Как Бог сотворил человека? Какие привилегии даны Богом человеку при? Создание человека

“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. (Быт.1:26)

Этот отрывок из Слова Божия является частью описания сотворения человека на шестой день и он особенно ценен потому, что указывает нам на Того, кто сотворил нас. Мы должны помнить, что цель нашего сотворения заключается в том, чтобы мы прославляли нашего Создателя и вечно радовались в общении с Ним. И принимая во внимание, что Бог создал человека для определенной цели, то есть для Своей славы, мы приступим к рассмотрению качеств человеческой природы, которыми Бог наделил человека при сотворении.
Наш катехизис в десятом вопросе, спрашивает «Каким Бог сотворил человека?», и ответом на этот вопрос является следующее: «Бог создал человека мужчиной и женщиной, по Своему образу и подобию, в знании, праведности и святости, и дал ему власть над творением».
И таким образом мы рассмотрим:
I. Значение слова «человек»
II. Акт сотворения человека.


V. Каков результат человеческого неповиновения?

I. Значение слова «человек».
Мало кто из людей когда-нибудь задумывался над значением слова «человек». Это слово в оригинале звучит как «га Адам» и является однокоренным со словом «адама» - земля, так же оно происходит от слова «красный» и как некоторые комментаторы говорят, это по той причине, что человек был сотворен из «красной земли». Слово человек является общим для «Адама и Евы» так как Писание говорит «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». (стих 27) Поэтому мужчина и женщина как по отдельности так и вобщем смысле являются «человеком» и поэтому Христос сказал «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф.19:6). Это так же подразумевает, что они оба происходят от земли, что они оба одной природы, что обетования и предостережения относятся к ним в равной степени, и чтобы научить нас, что несмотря на это, человек был представлен миру главою завета. И здесь необходимо упомянуть то, что последовательность творения человека подразумевает, что Адам был сотворён первым, и только после того как Адам дал имена животным и «для человека не нашлось помощника, подобного ему», Бог сотворил жену из ребра Адама.

II. Акт сотворения человека.
Богу было угодно в Своём предвечном плане создать человека. Практически всё сотворение вселенной было создано Богом посредством Слова, так и сотворение человека было осуществлено на том же основании, ибо Он сказал «сотворим». Если вы внимательно прочтете первую главу Бытия сначала то, вы увидите, что сотворение человека было кульминацией созидания вселенной. Бог сотворил все вещественные начала вселенной, из которых сотворил небо и землю и, затем Он сотворил растительный и животный мир. И вот тогда Он создал человека, но главными качествами человека стали не его происхождение из «праха земного» или некая схожесть с животным миром, но его духовно-моральные качества. Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Быт.2:7) Наш текст говорит, что Бог сотворил человека «по образу Нашему и по подобию Нашему» то есть Господь наделил человека некоторыми качествами которые схожи или подобны качествам Всевышнего. Здесь так же необходимо отметить, что качества человеческой природы не являются на сто процентов идентичными с атрибутами Божьими, но уподобляются качествам Бога только в некотором, а не абсолютном смысле.

III. В чем заключается образ и подобие?
Искушение человека было основано на сравнении человека с Богом. Древний змий подверг сомнению Божье установление и ввёл в заблуждение первых людей посредством того, что начал сравнивать человека с Богом и тем самым попытался провести между ними параллель, будто они равны. И здесь мы можем четко проследить тот факт, что человек был сотворен как морально-ответственное существо. Человек от своего сотворения имел знание, праведность и святость, которыми наделил его Творец. Эти качества подразумевают то, что человек знал, что он делает грех, так же он совершил грех, так как взял запретный плод и ел и он и его жена и, прежде всего он не отверг предложение сатаны, чтобы тем самым явить святость и приверженность Богу. А то, что человек был сотворен по образу и подобию, не говорит о том, что человек был равным Богу. Человек был наделен только духовным сходством, так как человек был наделен бессмертной душой, которая была подобна Богу своей духовной и бессмертной природой, своими способностями разумения и воли и то эти качества человеческой природы только издали имели сходство с Божьей природой.
Человек имел знание о добре, и для него знание о зле было чуждым по той простой причине, что зло не обитало в его сердце. Он имел совершенное знание о Боге, Его воле, и делах – в такой степени, в какой было необходимым для того, чтобы дать ему счастье и помочь ему быть пригодным для послушания Богу. И если порассуждать далее в отношении добра и зла и их месте во вселенной, то можно с уверенностью сказать, что зло является аномалией, так как всё что сотворил Господь хорошо весьма. У человека не возникало вопроса что хорошо, а что плохо. Он знал, что есть только добро и иного знания он не имел. И когда было предложено иное знание, к нашему сожалению, он не устоял. Ева, послушав змея начала свои размышления с того, что дерево хорошо для пищи. Как часто мы в нашей жизни оправдываем наши греховные поступки ложной выгодой. Насколько часто, мы, заглатывая наживку, рассуждаем о целесообразности и полезности этой приманки для нас, нашей семьи или для общества. И здесь уместным будет привести слова апостола Павла, «И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых» (Рим.3:8). Следующая мысль матери всех живущих была о том, что дерево было приятно для глаз и вожделенно потому, что даёт знание. Как скоро наша природа набрасывается на всякого рода блестящую мишуру и мы утопаем в безделушках, которым мы радуемся пока дойдём от магазина до своего дома, а потом выбрасываем.
Человеческие поступки до грехопадения были продиктованы праведной природой и всё, что Адам делал, соответствовало тому закону, который был записан на сердце человека. Адам и Ева до грехопадения могли поступать согласно этому закону, но так же они могли нарушить его, по той простой причине, что Бог не наделил человека неизменными качествами, которые присущи только Богу. Святость человека подразумевает человеческую «устремлённость к безгрешности и совершенству», однако Адам и Ева пошли в противоположную сторону, они избрали путь греха, и таким образом обрекли себя и своих потомков на несчастье и страдания.

