Каяк из фанеры: необходимые материалы, резка и сборка конструкции, укрепление конструкции. Как изготовить байдарку своими руками в походных условиях Байдарка из фанеры своими руками чертежи

Инструменты и материалы:
-Листы фанеры;
-Рейка,брус;
-Эпоксидная смола;
-Веревка;
-Стеклоткань;
-Скотч;
-Хомуты;
-Пила по дереву;

Первая байдарка.
Шаг 1: Изготовление деталей
На листах фанеры сделал разметку согласно чертежам. Вырезал заготовки ручной пилой.




Шаг 2: Сборка лодки
Сначала автор испытал несколько видов эпоксидной смолы и изолирующего материала, прежде чем нашел идеальное сочетание.




При сборке лодки для фиксации деталей, автор сначала использовал липкую ленту. Но лента держит плохо и пришлось скреплять детали проволокой.





Что бы эпоксидная смола не вытекала в стыковые соединения, На стыки была наклеена лента из стеклоткани. После застывания смолы лента была удалена. Стыки были промазаны в несколько слоев эпоксидной смолой с опилками. Лодку также покрывал смолой в несколько слоев.




Шаг 3: Установка сидений и бруса
По верхнему краю лодки автор, для усиления, приклеил брус. Изготовил и установил сиденья. Сиденья и брус фиксировал тоже с помощью эпоксидной смолы.






Шаг 4: Ящик
В задней части байдарки автор изготовил непромокаемый ящик. Крышку ящика зафиксировал веревкой.






Шаг 5: Спуск на воду




При испытаниях байдарка показала свою живучесть. Управление байдаркой сложнее чем обычной лодкой, необходимо балансировать. Но даже полная воды байдарка оставалась на плаву.
Вторая байдарка.
Вторую байдарку автор построил находясь в Чили. С помощью местных жителей предоставивших помещение и инструмент автор приступил к изготовлению байдарки.
При изготовлении второй байдарки были использованы другие чертежи.




Сначала были вырезаны детали. Затем учитывая предыдущий опыт была произведена стяжка деталей на пластиковые хомуты и промазывание швов эпоксидкой.




Для защиты от протекания эпоксидной смолы была использована, вместо стеклоткани, липкая лента.


В первую очередь хочу выразить особую благодарность Александру (Баракуда) и Андрею Калачинскому . Александру за то, что он дал мощный толчок к изготовлению каяка, а Андрею - за моральную и дистанционно-техническую поддержку процесса.

Так как статья техническая, то постараюсь без лирики, типа «не люблю отдых тюленьего типа на массовых пляжах и т.п» Скажу просто - захотелось каяк. Много переворошил информации, набирая в Яндексе комбинации слов: Как сделать каяк, Самодельный каяк, Каяк своими руками и пр. Уходил по различным ссылкам на некоторые иностранные сайты, где и обнаружил то, что особенно легло на сердце - Wood Duck 12 (www.clcboats.com). Но мне это казалось нереальным, и я отбрасывал мысли от себя, пока не наткнулся на статью Александра (Баракуды) «Морской каяк из фанеры ». Я посмотрел фото, почитал, посчитал и понял, что все это РЕАЛЬНО, и не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд.

ТТД Деревянной утки:

1. Длина - 3,65м

2. Ширина - 0,76м

3. Вес точно не знаю, но, наверное, не более 20 кг

Инструмент:

1. Электролобзик

2. Ленточная шлифмашинка

3. Дрель или шуруповерт.

4. Фэн (или фен, не знаю как правильно)

5. Ножницы

7. Плоскогубцы

8. Кусачки

Материалы:

1. 4 листа фанеры (4мм)

2. 20 кв.м. стеклоткани т-23

3. Эпоксидки где-то 4-5 кг (точно не могу сказать)

4. Вязальная проволока

Так же понадобились:

1. Стаканы одноразовые

2. Кисти (у меня ушло штук 5)

3. Палочки (можно от мороженого)

4. Резиновые перчатки

5. Растворитель (650)

6. Резиновый шпатель (им больше всего и пришлось работать с эпоксидкой)

7. Бумажный скотч.

Я думаю, что процесс изготовления , а также в статье «Морской каяк из фанеры », и нет нужды описывать его подробно. Разница лишь в нескольких деталях:

1. У Александра (Баракуды) есть привальный брус, в Деревянном Утенке его нет, но используются шпангоуты.

2. Александр стеклотканью проклеивал только швы, а Утенок проклеен как внутри, так и снаружи.

Начали делать с сыном 26 апреля. Первый спуск на воду 6 июня, хотя он еще не доделан. Времени требуется не так уж и много, просто эпоксидка долго сохнет. Сточил фанеру «на ус» за 15 мин, 5 мин клеить и СУТКИ сохнет. И так далее. Зато удобно тем, что можно вечерами заниматься. Уж пару часов всегда можно «выкроить».

