«В Румынию, вашу мать». Всё больше молдаван отказываются от своей страны? Присоединить Молдавию к Румынии, чтоб «не мучилась

Название :

Объединение Румынии и Молдавии

Общее наполнение проекта :

Социальное и политико-экономическое движение за объединение двух государств, имеющее разные характеристики и разный уровень поддержки в обеих странах.

Страны-инициаторы :

Румыния, Молдавия

Флаг/логотип :

Собственного флага у проекта нет

Карта :

Один из вариантов объединения Румынии и Молдавии (без Приднестровья):

Справочная информация :

Имеет давнюю историю - с момента образования первых средневековых дунайских княжеств в XIV веке до настоящего времени и своеобразное развитие, включающее в себя периоды угасания и усиления. Сторонников этого движения называют унионистами (рум. Unionişti, от рум. Unirea - союз), а само движение - унионизм.

Общественное мнение как в Румынии, так и в Молдавии воспринимало идею объединения неоднозначно и со временем заметно колебалось. В Молдавии идеи унионизма исторически имели гораздо меньшую поддержку. В Средние века это отчасти объяснялось периодом феодальной раздробленности, когда местные молдавские князья не желали утрачивать свою независимость. Молдавское княжество стало пристанищем для многих валашских семей, не желавших мириться с засильем венгерских и немецких феодалов в Трансильвании, а также турок и греков в Валахии.

В середине XIX века официальная Румыния осуществила перевод алфавита с кириллицы на латиницу. В Бессарабии, присоединённой в 1812 году к Российской империи, таких изменений не проводилось.

Присоединение Бессарабии к Российской империи повлекло за собой снижение доли (но не численности) молдавского населения до 54 %, а также значительную русификацию. В 1850-х единственным официальным языком Бессарабии стал русский, а изучение в школах молдавского языка было прекращено.

Присоединение к Румынии Трансильвании, Бессарабии, Южной Добруджи и Буковины в 1918 году дало надежды на успешный «энозис» румын в одном государстве (Великая Румыния). Пребывание ряда смежных регионов в составе Румынии в начале XX века и связанные с этим попытки их румынизации завершились неудачно в связи с присоединением Бессарабии и Северной Буковины к СССР в 1940 году.

В период между 1918 и 1940 годами, процесс интеграции Бессарабии в Румынию отчасти тормозился действиями румынской армии и региональной администрации, а отчасти - национальными меньшинствами, проживающими на этой территории.

Наибольшее неприятие союза с Румынией демонстрировали гагаузы, болгары и евреи. Активное сопротивление ей оказывало и русскоязычное население. Среди этнических молдаван слабая поддержка или безразличие на начальном этапе быстро сменилась открытым недовольством, особенно среди молдавских крестьян. Олигархическо-бюрократические традиции, привнесённые из Румынии, заставили многих пожалеть о присоединении.

Новый подъём унионистских настроений в Молдавии пришёлся на конец 1980-х. Движение за объединение испытало значительный подъём в обеих странах после провозглашения политики гласности в Советском Союзе и после румынской революции 1989. Но Румыния переживала сильнейший политико-экономический кризис в связи со свержением режима Чаушеску. Унионистам, однако, удалось добиться перевода молдавской письменности на латиницу и провозглашение молдавского (румынского) языка государственным. Поднявшаяся волна румынского национализма в Молдавии повлекла сепаратистскую реакцию в населённых преимущественно гагаузами и русскоязычными жителями Гагаузии и Приднестровья, последнее из которых фактически отделилось в результате приднестровского конфликта.

В Молдавии существуют политические партии, выступающие за объединение с Румынией. В (2004) среди политической элиты Молдавии наблюдалось также стремление к интеграции страны в Европейский союз при сохранении независимости Молдавии. В октябре 2009 премьер-министр Молдавии Влад Филат заявил, что «Молдова состоялась как государство, и люди, которые здесь живут, считают себя гражданами этой страны. Объединения не хочет население, и оно невозможно юридически».

Идеи унионизма временами высказывают многие молдавские политики, однако, эти идеи со временем становились всё более символическими. За двадцать лет прошедших с распада СССР, в Молдавии, Гагаузии и ПМР успели сформироваться свои политические и экономические элиты, которые не желают делиться своей властью с румынскими. Объединение привело бы к автоматической ликвидации всех дублирующих должностей (президента, парламента, министерств и т. д.), а к этому молдавские и прочие национально-региональные политики, почувствовавшие себя хозяевами в своей стране или регионе, уже не готовы. Тем не менее, 25 марта 2012 года в Кишинёве имело место столкновения между унионистами и молдовенистами.