IV. Какое задание дал Бог человеку?
Бог поместил человека в Эдемский сад, прекрасное место для наслаждения, где ни в чем не было нужды. Бог повелел человеку владычествовать над всем тварным миром. Он должен был использовать свою власть нам Божьими творениями для того, чтобы использовать эту власть для Божьей славы, и его собственного блага, так чтобы во всем проявлялась справедливость.
И здесь нам предстаёт весьма печальная картина того, что между прошлым и настоящим человечества огромная пропасть. Прежде человек был источником света, а его воля прямо соответствовала воле Божьей, так же его влечения и привязанности были чистыми и святыми, свободными от всякого душевного потрясения и болезней. Но теперь всё обстоит совершенно иначе, так что мы можем сказать «потускло золото, изменилось золото наилучшее» (Пл.Иер.4:1), «Упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили» (Пл.Иер.5:16).
После грехопадения сердце человека наполнил грех. Этот смертельный принцип твердит человеку без конца, «возьми и используй ведь это всё твое». И ненасытная алчность человеческого рода, хочет брать все больше и больше, не задумываясь о том, что все, чем мы пользуемся на этой земле должно служить для славы Божьей, а не для нашего самоудовлетворения.

V. Какой результат человеческого неповиновения?
Результатом человеческого неповиновения Божьей заповеди была смерть. Об этом наказании Бог предупреждал человека, о чем засвидетельствовала Ева «только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт.3:3). Всего, что требовалось от них, только не есть от одного единственного дерева во всём Эдемском саду. Для них Бог насадил сад, который был полон всяких деревьев и кустарников, приносивших пригодные для пищи плоды, но им захотелось съесть плоды именно от того дерева, о котором был вынесен строгий запрет. Чего им недоставало, чтобы они не получили? Разве это было не в их власти отвергнуть предложение змея, ведь тогда их воля не была порабощена грехом?
Но что же, они получили, если бы соблюли заповедь «не есть от запретного плода»? Человечество продолжало бы развиваться в святой народ без порока, наслаждаясь блаженством всю вечность. А что же они приобрели, после того как съели запретный плод, нарушив заповедь Божью? Их богатством стал грех. Их имуществом стали невзгоды и страдания. Их уделом стали ад и проклятие. До грехопадения человек был свободен, но теперь он раб. Прежде он был царём сидящим на престоле, а теперь в кандалах. Кто поработил человека, а тот, кто его больше всего ненавидит. Грех как работорговец продал нас сатане. Теперь порабощены не только воля, но и все способности человека. Лукавый ослепляет грешника так, что тот не знает, куда он идёт. Самсона сначала ослепили, для того чтобы затем связать. А слепой грешник легкая добыча для «рыкающего льва».
Чем больше грешник барахтается в болоте греха, тем больше он увязает в этой трясине и всё что он может сделать так это только идти на дно. И вот здесь именно в тот момент когда глаза грешника чуть выше уровня воды, Господь простирает свою властную руку и вытаскивает из болота то одного, то другого грешника по Своему усмотрению.
Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы. Человек, рожденный грешником и ведет себя как грешник и говорит как грешник, и уже ничего не напоминает о том, что когда-то всё было наоборот. Былое знание потеряно, и вместо него воинствующее невежество. Праведность переродилась в нечестие. Святость потеряла своё сияние небесной чистоты. И цель существования человека на земле затуманена материализмом.
Грешник ты находишься в весьма плачевном состоянии. Ты наследник гнева и тебе в твоем природном состоянии греха и несчастья только один путь в погибель. Можешь ли ты быть спокойным в таком состоянии? Если Дух Святой коснулся твоего сердца и побудил бежать из рабства греха, то знай что вернее дороги ко спасению чем Библия нет. Только Христос может снять с тебя это бремя греха. Только Он может разбить рабские оковы на твоих руках и ногах. Никто другой не поставит щит между тобой и Божьим гневом.
На какие скорбные размышления наводит наш первородный грех, создавший так много бед для нас. Этот грех настраивает против нас небо и землю. И обогревая замерзшую змею, не удивляйтесь, что, отогревшись, она вас ужалит. Грех порождает грех и ничего более.
Но есть Тот, Кто может избавить ужаленных, так как Его средство излечивает от всякого греховного яда. Взгляните на Него и обратитесь к Нему и он излечит вас Своей суверенной рукой, нанесет целебную мазь и перевяжет ваши раны. Грех принес в мир муки и проклятие. Христос освятил муки и устранил проклятие. Более того, Он не просто вызволил верующих из когтей греха, но Он ценой Своей крови пробрел для избранных венец славы и бессмертия. «и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» Пет.5:4).
Пусть наличие в вас первородного греха побудит вас быть бдительными к вашему собственному сердцу. Не теряйте бдительности, ибо ваше блуждающее сердце нуждается в неусыпном оке. «А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мар.13:37). Аминь

Горячие споры вокруг различных теорий происхождения человека не стихают по сей день: дарвинисты доказывают, что человек произошел от обезьяны; религиозные люди верят, что все сущее, в том числе и человека, создал Бог; а есть мнение, что люди возникли благодаря деятельности инопланетного разума. Кто же из них прав? Каждый выбирает теорию, которая ему наиболее близка. Давайте подробнее рассмотрим теории создания людей.