При соединении половинок в носу и корме нужно как можно точнее соединять их, чтобы избежать «пропеллера». Это потом сказывается в плавании. Мой каяк из-за этого постоянно уводило вправо.

Я нанес стеклоткань с эпоксидкой. Мне так не терпелось утром его обкатать, и я решил быстренько нанести второй слой. Эпоксидка мне этого не простила. Кстати, если я делал бы еще раз, то перед тем, как обклеивать стеклотканью фанеру, я ее сначала загрунтовал бы той же эпоксидкой. Почему? Потому что фанера хорошо впитывает, и бывают участки под тканью, где сухо - вся смола в фанере!

У меня не было лент из стеклоткани, поэтому я вырезал полоски и наклеивал их. В таких случаях «бахромы» не избежать. Ладно бы эстетика, некоторые колются.

На фото результат ошибки, которая была допущена в самом начале сборки. Киль был «пропеллером». Пришлось разводить эпоксидку с фанерной мукой (которая образуется в процессе шлифовки) и шпаклевать. Сверху накрыл куском стеклоткани. Ну, более-менее исправилось. Вправо перестало тянуть. А в целом мне понравилось. Сходили семьей на субботнюю прогулку, все довольны.

Малоразмерные суда разного вида используются человечеством с давних времен. Опыт показывает, что изготовить каноэ из фанеры вполне способен мастер со средними и даже относительно небольшими навыками работы с древесиной.

При постройке лодки необходимо соблюдать технологию и использовать только качественные материалы. Для того чтобы плавсредство получилось достаточно легким и прочным применяют фанеру.

Классические каноэ преимущественно выдалбливаются из цельного куска дерева, но эта технология сложная и требует больших трудозатрат. Такой способ совершенно непригоден, гораздо проще скроить лодку из фанерных листов.


Главной отличительной особенностью каноэ является отсутствие уключин для весел и рулей направления. Лодочник преимущественно сидит в ней, но может, и стоят на обеих ногах или опустившись на одно колено. Техника управления веслом предполагает его последовательное движение вдоль одного и другого борта.

Описание конструкции и основы проектирования лодок

Каноэ представляет одно из самых удобных и практичных малоразмерных судов. Соотношение собственного веса и грузоподъемности у него очень высокие, так же как и ходовые качества. Судно имеет абсолютно одинаковые очертания носа и кормы, днище плоское, что определяют низкую осадку и возможность плаванья по мелководью.

Удлиненный корпус, расширенный в миделе, сообщает лодке большую вместимость.

Найти чертежи каноэ из фанеры можно в интернете или в специальной литературе. Описание и эскизы отдельных деталей позволят произвести правильный раскрой материала. Предлагаемый проект имеет ряд усовершенствований, которые позволяют исправить отдельные недостатки и особенности лодки.

Смещение максимального расширения обводов корпуса к корме позволит компенсировать некоторую его неустойчивость при плавании в одиночку.

Способ изготовления плавсредства – клеевой на продольном силовом наборе, который называется матрицей. Отдельные детали в виде полос создают неразъемные соединения с основой и придают конструкцию необходимую жесткость на излом и скручивание.

Такая технология позволяет создавать прочные корпуса сложной формы, например, борта, могут быть выпуклыми с наклоном их верхней части во внутрь.

Изготовление лодки каноэ

Важно! Помещение должно хорошо вентилироваться, так как в работе используются эпоксидные смолы. Эти клеи имеют довольно резкий и неприятный запах. Рабочее место должно быть достаточно просторным и хорошо освещенным.


Материалы и инструменты

Для создания корпуса лодки нам понадобятся материалы согласно перечню приведенному ниже:

  1. фанера влагостойкая, многослойная толщиной не менее 6 мм в листах;
  2. рейки из твердых пород дерева, заданного сечения и имеющие определенную влажность;
  3. доска обрезная без чистовой обработки и не имеющая крупных отклонений от линейности;
  4. Брус деревянный сечением 50×100 мм для изготовления устойчивого стапеля;
  5. клей эпоксидный двухкомпонентный должен быть высококачественным и обеспечивать надежное соединение деталей.

Все перечисленные материалы доступны, цена – относительно невысокая, и их можно приобрести в розничной сети. При выборе необходимо проверять наличие сертификатов соответствия или других документов, подтверждающих их кондиционность. Для клея обязательно должна быть инструкция по применению.

Для изготовления лодки нам потребуются инструменты, применяемые при деревообработке:

  1. лобзик электрический с лезвиями;
  2. дрель электрическая с набором сверл;
  3. молоток, стамеска, отвертки с плоской и крестообразной рабочей частью.

Недостающую часть оборудования можно взять напрокат в специализированных пунктах, расположенных в строительных магазинах.

Подготовка к работе


Самодельное каноэ из фанеры формируется на силовом наборе из шпангоутов и стрингеров, закрепленных на стапеле. Все сооружение должно быть достаточно жестким и прочным, исключающим перемещение частей друг относительно друга.

