Что такое стереотип. Виды, примеры и значение стереотипов в современном обществе

Любой анализ действительности, кажущийся человеку объективным и беспристрастным, стремление занять определенное место в этой действительности, следуя «указателям» сознания - и есть ни что иное, как стереотип .

Стереоти́п (от др.-греч. ς — твёрдый, объёмный + отпечаток) изначально — метафора относительно мышления, пришедшая из типографского дела, где стереотип — монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин. В современной социальной теории и психологии существуют различные определения понятия стереотип, в зависимости от методологического направления научной школы.

В общем случае, стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и т.д.

Слово «стереотип» пришло из типографской лексики, в которой оно использовалось в XVIII веке для обозначения формы для печати оттисков. В научный оборот понятие стереотипа было введено американским журналистом У.Липпманом в работе «Общественное мнение» (1922). У. Липпман понимал под стереотипами создаваемые культурой образы людей из других групп, которые призваны объяснить поведение этих людей и дать ему оценку, и трактовал стереотипы как избирательный и неточный способ восприятия действительности, ведущий к ее упрощению и порождающий предрассудки. Вместе с тем У. Липпман высказал идею о том, что стереотипы являются неизбежными, будучи объективной функцией взаимодействия человека и окружающей его действительности и проекцией на мир собственных чувств, ценностей человека. У.Липпман назвал стереотипы «картинками в головах», спасающими человека от сложности окружающего мира - этот яркий образ впоследствии часто использовался как краткая дефиниция стереотипов.

П.Н. Шихирев, анализируя концепцию У. Липпмана, полагает, что в отличие от традиционного, чисто философского подхода к сознанию, У, Липпман в качестве главной проблемы ставит не гносеологическую проблему (пропорции в знании истинного и ложного), а функциональную проблему влияния уже имеющегося, содержащегося в сознании, знания о предмете на восприятие предмета при непосредственном с ним контакте. Причем особое внимание уделяется устойчивости этого знания, зафиксированного в образе, или, по выражению У. Липпмана «картинке в голове». Устойчивость стереотипа - основное свойство, при помощи которого Липпман пытался объяснить проблемы, возникающие в процессе формирования общественного мнения, понимаемого им как процесс столкновения стереотипов, то есть знаний - представлений, каждое из которых претендует на то, чтобы быть единственно истинным.

В своей концепции У. Липпман основную причину устойчивости стереотипов объясняет их функцией защиты социальных ценностей соответствующей группы. Он утверждает: «Не удивительно, что любое посягательство на стереотип представляется посягательством на основы нашего мироздания... Когда вы начинаете спорить о фабриках, шахтах, политической власти, вы не просто спорите, вы деретесь; стереотип вызывает в вас какое-то сильное чувство. Начав, спорить вы не можете остановиться».

По мнению У. Липпмана, стереотип является крайне устойчивым образованием, которое не поддается преобразованию и критике. Устойчивость любого стереотипа, по мнению ученого, сохраняется за счет свойства человеческого ума фиксировать факты, поддерживать стереотипы и отбрасывать информацию, противоречащую им. Ученый полагал, что существуют люди гибкие и консервативные относительно своих стереотипов. Любое нарушение стереотипов кажется посягательством на основы мироздания личности. Все это говорит о том, что квинтэссенция концепции стереотипа У. Липпмана заключается в следующем: поведением конкретного человека управляет так называемый моральный кодекс, который есть ни что иное, как система норм поведения применительно к ряду типичных случаев. В основе каждого морального кодекса находятся картинки человеческой природы, мира и своеобразная личная интерпретация истории.

Необходимо рассмотреть и психологическую теорию стереотипа Г.В. Оллпорта - представителя психоаналитической школы. Он рассматривает стереотип как составную часть теории предрассудка. Предрассудок, по мнению Г. В. Оллпорта, - это сильная симпатия или антипатия, которая основана на ошибочном и жестоком обращении, и направлена на группы людей или на индивида как члена данной группы. Предрассудки это - негибкие, ригидные и ошибочные обобщения относительно групп людей. Каким бы образом ни был приобретен предрассудок, он работает на личность и может являться центральным фактором его жизненной организации. В качестве оправдания своей теории автор приводит пример о том, что люди часто превозносят свой образ жизни и умаляют чужой, как якобы угрожающий первому. Приспособление для рационализации предрассудка Г.В. Оллпорт называет стереотипом, определяя его «то, как преувеличенное мнение, то, как имидж в рамках категории».

Согласно теории предрассудков Г.В. Оллпорта склонность к предрассудкам становится чертой характера, укрепляя предубеждения и антипатии в отношении определенных групп людей. Причинами возникновения предрассудков являются «навешивание» ярлыков, грубый, пренебрежительный по отношению к другим людям стиль поведения, неожиданные эмоциональные травмы. Предрассудки распространены и устойчивы, так как подобно стереотипам, являются экономным способом мышления, их предопределяет чувство тревожности и угроза безопасному существованию личности. Предрассудки Г.В. Оллпорт рассматривает как «... своеобразные шоры на глазах вполне умных и образованных людей. Они еще более укореняются у тех людей, кто имеет недостаточный опыт и пробелы в образовании, заблуждения и недостаток ума, недостаточное развитие эмпатии, отзывчивости, сострадания, не говоря уже о необходимости высокой нравственности и гуманного отношения к людям».

В отличие от У. Липпмана Г.В. Оллпорт в своих работах не относит стереотип к жестко закрепленным формированиям. По его мнению, стереотип послушно приспосабливается к преобладающему характеру предрассудка и к требованиям ситуации. Важен и тот факт, что претендуя на разработку объективной и всеобщей теории предрассудка и стереотипа, Г.В. Оллпорт не обходит вниманием социокультурные факторы, воздействующие на эти явления. Он отмечает, что «предрассудки меняются, когда в их изменении есть социальный, экономический и личностный смысл. Не все люди неизлечимо слепы в отношении своего собственного нелогичного и вредного стиля мышления». Следует отметить, что Г.В. Оллпорт немаловажную роль в изменении стереотипов или предрассудков отводит образованию. Он полагает, что с чрезмерной генерализацией и упрощением борется образование, а поскольку в условиях развития общества уровень образования возрастает, то стереотипность мышления должна снижаться.

В социальной психологии существует теория, которая косвенным образом объясняет процесс стереотипизации - это теория ролей. Данная теория при описании стереотипов понятию «социальная роль» отводит центральное место. Понятие роли введено в социальную психологию американским психологом Дж. Г. Мидом. Исследователь полагает, что роль это: «социально санкционированная и социально значимая функция личности, выполняемая в соответствии с общепринятым социальным стандартом». С точки зрения сторонников теории ролей (Дж. Г. Мид, Я. Морено, Р. Линтон), каждый человек, - совокупность ролей. Любой человек объединяет большее или меньшее количество ролей.

Каждая роль слагается из отдельных, отличительных для нее действий, а все действия человека в совокупности образуют устойчивую систему. Согласно теории ролей каждый человек, формируясь в обществе как личность, усваивает знания о правах и обязанностях не только общегражданских, но и о правах и обязанностях лиц определенного пола. У индивида развивается представление о типичных для него формах поведения. Вступая во взаимодействие с другой личностью и отнеся ее по каким-то признакам к определенной общественной группе, он может на основе знания прав и обязанностей, характерных для этой группы, сформулировать предположения, что и данный человек всеми своими последующими действиями и поступками не будет отходить от образцов поведения, типичных для этой группы в возникшей ситуации.

Отечественный психолог А.А. Бодалев, занимаясь проблемами восприятия одного человека другим, полагал, что системы ролей, формируясь в обществе, создают «эталоны» ролей и обязательные их. атрибуты. А.А. Бодалев также считает, что «у людей, живущих в одном обществе, представление о содержании и форме действий носителя данной роли может стать и становится столь прочным, что они по отдельным компонентам поведения и облика человека с большей уверенностью предполагают, носителем какой роли в данном случае является этот человек, и что он в данной обстановке будет делать дальше. Это и не удивительно, поскольку роль рассматривается как стереотипный ряд заученных действий, воспроизводимых в социальной ситуации, в частности в ситуации взаимодействия людей друг с другом».

Таким образом, сторонники теории ролей приравнивают всех людей к некоему типичному субъекту. Они не учитывают индивидуальность человека, его неповторимо своеобразный опыт труда, познания и общения. У каждого человека под влиянием общества, членом которого он является, формируются общие нравственно-эстетические требования к другим людям и образуются воплощающие эти требования более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку окружающим его людям.

Такое явление, как присвоение личности определенных качеств на основе отнесения ее по увиденным в ней отдельным качествам к какому-то «классу» лиц, было хорошо изучено Х.Х. Келли, и СЕ. Эшом, которые исследовали факт «безотчетного структурирования личности». Это явление получило у исследовавших его ученых название «стереотипизация», а качества, которые человек приписывает познаваемой им личности, соответственно были названы «оценочными стереотипами».

С точки зрения американского социального психолога Т. Шибутани, стереотип - это «популярное понятие, обозначающее приблизительную группировку людей с точки зрения какого-то легко различимого признака, поддерживаемое широко распространенными представлениями относительно свойств этих людей». Ученый полагает, что социальные стереотипы формируются посредством выделения наиболее ярких форм поведения группы людей, классифицируемых определенным образом, и утверждал, что выживают те стереотипы, которые подтверждаются реальностью. На степень их устойчивости влияет согласованность с представлениями других людей. Те, кто объединяется в один стереотип, часто сами себя идентифицируют друг с другом как существа одного рода. Внешним выражением стереотипов Т. Шибутани считает «некий объект, образ действия, слово, по отношению к которому люди действуют так, как если бы это было нечто другое».

Социальные психологи А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, связывают процессы персонификации с процессами стереотипизации. Они утверждают, что персонификации - это индивидуальный образ самого себя или другого. Он представляет комплекс чувств, отношений, представлений, возникающих на базе опыта, связанного с удовлетворением потребностей или тревогой. Ученые отмечают, что возникшие в голове человека образы не всегда соответствуют реальности. Первоначально образы формируются для построения отношений в совершенно изолированной межличностной ситуации, но, однажды сформированные, обычно закрепляются и влияют на отношение к другим людям. Исходя из этого, ученые полагают, что персонификации, разделяемые многими людьми, называются стереотипами. Под стереотипами ученые понимают «представления, по поводу которых существует единодушие, то есть идеи, получившие широкое распространение в обществе и передаваемые из поколения в поколение».

По мнению социального психолога Р. Таджури, стереотип - это «склонность воспринимающего субъекта легко и быстро заключать воспринимаемого человека в определенные категории в зависимости от его возраста, пола, этнической принадлежности, национальности и профессии и тем самым приписывать ему качества, которые считаются типичными для людей этой категории».

Социальный психолог Ш. Берн под стереотипами понимает «мнения о личностных качествах группы людей». В. Дуаз в рамках социально-психологической теории рассматривает стереотипизацию как «процесс приписывания сходных характеристик различным членам одной и той же группы без достаточного осознания возможных различий между ними».

Исследование стереотипа в эмоционально-оценочном аспекте неразрывно связано с исследованием социальной установки, или «аттитюда». Рассмотрим несколько определений установки, в которых фиксируются основные ее свойства и особенности, имеющие отношение к исследованиям стереотипа. Одно из первых определений установки в сфере социальной науки было дано У. Томасом и Ф. Знанецким. Они определяли установку с помощью понятия «ценность», под которым имелся в виду любой объект, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для членов социальной группы. В.Н. Куницина указывает, что под социальной установкой или аттитюдом они понимали «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности». Как видно из этих слов, установка была определена ими на основании ее содержательного элемента. После открытия феномена аттитюда начался своеобразный «бум» в его исследовании.

В 1935 году Г. В. Оллпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал семнадцать дефиниций этого понятия. Из этих семнадцати определений были выделены те черты аттитюда, которые отмечались всеми исследователями. В окончательном, систематизированном виде они выглядели так. Аттитюд всеми понимался как:

Определенное состояние сознания и нервной системы;

Выражающее готовность к реакции;

Организованное;

На основе предшествующего опыта;

Оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

П.Н. Шихирев, обсуждая проблему установки, полагает, что наблюдать и делать о ней какие-то предположения можно лишь по ее проявлениям в поведении: действиям, высказываемым взглядам, обнаруживаемым эмоциям и т.п.