Креационизм

Креационизм - концепция, согласно которой все формы жизни, в том числе и люди, были созданы Богом или Творцом. Теория о том, что человек появился благодаря божественной силе, возникла гораздо раньше, чем материалистические воззрения о том, что люди эволюционировали от обезьян. Во всех древних религиях есть мифы, в которых бог или боги создают людей различными способами. В антропогонических мифах люди обычно создаются из природных материалов: глины, воды, дерева и т. д. Например, в древнеегипетской мифологии бог-демиург (то есть творец) Хнум лепит людей на гончарном круге, а затем вдыхает в них жизнь. Древние шумеры считали, что Мардук и другие боги убили чудовище Тиамат и ее мужа Абзу, смешали кровь последнего с глиной и из этой смеси возник первый человек.

Адам и Ева - первые люди

В Библии, Торе и Коране описано, как Бог-отец создал первого человека Адама на шестой день творения. Бог сотворил Адама по образу и подобию своему. Согласно второму рассказу в Книге Бытия, Адам был вылеплен "из праха земного", глины. Затем Бог вдохнул в него жизнь и поместил в райский сад Эдем, где перед Адамом предстали все созданные божественной силой растения и животные. После этого Бог усыпил Адама, взял одно его ребро и создал из него первую женщину - Еву. Ева стала для Адама женой. Первые люди жили счастливо в райском саду, пока не были изгнаны оттуда за свое грехопадение.

Иудаизм и ислам также признают теорию божественного творения, эволюционную теорию Дарвина подвергают жесткой критике.

Научный креационизм

Помимо чисто богословского креационизма существует и научный. Концепция "Разумного замысла" пытается обосновать с научной точки зрения теорию божественного творения. Последователи данной концепции считают, что совершенство строения вселенной и живых существ объясняется замыслом высшего разума, то есть Бога. Они стремятся подтвердить тексты Библии научными доказательствами, а также опровергают факты эволюционной теории Дарвина.

Теория внешнего вмешательства

На сегодняшний день существует немало альтернативных теорий создания живых существ. Теория внешнего вмешательства отвечает на вопрос о том, как был сотворен человек. В соответствии с данной теорией, человек есть не кто иной, как прямой потомок пришельцев. Эта тема часто обсуждается в научно-популярной литературе и в фантастических фильмах. Например, писатели Станислав Лем и Роберт Шекли посвящали свои книги теме инопланетного вмешательства.

Теория внешнего вмешательства приобретает сегодня все больше сторонников. Ведутся споры о том, могли ли быть построены древние пирамиды Египта и Мексики людьми, или это доказательства присутствия на Земле инопланетян.

Есть несколько версий о том, каким образом пришельцы положили начало человеческой расе. Рассмотрим варианты, как могли быть созданы люди инопланетянами.

  • Возможно, люди - прямые потомки инопланетян, высадившихся на Землю в древние времена и потерявших связь со своей планетой.
  • Высокоразвитая инопланетная цивилизация вывела путем селекции или вырастила в пробирке популяцию разумных существ.
  • Гуманоиды скрещивались с высшими приматами, через поколения появились первые люди.
  • Инопланетяне выводили первых людей методом генной инженерии.
  • Эволюция человекообразных обезьян была, но происходила она по замыслу инопланетного разума.

Какое самое удивительное явление в этом мире вы встречали? Не стоит особенно углубляться в размышления: это удивительное явление – вы сами! Познание самого себя и других окружающих нас людей (и даже живших в далекой древности) привлекает каждого, наверное, больше, чем познание чего-либо другого во всей Вселенной.

Что есть человек? Что есть мое «я»?

Все мы – величайшая тайна мироздания. Божественное Откровение приоткрывает для нас завесу этой тайны и свидетельствует, что человек – особое творение Господа. Он – самое совершенное из всех существ, обитающих на земле, завершение и венец творения.

Бог сотворил человека

Об этом космическом событии просто и ясно повествуется в 1-й и 2-й главах книги Бытия (первой книге Ветхого Завета). В первой главе вы прочтете:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу. А всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так ().

Во второй главе вы встретите некоторые добавления:

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там человека, которого создал... И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, умрешь. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились ().

В чём же особенность творения человека?

Давайте обратим внимание на то, каким образом Творец действовал при создании мира ангельского, мира вещественного и человека. Конечно, в данных описаниях много символов, в них – духовный смысл, который требует толкования. Но все-таки. Ангельский мир сотворил в молчании.

Мир вещественный создается творческим повелением «да будет». А перед творением человека, согласно Божественному Откровению, происходит некий совет в Самом Триипостасном Боге. Три Лица Святой Троицы имели предвечный совет о создании человека: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (). Этим указывается на особенное назначение и высочайшее достоинство человека. Именно к нему обращено особое внимание Творца.