Раскрой материала

Из картона изготавливаются лекала, которые должны точно соответствовать чертежам и быть симметричными относительно продольной оси.

Полезный совет! Для точного изготовления шаблонов можно воспользоваться услугами широкоформатной печати. По чертежам в цифровом формате легко изготовить точные лекала на плотной бумаге ил и картоне. Вырезать по линиям ножницами и обвести по месту простым карандашом несложно.

Детали вырезаются при помощи электролобзика, края тщательно зачищаются при помощи шлифовальной бумаги. Это касается всех без исключения частей и силового набора, и обшивки.

Выклеивание корпуса

Технологическая операция по сборке корпуса лодки относится к числу наиболее ответственных.

Порядок сборки следующий:

  1. Стрингеры вставляются в специальные пазы шпангоутов и закрепляются при помощи проволочных стяжек. После окончания монтажа эти временные элементы удаляются.
  2. Заранее подготовленные полосы фанеры приклеиваются к силовому набору и к шпангоутам, и к стрингерам;
  3. Листы наклеиваются встык, и после полного высыхания первого слоя устанавливается второй.

Завершающие операции по доводке и шлифовке корпуса производятся только после полного их высыхания. Для придания каноэ дополнительной водостойкости она покрывается специальным лаком в несколько слоев.


Заключение

В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме:

Похожие материалы

Не смотря на то, что в названии статьи указано про изготовление каяка из фанеры, можно не ограничиваться только этим материалом. На обшивку вполне подойдут листы фибергласа или сотового полипропилена. Все ж 21 век на дворе, вполне можно использовать современные материалы.

Чертежи самодельного каяка предназначены для изготовления самодельной лодки по технологии вырежи и склей.

Скачать чертежи самодельного каяка можно

В архиве приведены раскрои деталей и их расположение на листах фанеры. Так же описана вся технология сборки каяка, от вырезания до финальной отделки.

Стоит заметить, что такая технология сборки позволяет изготовить плавательное средство за достаточно малое время. Обычно много времени уходит на подготовительный этап - разработка чертежей лодки, закупку различных материалов, подгонку при замене недостающего из того что есть.

В технологии сборки из фанеры по шаблонам вы избавлены от большинства трудностей. Раскрой расчитан оптимальным образом, нет необходимости сильно изгибать древесину при сборке.

Подробно про работу с фанерой при изготовлении лодки своими руками можно прочитать .

Скачайте чертежи самодельного каяка и убедитесь в том, что построить такое плав.средство можно в одиночку, за пару выходных. Строительство можно вести в гараже или, если работать ударными темпами, уложиться в пару выходных в условиях обычной квартиры.

Hjy комментирует:

Вместо фанеры можно взять коропласт или ПХВ

Андрей комментирует:

Ожидал увидеть чертежи каяка.

ets комментирует:

Ожидал увидеть чертежи каяка.

Отправляясь на водоём, многие берут с собой плавсредства, чтобы превратить отдых в более захватывающее мероприятие. Однако не всегда заядлый рыболов находит веские аргументы, чтобы убедить жену купить недешёвую резиновую лодку для таких вылазок. Поэтому разумно, что настойчивые рыбаки задумываются о постройке каяка для рыбалки своими силами. Это интересно, полезно и не так дорого.

Не искушённые в судоходном деле рыболовы нечасто точно знают, в чём отличие каноэ от байдарки или каяка. Все три представителя малых речных судов очень похожи и отличаются необычайной лёгкостью и плавучестью. Именно за эти достоинства они так ценятся у рыбаков.

Основное отличие каяка и байдарки заключается в их размерах . Если каяк делается только на 1−2 человек, то байдарки могут вмещать до шести человек. Каноэ может иметь ещё более внушительные размеры. Есть морские варианты каноэ с жилыми постройками на борту.

Ещё одно отличие каноэ от байдарок и каяков - это отсутствие посадочных мест и закрытых отсеков для хранения вещей. В каяках и байдарках есть такие места.

Различаются канойные односторонние вёсла и двухсторонние байдарочные. Дно каяков и байдарок обычно плоское, а у каноэ - овальное.

В остальном все три вида судов очень похожи. Они имеют малый вес, очень легки в управлении и довольно прочные и надёжные в отличие от резиновых собратьев.

Подготовка к строительству

Решив построить каноэ для рыбалки, любой мастер старается подготовиться к процессу и предусмотреть все возможные трудности и проблемы. Вот краткий список основных пунктов подготовки:

Подготовив всё необходимое, приступают к постройке каяка своими руками.

Чертежи и схема постройки

Начало работ обычно самое трудное. Надо решиться на постройку каноэ или другого судна, поэтому многие на этом этапе медлят. Однако стоит помнить, что чем раньше начинается строительство, тем быстрее оно закончится. Для того чтобы сделать каноэ своими руками, следуют проверенной годами схеме: