня мы побываем в лесу и узнаем, как зимуют животные.
-как нужно вести себя в лесу?
Ученик:
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверушкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек –
Будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба-
Скажет: “Ты – мой друг!
Спасибо”
- Как нужно вести себя в лесу?
-Задание «Как вести себя в лесу?» 2 тип - найти правильную картинку.
-Задание «Чьи следы» 1 тип
Найти следы, табличку с надписью животного и картинку с изображением животного.
- Теперь вы знаете, как выглядят следы разных животных. И мы отправляемся в лес.
- Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился. Мы с вами тоже отправимся по следам и посмотрим, кто их оставил и как зимуют животные и птицы в лесу.
- А вот и первые следы! Чьи они? Давайте посмотрим, куда они нас приведут.
Дети двигаются по следам до пенька, где лежит картинка с изображением зайца
- Кто это? Ребята, как вы думаете, легко ли зайчику зимой в лесу?
Заяц:
- Зимой зайцы кормятся по ночам корой деревьев. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь – опять испугался и побежал в другую сторону. Когда охотники разбирают следы зайца, удивляются его хитрости, а заяц и не думал хитрить, он просто всего боится.
- Ребята, давайте попробуем попрыгать как зайцы и запутать свои следы, чтобы никто нас не нашел.
Дети прыгают с продвижением вперед.
- Что можете сказать о зайчике, какой он?
- Сценка «Заячья избушка»
Ученик:
Еж, медведь, барсук, енот
Спят зимою каждый год.
Волка, зайца, рысь, лису-
Их зимой найдешь в лесу.
- А вот еще чьи- то следы. Давайте пройдем по ним и посмотрим, чьи они. Кто это? Белка.
- а кто из вас знает, как белочка зимует?
Белка:
- белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, так же как и зайцу, помогает ей маскироваться. Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется, так как у нее отменная память. Она запоминает, где делала свои кладки с осени и какое расстояние между ними. Можно только позавидовать памяти этого зверька. А когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.
- А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Две белочки».
(различные предметы ежат на столе).
Ход игры:
Выбираются 2 белочки. По команде «Скоро зима, пора делать запасы» белочки выбирают нужные предметы – запасы.
- Давайте двигаться дальше. Вот следующие следы. Посмотрите какие. Интересно, чьи они. Кто это?
Правильно, это лиса. А как проводит зиму лиса?
- А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.
Лиса:
- Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса, так же как и волк, всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой.
- Волков называют санитарами леса потому, что они уничтожают слабых, больных животных.
- А вот как же волки готовятся к долгой, суровой, холодной зиме? Если волки не могут найти себе добычу, что они делают?
- Где же волки ночуют?
- Логоритмика «Волк»
А вы не хотите погулять в зимнем лесу. Ну тогда пошли.
«Прогулка в зимнем лесу».
«Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа-березка в шубке стоит,
Слева -елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири,
Как красивы они!
В лесу красота и покой
Нам пора уже домой!»
(«Пение птиц»)
- А здесь еще чьи-то следы. Давайте посмотрим, кому они принадлежат, рассмотрим их.
- Правильно, это птицы. Трудно живется птицам в зимнем лесу. Старается они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.
Елена Благинина
Морозы жестокие в этом году….
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку в её конуре –
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за них,
За наших воробышков, галок. Синиц.
Ведь очень уж холодно в воздухе им…
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода!
- нужно подкармливать птиц, которые живут в городе.
- Дети садятся на стульчики.
- Посмотрите. Что это за сугроб в лесу? Из – под сугроба идет пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб?
- Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется.
Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь. А какие еще животные спят зимой?
- Правильно это ежики, суслики, еноты, барсуки, сурки.
- Задание «Следы из теста»
Я приготовила для вас загадки: (резерв)
1. Кто на ветке шишки грыз и бросал вниз?
Кто по веткам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы.
2. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый- краса!
А зовут ее …
3. Хозяин лесной просыпается весной
зимой, под вьюжной вой,
Спит в избушке снеговой.
4. За деревьями, кустами
Промелькнула, будто пламя,
Промелькнула, пробежала
Нет ни дыма, ни пожара.
5. Кто в лесу огромней всех?
Кто богатый носит мех?
Кто в берлоге до весны
Днем и ночью смотрит сны
- Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным?
- Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц.
- Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами сегодня побывали?
- Что мы видели в зимнем лесу? Давайте посмотрим на экран и еще раз вспомним, следы каких животных и птиц видели.
- Сегодня мне было очень приятно с вами работать и в память о нашей встрече я хотела бы вам подарить фотографии следов различных животных.