Планы по объединению с Румынией стали одной из причин приднестровского конфликта в 1989-1992 годах, а также стимулировали гагаузов к получению национально-языковой автономии. В случае объединения с Румынией эти два образования получат веский аргумент в пользу их выхода из состава Молдавии. Такая позиция национально-территориальных меньшинств осложняет позиции унионизма в молдавском обществе.

1 июля 2006 года, примерно за полгода до вхождения Румынии в состав Европейского Союза, президент Румынии Траян Бэсеску на приёме в дворце Котрочень высказал предложение своему тогдашнему молдавскому коллеге Владимиру Воронину, объединиться в единое государство с целью одновременного вступления в ЕС. Воронин не поддержал этот план

Актуальность проекта :

Время для объединения в обозримой перспективе играет против проекта (средняя)

Основания для реализации :

Историческое, географическое и этническое родство населения двух государств.

С каким государством сегодня граничит Приднестровская Молдавская Республика? С Республикой Молдова или уже с Румынией? Этот вопрос отнюдь не праздный и, пожалуй, многие маститые эксперты затруднятся ответить на него прямо, без оговорок. Дело в том, что процесс «переваривания» Румынией Молдавии, начало которому было положено в конце 80-х начале 90-х прошлого столетия, за 20 лет дал вполне ощутимые результаты. Не исключено, что это началось гораздо раньше, а вот очевидным стало в 80-х. Иначе откуда вдруг, как грибы после дождя, в тогда еще Советской Молдавии, одновременно появились многочисленные сторонники «румынизации» Молдавии - политики, общественные деятели разного калибра, художники, поэты, артисты и другие деятели культуры, представители трудовых коллективов? Именно в те годы отмечен резкий всплеск русофобских и румынофильских настроений в молдавском обществе. Чего только стоят «Десять заповедей бессарабского румына», написанные Хадыркэ, Виеру, Лари, Матковским, Цуркану, Чимпоем, Нэстасе, Друцэ и другими деятелями культуры и представителями молдавской интеллигенции, писавшими раньше стихи про Ленина и тексты к песням, исполняемым звездами советской эстрады.

Замечу, что в конце 80-х - начале 90-х в СССР было немало очагов национализма, но молдавские националисты имели одну очень существенную отличительную черту - они не называли себя молдаванами, что было бы логично, они называли себя румынами. Например, украинским «руховцам» (представителям Народного Руха - брата-близнеца Народного фронта Молдавии), даже спьяну не пришло бы в голову называть себя, например, румынами или кем-либо еще - только украинцами. В школах РМ с того времени начали изучать Историю румын, отказались называть свой язык молдавским.

Сегодня ни для кого не секрет, что Румыния оказывала всестороннюю помощь Республике Молдова во время конфликта с ПМР. Снабжала оружием, техникой, поддерживала дипломатически и информационно. Расчет был сделан на то, что удастся быстро и жестоко разделаться с Приднестровьем, а затем Молдова поглотит его. Потом должно было произойти объединение Молдавии и Румынии. С цветами, транспарантами, на волне братской любви. Однако сценарий реализовать не удалось. Приднестровье захватить не получилось, а объединяться с Молдовой, оставив фактически в тылу пророссийскую Приднестровскую Молдавскую Республику, в Бухаресте не захотели. Да и Вашингтон этого не одобрил бы. Тогда, как и сегодня, Румыния надеется «сорвать весь банк», полностью заполучив территорию бывшей МССР. Поэтому Румыния сменила тактику, но оставила прежнюю стратегию, перейдя к ползучей экспансии.