Несколько другой подход к понятию установки наблюдается у Д. Каца - представителя западной социальной психологии. Исследователь пытается включить в определение установки ее связь с наблюдаемыми проявлениями. Так, по мнению Д. Каца «установка, есть предрасположенность индивида к оценке какого-либо объекта (его символа или аспекта), его мира как положительного или отрицательного. Мнение является вербальным выражением установки. Но установки могут выражаться и в невербальном поведении. Установки включают как аффективный (основное чувство приязни или неприязни), так и когнитивный (убеждения) элементы, которые отражают объект установки, его характеристики, его связи с другими объектами».

Рассмотрев понятие установки, стоит прояснить вопрос о взаимосвязи стереотипа и установки. В науке существует несколько ответов на этот вопрос. Социальный психолог П. Дууб говорит о стереотипе как «когнитивном элементе одной конкретной установки - этнического предрассудка». С этой точки зрения стереотип является выражением установки в сознании (когнитивной структуре) человека.

Социальные психологи Е. Виолетт и К. Силверт выдвинули идею, что стереотипы «обладают признаками организованного способа поведения, они выражают функциональное состояние готовности, они организованы вокруг и относительно какого - либо объекта или группы объектов. Это особые установки отличаются также значительной эмоциональной интенсивностью».

В. Липпман яркий эмоциональный образ считает обязательным признаком любой категории, связанной с ценностной структурой личности. Г.В. Оллпорт ограничивает сферу действия стереотипа тем аспектом, который связан с его функцией элемента внутренних механизмов психологической защиты (в первую очередь таких, как замещение, проекция, рационализация и т.п.). Поскольку эти процессы активно участвуют в формировании картины человеческих отношений, постольку единственной формой существования стереотипа Г.В. Оллпорт объявляет антропостереотип, порожденный психодинамикой личности. В таком случае стереотип и стереотипизированное мышление привилегии личности определенного типа - нетворческой, «авторитарной».

Критикуя данную точку зрения, Д. Фишмэн, представитель американской социальной науки, считает, что «следует помнить, что «авторитарный» тип не только существует в какой-то среде, но в какой-то мере является результатом среды, хотя бы потому, что эта среда сформировала его родителей и других взрослых, которые затем начали формировать его кривую «авторитарности» в первые три года жизни. Поэтому «личный» полностью социальный стереотип как устойчивый феномен представляется в высшей степени маловероятным».

Таким образом, можно предположить, что стереотипы возникают в процессе социального взаимодействия и являются, поэтому социальными установками в самом строгом понимании этого слова. Несмотря на упомянутые выше высказывания в понимании взаимосвязи установок и стереотипа, большинство ученых объединяет мнение относительно того, что стереотип отличается повышенной интенсивностью аффективного элемента и устойчивостью к изменениям, причем явно или имплицитно констатируется взаимозависимость этих двух свойств стереотипа. Пожалуй, единственным признаком стереотипа, относительно которого существует почти полное единодушие при исследовании его аффективного компонента, - это интенсивность эмоционального фона, сопровождающего появление и действие стереотипа.

Стереотип является неотъемлемым элементом познания и сознания в современном обществе. Ежедневно человек сталкивается с огромным количеством информации, которую стереотип упрощает и схематизирует и этот процесс необходим и полезен в психологической регуляции деятельности. С другой стороны такое упрощение и схематизация социальной реальности делает мышление однотипным, стандартным, неоригинальным. Человек усваивает готовые социальные, этические, эстетические и другие стереотипы поведения с детства, не осознавая этого, приобретает соответствующие ценностные установки, мотивы, которые входят в виде составных частей в социальные отношения, объединяют группу индивидов в единое целое, формируют массовое сознание. Поведение людей основано на стереотипах, нормах, стандартах, которые выступают как указатели, которые помогают индивиду ориентироваться среди одобряемых обществом моделей поведения и мышления.

Необходимо отметить, что изучение социального стереотипа невозможно провести с учетом только психодинамических процессов, происходящих в сознании индивида. Следует учитывать роль социальной общности в процессе формирования, функционирования стереотипов и их усвоения личностью. Попытки определить стереотип без применения понятий «социальная группа», «социальный символ» и т.п. сегодня весьма редки. Даже в том случае, когда признается значение психодинамики, это признание сопровождается указанием на не меньшую роль социальной группы. Данный аспект изучения социального стереотипа является приоритетным в социологии.

При исследовании стереотипа зарубежными обществоведами было предложено огромное количество определений данного явления. В зависимости от теоретической ориентации ученых на первый план ими выдвигаются соответствующие аспекты этого социально-психологического явления. Так, западногерманский социолог Т. Адорно предложил свою концепцию стереотипов с позиции психоаналитики, Т. Адорно рассматривает стереотип как «приспособление для удобного видения вещей». Характеризуя стереотипы как жестокие, предвзятые образования, социолог полагал, что стереотипы являются атрибутом сознания авторитарной личности, этноцентристской, одержимой ощущением жестокого различия между своей группой и чужой.

Интересна точка зрения А. Шюца, представителя феноменологической социологии, который в своей концепции выделяет проблему типизирования. Исследователь на основе тщательного анализа основных характеристик повседневного мышления приходит к выводу, что научное мышление коренится в такой особенности обыденного мышления, как типизирование, которое пронизывает всю повседневную жизнь человека. Мир, по мнению ученого, в повседневной жизни с самого начала воспринимается в модусе типичности. Действия других лишь в исключительных случаях могут быть поняты в тех субъективных значениях, которые наделяют свои действия другие. Чаще всего эти действия воспринимаются как типические. Типические модели поведения других людей становятся мотивами действий конкретной личности. А. Шюц полагает, что «повседневное мышление непрерывно типизирует как явление окружающего мира, так и поступки других людей, что, в конечном счете и позволяет людям понимать друг друга и воспринимать окружающий мир более или менее одинаково». По мнению исследователя, процессы типизации лежат в основе интерсубъективных коммуникаций, осуществляющихся посредством «вчувствования». Интерсубъективность возможна лишь при наличии общности между отдельными субъектами, т. е. при признании того, что наряду с индивидуальными характеристиками субъекту присущи некоторые характеристики, которые делают возможным существование «Мы».

По мнению американского представителя феноменологической школы М. Яхода, стереотип - «это характеристика какой-либо группы людей, которая может отражать как физические, так и интеллектуальные черты. Иными словами данное явление есть не что иное, как особый класс эмоционально окрашенных понятий, не смешивая их с предрассудками».

В социологических справочниках и энциклопедиях отечественных и зарубежных авторов, под социальным стереотипом обычно понимается стандартизированный, устойчивый, эмоционально насыщенный, ценностно-определенный образ, представление о социальном объекте. Так в социологическом словаре Н. Аберколи при определении социального стереотипа подчеркивается его односторонний, преувеличенный и, как правило, основанный на предубеждениях взгляд. В Большом толковом социологическом словаре стереотип понимается как совокупность упрощенных мнений о группе индивидуумов, позволяющих распределять членов группы по категориям и воспринимать их шаблонно, согласно этим ожиданиям. Проблемы стереотипов ученые обычно связывают с проблемами расизма и сексизма. Таким образом, стереотипы расовых, социально-классовых и тендерных групп ведут к восприятию и отношению к индивидуумам в соответствии с необоснованными предвзятыми мнениями.

Отечественный исследователь процессов стереотипизации В.Н. Куни-цына характеризует стереотип как «духовное образование, сложившееся в сознании людей, эмоционально окрашенный образ, передающий значения, в которых есть элемент описания, оценки и предписания». Р.И. Мокшанцев социальным стереотипом считает «относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта - группы, человека, события, явления и т.п. общие мнения о распределении тех или иных черт в группах людей». По мнению ученого, стереотип складывается обычно в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых в социуме, очень часто предвзятых. Социальный стереотип не всегда точен. Возникая в условиях ограниченной информации об объекте, стереотип может оказаться ложным и выполнять консервативную, а то и реакционную роль, искажая знания людей и серьезно деформируя межличностные взаимодействия.

А.А. Бодалев, обсуждая проблему стереотипизации, полагает, что «в стереотипах всегда находит выражение запас теоретических и практических знаний, которыми располагает человек о каждом народе, о каждом из общественных классов, о поле, возрасте, профессии». Ученый в своем исследовании придерживается той точки зрения, что опыт общения каждого человека детерминирован его принадлежностью к определенному народу, общественному классу, полу, возрастной группе, профессии. А оценочные стереотипы представителей разных демографических и социальных групп наряду с чертами сходства могут включать в себя очень существенные и характерные различия. Явление стереотипизации, по мнению А.А. Бодалева, «развертывается после того, как познающий другого человека субъект установит его принадлежность к какой-то социальной общности, определит его социальную роль, статус. Выявление принадлежности познаваемого человека к какому-то «классу», «типу», «категории» людей влечет за собой создание у познающего лица установки на дальнейшее фиксирование в человеке - объекте познания определенных качеств».

При рассмотрении социального стереотипа нельзя обойти вниманием и изучение его свойств. В науке существует проблема выявления свойств стереотипа, на основе которых можно выделить его как особый вид знания. Ответ на этот вопрос дает исследователь стереотипа У. Вайнеки, Специфику стереотипа как особого класса понятий он пытается выявить, анализируя процесс формирования представлений об объекте в котором, по его мнению, необходимо различать представления об интенсиональных и экстенсиональных свойствах объекта. Интенсиональные свойства, согласно У. Вайнеки, суть свойства объекта, выделяемые субъектом, как имеющие для него в конкретной ситуации специфическое, личное значение, которое может отличаться от значений, придаваемых объекту другими людьми. Экстенсиональные же свойства имеют всеобщее, одинаковое значение, и относительно этих свойств «между всеми нормальными людьми существует единое мнение».

Стереотип, по мнению У. Вайнеки, это такое понятие, которое может формироваться на основе как интенсиональных, так и экстенсиональных свойств (в отличие от научных понятий, которые складываются лишь на основе экстенсиональных свойств). Иными словами, стереотип отличается, согласно этой концепции, от других видов знания тем, что соотносится главным образом не с соответствующим объектом, а со знанием других людей о нем.

Стереотип - знание стандартное, в этом видимо его главная отличительная особенность. Он не обязательно должен быть при этом объективно «гносеологически» истинным или ложным, главное в стереотипе не истинность содержания, а отношение (переживаемое как вера, убежденность) к этой истинности. Такая точка зрения наиболее четко выражена Г.В. Оллпортом. Главную роль системе предубеждений, по его мнению выполняет категория - «набор (связка, группа) ассоциированных идей, в целом обладающий свойством управлять повседневным приспособлением». Стереотип независимо от его знака (положительного или отрицательного) по мнению Г.В. Оллпорта есть «преувеличенное убеждение, связанное с категорией».

Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических или экономических изменений, но этот процесс происходит крайне медленно.

Социальные стереотипы становятся более отчетливыми («произносимыми») и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами.

Стереотипы усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

Социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в отношениях групп, но их в высшей степени трудно модифицировать и управлять ими в условиях значительной напряженности и конфликта.

Необходимо, однако, учитывать, что изучение стереотипа неразрывно связано с проблемой его фиксации и измерения посредством специальных процедур. Только применение методов, адекватных природе рассматриваемого феномена, будет способствовать получению качественной и достоверной информации. Существует несколько основных приемов выявление стереотипов:

Обнаружение устойчивых тем разговоров, например, среди знакомых;

Проведение опросов (интервью, анкетирования);

Метод неоконченных предложений, когда человек продолжает фразу, начатую экспериментатором, о том или ином явлении;

Метод выявления ассоциаций, когда группе опрашиваемых предлагается за 30 секунд написать, с чем у них ассоциируется то или иное явление;

Метод свободного описания;

Психосемантические и проективные методы.

Наиболее полно проблему фиксации и измерения стереотипа рассматривает О.Н. Ванина. Опираясь на трехкомпонентную структуру стереотипа (аффективный, когнитивный и поведенческий уровни) О.Н. Ванина классифицирует методы и связанные с ними процедуры с точки зрения их применимости к изучению того или иного компонента стереотипа.

Методы делятся на две группы опрос и анализ документов. Методами, относящимися к группе опросов являются: простые номинальные шкалы; простые порядковые шкалы; шкала Р. Лайкерта; шкала Л. Терстоуна; семантический дифференциал. Каждый из указанных методов не может исследовать все компоненты стереотипа. Изучение аффективного компонента стереотипа возможно с помощью методов семантического дифференциала и шкалы Л. Терстоуна. Когнитивный компонент стереотипа возможно выявить с помощью всех перечисленных методов, за исключением шкалы Л. Терстоуна. Исследование поведенческого компонента структуры стереотипа осуществляется с помощью простых номинальных и порядковых шкал и анализа документов.

Наиболее часто предметом социологического исследования становятся когнитивный и поведенческий уровень стереотипа. Применяемые в рамках опроса простые номинальные, порядковые шкалы являются самыми распространенными процедурами фиксации и измерения когнитивной составляющей стереотипа, выраженной во мнении или убеждении об определенном объекте. Часто с их помощью можно получить информацию и о поведенческом компоненте, обращаясь к предполагаемым или свершившимся действиям респондента.

Ценностные стереотипы социальной идентификации и прочее чаще всего становятся предметом социологических исследований. Когнитивные составляющие таких стереотипов, как правило, не вербализируется индивидами. Зачастую такие стереотипы представлены только аффективным уровнем - уровнем отношений симпатии - антипатии к определенного рода явлениям.

Так же О.Н. Ванина полагает, что применение указанных процедур становится не возможным в силу их неадекватности природе исследуемого феномена, имеющего аффективный, а не когнитивный характер. Невозможно и применение открытых вопросов для получения информации данного рода. В случае применения процедур простого номинального и порядкового шкалирования, исследователь может столкнуться с феноменом «навязывания» респонденту определенного видения проблемы или явления, заключенного в исследовательском концепте, что, безусловно, способно отразиться на качестве получаемой информации.

Существует и другая проблема, возникающая при сборе информации о когнитивной составляющей с использованием перечисленных процедур опросного метода. Она заключается, в том, что если когнитивный компонент и осознан, респондент может скрыть его от исследователя в силу различных причин. Так, Т.Е. Васильева указывает на закономерность «утаивания стереотипов на уровне скрытия субъективных умонастроений, которые индивид и общество чаще всего от других скрывают».

Метод анализа документов также дает исследователю возможность фиксировать и измерять когнитивную составляющую стереотипа. Как полагает В.А. Ядов «анализ документов - более «мягкий метод» получения информации. В данном случае исследователем не создается искусственная среда, столь характерная для опроса, а анализируется уже имеющаяся, запечатленная в печатном или рукописном тексте, магнитной ленте, фото или видеопленке».

Е.И. Кравченко метод анализа документов видит как «вероятность более полного и точного отражения действия стереотипа, так как индивид, минуя процесс рационального осознания, может вербализировать свои суждения относительно того или иного события в газетной статье, запечатлеть свое видение мира на фотографии».

Исследование стереотипа, как вида социальной установки началось с изучения его аффективного компонента. Наиболее эффективными методиками исследования аффективного компонента считались шкалы равных интервалов Л. Терстоуна и сумматорные шкалы Р. Лайкер.

Стереотипы. Ветряные мельницы нашего сознания. Мы для них и Дон Кихоты, и Санчо Пансы, и просто мимо пробегающие второстепенные персонажи. Откуда возникают стереотипы? Почему мы так стойко к ним привязаны? Каждый человек, положа руку на сердце при должном устремлении к “сотрудничеству со следствием” может найти в своей картине мира хотя бы один стереотип. Ведь их так много: национальные, гендерные, динамические, религиозные, социальные - да мало ли всякого добра создано руками и умами человечества.

Людям свойственно стереотипное мышление. Расслабься. Такова жизнь.

Комментарий психолога

Такова уж особенность человеческой природы, что рядом с каждым стереотипом рука об руку идут наши самые сокровенные страхи. Фишка в том, что всплеск любой психической энергии - это в 99% случаев страх, который жертва стереотипного мышления может и не осознавать. Он может быть как своим собственным, так и существенно более слабым, заимствованным.

Национальные стереотипы

Прекрасный показательный пример - национальные стереотипы. Психологи давно исследуют причины, благодаря которым формируются этнические стереотипы. Их довольно много и далеко не все они безобидны:

  1. Все китайцы и немцы отчаянные трудоголики
  2. Все русские носят шапки ушанки, постоянно играют на балалайке и пьют водку
  3. Выходцы из средней Азии безграмотные и готовые работать за еду люди
  4. Все американцы - огромные улыбчивые дирижабли, мечтающие захватить вселенную
  5. Все англичане - высокомерные снобы
  6. Все итальянцы - сангвиники
  7. Все французы - галантные Д’Артаньяны

Для людей консервативного склада ума, в особенности тех, чьи представления о жизни давно сформировалась - все те, кто находятся вне устойчивой модели мировоззренческой системы - непонятны и чужеродны. Хуже того, идеальная почва для конфликтов - это миграционные процессы в обществе. Чужаки, да еще на собственной территории - многих людей это заметно раздражает. Таким образом, данные индивиды имеют только два пути построить отношения с чужаками: либо признать их равными, а то и превосходящими по возможностям конкурентами либо всячески дискриминировать вызывающий раздражение объект по отличительному и обязательно несвойственному дискриминатору признаку. Соответственно, стереотипы и дискриминация - довольно часто сопутствуют друг-другу.

Если уж совсем честно, то подобная бомба с часовым механизмом, тикает в психической структуре практически каждого взрослого индивида. И это нормально! Разумеется, если человек умеет достигать внутренней договоренности и взаимодействовать со своими страхами в приемлемом с точки зрения современной этики поведенческом русле. Гибкость ума - свойство не врожденное, но легко приобретаемое, было бы желание и мотивация.

Борьба со стереотипами

Ни для кого ни секрет, что сегодня модно бороться со всевозможными предрассудками и стереотипами. Особенно ярко эта тенденция проявляется в странах западной Европы. Модно опровергать основы основ. Еще более модно выбирать нечто исключительное, выходящее за рамки общепринятых правил. Особенно ярко данный тренд проявляет себя в вопросах, касающихся норм морали и этики. Кто знает, к чему все это приведет. Вполне возможно, что вчерашние предрассудки превратятся в норму, а стереотипы - мы на пороге новой вехи развития человечества. Клиповое мышление и клиповые стандарты - уже сами по себе являются неким возведенным в абсолютную догму стереотипом.

Гендерные стереотипы

Верить стереотипам или нет - личное дело каждого человека, но что делать, если вы лично попали под раздачу? О, тут просто невероятное раздолье! Пожалуй, самые популярные в России стереотипы - это гендерные роли, как в семье, так и на профессиональном поприще. Они настолько устойчивы, что их не смогли вытравить из славянофильских голов семьдесят с лишним лет активного строительства коммунизма. Хуже того - восстановленная буквально из пепла всего за несколько лет послевоенная советская экономика. И все это в условиях тотального гендерного дисбаланса!

Сегодня, если не лень, вы отыщете огромную плеяду модных течений и ортодоксальных мировоззрений, обозначающих место женщине в семье и обществе. Да, это всем известные исламисты, славянисты - домостроевцы (иже с ними родноверы). Это что касается бытовых аспектов и семейных отношений. Гораздо интереснее дела обстоят с так называемыми гендерными критериями профессиональной пригодности. В данном случае под раздачу рискуют угодить как женщины, так и мужчины. Бородатый анекдот, про кошку - программиста и вакансию в цирке, наверняка, слышали все. А вот дискриминация мужчин, работающих внутри “женских” профессий встречается не в пример реже, но также бывает.

Кстати говоря, все вышеперечисленное происходит в стране, где 85% населения выросло в однополой семье (из мамы и бабушки, а вы о чем?). Казалось бы - надежная прививка от каких бы то ни было стереотипов. Ан нет, тренд последних лет - коллекции бородатых мальчиков, с пафосом вещающих о роли женщин в семье, обществе, в бизнесе и даже искусстве.

Социальные стереотипы

В отличие от прочих данные стереотипы - самые недолговечные и легко внушаемые. По сути это болячка не отдельного человека, а социальных общностей, между которыми в течение всей жизни так либо иначе перемещается индивид. Какие же они, социальные стереотипы?

Вот самые характерные примеры:

  1. Дети богатых людей - бездарные бездельники
  2. Все старики ворчливы
  3. Все богатые люди злые и жадные
  4. Современная молодежь ничего не хочет и не умеет
  5. И т.д.

Профессиональные стереотипы

Стереотипы, так либо иначе связанные с трудовой деятельностью человека относят к профессиональным. Самые популярные среди них:

  1. Все программисты - тщедушные ботаники, обязательно в очках и с кривыми зубами. И да, каждый программист просто обязан прекрасно разбираться не только в математике, но и ремонте компьютеров.
  2. Все бухгалтеры - очень принципиальные и серьезные люди, умеющие складывать и перемножать в уме трехзначные числа
  3. Все политики продажны
  4. Все предприниматели бессовестные торгаши
  5. Все военные высокого роста
  6. Все продажники - обязательно сверхобщительные экстраверты
  7. Все юристы дотошные зануды, читающие и соблюдающие абсолютно все правила, даже технические инструкции к бытовым приборам
  8. Все художники и поэты - необязательные и неопрятные разгильдяи
  9. Все писатели - любят курить трубку и рассуждать о высоких материях

Исконно русский вопрос

Жертвой стереотипа может быть как ретранслятор заблуждения, так и принимающая, казалось бы не заинтересованная сторона. Забавно, но есть на просторах нашей необъятной родины бродячие уникумы - два в одном. Подобное часто встречается среди подростков, которые сознательно выбирают социально правильную профессию, закидывая в самый дальний угол самого темного мировоззренческого чулана свои природные данные и способности.

Драматизм внутриличностного противоречия - активное наложение собственной самокритичности на жесткие родительские стереотипы. Критерии успешности, правильности, актуальности - вообще явления очень так многозначные, а тут еще и внешнее давление. Совсем беда-беда! Ведь в современном мире таких людей рано или поздно прибивает к “родным” берегам, но сколько времени потрачено впустую!?

Пока не слишком поздно поищем ответ на пресловутый вопрос классика. Что делать со всем этим безобразием? Что делать, если среди всего вышеперечисленного вы отыскали и свой портрет либо пример из собственной жизни?

Естественно, что самый первый шаг - это осознание проблемы .
Второй - создание новой модели мира . Той модели, которая станет вашей путеводной звездой, новой картой, с помощью которой вы сможете достичь мира и гармонии в собственной душе.

И финальный, заключительный и, пожалуй, самый трудный шаг - принятие себя новой, на пока еще старой карте мира . Вашему мозгу, психике, душе и даже телу потребуется какое-то время на адаптацию. Несколько механическая формулировка, но любой процесс обучения и принятия нововведений имеет биологическую природу. Даже в таких, казалось бы, достаточно абстрактных вещах. Это отнюдь не пятиминутный процесс. Проявите терпение и границы вашего мира станут шире 🙂

Не секрет, что общество живет в мире стереотипов и домыслов, которые возникают из-за тривиальной нехватки информации (а в отдельных случаях - и знаний). Данная статья расскажет о происхождении этого термина и о том, какие социальные стереотипы существуют.

Стереотип: что это такое

Стереотип - термин из социальной психологии. В широком смысле слова это определенные убеждения, которые касаются какой-либо категории людей, а также определенная модель поведения, которая используется для определения всей группы таких людей или их поведения в целом. Стереотип - понятие, которое имеет много общего с такими терминами, как "обычай" и "традиция".

Эти мысли или убеждения не всегда точно отражают действительность. В психологии и других науках существуют различные концепции и теории стереотипов, которые имеют общие черты, а также содержат противоречивые элементы.

Происхождение термина

Необходимо знать этимологию данного слова, чтобы понять его суть. "Стереотип" происходит от греческих слов στερεός (стерео) - "твердый, затвердевший" и τύπος (типос) - "впечатление", следовательно, это слово можно перевести как, "твердое впечатление от одной или нескольких идей/теории".

Этот термин изначально употреблялся в основном в типографии. Впервые был использован в 1798 году Фирмином Дидотом для описания печатной формы, которая тиражировала любую печатную продукцию. Дубликат печатной формы, или стереотип, используется для печати вместо оригинала. Вне контекста типографии первое употребление слова «стереотип» датируется 1850 годом. Оно использовалось в значении "увековечение без изменений". Однако только в 1922 году термин "стереотип" впервые использовался в современном психологическом смысле американским журналистом Уолтером Липпманом в его работе "Общественное мнение". Постепенно данный термин входит в обиход и постоянно употребляется как в речи простых людей, так и в средствах массовой информации.

Виды стереотипов

Социальные стереотипы можно разделить на основные подвиды:

  • Стереотипы, относящиеся к народам и целым расам (например, стереотипы о русских и евреях).
  • О богатых и бедных.
  • Относительно мужчин и женщин.
  • О сексуальных меньшинствах.
  • Возрастные (как должен вести себя человек в том или ином возрасте).
  • Стереотипы, относящиеся к какой-либо профессии.

Это лишь часть предубеждений, которые влияют на социальные нормы и поведение людей.

