Ремонт рулевого управления уаз. Рулевое управление УАЗ. Техническое обслуживание. Осевое перемещение червяка ощутимое на рулевом колесе

Рулевое управление автомобилей УАЗ-469 и УАЗ-469Б состоит из рулевого механизма с рулевой колонкой, рулевым колесом и рулевого привода. Рабочей парой рулевого механизма является глобоидальный червяк и двухгребневый ролик, установленный на оси в головке вала сошки.

Рулевое управление УАЗ-469 и УАЗ-469Б, общее устройство и различия.

Зацепление червяка с роликом регулируют винтом расположенным в боковой крышке картера. Сошка рулевого управления посажена на мелкие шлицы, нарезанные на конусе вала сошки. Правильность угловой установки сошки на вал обеспечивается наличием в ней четырех сдвоенных шлицев и соответствующих сдвоенных впадин ка валу, а плотность посадки достигается затягиванием гайки.

Положение сошки, соответствующее езде по прямой, должно совпадать со средним положением ролика вала сошки, находящегося в зацеплении с червяком. Допустимое отклонение - 25 градусов поворота рулевого колеса в ту или другую сторону. Среднее положение ролика определяется по минимальному зазору в зацеплении с червяком.

Рулевая колонка УАЗ-469 и УАЗ-469Б.

Рулевая колонка при помощи стремянки и втулки, компенсирующей перемещение кузова во время движения автомобиля, крепится к кронштейну распорки щитка передка и приборов. Для компенсации смещения рулевой колонки при установке рулевого управления между кронштейном и резиновой втулкой устанавливаются регулировочные прокладки, а отверстия в кронштейне для крепления стремянки выполняются овальными.

Рулевая колонка должна быть закреплена в положении, полученном при креплении картера к раме. Подтягивать рулевую колонку к кронштейну распорки при ее креплении не допускается, так как это приведет к изгибу вала рулевой колонки и неизбежной его поломке.

Тяги трубчатые, а рычаги отлиты заодно с поворотными цапфами. Все шарниры самоподжимающиеся и не требуют регулировки в эксплуатации. Шарниры рулевых тяг автомобиля УАЗ-469 герметически уплотнены и закладываемый в них при сборке запас консистентной обеспечивает работоспособность шарниров в течение длительного времени.

Шарниры рулевых тяг автомобиля УАЗ-469Б отличаются устройством от шарниров автомобиля УАЗ-469 и не взаимозаменяемы с ними. Особенностью конструкции шарнира тяги рулевой трапеции УАЗ-469Б является наличие выступов на опорной пяте, которые расположены перпендикулярно оси тяги и через пружинные шайбы упираются в торец пальца и тем самым ограничивают опрокидывание тяги, возникающее в результате наличия изгиба тяги в горизонтальной плоскости.

От проворачивания опорная пята фиксируется усиком, который входит в отверстие для пресс-масленки. В шарнирах тяги сошки выступов на пяте нет, и пружинные шайбы отсутствуют. Шарниры уплотняются двумя сферическими шайбами с резиновым кольцом и пружинным колпачком.

Наличие изгиба в горизонтальной плоскости на тяге трапеции УАЗ-469Б не позволяет проводить регулировку схождения колес вращением самой тяги. Поэтому левый наконечник к тяге приварен, а между правым наконечником и тягой установлен регулировочный штуцер с внутренней правой и наружной левой резьбами, вращением которого регулируют схождение колес. На автомобиле УАЗ-469 тяга трапеции прямая с ввернутыми в нее наконечниками с правой и левой резьбами, что позволяет регулировать колес вращением самой тяги.

Возможные неисправности рулевого управления УАЗ-469 и УАЗ-469Б.
Повышенная передача на рулевое колесо толчков со стороны дороги и вибрация рулевого колеса.

— Повышенные перемещения кузова относительно рулевой колонки при движении по неровной дороге.

Увеличенный свободный ход рулевого колеса, более 40 мм при измерении на ободе.