В 1998-2000 годах к власти в Румынии пришли партии, входящие в Демократическую конвенцию Румынии (ДКР), а в Кишиневе - альянс «За демократию и реформы». Как отмечает директор программ Ассоциации внешней политики Виктор Кирилэ, в тот период политический диалог Республики Молдова и Румынии расширяется и активизируется на трех важных уровнях: глав государств, парламентов и правительств. Только в 1998 году президентам Республики Молдова и Румынии Петру Лучинскому и Эмилу Константинеску удалось провести три встречи. В этот же период председатель парламента РМ Думитру Дьяков совершает два рабочих визита в Бухарест (в июне 1998 года и апреле 1999 года), а в апреле 2000 года в Кишинев совершает рабочий визит председатель Сената Румынии Мирча Ионеску Куинтус. Кроме того, на уровне двух правительств в мае 1999 года состоялся официальный визит в Кишинев премьера Румынии Раду Василе, а в августе того же года официальный визит в Бухарест совершил премьер-министр РМ Ион Стурза. В апреле 2000 года стороны парафировали Договор о привилегированном партнерстве и сотрудничестве Республики Молдова и Румынии, правда, правительства его не подписали. В этот же период Румыния становится вторым по значимости после России торговым партнером Молдавии, также происходит подключение РМ к румынской энергосистеме.

После прихода к власти в Молдавии Партии коммунистов Республики Молдова во главе с Владимиром Ворониным многим казалось, что теперь дружбе Молдавии и Румынии пришел конец. Слишком уж громогласно Владимир Николаевич во время предвыборной кампании заявлял, что Молдавия меняет свой политический вектор с прозападного и прорумынского на пророссийский, и теперь не может быть и речи об отказе от молдавской государственности. Однако именно в период его правления в Молдавии была зарегистрирована Бессарабская митрополия румынского патриархата. Бессарбская митрополия - это идеологическая структура, которая получает деньги из Румынии. Находясь на территории той же Молдавии и той же Украины, фактически является структурой другого государства. Священнослужители Бессарабской митрополии действуют активно. Они не только общаются с местным населением и убеждают его в том, что мать-Румыния хочет только блага для своих чад, но и вытесняют представителей Митрополии Молдавии. То есть в стране, благодаря ПКРМ, сегодня во многих населенных пунктах фактически окормляют паству румынские пастыри. Кроме того, Воронин уравнял в правах ветеранов, воевавших на стороне фашистской Германии и Румынии во время Великой Отечественной войны и сражавшихся в рядах Красной Армии.

С 2005 года Владимир Воронин, после провала подписания «меморандума Козака», находясь под впечатлением от цветных революций в Грузии и Украине, уже не помышляет о СНГ. Он начинает «активно дружить» со своим румынским коллегой Траяном Бэсеску, выступать за открытые отношения с ЕС, НАТО, Румынией. Владимир Воронин, действуя в русле интересов своих «румынских друзей» и тех, кто за ними стоит, стал заявлять о том, что Россия должна покинуть берега Днестра, вывести своих миротворцев. Он называл русских оккупантами и говорил, что российские войска представляют угрозу национальной безопасности Молдавии. А в это время Бухарест говорил о том, что российские войска представляют угрозу для Румынии. Именно тогда Румыния объявляет о своем желании играть более активную роль в урегулировании молдавско-приднестровского конфликта, предлагает Кишиневу свои услуги в качестве адвоката в Евросоюзе.

Были даже разговоры о румынском проекте разрешения конфликта на берегах Днестра. Правда, позже Румыния и Молдавия разругались. В 2007 году из Молдовы даже выдворили двух румынских дипломатов, объявив их персонами нонграта. Но через полгода отношения Молдавии и Румынии вновь стали налаживаться, что стало подтверждением аксиомы «милые бранятся, только тешатся». Но, видимо, слишком уж много внимания к себе требовал молдавский коммунист Владимир Воронин. И не то чтобы он не соглашался с Бухарестом, просто надо было его упрашивать, обихаживать, не исключено, что и материально заинтересовывать. Поэтому общими усилиями его подвинули. Во время беспорядков и погромов в Кишиневе, сопровождавших приход к власти АЕИ, над зданием президентуры повесили румынский флаг, что было знаково, учитывая, как сегодня развиваются отношения Молдавии и Румынии. Эксперты отмечают, что после прихода к власти АЕИ процесс сближения РМ и Румынии заметно активизировался и ускорился.

Получая поддержку от США и видя «зеленый свет» со стороны молдавского руководства, только в первый год пребывания у власти АЕИ, Румыния открывает в Молдавии два своих телеканала - «Публика ТВ» и «Журнал ТВ». Она увеличивает количество своих НПО, СМИ, выделяет инвестиции. О том, что Румыния получает на эти цели финансовую поддержку от США, говорится в отчетах американского аналитического центра «Стратфор». Кроме того, в Молдавии была предельно упрощена процедура получения румынского гражданства, в структурах власти разрешили иметь двойное гражданство. В результате многие министры, депутаты, и.о. президента в Молдавии являются гражданами Румынии.