Таким образом, человек создан не просто как составная часть видимого мира. Он – живая личность и создан по образу Божию. Значит, он имеет ближайшее отношение к высшей, Божественной жизни, несет в себе отражение свойств Самого Бога.

Знаете ли вы?

Знаете ли вы, что имя первого человека Адам значит «взятый из земли? Потому что тело человека создано из праха земного. Но что же здесь особенного? А то, что если при создании других живых существ Господь повелел земле производить их, сообщил ей для этого силу, то при творении человека действует Сам лично и непосредственно. Тело человеческое Творец созидает из земли словно Собственными руками. А душа призвана к жизни Божественным дуновением.

Таким образом, человек по своему естеству принадлежит одновременно двум мирам: телом – миру видимому, вещественному, земному, а душой – миру невидимому, духовному, небесному.

Божественное дуновение означает еще и то, что Господь при творении человека сообщил ему благодать Святого Духа. В этом – исключительность и уникальность человека. И если жизнь нашего тела зависит от присутствия в нем души, то жизнь души напрямую связана с приобщенностью к Духу Божию.

Для первого человека Господь специально творит «помощника, соответственного ему» – жену (). Имя первой женщины Ева означает "жизнь".

Частица целой я вселенной,

Поставлен, мнится мне, в почтенной

Средине естества я той,

Где кончил тварей Ты телесных,

Где начал Ты духов небесных

И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих,

Я крайня степень вещества;

Я средоточие живущих,

Черта начальна Божества...

Так писал о сотворенном человеке Гавриил Романович Державин. Созданный Богом человек – это гармоничное единство души и тела. Природа человека двуедина. Тело составлено из земли, а душа принадлежит иному миру – духовному. В человеке соединены миры небесный и земной. Человек увенчивает собой все мироздание.

Но сначала давайте обратим внимание на то, что сразу бросается в глаза, – на телесное естество.

Телесное естество

Из уроков биологии и анатомии вы знаете, по телу человек есть один из организмов, живущих на земле. В теле имеется все, что существует в природе. Неживая и одушевленная материя, элементарные частицы и нервная система – все совмещено в человеке.

В наше телесное естество так же, как и во все живое, вложена потребность самосохранения и продолжения рода. Для общения с внешним миром тело наделено пятью чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием.

Весь аппарат человеческого тела устроен сложно и премудро. Какой же закон лежит в основе устроения тела? Это закон красоты и соразмерности . И этот закон вы наблюдаете всякий раз, когда засматриваетесь друг на друга. Уж, наверное, вы согласитесь, что тело человека совершеннее тел всех остальных земных существ.

Даже своим видом оно указывает на возвышенное предназначение человека. Как именно? Так, что вертикальность положения тела показывает, что нам должно устремлять духовный взор к Небу, избегая приземленности мыслей и дел. Помните перевод самого слова «человек»?.. Кстати, а знаете ли вы, какое животное не может смотреть вверх? Да, да – это свинья! Ее голова всегда устремлена к земле – там все ее ценности. Кому же уподобляется человек, когда забывает о Небе?

По замечанию «отца Церкви» святителя Иоанна Златоуста , тело человека есть «сокращенный и малый мир».

Некий ученый подсчитал, что если разложить тело человека на отдельные химические элементы, то стоимость их окажется равной шести миллионам долларов. Но не спешите радоваться. Чтобы собрать из этих элементов тело и вернуть к жизни – не хватит всех драгоценностей мира. Само по себе тело было бы совершенно бездвижно, если бы его не оживотворяла душа. Итак, душа – бесценна! А назначение тела – быть достойным орудием и храмом души.

И – внимание! – по своей душе каждый из нас изначально был подобен ангелу. Естество души невидимо для телесных глаз, но именно она приводит все тело, мысли и чувства в движение.

Так неужели душа существует?

Вы знаете, что существование души иногда подвергается критике. В этом отношении будет интересен пример из жизни. Как-то один хирург сказал другому: «Я сколько ни вскрывал человека, но души не видел, и пришел к выводу, что ее в человеке нет». А другой возразил: «Сколько раз я вскрывал черепную коробку, прикасался к мозгу, а ума так и не обнаружил. Не значит же это, что его нет!»

Действительно, незримость души не означает ее отсутствие. Все вы, например, видите, как на землю падают дождь, град, снег. Вы понимаете, что причина падения – притяжение земли, однако саму силу притяжения никто никогда не видел. Так и в отношении души – она содержит собой все тело и управляет им, хотя сама при этом невидима.

В мире бездушной материи все подчинено закону строгой причинности. Там нет возможности выбора, каких-либо свободных, произвольных действий. Например, мяч покатится только тогда, когда вы его пнете или толкнете. Он неспособен размышлять или выбирать, куда и как ему катиться, – все зависит от вашего на него воздействия. Конечно, кому-то хотелось бы, чтобы мячи сами собой забивались в ворота – но не бывает так в материальном мире.

А вот человек поступает совершенно иначе. Даже ребенок, младенец может не подчиниться чьему-то приказу.

В этом отношении есть мудрые рассуждения у Андерсена в его сказке «Соловей»: «Капельмейстер расхваливал искусственную птицу и уверял, что она превосходит настоящую не только опереньем и бриллиантами, но и внутренними своими достоинствами.

– Что касается живого соловья... то никогда ведь нельзя знать заранее, что именно он вздумает петь, у искусственного же все известно наперед! Можно даже отдать себе полный отчет в его искусстве, можно разобрать его и показать его внутреннее устройство – все это плод человеческого ума, расположение и действие валиков и только!»

Самого себя каждый человек ощущает вовсе не как бездушный сгусток материи. В человеке есть духовная сила, способная властвовать над физическими потребностями: например, можно долгое время не вкушать пищи, хотя весь организм просит этого. Дух способен преодолевать ощущения физической боли и даже, ради высшей идеи, идти на телесную вопреки всем желаниям плоти. Благодаря именно душе человек обладает волей и возможностью выбора. Душе принадлежат способности умственной деятельности, памяти и воображения. Именно душа переживает радость или горе, испытывает чувства любви или ненависти. В душе живет совесть, постоянно свидетельствующая, прав человек или заблуждается. Мы способны стыдиться некоторых своих поступков. Каждый из нас осознает самого себя как живую личность. Все это не объяснить одними химическими процессами мозга и нервной системы.

Но если душа человека обладает свободной волей, если она способна выбирать, значит, она может склониться как к добру, так и ко злу. Значит, от решений человека во многом зависит его жизненный путь. А в таком случае возникает вопрос: разве не права астрология?

Неужели эти бездушные, раскаленные глыбы космических тел, удаленные от нас на миллиарды миллиардов километров, не имеют над нами никакой власти?

Разве не права астрология?

Тогда почему возникла астрология? А потому, что раньше на звезды и созвездия смотрели как на богов – живых, разумных, почти всесильных существ, которые правят миром. Эта вера возникла в Древнем Вавилоне, задолго до создания телескопов. Там считалось: в небесное правление какого бога родился ты, тот и покровительствует тебе, и сообщает черты своего характера. Причем это правление, а равно сами боги, тем более человек, подчинены судьбе (року, фатуму, карме).

Но если все зависит от звезд, тогда «и разум будет нам не нужен, ибо, раз мы не властны ни в одном действии, то нам нет нужды что-либо обдумывать. Между тем разум нам несомненно дан для обдумывания наших действий, почему всякое разумное существо в то же время есть существо свободное» (преподобный Иоанн Дамаскин).

Быть человеком – это действительно великая ответственность.

Астрология же предлагает свою альтернативу. Какую?

А вам не приходилось слышать подобного диалога (его записал, услышав случайно в электричке, современный православный исследователь сект Александр Дворкин):

– Скажите, а вы не скорпион?

– Нет, я рак. А вы, наверное, козерог?

– Что вы, я овен.

– А по восточному гороскопу?

– По восточному я – розовая крыса.

– А я – голубая свинья.

– Как замечательно, я так люблю свинок.

На что же меняет человек достоинство и ценность своей души?

Впрочем, возникает встречный вопрос: почему некоторые люди видят в гороскопе соответствие своему характеру, а астрологические предсказания порой сбываются?

В одной европейской стране провели такой эксперимент. Составили астрологический прогноз судьбы и гороскоп известного преступника, казненного в XIX веке. Эти данные разослали многим адресатам с просьбой ответить, соответствуют ли они их судьбе. Были обещаны и дальнейшие консультации. Что же, вы думаете, ответили многие? То, что прогноз в большой мере соответствует их характеру и отражает их судьбу!

Душа человека намного глубже, шире, богаче своими чувствами, своей внутренней жизнью, чем скудные наброски астрологических карт. Каждый из вас переживает, испытывает, чувствует и совершает столько, что, несомненно, черты, представленные в гороскопе, давно известны вашей душе. Но эти черты далеко не исчерпывают вашей ничем не повторимой жизни!

Вера в астрологию возникла от страха осознать возложенную на нас, людей, миссию. Легче поверить в предрешенную судьбу и закон звезд, нежели задуматься над своим поведением, постараться не погубить свою душу, а сохранить ее чистой, соделать богоподобной.

Так стоит ли подчинять себя овцам, козлам и пресмыкающимся, а еще более тем, кто смело трактует нашу судьбу с помощью звездного стада?

Ещё о душе

Это уподобление Богу в той мере, в какой это возможно для природы человеческой. Если ты по милости Божией решил быть христианином, торопись стать подобным Богу, облекись во Христа».

А теперь обратим взор в самую глубь веков и зададимся вопросом: каким был человек сначала?

Каким был человек сначала?

Нам сейчас трудно представить состояние, в котором находились первозданные люди, когда вышли из рук Творца. Современный человек смотрит на все сквозь покров собственной испорченности.

А первые люди с появлением на свет отличались непорочностью, чистотой, безгрешностью, святостью. В них не было и тени греха или малейшего противления добру. Совесть их была спокойна, душа не испытывала волнений, они ничего не боялись.

Ум первозданного человека легко усваивал как высшие духовные истины, так и знания о материальных предметах. Бог привел к всех животных, «чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (). Что это значило? То, что постигал самую суть, смысл всего живого и вообще мироздания, проникал в их тайну, мог выразить эту тайну словом. Наречение имен животным показывает, что человек познавал глубину вещей и их отличительные свойства. Впрочем, ум человека был и тогда ограничен, тем более не искушен опытом жизни. Ему следовало развиваться и совершенствоваться.

Каким было сердце первозданных людей? Оно изначально являлось обителью доброты, любви, самых светлых и теплых чувств. Сердце не знало порочных движений и беспорядочных чувств.

В человеке полностью отсутствовала плотская похоть – эта ненормально разросшаяся чувственность, враждебная духу. Поэтому «были оба наги, и жена его, и не стыдились» (). По учению святителя Григория Паламы (XIV век), прародители были облачены в Божественный свет, который окружал их и был лучше царской порфиры.

Воля первых людей обладала полной нравственной свободой, не испытывала никакого гнета. Человек был свободен от мучительного выбора, как поступить, чтобы ему было лучше. Он естественно любил добро и стремился к нему. Его воля находилась в согласии с волей Божией. Но значило ли это, что человек не мог вообще согрешить? Нет. Воля обладала абсолютной свободой. А следование за Богом всегда предполагает добровольность.

Наконец, тело первозданных людей не имело порока, какого-либо внутреннего или внешнего недостатка. Оно отличалось удивительной красотой, свежестью сил, не испытывало усталости, болезней, страданий. Да, человеческое естество, как сотворенное, само по себе переменчиво, тленно и смертно. Но оно изначально было причастно Божественной благодати, не имело внутреннего расстройства, поэтому не должно было и умирать.

Человек предназначен к бессмертию, а достичь его можно лишь в общении с Источником жизни – Богом.

Близость к Творцу

В том и заключалась основная особенность первых людей, что они находились в непосредственной близости к своему Творцу. Человек в Раю искренно любил Бога.

Сам Господь был первым Наставником и Учителем людей. Он являлся им, беседовал и открывал Свою волю. У первозданных людей было совершенное чувство близости Бога. Более того, они сами являлись храмом, обителью Бога, настолько тесно было их общение с Небесным Отцом.

«Человек есть богозданный храм Божества по душе и телу», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов). «Назначение человека – быть сосудом и орудием Божества». А святой Макарий Великий так изъясняет это: «Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоеваться в теле его, как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его».

Причастность Богу всем естеством означала состояние глубокой духовной радости, неизреченного мира, удивительного вдохновения, легкости и свободы, всего того, что может называться счастьем или блаженством.

Оказывая любовь и послушание Небесному Отцу, человек сам являлся владыкой видимого мира. Животные не причиняли ему вреда, но слушались, видя в нем своего царя.

Среди самих животных не было вражды, сильные не трогали слабых. Все звери питались лишь травой и растениями.

Природа не возмущалась катаклизмами. Солнце не иссушало лицо земли, отсутствовали морозы. Не было ничего такого, что в настоящее время причиняет страдания и ущерб животному и растительному миру. Везде царили гармония, красота, покой и порядок, так как все мироздание пока существовало в полном согласии с волей Творца.

Назначение же человека заключалось в том, чтобы все более совершенствовать как самого себя, так и подчиненный ему видимый мир, во всем утверждая Царство Божие и прославляя своего Небесного Отца.

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Для чего это было нужно?

Человек мог быть бессмертным только в близости Творцу. Общение с Богом возможно только при искренней любви к Нему. А любовь всегда проявляется в радостном исполнении воли того, кого любишь.

В исполнении повеления Божия люди могли реально проявлять свою любовь к Создателю и так совершенствоваться в добре. Представляло ли это для человека чрезмерный труд? Вовсе нет. Ведь первые люди изначально имели глубокое доверие Богу. Они обладали полнотой всяческих благ. И внутри них не находилось потребности вкушать запретный плод.

Но почему это дерево называлось древом познания добра и зла? В этом – глубокий смысл. Само по себе это дерево не могло сообщить знание добра и зла. Ведь человек изначально обладал ясностью душевных чувств, чистотой совести и поэтому различал, в чем добродетель и в чем порок. Но через это дерево человек познал на опыте, какое добро содержится в послушании, а какое зло – в противлении воле Божией.

И не сами плоды дерева были смертоносны. Дерево это, как и прочие, было добро и прекрасно. Смертоносным же являлось непослушание Богу. Итак, повеление не вкушать от дерева познания добра и зла означало испытание человека, насколько он добровольно и искренно любит своего Творца и Бога, в близости Которому заключается вся его вечная жизнь.

Вспомните, в чем заключалась особенность творения человека?

На что эта особенность указывает?

В чем состоит уникальность человеческой природы?

Почему можно утверждать о существовании души, если даже она, по своей природе, невидима?

Можете ли вы рассказать о взаимной связи души и тела?

Что такое совесть и зачем она нужна?

Как вы охарактеризуете образ Божий в человеке?

А что такое подобие Божие?

Чем первозданный человек отличался от всех нас?

Что такое и зачем было нужно древо познания добра и зла?

Бог с удовольствием взирал на величественную Вселенную и прекраснейший ее уголок - землю. Все это было сотворено Им, но самая важная и замечательная часть творения была впереди.

"Теперь Я по образу и подобию Моему создам людей, - сказал Бог. - Я наделю их разумом, чтобы они могли мыслить и, понимая, кто Я, любить Меня. Я сделаю их хозяевами над всем, что только есть на земле. Они будут мудрыми и заботливыми хозяевами Моего творения".

Первым Бог сотворил мужчину и дал ему имя Адам. Но Адам был один, и поэтому он не чувствовал себя счастливым - а как же иначе, если у каждого животного, у каждой птицы имелась пара, им было о ком заботиться, с кем играть и кого любить, а у Адама не было никого. Увидел это Бог и создал женщину по имени Ева. Ева стала Адаму женой и другом, и отныне они делили все радости и заботы, любили друг друга и любили Бога.

Бог благословил Адама и Еву и сказал им, что отдает в их распоряжение все, что Он сотворил на земле. Как настоящие хозяева, Адам и Ева не только могли пользоваться всем, что было хорошего в мире, но и должны были следить за порядком в нем. Задача была нелегкой, но со временем у первых людей должны были появиться помощники - дети.

Люди стали хозяевами сотворенного Богом мира, и их святой обязанностью было во всем повиноваться Творцу. Бог лучше, чем сами Адам и Ева, знал, что для них хорошо, а что - плохо. Бог любил людей и желал им добра. И если люди будут послушны Ему, сказал Бог, они будут счастливы.

Бог отвел Адаму и Еве прекраснейшее место на земле - райский сад. Все деревья в этом саду гнулись под тяжестью ароматных спелых плодов, а чтобы утолить голод, надо было лишь протянуть руку и сорвать один из них.

"Ешьте плоды с любых деревьев, - сказал людям Бог, - только не трогайте тех, что растут на одном из деревьев посреди сада. Это дерево - дерево познания добра и зла. Как только попробуете его плодов - умрете".

Бог привел к Адаму всех зверей и птиц, населявших землю, чтобы Адам дал им названия. Как Адам назвал их, так звери и стали называться. Адам и Ева играли с ними, а животные подчинялись людям и слушались их.

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою

(Быт 1, 1-2).

Библейское учение о сотворении мира кратко называется Шестоднев . День означает сутки. В 1823 году англиканский священник Джордж Стэнли Фабер (1773-1854) выдвинул теорию «день — эпоха». Это мнение не имеет абсолютно никаких оснований. В еврейском языке для выражения слов неопределенный период времени или эпоха существует понятие олам . Слово йом в древнееврейском языке всегда означает день, сутки , но никогда не период времени . Отказ от буквального понимания дня сильно искажает библейское учение о сотворении мира. Если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро ? Как к эпохе применить благословение седьмого дня и отдых в нем? Ведь Господь заповедал отдых в седьмой день седмицы — субботу, потому что Сам почил: и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих (Быт 2, 3). Господь сотворил растения в третий день, а солнце, луну и другие светила — в четвертый. Если принять идею «день — эпоха», получается, что целую эпоху растения произрастали без солнечного света.

Святые отцы понимали день первой главы книги Бытия буквально. Святой Ириней Лионский : «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы — то есть в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, то есть (освобождение) от смерти». Святой Ефрем Сирин : «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание». Святой Василий Великий : «И бысть вечер, и бысть утро, день един... определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь». Святой Иоанн Дамаскин : «От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: и был вечер, и было утро: день один ».

Как же тогда происходило чередование дня и ночи до сотворения светил, которые появляются в четвертый день? Святитель Василий Великий пишет: «Тогда не по солнечному движению, но по тому, что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» (Шестоднев. Беседа 2).

Книга Бытия начинается с описания величественных дел Божьих — создания мира в течение шести дней. Господь сотворил Вселенную с неисчислимыми светилами, землю с ее морями и горами, человека и весь животный и растительный мир. Библейское откровение о сотворении мира возвышается над всеми существующими космогониями других религий, как истина возвышается над любым мифом. Ни одна религия, ни одно философское учение не могли подняться до превосходящей разум идеи о творении из ничего: В начале сотворил Бог небо и землю .

Бог обладает самодостаточностью и абсолютной полнотой. Для Своего бытия Он ничего не требует и ни в чем не нуждается. Единственной причиной сотворения мира явилась совершенная Любовь Бога. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости» .

Первыми были созданы бесплотные духи — Ангелы . Хотя Священное Писание не содержит повествования о сотворении ангельского мира, нет никаких сомнений, что Ангелы по своей природе принадлежат к тварному миру. Это воззрение основано прежде всего на ясном библейском понимании Бога как всемогущего Творца, положившего начало всему существующему. Все имеет начало, только Бог безначален. Некоторые святые отцы видят указание на создание невидимого мира Ангелов в словах сотворил Бог небо (Быт 1, 1). В подтверждение этой мысли святитель Филарет (Дроздов) замечает, что, согласно библейскому повествованию, физическое небо было создано во второй и четвертый день.

Первозданная земля была неустроенна и пуста . Созданная из ничего материя сначала явилась неупорядоченной и покрытой тьмой. Тьма была неизбежным следствием отсутствия света, который не был сотворен как самостоятельная стихия. Далее бытописатель Моисей пишет, что Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Здесь видится указание на творческое и оживотворяющее участие в творении третьего Лица Святой Троицы — Святого Духа. Предельно краткое и точное определение — всё от Отца через Сына в Духе Святом. Упомянутая в вышеприведенном стихе вода является важнейшей стихией, без которой невозможна жизнь. В святом Евангелии вода является символом животворящего и спасительного учения Иисуса Христа. В жизни Церкви вода имеет особое значение, будучи веществом Таинства крещения.

Первый день творения

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт 1, 3-5).

По Божественному повелению возник свет . Из дальнейших слов: и отделил Бог свет от тьмы мы видим , что Господь не уничтожил тьму, а лишь установил периодическую смену ее со светом для восстановления и сохранения сил человека и всякой твари. Эту премудрость Божию воспевает Псалмопевец: Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! (Пс 103, 20-24). Поэтическим выражением и был вечер, и было утро заканчивается описание творческих дел каждого из шести дней. Само слово день святые понимали буквально.