— Увеличение зазоров в шарнирных соединениях рулевых тяг.
— Ослабление крепления рычага поворотной цапфы.
— Не затянуты конусы шаровых пальцев.
— Износ или нарушение регулировки червяка и ролика.
— Износ или нарушение регулировки затяжки подшипников червяка.
— Ослабление затяжки гайки крепления сошки.

Осевое перемещение червяка ощутимое на рулевом колесе.

— Нарушение регулировки затяжки подшипников червяка.
— Износ подшипников или конусов червяка.

Осевое перемещение рулевого колеса на валу.

— Слабая затяжка гайки крепления рулевого колеса.

Радиальное перемещение рулевого вала ощутимое на рулевом колесе.

— Разрушение или износ подшипника в рулевой колонке.
— Ослабление крепления стремянки рулевой колонки.

Заедания в рулевом механизме.

— Неправильно отрегулированы боковой зазор в зацеплении червяка с роликом или затяжка подшипников червяка.
— Большой износ ролика или червяка

Скрип или щелчки в зацеплении.

— Отсутствие смазки.
— Разрушение рабочих поверхностей ролика или червяка.

Скрип в верхней части рулевой колонки.

— Отсутствие смазки в подшипнике рулевой колонки.

Тугое вращение рулевого колеса.

— Перекос рулевой колонки.

Подтекание смазки из рулевого механизма.

— Неисправный сальник вала рулевой сошки.
— Нарушение герметичности развальцовки трубки в нижней крышке.

Рулевое управление автомобилей Уаз-3151, Уаз-31512, Уаз-31514 и Уаз-31519 травмобезопасное, состоит из рулевого колеса, не регулируемой рулевой колонки с одним или двумя карданными шарнирами, рулевого механизма и рулевого привода.

Рулевое управление Уаз-3151, 31512, 31514, 31519 без гидроусилителя руля.

Рулевой привод состоит из сошки, рулевой тяги сошки, рычага поворотного кулака, поперечной тяги рулевой трапеции и рычагов трапеции. Тяги располагаются перед передним мостом и соединяются с сошкой и рычагами сферическими самоподжимными разборными шарнирами с коническими хвостовиками.

Поперечная тяга трапеции автомобилей Уаз-31512, Уаз-31514 и Уаз-31519 имеет прогиб в горизонтальной плоскости, поэтому между правым рулевым наконечником и тягой установлен регулировочный штуцер с внутренней правой и наружной левой резьбами, вращением которого изменяется длина тяги, что позволяет регулировать величину схождения передних колес.

Типы рулевых механизмов рулевого управления Уаз-3151, 31512, 31514, 31519 без гидроусилителя руля.

На автомобилях Уаз-3151 и Уаз-31512 могло устанавливаться рулевое управление с двумя типами рулевых механизмов: глобоидальный червяк с двухгребневым роликом, он же червяк-ролик или типа винт-шариковая гайка-сектор, он же винт — шариковая гайка-рейка — сектор. Рулевое управление Уаз-31512 со вторым типом рулевого механизма могло дополнительно оборудоваться руля. На автомобилях Уаз-31514 и Уаз-31519 устанавливался рулевой механизм типа винт — шариковая гайка — сектор с гидроусилителем руля или без него.

Рулевой механизм типа червяк-ролик.

Состоит из картера, в котором на роликовых конических подшипниках установлен глобоидальный червяк, входящий в зацепление с двухгребневым роликом. Ролик вращается на шариковых радиальноупорных подшипниках, установленных на оси, запрессованной в головку вала сошки.

При повороте рулевого вала червяк вращается, и ролик, обкатываясь по нему, поворачивает вал сошки, установленный в картере на роликовом радиальном подшипнике и бронзовой втулке. Регулировка механизма производится винтом в торце вала сошки. Каталожный номер рулевого механизма: 469-3400014-11.

Рулевой механизм типа винт-шариковая гайка-сектор.