15 июля 2010 года появилась информация о том, что Республика Молдова предоставила Румынии свободный доступ к национальной базе данных Государственного регистра населения. В Молдове начали отмечать День Румынии, День советской оккупации, а в Румынии стали, не стесняясь, заявлять о том, что нет в природе молдаван и молдавского языка, есть только румынская провинция Бессарабия. Эмиль Бок, премьер Румынии, 22 сентября 2010, будучи в США, заявил, что цель внешней политики Румынии - «устранение границы с Молдавией в рамках Евросоюза». 15 марта 2010 в Кишиневе открылось Парламентское бюро румынского сенатора Виорела Бадя, вице-председателя комиссии по внешней политике.

По мнению политолога Богдана Цырди, фактически с этого времени в Молдавии начали официально функционировать румынские органы государственной власти. Есть повод также говорить об интеграции силовых структур РМ и Румынии. Активно обсуждается договор о военном сотрудничестве между Румынией и Молдавией. Как сообщают СМИ, предполагается контроль над вооружениями, обмен разведывательной информацией, совместное использование полигонов, предоставление военных карт, участие в миротворческих операциях и другие виды сотрудничества. Говорится также о создании смешанной молдавско-румынской военной комиссии во главе с министрами обороны, которая будет следить за исполнением договора, а также через посольства обмениваться информацией.

«Процессы интеграции Молдавии и Румынии идут постоянно. Правда, с различной скоростью, поэтому иногда возникает впечатление, что движения Румынии и РМ навстречу друг другу нет. Но это кажущаяся видимость. Есть два вида процессов - явные и скрытые. Скрытые предопределяют видимые. Они важнее и глобальнее. Но по видимым можно судить о том, в каком направлении движется ситуация. Сегодня процесс реинтеграции РМ и Румынии идет активнее, появились новые авторы этих процессов, новые цели. И до тех пор, пока не произойдет объединение, процессы будут идти, нельзя уже остановить запущенные двигатели», - считает ректор Приднестровского государственного университета Степан Берил.

До сих пор между Молдавией и Румынией нет договора о государственной границе. После принятия молдавским парламентом «Декларации о независимости» 27 августа 1991 года и аннулирования пакта Молотова-Риббентропа и Закона СССР «Об образовании союзной Молдавской ССР», молдавско-румынская граница перестала существовать, равно как и молдавско-украинская. И не стоит думать, что договор вот-вот появится. Еще в 2005 году на встрече румынского экс-премьер-министра Кэлина Попеску-Тэричану с представителем Соединенных Штатов Америки - заместителем госсекретаря Робертом Зэликом говорилось о том, что Румыния продолжит стратегию втягивания Молдовы на Запад. Тема разговора Попеску-Тэричану с Зэликом стала известна, благодаря сайту «Викиликс». Попеску-Тэричану говорил о Молдавии и Румынии как о странах с общей историей, культурой, лингвистическим наследием. При этом отмечалось, что Молдавия должна стать членом Евросоюза, а граница между Румынией и Молдавией существовать не должна.

«Это подтверждает, что процесс румынизации Молдавии только усиливается. Сегодня нам вообще приходится говорить о том - с кем приходится вести переговоры: с Молдовой или уже с Румынией? Сам факт существования Молдовы стоит под вопросом. Нас это не может не тревожить, так как процессы в РМ - это, по сути, поглощение Молдавии Румынией», - отмечает проректор Приднестровского государственного университета Михаил Кушаков.

Ни для кого уже не секрет, что именно Румыния из своего далеко не профицитного бюджета финансирует дискредитацию советского периода в истории Молдавии. Об этом открыто сообщает департамент по связям с румынской диаспорой министерства иностранных дел Румынии. Идет также финансирование средств массовой информации в РМ, которые связаны с пропагандой румынских ценностей. Департамент выделял деньги газетам «с традициями» в Республике Молдова, которые продвигали неизменные румынские и европейские ценности.