Свет был создан Божественным словом , обладающим всемогущей творческой силой: ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 9). Святые отцы видят здесь таинственное указание на второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия Иисуса Христа, Которого апостол называет Словом и при этом говорит: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1, 3).

При описании первого дня первым поставлен вечер , а потом утро . По этой причине у евреев в библейские времена день начинался с вечера. Этот порядок сохранился в богослужении новозаветной Церкви.

Второй день творения

И создал Бог твердь... <...> и назвал... твердь небом (Быт 1, 7, 8) и поместил небо между водой, которая находилась на земле, и водой над землей.

Во второй день Бог создал физическое небо . Словом твердь передается слово еврейского подлинника, означающее распростертие , ибо древние евреи метафорически сравнивали небосвод с шатром: простираешь небеса, как шатер (Пс 103, 2).

При описании второго дня говорится и о воде, которая находится не только на земле, но и в атмосфере.

Третий день творения

И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9-13).

В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки , а также материки и острова . Позже это вызвало восторг у Псалмопевца: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 7-9).

В этот же день Бог сотворил весь растительный мир . Это было принципиально новым: Бог положил начало органической жизни на земле.

Произвести растительный мир Творец повелел земле . Святитель Василий Великий говорит: «Тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5).

В книге Бытия говорится, что земля произрастила зелень, траву и деревья, сеющие семя по роду их . Святые отцы этому придавали принципиальное значение, ибо оно указывает на постоянство всего сотворенного Богом: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). Как видим, третий день был посвящен устроению нашей планеты.

И увидел Бог, что это хорошо (Быт 1, 12). Бытописатель поэтическим языком выражает мысль, что Бог творит премудро и совершенно.

Четвертый день творения

И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14-18).

В описании четвертого дня мы видим сотворение светил, их назначение и их отличия. Из текста Библии мы узнаём, что свет был сотворен во второй день до светил, чтобы, по объяснению святителя Василия Великого, неверующие не почитали солнце единственным источником света. Один Бог является Отцом светов (см.: Иак 1, 17).

Создание светил имело три цели: во-первых, освещать землю и все, что на ней; устанавливается различие между светилами дневными (солнце) и ночными (луна и звезды). Во-вторых, отделять день от ночи; различать четыре времени года , упорядочить время с помощью календаря и вести летоисчисление. В-третьих, служить для знамений последних времен; об этом говорится в Новом Завете: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29-30).

Пятый день творения

В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею. Так появились обитатели вод, появились водяные животные, насекомые, рептилии и рыбы, а по воздушному пространству полетели птицы (см.: Быт 1, 20-21).

В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде (да произведет вода ), тогда как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой.

В пятый день Бог создает более высокую по сравнению с растениями форму жизни. По Божьему повелению появились представители водной стихии (рыбы, киты, пресмыкающиеся, амфибии и другие обитатели вод), а также птицы, насекомые и все живущие в воздушном пространстве.

Творец создает первые существа каждого рода («по роду»). Он благословляет им плодиться и размножаться.

Шестой день творения

В шестой день творения Бог создал животных, живущих на земле, и человека, по образу и подобию Своему (см.: Быт 1, 24-31).

Описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет ... Бог повелевает земле создать всех животных земли (душу живую по роду ее ). Бог творил все в определенной последовательности возрастающего совершенства .

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни , и стал человек душою живою (см.: Быт 1, 26-28).

Последним, как венец творения, был создан человек . Он сотворен особым способом. Святые отцы прежде всего отмечают, что творению его предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы: сотворим человека . Человек выделен из всего тварного мира и тем, как его творит Господь. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73).

Бог сказал, что не хорошо человеку быть одному .

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2, 21-22).

Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева была взята от своего мужа. Апостол Павел говорит: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян 17, 26). И поэтому мы все являемся родственниками.

На заре человеческой истории Бог установил брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. Он благословил его и скрепил самыми тесными узами: будут одна плоть (Быт 2, 24).

Создав человеческое тело, Бог вдунул в лице его дыхание жизни , и стал человек душею живою . Самая главная отличительная особенность человека состоит в том, что его душа богоподобна . Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26). О том, что такое образ Божий в человеке , мы говорили ранее. Когда Бог сотворил человека, Он привел к нему всех животных и птиц, человек дал им всем имена. Наречение имен было знаком господства человека над всей тварью.

С сотворением человека заканчивается шестидневное творение мира. Бог сотворил мир совершенным . Рука Творца не внесла в него никакого зла. Это учение о первоначальной благости всего творения представляет собой возвышенную богословскую истину.

В конце времен будет восстановлено совершенство мира. По свидетельству тайнозрителя, святого апостола Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля (см.: Откр 21, 1).

Седьмой день

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт 2, 2).

Закончив творение мира, Бог почил от дел Своих. Бытописатель здесь употребляет метафору, ибо Бог не нуждается в отдыхе. Этим указывается тайна истинного покоя, который ожидает людей в вечной жизни. До наступления этого блаженного времени уже в земной жизни мы видим прообраз этого состояния — покой благословенного седьмого дня, который в Ветхом Завете был субботой , а для христиан является днем воскресным .