Функции стереотипов

Первые научные исследования утверждалии, что стереотипы используются только жесткими и авторитарными людьми. Эта идея была опровергнута современными исследованиями, которые предполагают, что стереотипы общества существуют повсеместно.

Также было предложено рассматривать стереотипы как вид убеждения какой-либо группы людей, а это означает, что люди, принадлежащие к одной и той же социальной группе, имеют один и тот же набор стереотипов. Современные исследования утверждают, что полное понимание этого понятия требует рассмотрения его с двух взаимодополняющих точек зрения: как разделенных в пределах определенной культуры/субкультуры, так и сформированных в сознании отдельного человека.

Гендерные исследования

Гендерные предубеждения являются одними из самых доминирующих в общественном сознании. По этой причине половые различия между мужчинами и женщинами изучались экспертами различных научных направлений уже очень давно. Долгое время главной целью ученых, изучавших различия между мужчиной и женщиной, было найти научные доказательства гендерным стереотипам и тем самым предоставить достоверное обоснование сложившимся стереотипам касательно гендерных ролей.

Но данная задача так и не была решена: большинство исследований выявили гораздо больше сходств, чем различий между двумя противоположными полами, а выявляемые небольшие различия обычно имеют очевидно социальный базис. Например, мужчины, в отличие от представительниц прекрасного пола, согласно традиционной гендерной роли, сообщают, что не являются слишком эмоциональными и чувствительными. Однако измерения физиологических реакций и их мимики не раз показывали, что различий непосредственно в эмоциональных реакциях между противоположными полами не существует.

Другие научные данные в который раз подтвержают, что мужчины чувствуют гнев, грусть и тревогу так же часто, как женщины, но при этом чаще выражают злость и подавляют другие отрицательные эмоции, а женщины, наоборот, подавляют злость и выражают грусть и страх.

Это еще раз подтверждает, что это стереотипы восприятия нашего общества, которые очень мешают видеть объективную реальность.

Влияние гендерных предубеждений

Как и другие общественные стереотипы, гендерные предубеждения исполняют функцию оправдания социального, а именно полового, неравноправия. Данный вид стереотипов мешает как женщинам, так и мужчинам. К примеру, стереотипы, которые предписывают женщинам быть нежными и осуждают проявление агрессии и напористости, часто способствуют дискриминации представительниц прекрасного пола на работе.

Большинство стереотипов приписывают женщинам положительные свойства: чувственность, интуитивность и заботу. По мнению экспертов, в обществах с подобными стереотипами такие черты характера ценятся не так сильно, нежели рациональность и деятельность, которые присущи сильному полу. Таким образом, эти стереотипы создают и закрепляют андроцентризм — убеждение о мужчинах как о норме, касательно которой женский пол - это, по сути, отклонение.

Как показывают многие научные данные, приверженность этим сложившимся стереотипам и патриархальным взглядам на роли мужчины и женщины — одна из главных характеристик мужчин, которые совершают бытовое и сексуальное насилие по отношению к женщинам. Бытовое насилие всегда тесно связано с желанием сильного пола доминировать.

Предубеждения также вредят мужчинам, которые в силу тех или иных причин оказались не в сильной позиции. Например, мужчины, которые пережили сексуальное насилие, из-за прессинга этих стереотипов очень редко просят помощи, и даже если просят, часто не получают ее, так как врачи и полиция не верят, что мужчины могли стать жертвой такого вида насилия. Общество постепенно признает, что данные стереотипы очень часто далеки от реальности.

Стеклянный потолок

Все эти факторы создают эффект так называемого "стеклянного потолка". Данное понятие происходит из психологии полов, которое ввели в середине 1980-х годов, чтобы описать барьер в карьерном росте). Данный "потолок" ограничивает движение женского пола по карьерной лестнице по причинам, которые не связанны с их уровнем профессионализма. Впоследствии термин распространился и на представителей других социальных групп и меньшинств (этнические меньшинства, представители нетрадиционной ориентации и др.). Конечно, этого потолка официально не существует, поскольку он является негласным.

Карьерные последствия

По заявлениям организаций по защите прав женщин, женщины и сегодня сталкиваются с этим невидимым потолком. Так, около 80 % руководителей 500 главных компаний Америки являются мужчинами, несмотря на то что женщины составляют значительную часть всех работников на низовых уровнях в фирмах.

Данный барьер, по мнению экпертов, существует из-за устоявшихся стереотипов относительно женского пола и других социальных групп, которых угнетают. У данной категории лиц даже возможно появление так называемой боязни успеха. По мнению современных исследователей, главными препятствиями на пути женщин к высоким и ответственным должностям является традиционная кадровая политика фирм, которая полагает, что женщина не пригодна для роли руководителя.

Национальные предубеждения

Практически о любой национальности сложился тот или иной стереотип. Например, все евреи прагматичны и алчны, немцы - прирожденные педанты, а итальянцы - самые страстные мужчины.

Одним из самых главных предрассудков относительно русских является мнение о повальном алкоголизме населения России.

Однако, согласно мировой статистике потребления спиртных напитков по странам мира, Россия далеко не на первом месте. Следует признать, что это стереотип, не имеющий реальных оснований. Первые места в данном рейтинге принадлежат Молдове, Ирландии и Венгрии.

Еще один стереотип о России, что якобы русские - это хмурый и неприветливый народ. Конечно, не в российской традиции улыбаться каждому прохожему. Но вряд ли найдется другой такой народ в Европе, который так ответственно относится к чужому горю или житейским трудностям. В некоторых поселениях России даже сейчас можно постучаться в дом и попроситься на ночлег. Незваного гостя, конечно же, и накормят, и разрешат остаться на ночь.

Существуют также стереотипы о русских женщинах. Например, считается, что российские дамы самые красивые и женственные среди всех европеек. Однако и другие славянские женщины могут похвастаться своей привлекательной внешностью. Польки и украинки тоже славятся на рынке невест в Европе.

Конечно, стереотипов о России большое множество. В основном они распространены в западных странах, которые всегда опасались могучей и большой России.

Каждый сомнительный факт стоит проверять на подлинность. Очень часто оказывается, что это стереотип, всего лишь чье-то мнение, которое ничего общего с реальностью не имеет.