То есть работа по румынизации Республики Молдова идет по всем направлениям. На днях стало известно, что подключат к популяризации идеи объединения РМ и Румынии агитбригады. Платформа Actiunea 2012, выступающая за присоединение Республики Молдова к Румынии, намерена начать агитационную кампанию в странах Европы. Об этом сообщает Интернет-портал ava.md со ссылкой на сообщение данной организации. В каждом из 41 уезда Румынии уже сформированы местные организации, продвигающие идею, что «Бессарабия - это Румыния», а также успешно развивается кампания «Мой дом знает правду», в рамках которой около 300 человек ведут агитацию среди населения за присоединение Молдавии.

«Информирование об исторических реалиях не остановится на этом. Мессидж «Бессарабия - это Румыния» будет передан дальше в рамках кампании, которая охватит все страны Европы. Через расширение пространства распространения мессиджа платформа Actiunea 2012 желает затронуть иностранное общественное мнение в связи с историей румын и напрямую, ясно и концентрированно продвигать исторические эпизоды, представленные искаженно», - говорится в сообщении организации. Среди заявленных целей платформы значится «поддержка инициативы присоединения Республики Молдова к Румынии и активная борьба за поиск идеала румын на обоих берегах Прута в рамках одного государства».

В контексте всего сказанного становится абсолютно непонятным - почему у российских политиков разного уровня так сильно желание буквально «затолкать» Приднестровье в Молдавию, а стало быть, в Румынию? Неужели так хочется помочь реализовать, наконец, Бухаресту свои планы по захвату территории бывшей Молдавской ССР, а Соединенным Штатам - замкнуть балто-черноморскую дугу вокруг России? В заключение хотелось бы процитировать слова российского генерал-майора в отставке, президента фонда «Русский» Леонида Шершнева, сказанные им во время передачи «Круглый стол» на телеканале «КМ ТВ»:

«Безопасность Приднестровья и России тесно связаны. Рубеж, который удерживает Приднестровье - это рубеж безопасности России. Тогда, в 1992-ом, Приднестровье спасло честь России. Если бы Приднестровье тогда не отстояло честь России, я уверен, что НАТО было бы уже где-то на границе Московской области. Мы еще недооценили для судьбы самой России роль тех позиций, которые заняло тогда приднестровское руководство и приднестровский народ. Это еще не оцененная нами вещь. Мы, конечно, должны низко поклониться приднестровскому народу за все. Он тогда сыграл огромную позитивную роль в обеспечении безопасности России».