Состоит из алюминиевого картера, в котором на радиально-упорных подшипниках установлен винт. Винт охватывает шариковая гайка-рейка, имеющая внутри винтовую канавку, а снаружи - реечные зубья. Между гайкой и винтом размещены шарики. При вращении винта шарики перекатываются по винтовой канавке и гайка перемещается вдоль винта. Зубьями рейки поворачивается вал-сектор, установленный в картере на двух цилиндрических роликовых подшипниках без сепаратора. На конических шлицах вала-сектора закреплена рулевая сошка.

Регулировка зацепления рейки с валом-сектором производится поворотом эксцентриковых обойм подшипников вала-сектора. Винт с шариковой гайкой и шариками подобраны друг к другу и при необходимости заменяются только в сборе. Каталожный номер рулевого механизма, для Уаз-3151 и Уаз-31512: 3151-3400013, для Уаз-31514 и Уаз-31519: 3151-3400014.

Проверка состояния рулевого управления Уаз-3151, 31512, 31514, 31519 без гидроусилителя руля.
Для рулевого механизма типа глобоидальный червяк с двухгребневым роликом.

Состояние рулевого механизма считается нормальным и не требующим регулировки, если свободный ход рулевого колеса в положении движения по прямой не превышает 10 градусов при усилии на динамометре 7.35 Н (0.75 кгс), что соответствует 40 миллиметрам при измерении на ободе колеса.

Для рулевого механизма типа винт-шариковая гайка-сектор.

Состояние рулевого механизма считается нормальным и не требующим регулировки, если свободный ход рулевого колеса в положении движения по прямой, среднее положение гайки-рейки, не превышает 10 градусов, что соответствует 40 миллиметрам при измерении на ободе колеса.

Если свободный ход рулевого колеса больше 40 миллиметров.

Прежде всего необходимо убедиться в том, что увеличение свободного хода не вызвано износом шарниров рулевых тяг и карданных шарниров, люфтом подшипников передних колес, а также ослаблением гайки сошки, гаек пальцев шарниров, клиньев карданного вала и других крепежных деталей. Для этого проверяют затяжку гаек и болтов рулевого управления, и при необходимости их подтягивают. Гайки шаровых шарниров рулевых тяг и карданного вала рулевого управления должны быть зашплинтованы.

При вращении рулевого колеса не должно быть люфтов в шаровых шарнирах тяг. Аналогично проверяются люфты в карданных шарнирах рулевого вала. Если после устранения вышеуказанных люфтов свободный ход руля все равно превышает допустимые нормы, то необходима регулировка самого рулевого механизма.

Масла и смазки для рулевого управления Уаз без гидроусилителя руля.

Рулевые механизмы без гидроусилителя руля смазываются маслом SAE 75W90 по API GL-4, GL-5, заливаемым в их картер. Для рулевого механизма типа червяк-ролик 0.25 литра, для винт-шариковая гайка-сектор: 0.5 литра. Шарниры рулевых тяг, рулевые наконечники, смазываются пластичной смазкой Литол-24 до выходя свежей смазки из под уплотнений.

УАЗ-3303 состоит из рулевого механизма с рулевым колесом и рулевого привода. Рулевой механизм крепится на кронштейне левого лонжерона рамы четырьмя болтами.

Рулевой механизм УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303, устройство.

Рабочей парой рулевого механизма УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 является глобоидальный червяк и двухгребневый ролик. Червяк, напрессованный на пустотелый вал, установлен в картере на двух конических роликоподшипниках. Надежность соединения червяка с валом обеспечивается шпоночным выступом и шлицами червяка.

В постоянном зацеплении с червяком находится двухгребневый ролик, внутренние кольцевые канавки которого служат рабочей поверхностью двухрядного шарикоподшипника установленного на оси закрепленной в головке вала сошки. Вал сошки вращается в двух подшипниках: в бронзовой втулке запрессованной в картер, и в цилиндрическом роликоподшипнике установленном в боковой крышке картера рулевого механизма.

