Простейшая резиномоторная модель вертолета пируэт. Летательные аппараты - Авиационный моделизм и самолетовождение. Материалы и инструменты для создания вертолета на резиномоторе

Модель, которую мы предлагаем вам сделать, выполнена по редко встречающейся схеме - два ее несущих ротора при вращении пересекаются. Построить ее не очень сложно - тем более что двигателем ее служат хорошо знакомые моделистам резиновые жгуты. Энергии, запасаемой в них при закрутке, вполне достаточно для полета небольшой модели подобного типа. Диаметры роторов - по 600 мм, каждый из них имеет свой вал, причем оба вращаются в противоположные стороны, что обеспечивает синхронизирующий механизм. Четыре его шестерни вырезаются из металлических зубчатых колес с подходящим внешним диаметром, которые можно подобрать из деталей старого будильника или сломанной заводной игрушки. После обработки толщина каждой шестерни должна составлять около 2 мм, диаметр внутреннего отверстия - 2 мм.

Корпус, в котором монтируются валы роторов и синхронизирующий механизм, выпилен и согнут из листового дюралюминия толщиной 0,5 мм. Валы роторов - из стальной проволоки Ø 2 мм; их можно также изготовить из вязальной спицы подходящей толщины. Крепление шестерен к валам - стальными штифтами Ø 0,8 мм, отверстия под них сначала засверливаются в шестернях, а непосредственно в процессе сборки - и в валах роторов.

Втулки роторов - алюминиевые. Лопасти вырезаются из бальзовых пластин толщиной 2 мм и закрепляются на втулке клеем. После склеивания роторы надо отбалансировать.

Фюзеляж и хвостовая балка вырезаются из пенопласта - желательно из упаковочного. Стойки шасси и полозья - из дюралюминия толщиной 0,5 мм; к фюзеляжу они приклеены эпоксидной смолой. Вертикальную шахту для резиновых жгутов (каждый из них содержит 16 нитей круглого сечения) следует усилить трубкой из плотной бумаги.

1 - фюзеляж (пенопласт), 2 - шасси, 3 - балансировочный стержень с грузиком, 4 - синхронизирующий механизм, 5 - роторы, 6 - хвостовое оперение.

При сборке модели учтите: обязательно четкое согласование положения роторов. Если лопасти левого ротора параллельны линии полета, то лопасти правого должны быть ей перпендикулярны. Лопасти обоих роторов устанавливаются под одинаковыми углами, в противном случае полет будет непрямолинейным. Если она все же поворачивает, например, влево, то это означает, что угол установки лопастей правого ротора больше, чем левого. В итоге подъемная сила правого ротора становится больше, чем левого, что и влечет за собой разворот модели.

Для регулировки полета предназначен тонкий балансировочный стержень, установленный в носовой части фюзеляжа. Перемещая медный или стальной грузик, можно добиться того, чтобы вертолет летел вперед, зависал на месте или даже двигался задом наперед.

А - сверление в шестерне отверстий Ø 0,8 мм под штифты; Б - разрезание шестерни; В - готовые шестерни.

А - развертка корпуса (на рисунке изображена схематическая развертка, в соответствии с имеющимися шестернями ее размеры следует уточнить по месту и, сделав предварительно шаблон из плотной бумаги, перенести его размеры на дюралюминиевую пластину толщиной 0,5 мм); Б - одна, из стадий изготовления корпуса (обратите внимание, что отверстия под оси синхронизирующих шестерен разделываются совместно); В - для обеспечения точности расположения валов удобно пользоваться плазом, начерченным на плотной бумаге.

Эту модель называют так потому, что она летит вверх не ровно, а бросается из стороны в сторону, напоминая полет бабочки. Особенно это заметно, когда модель опускается вниз. «Бабочка» состоит из рамы с крылышками, воздушного винта и резиномотора (рис. 74). Изготовление «Бабочки» начнем с вычерчивания в натуральную величину рамы и винта.

Их размеры указаны на рис. 75. Для рамы и винта нужна стальная проволока диаметром 1 мм. Рамы будем делать с нижнего основания. Проволоку длиной 400 мм сложим пополам, на изгибе обогнем вокруг гвоздя диаметром 6- 7 мм, чтобы получилась петля для резиномотора, затем выгнем нижнее основание по чертежу. Для верхнего основания возьмем проволоку длиной 800 мм. Сложим ее пополам, на изгибе обогнем вокруг гвоздя диаметром 2,5-3 мм.

Это будет верхняя петля для резиномотора. Из оставшихся концов проволоки изогнем по чертежу крылья. Нижнее основание прикрутим к верхнему, как показано на рис. 75, а концы крыльев - к нижнему. Места соединений пропаяем. Винт с крючком сделаем из куска проволоки. Крючок получим так же, как и крючок нижнего основания рамы. Только проволоку перекрутим затем не 2-3 раза, а 5- 6 раз. Место перекрутки пропаяем.

Для уменьшения трения между верхним основанием рамы и винтом на ось наденем 3-4 шайбы из жести. Лопасти винта обклеим тонкой папиросной бумагой или капроном яркой расцветки. Это придаст модели большую схожесть с бабочкой. Полет такой модели вертолета очень красив. Резиномотор изготовим такой же, как и для модели «Муха». Точное количество резиновых нитей, необходимых для мотора данной модели, определяют пробными запусками.