Давать прогнозы, чем он завершится, не возьмется никто из ответственных историков и политиков. Главный вопрос здесь насколько сильно стремление молдаван к реинтеграции? Криков раздается много, но для перекраивания политической карты в этой части Европы нет веских оснований, прежде всего - экономических. Сегодня существуют независимая Республика Молдова, бывшая Молдавская ССР Советского Союза (Бессарабия в пределах Российской империи), и Молдова - историческая область Румынии между Восточными Карпатами на западе и рекой Прут на востоке.
История распорядилась так, что границы Молдовы постоянно передвигались, то сужаясь, то расширяясь, то теряя свое значение под властью более сильных держав. Основа молдавского этноса начала складываться примерно в IV в. До этого на территории исторической Молдовы жили гето-даки, скифы, бастарны и другие племена. В IV-V вв. она подверглась нашествию гуннов, а следом за ними, в V-VI вв., сюда пришли племена западных и южных славян, в частности русинов.
При этом надо иметь в виду, что в еще более ранний период истории территория нынешней Молдовы подверглась гораздо меньшему влиянию римлян, чем, скажем, Дакия или .
О стабильном государстве, называемом Молдавским княжеством, можно говорить с XIV в. В средневековых европейских источниках оно именуется также Малой Валахией, а турки называли его Богданией, по имени первого его господаря (князя, властителя) Богдана I, или Каро-Ифлакой. Территориальная история княжества - не проста. Кроме исторической Молдовы и Бессарабии, оно включало в себя земли Покутья, Буджака и Буковины. На востоке граница княжества проходила по Днестру. На юге у него была граница с Валахией, она проходила в дельте Дуная, а затем по его течению, а также рекам Сирет и Милков. В Карпатских горах княжество соседствовало с Трансильванией и Венгрией.
На севере, в Покутье, с Королевством Польским. По мере того как происходили политические изменения в соседних государствах, границы снова видоизменялись, не говоря уже о метаморфозах в названиях соседних с Молдавским княжеством государств. Оно просуществовало с 1359 по 1861 г. Но полностью самостоятельным княжество не было, особенно сильно на него влияли Валахия и , а начиная с XVI в. оно находилось под властью Османской империи. Волны непокорности туркам возникали достаточно часто, иногда поднимаясь до пиков крестьянских восстаний с вилами наперевес. Тогда молдавские господари начинали искать союзника и находили его в России, заключая с ней военно-политические альянсы. Стефан Великий III (правил в 1457-1504 гг.) - с Иваном III; Петр Рареш (1527-1538, 1541-1546 гг.) с Иваном IV; Дмитрий Кантемир (1710-1711 гг.) - с Петром I. В Русско-турецкой войне 1710-1713 гг в составе русской армии сражались и молдаване. Но еще с 1711 г Порта стала назначать молдавскими господарями греков-фанариотов. Поражения Турции в русско-турецких войнах XVIII-XIX вв. ослабили зависимость Молдовы и Валахии от Турции. По Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 г Россия получила право на защиту и покровительство христианам в Дунайских княжествах (в Молдове и Валахии). Однако после Русско-турецкой войны 1806-1812 гг Россия, получив по Бухарестскому мирному договору Бессарабию, лишилась этого права, Дунайские княжества возвращались Турции. По итогам Крымской войны 1853-1856 гг и в соответствии с Парижской конвенцией 1858 г., подписанной Великобританией, Австрией, Францией, Россией, Пруссией, Турцией и Пьемонтом, Валахия и Молдавия получили право называться Соединённые княжества Молдавии и Валахии (под сюзеренитетом Турции). Тем не менее это уже было ядро будущей Румынии. Полностью независимой она стала в 1877 г.
В XX в. молдаване за короткий период рассеялись по странам мира. Сегодня много их живет и трудится в Западной Европе и Латинской Америке. В России, в Украине большинство из них имеет гражданство и крепкие корни, но и приезжающих на заработки тоже немало. Сегодня Румыния предоставляет свое гражданство по заявлению всем гражданам Республики Молдова, имеющим родственников, родившихся на румынской территории до 28 июня 1940 г. Этой дате предшествовали 22 года, когда расколотая Молдова воссоединилась.
После Октябрьской революции 1917 г Бессарабия, входившая в Российскую империю, выбрал собственный парламент объявивший 6 февраля 1918 г свою территорию Молдавской демократическое республикой, независимой от России. Румынские войска к тому времени уже заняли всю Бессарабию и 26 ноября 1918 г две страны объединились. Советская Россия посчитала этот акт аннексией, и даже на географических картах обозначала Бессарабию как территорию, «оккупированную боярской Румынией».
23 августа 1939 г в Москве был заключен Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом («Пакт Молотова Риббентропа»), по секретному протоколу которого Бессарабия и Северная Буковина переходили в сферу влияния СССР. В ночь на 28 июня 1940 г., буквально за несколько часов до начала вооруженного вторжения с советской стороны, король Кароль II в ответ на ультиматум СССР отдал приказ войскам отойти с этих территорий.
Обе части Молдовы обладают общей культурной самобытностью, но историческая область Молдова в Румынии, так сложилось, край, сравнительно более богатый интересной архитектурой, произведениями изобразительного искусства и музыки. Фольклор, народные промыслы, обычаи и костюм - отдельное достояние молдавского народа в Румынии, причем живое, не перешедшее исключительно под стекло музейных витрин и в этнографические парки. Интересно, что во многих исполняемых и сегодня в румынской Молдове песнях и балладах рассказывается о реальных исторических событиях и личностях господарях и вождях крестьянских бунтов. В этом смысле вся историческая Молдова такой заповедник, самым естественным образом сливающийся с живописной природой.
Центральные и северные районы исторической области Молдова насыщены историческими и культурными памятниками. Только в уезде Яссы 526 раритетных археологических объектов, 20 мемориальных зданий, 10 музеев и 580 историко-архитектурных памятников.
Стены многих монастырей и церквей в румынской Молдове украшены многофигурными фресками на библейские сюжеты, подробными изображениями Страшного суда, рая и ада. Эти фрески на первый взгляд кажутся хаотичными, но придай этому хаосу строгую логику, и многофигурные композиции лишатся своей неповторимой энергетики. Чего, понятно, никто делать не собирается. Одна из самых знаменитых церквей исторической Молдовы в этом стиле - церковь Георгия Победоносца, как с внутренней, так и с внешней стороны, ее называют «Сикстинской капеллой Востока» или «Синим монастырем» за преобладание в его декоре разных оттенков глубокого синего цвета, причем состав ингредиентов этой краски утерян. Церковь была построена в 1488 г за четыре месяца, по воле Стефана Великого в честь победы его войска над османами в Васлуйской битве. Всего же 8 так называемых окрашенных церквей исторической Молдовы внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Славится румынская Молдова и древними традициями виноделия, которому около четырех тысяч лет, особенно уезды Бакэу и Вранча. В селе Котнарь близ Ясс расположена одна из самых известных и древних молдавских виноделен, знаменитая своим превосходным белым вином. В области есть и курорты - горнолыжные Челау Дурау и Вустер, а также бальнеологические, самый знаменитый из которых - «Слэник-Молдова», стоящий на 20 минеральных источниках и работающий с 1800 г.