Хвостовик головки вала входит в паз регулировочного винта, ввернутого в боковую крышку картера. Регулировочный винт фиксируется стопорной шайбой и штифтом, запрессованным в крышку, и закрывается колпачковой гайкой.

Верхний конец вала рулевого управления вращается на подшипнике запрессованном в корпус рулевой колонки. Распорная втулка подшипника удерживается от перемещения пружиной. Рулевая колонка при помощи стремянки и резиновой втулки крепится к кронштейну панели приборов.

На часть автомобилей УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 может устанавливаться рулевая колонка измененной конструкции. В этом случае вал червяка соединен с валом рулевой колонки шарниром с крестовиной на игольчатых подшипниках. В вилках подшипники закреплены раскерновкой кромки посадочного отверстия.

Вал рулевой колонки вращается в корпусе колонки на двух шариковых подшипниках. Осевое перемещение вала компенсируется пружинами установленными между распорными втулками подшипников и защитными шайбами. В верхней части рулевой колонки установлена контактная втулка, к которой винтом крепится провод сигнала. Винт и контактная втулка изолированы от «массы» пластмассовыми втулками.

Рулевой привод состоит из сошки, тяги сошки, рычага поворотного кулака, тяги рулевой трапеции и рычагов трапеции. Сошка рулевого привода посажена на конический шлицевой конец вала сошки. Правильность угловой установки сошки на вал обеспечивается наличием в ней четырех сдвоенных шлиц и соответствующих сдвоенных впадин на валу, а плотность посадки достигается затягиванием гайки.

Рулевое управление УАЗ-469 представляет собой рулевой механизм с рулевым колесом и рулевым приводом.
Рулевой механизм. (УАЗ-469 руль ) Картер 1 (рис. 90) рулевого механизма крепится к левому лонжерону рамы тремя болтами 18 из хро­мистой стали. Рабочей парой рулевого механизма является глобоидальный червяк 11 и двугребневый ролик 16. Червяк, на­прессованный на пустотелый вал 10, установлен в картере на двух конических роликоподшипниках 8 и 14. Надежность соеди­нения червяка с валом обеспечивается шпоночным выступом и шлицами червяка рулевого УАЗ-469 .
В постоянном зацеплении с червяком находится двугребне­вый ролик, внутренние кольцевые канавки которого служат ра­бочей поверхностью двухрядного шарикоподшипника, установ­ленного на оси 15, закрепленной в головке вала 17 сошки. Вал сошки вращается в двух подшипниках: в бронзовой втулке 2, запрессованной в картер, и в цилиндрическом роликоподшип­нике 36, установленном в боковой крышке картера рулевого механизма, хвостовик головки вала входит в паз регулировоч­ного винта 32, ввернутого в боковую крышку 37 картера. Регу­лировочный винт фиксируется стопорной шайбой 34 и штиф­том 35, запрессованным в крышку, и закрывается колпачковой гайкой 33.

Рис. 90. Рулевой механизм УАЗ-469 (руль):
1 - картер рулевого механизма; 2 - втулка; 3 - сальник; 4- сошка: 5 - шайба; 6 - гайка; 7 - сальник; 8 и 14 - подшипники червяка; 9 - пробка; 10 - вал рулевого УАЗ-469 механизма; 11 - червяк; 12 - нижняя крышка картера; 13 - прокладки; 15 - ось ролика; 16 - ролик вала сошки; 17 - вал сошки с роликом н подшипником; 18 - болты креп­ления картера; 19 - шарнир; 20 - стопорное кольцо; 21 - защитная шайба; 22 - пру­жина; 23 - распорная втулка; 24 - подшипники; 25 - провод звукового сигнала; 26 - контактная втулка; 27 - винт; 28 и 29 - пластмассовые втулки; 30 - рулевое колесо; 31 - вол руля; 32 - регулировочный винт; 33 - колпачковая гайка; 34 - стопорная шай­ба; 35 - штифт; 36 - подшипник вала сотки; 37 - боковая крышка картера; 38 - про­кладка; 39 - втулка.


Вал червяка рулевого механизма (уаз 469 руль) соединен с валом управления рулево­го УАЗ-469 шарниром 19 с крестовиной на игольчатых под­шипниках. В вилках подшипники закреплены раскерновкой кромки посадочного отверстия.


Рис. 91. Шарнир тяги рулевой трапеции УАЗ-469:
1 - заглушка; 2 - пружина; 3 - пята; 4 - вкладыш: 5 - нижняя сферическая шайба; 6 - верхняя сферическая шайба; 7 - пружин­ный колпачок; 8 - палец; 9 - шплинт; 10 - гайка; 11 - защитное кольцо: 12 - сухарь; 13 - наконеч­ник; 14 - гайка; 15 - тяга рулевой трапеции.


Вал управления рулевого УАЗ-469 вращается в трубе колонки на двух шариковых подшипниках 24. Осевое перемещение вала компенсируется пружиной 22, установленной между распорной втулкой 23 нижнего подшипника и защитной шайбой 21.
Защитная шайба и распорная втулка верхнего подшипника удерживаются на валу стопорными кольцами 20, установлен­ными в выточках вала.
В верхней части рулевой колонки установлена контактная втулка 26, к которой винтом крепится провод звукового сигна­ла 25. Винт и контактная втулка изолированы от «массы» пласт­массовыми втулками 28 и 29.
Рулевая колонка с помощью стремянки и резиновой втул­ки крепится к распорке щитка передка и панели приборов.
к.с. рулевое уаз 469, руль.

Рулевой привод УАЗ-469

Рулевой привод УАЗ-469 состоит из сошки, тяги сошки, рычага пово­ротного кулака, тяги рулевой трапеции и рычагов трапеции.
Сошка 4 рулевого привода посажена на конический шлицевый конец вала сошки. Правильность угловой установки сошки на вал обеспечивается наличием в ней четырех сдвоенных шлиц и соответствующих сдвоенных впадин на валу, а плотность по­садки достигается затяжкой гайки 6 с усилием 20...28 кгс м.
Тяги трубчатые. Все шарниры рулевых тяг (рис. 91) само­поджимающиеся и герметически уплотнены, что обеспечивает работоспособность шарниров в течение длительного времени.

При появлении зазора в шарнире заверните до упора заглуш­ку 1, а затем отверните ее на 1/2-3/4 оборота и в этом положе­нии снова закерните.
На рис. 92 показано устройство поперечной рулевой тяги ав­томобиля УАЗ-469Б.


Рис. 92. Поперечная рулевая тяга автомобиля УАЗ-469Б:
1 - гайка с левой резьбой; 2 - регулировочный штуцер; 3 - гай­ка с правой резьбой; 4 - наконечник.


Наличие изгиба в горизонтальной плоскости на тягеавтомо­биля УАЗ-469 Б не позволяет производить регулировку схожде­ния колес вращением самой тяги.
Поэтому между правым наконечником и тягой установлен специальный регулировочный штуцер 2 с внутренней правой и наружной левой резьбой, вращением которого производите ре­гулировку схождения колес.
На автомобиле УАЗ-469 тяга трапеции прямая с ввернутыми в нее наконечниками с правой и левой резьбой. Регулировку схождения колес производите вращением самой тяги.
Техническое обслуживание рулевого управления заключа­ется в периодической подтяжке болтов крепления картера руле­вого механизма к раме, проверке крепления пальцев рулевых тяг, крепления сошки, крепления рычага поворотного кулака, проверке свободного хода рулевого колеса, регулировке руле­вого механизма, своевременной смазке шарниров рулевых тяг и доливке масла в картер рулевого механизма.
Периодически проверяйте затяжку стопорных гаек наконеч­ников рулевых тяг и не допускайте появления люфтов в кони­ческих соединениях рычагов и пальцев.
Первую подтяжку крепления картера рулевого управления производите через 500 км пробега автомобиля, в дальнейшем при каждом ТО-2.
При техническом обслуживании автомобиля обращайте вни­мание на состояние крепления подшипников в вилках шарнира рулевого управления:
При появлении стука в рулевой колонке необходимо осла­бить гайки стремянки ее крепления, подтянуть колонку вверх и проверить состояние резиновой втулки. Момент затяжки гаек стремянки должен быть не более 0,2...0,3 кгс м. Если после этого стук не устранится, необходимо снять рулевое колесо и проверить наличие стопорных колец разжимных втулок в канавках вала. На появление стука в колонке влияет также ослаб­ление крепления кузова к раме.
При появлении радиального люфта в шарнире (осевое пере­мещение крестовины в подшипниках) произведите дополни­тельную раскерновку подшипников в ушках вилок. Раскерновку производите таким образом, чтобы не допустить смятие ста­кана подшипника.
В подшипники крестовины заложена смазка Литол-24 при сборке на заводе и в эксплуатации добавлять ее не требуется.

Регулировка рулевого механизма УАЗ-469

Регулировку рулевого механизма УАЗ-469 производите для устранения зазоров, которые появляются при приработке рабочей пары чер­вяк- ролик и ее износе в процессе эксплуатации автомобиля.


Регулировку затяжки подшипников червяка УАЗ-469 производите с помощью прокладок 13 (рис. 90), установленных между кар­тером и нижней крышкой картера рулевого механизма, в та­кой последовательности:










ках вала. На появление стука в колонке влияет также ослаб­ление крепления кузова к раме.
При появлении радиального люфта в шарнире (осевое пере­мещение крестовины в подшипниках) произведите дополни­тельную раскерновку подшипников в ушках вилок. Раскернов-ку производите таким образом, чтобы не допустить смятие ста­кана подшипника.
В подшипники крестовины заложена смазка Литол-24 при сборке на заводе и в эксплуатации добавлять ее не требуется.
Регулировку рулевого механизма производите для устранения зазоров, которые появляются при приработке рабочей пары чер­вяк- ролик и ее износе в процессе эксплуатации автомобиля.
Рабочая пара рулевого механизма выполнена таким обра­зом, что при положении ролика, соответствующем движению автомобиля по прямой, зазор в зацеплении практически равен нулю. По мере поворота колеса в ту или другую сторону зазор в зацеплении постепенно увеличивается, достигая наибольшего значения в крайних положениях ролика. Состояние рулевого механизма считается нормальным и не требующим регулиров­ки, если свободный ход рулевого колеса в положении движения по прямой не превышает 10°, что соответствует 40 мм при из­мерении на ободе колеса.
Если люфт рулевого колеса будет более указанного, то, прежде чем приступить к регулировке рулевого механизма, убе­дитесь в плотности затяжки болтов крепления картера и ис­правности шарнирных соединений привода.
Регулировку затяжки подшипников червяка производите с помощью прокладок 13 (рис. 90), установленных между кар­тером и нижней крышкой картера рулевого механизма, в та­кой последовательности:
1. Снимите рулевой механизм с автомобиля.
2. Слейте масло из картера.
3. Зажмите рулевой механизм в тиски.
4. Отверните колпачковую гайку 33 и снимите стопорную шайбу 34 с регулировочного винта 32.
5. Отверните болты крепления боковой крышки 37 картера.
6. Выньте вал 17 сошки вместе с крышкой легкими ударами медной или алюминиевой выколотки по торцу вала и осторож­но снимите прокладку 38.
7. Отверните болты крепления нижней крышки картера и снимите нижнюю крышку 12.
8. Осторожно отделите и снимите тонкую бумажную про­кладку 13.
9. Установите нижнюю крышку на место, затяните болты и проверьте осевое перемещение червяка.
10. Если осевое перемещение осталось, то снова снимите нижнюю крышку, снимите толстую прокладку, а на ее место установите ранее снятую тонкую. Снимать более одной проклад­ки не следует.