Лучше вначале поставить более слабый мотор, чтобы добавить потом нитей, чем сразу очень сильный и рисковать поломкой модели при закручивании резины. С моделями вертолетов «Бабочка» устраивают соревнования на продолжительность или максимальную высоту полета. Такие соревнования проводят на футбольном поле или большой поляне.

По сигналу все участники запускают модели, и судья по секундомеру определяет победителя. После нескольких запусков можно определить, у кого из участников «Бабочка» летает дольше всех, а у кого - выше. Ярко обклеенные модели «Бабочек», запускаемые одновременно, представляют собой очень красивое зрелище. Оно может украсить любой спортивный праздник в пионерском лагере.

Поэтому сегодня будем рассказывать, как вы сможете сделать вертолет на резиномоторе . Эта самоделка, по нашему мнению, лучшая в своем классе. Она отличается от предыдущих (смотрите « »), как внешним видом, так и летными качествами. Ее автором является молодой парень из России, любитель мастерить различные интересные самоделки — Илья Шереметова.

Если вы сделаете этот вертолет на резиномоторе , можете быть уверены, что при его запуске все ваши друзья будут умалять вас дать им попробовать запустить его в полет.

Материалы и инструменты для создания вертолета на резиномоторе

Для того чтобы сделать вертолет нам будут нужны следующие материалы: бамбуковые шпажки для барбекю, цветная бумага, одна канцелярская скрепка, полоска жести из кофейной банки, резинка, нитки, клей. А также инструменты: линейка, ножницы, шило, нож и плоскогубцы.

Материалы и инструмент для создания вертолета

Мастерим вертолет на резиномоторе

Сначала расщепляем несколько бамбуковых шпажек пополам. Это необходимо для облегчения конструкции модели. Из одной длинной получится хвостовая балка (шпажка 22 см).

Расщепляем шпажки пополам

Оставляем нерасщепленной только одну шпажку, которая будет выдерживать нагрузку резиномотора. Делаем ее длиной 14см.

Отмеряем 14 см

Потом отрезаем от жести полоску толщиной 4-5 мм и длиной 7 см, сгибаем ее плоскогубцами, как показано на рисунке.

Делаем механизм для резиномотора

Проделываем в ней два отверстия сверху и снизу отступая от краев на 3-4 мм.

Делаем отверстия

Теперь привязываем к детали из жести две шпажки, которые станут кабиной вертолета, а также хвостовую балку. Для этого используем клей и нитки.

Привязываем детали кабины

Добавляем нижнюю часть кабины, для этого шпажку делим на две части и прикрепляем ее с помощью ниток и клея.

Прикрепляем нижнюю часть кабины

Прикрепляем также заднюю ось для колес.

Привязываем ось для колес

Теперь делаем винт. Для этого из канцелярской скрепки делаем крепеж для резинки и прикрепляем его к несущей планке (шпажка длиной 24 см), также с помощью ниток и клея.

Делаем винт

Из стержня нарезаем несколько колечек, которые будут подшипниками резиномоторного механизма.

Делаем подшипники из стержня

Вставляем заготовку винта, делаем на скрепке крючок для резинки.

Загибаем крючок для резиномотора

Из губки ножницами вырезаем колеса вертолета и надеваем их на оси, предварительно смазав клеем.

Делаем колеса из губки

Обклеиваем цветной бумагой кабину вертолета на резиномотере.

Обклеиваем бумагой кабину вертолета

А также обклеиваем тонкой бумагой хвост вертолета.

Скорее всего, во всех авиамодельных кружках ученики добираются до изготовления самолётов с резиномотором. Для запуска на улице, обычно ничинают со "схемок" с резиномотором, а вот для залов ничего такого стоящего обнаружить не удалось, скорее всего, потому что ничего такого и нет, не было.

Когда на модель ставят резиномотор, тогда модель должна летать долго - на время. Из неоднократно увиденных мною детских соревнований, когда модели, так сказать с открытым резиномотором и модели с закрытым резиномотором пытаются просто долететь до мишени с расстояния 10-15 метров, у меня всегда вызывало странные чувства.
Что же делать? F1D, F1M - это конечно же никто не отменял, но это уже высший пилотаж, а начать с чего?
Решили начать с того же открытого резиномотора с размахом крыла не более 500 мм и весом не менее 9 гр, что бы отсеить вышеупомянутые классы. Модели должны быть не очень сложными в изготовлении, и причём самими детьми, а не их руководителями. Ну и по цене должно было получиться бюджетно: без карбона и стекла итд итп.
У всех получилось по разному и это только начало, но всех потрясли полёты продолжительностью под 2 минуты. С небольшими усилениями можно и на улице запускать такие модели, разумеется при благоприятных погодных условиях.
Видео такого потрясного полёта:

Чертёж этого самолётика в пдф файле для распечатки на стандартном принтере А4-го формата И описание по сборке
И ещё фото-чертёж другого преподавателя подобной модели:





С таких моделей можно начать, а далее - нет предела совершенству.
И про закрытый резиномотор вспомнилось, что есть прекрасный класс F4F и F4D (как на первом фото).
С такими моделями и соревноваться интереснее и строить интересно, и разукрашивать интересно...
Присоединяйтесь, полетаем, в феврале, может быть;-)