Человек не может существовать вне общества - факт этот давно доказан. А это значит, что на протяжении жизни людям приходится постоянно сталкиваться друг с другом: с родителями, одноклассниками, коллегами и даже пассажирами маршруток. Чтобы упростить себе процесс восприятия других, человек выводит различные классификации. Порой они являются объективными, когда в основании лежит пол, возраст, профессия, национальность. Однако чрезмерная систематизация людей таит в себе опасность клиширования мышления, когда особенности личности начинают приписываться человеку лишь на том основании, что он попадает в ту или иную

Что такое стереотип

Изначально стереотипами назывались топографические печатные формы для многократного повторения текста. Собственно, в переводе с греческого «стереос» означает «твердый», а «топос» - «отпечаток». Однако в начале 20 века это слово получило иное, более широкое значение. Впервые о том, что такое стереотип с точки зрения мышления, восприятия и поведения человека, заявил У. Липпман - журналист и политический обозреватель. Именно он установил, что существуют устойчивые представления о поведении, культурных особенностях различных социальных групп, распространяемые на всех ее представителей.

Своего рода картинки, возникающие в мозгу человека. При этом стереотипы обычно складываются на основании не личного, а чужого опыта. В то же время они довольно живучи. Даже в ситуации, когда человек убеждается в том, что стереотип не работает, он списывает все на случай или взывает к известному «исключения подтверждают правило». Между тем, реальность всегда сложнее стереотипов, которые чаще частично или полностью ложны. Каждый знает, что личность человека многогранна, что не бывает двух одинаковых людей. Однако с помощью стереотипов индивид загоняет в одно предложение целую социальную группу. При этом чаще считая, что именно в отношении его самого клише не работают, что он - та самая «белая ворона».

Виды стереотипов

Существует огромное множество клише. К примеру, стереотипы, в основе которых лежит разделение по возрасту, выглядят так: молодежь - невоспитанна, не желает учиться, работать, не уважает старших. Обычно после этого следует: «А вот в наше время…». Знакомо? А ведь первые подобные заявления были озвучены еще в древности. И каждое поколение снова и снова произносит одни и те же слова в адрес своих преемников. С другой стороны, разве не считают молодые люди стариков сварливыми консерваторами, не способными справиться с прогрессом? И каждый ли сможет не показывать пальцем на наряженную по последней моде бабушку? Ведь не положено же!

О том, что такое стереотип по половому признаку, известно, пожалуй, всем. «Все бабы ду.., все мужики ко…»! Кто не знает этого «правдивого» утверждения? Однако существуют и которые навязывают нам мужчина - добытчик, который должен зарабатывать много денег. Место женщины - на кухне, ее предназначение - рожать детей и ублажать мужа. Девушке нечего делать в гараже, мужчина не имеет права вышивать крестиком… Те же, кто идут против стереотипов, часто сталкиваются с некоторым ехидством: не будешь готовить мужу котлеты - он тебя бросит. О том, что муж, может, и котлет не любит, и сам готовить умеет, обычно не думается. Потому что жить по стереотипам удобнее и привычнее.

А вот примеры стереотипов религиозных: мусульманство - религия террора, христианство - милосердия, всепрощения. При этом часто забываются средневековые Стоит ли говорить о том, что любая вера, отличающаяся от общепринятой, тут же воспринимается как секта.

Не менее популярны национальные клише: русские - алкаши, немцы - расисты, американцы приземлены (да-да, то самое «ну тупые-е-е!»). А бывают стереотипы и по профессиональному признаку. Слесарь? Значит, пьет! Бухгалтер обманывает с налогами… да и вообще обманывает. Дворник неизменно матерится. А домохозяйка, особенно если она побывала в декрете, обязательно должна «отупиться» и «обабиться», и не дай бог она не любит сериалы! А ведь подобных примеров - тысячи! Хотя в обыденной жизни мы даже не подозреваем, насколько нашим мышлением завладели стереотипы. Однако почему возникают такие утверждающие клише?

Польза и вред клиширования

Стереотипы отнюдь не бесполезны и возникли, безусловно, не на пустом месте. Их несомненный плюс в том, что они позволяют меньше напрягаться, не тратить умственные силы на познание новой информации. К примеру, когда за тебя уже давно выведена теорема Пифагора, ее нужно лишь выучить, но не открывать вновь. Так и со стереотипом: если кто-то уже доказал, что все блондинки - глупенькие, то зачем обжигаться? Ведь известно, что учиться проще на чужих ошибках.

Так что такое стереотип - зло или благо? И все же, скорее зло. Проблема клише в том, что они дают нам слишком упрощенное знание, словно делят мир на черное и белое, однако каждый, кто уже прошел фазу знает, что так не бывает. К слову, далеко не все подростки - неуправляемые, бунтующие создания. А стереотип существует. Поэтому и вредят клише нормальному взаимодействию людей, вводят в заблуждение относительно представителей другой социальной группы. К тому же, подчас они являются ограничителями прогресса. Ведь если быть уверенным в том, что заработать без стартового капитала невозможно, то и пытаться не стоит. Именно поэтому мыслящий стереотипами индивид - это, как правило, человек поверхностный, недалекий, ведомый и неспособный на

Да, клише избавляют от сбора лишней информации, но они же связывают руки, блокируют мыслительную, творческую деятельность, играют роль скорлупы, которая, вроде, и комфортна, и безопасна, но за ней находится целый мир - нужно только пробиться.

Используемая для печатных машин.

Осознание необходимости концептуализации стереотипа пришло в ходе экспериментов по выработке условных рефлексов на чередующиеся через одинаковые паузы положительные и отрицательные звуковые и кожные раздражители. Выявленный эффект заключался в том, что после укрепления такой деятельности новые рефлексы вырабатывались очень быстро, а в ряде случаев возникали с первого же применения новых раздражителей, при этом воспроизводился ранее сформированный ритм возбуждения и торможения, соответствующий порядку применения положительных и отрицательных сигналов.

На изменение внешнего стереотипа мозг реагирует рядом характерных перестроек, которые отражаются в отдельных звеньях системы, во всей системе или, наконец, всей высшей нервной деятельности. Внешние изменения могут привести как к улучшению, так и к ухудшению протекания высших функций вплоть до развития глубокого невроза. Павлов обратил внимание, что «процессы установки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства».

Содержательно связь между «динамической стереотипией» Павлова и стереотипами Липпмана представляется достаточно прозрачной (для обоих важно что стереотип это слепок окружающей реальности, позволяющий адаптироваться к многообразию), хотя различие подходов к изучению понятно: Липпман акцентирует внимание на социальности стереотипов и того, какое значение они играют в функционировании