Общая информация

Область на востоке Румынии внутри своей территории подразделяется на исторические Молдову и Буковину.
Административно-территориальное деление: 8 уездов.
Административный центр: Яссы, 320 888 чел. (2002 г.), второй по численности населения город Румынии, после Бухареста.
Крупные населенные пункты: Бакэу, Ботошани, Галац, Пьятра-Нямц, Сучава, Пашкани, Васлуй, Фокшани Галац, Текуч.
Этнический состав: румыны (молдаване) - 90%, венгры - 6,6%, цыгане - 2,5%, немцы - 0,3%. украинцы - 0.2%, русские-липовяне - 0,2% турки и другие народности - 0,2%.
Языки: румынский (официальный), венгерский.
Религии: христианство, православные - 94%, католики - 4%, атеисты - 2%.
Денежная единица: румынский лей.
Крупнейшие реки: Прут, Сирет и его притоки - Молдова, Бистрица.
Крупнейшее озеро: Биказ.
Важнейший речной порт: Галац.
Важнейший аэропорт: международный аэропорт Друмул в Яссах.

Цифры

Площадь: 36 806 км 2 .
Население: 4 456 000 чел.
Плотность населения: 121 чел/км 2 .
Самая высокая точка: гора Петрос (2104 м).

Экономика

Промышленность: нефтехимическая, металлургическая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, текстильная, металлообрабатывающая, пищевая; производство стройматериалов. Каскад ГЭС на реке Бистрице.
Сельское хозяйство: производство зерновых (кукурузы), сахарной свеклы и др.; садоводство, животноводство (преимущественно крупный рогатый скот и овцеводство); Виноградарство.
Виноделие.
Сфера услуг: туризм

Климат и погода

Умеренный континентальный.
Средняя температура января: -5°С.
Средняя температура июля: -22°С.
Среднегодовое количество осадков: 500 мм, в горах до 700 мм.
Снег в горах лежит с декабря до апреля.

Достопримечательности

Церкви - объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО : XV в. - Св. Георгия Победоносца в монастыре Воронец, Св. Креста в монастыре Пэтрэуци; XVI в. - Усекновения Главы Иоанна Предтечи в монастыре Арборе, Успенская в монастыре Умор, Благовещенская в монастыре Молдовица, Св. Георгия Победоносца в монастыре Сучава, Николая Чудотворца в монастыре Пробота, Воскресения Господня в монастыре Сучевица;
Церкви того же «окрашенного» стиля, не включенные в список ЮНЕСКО : Преображения Господня в монастыре Слатина (XVI в.) Сошествия Святого Духа в монастыре Драгомирна (XVII в.) и другие;
Яссы : Свято-Никольский собор (XV в.), церковь Трех Святителей (XVII в.), Митрополитский собор (XIX в.); Дворец культуры (неоготика, начало XX в.), в окрестностях - городки Тыргу-Фрумос и Хырлэу;
Пашкани : церковь Св. Михаила и Гавриила (XII в.), Барский дом (XII в.);
Роман : армянская церковь (XVI в.).
Васлуй : руины крепости и церковь Св Иоанна Крестителя (XV в.);
Мэрэшешти : мавзолей памяти героев Первой мировой войны;
Пьятра-Нямц : этнографический и художественный музеи. Музей естествознания (уникальная коллекция ископаемых рыб);
Монастыри : Молдовица, Воронец, Сучевица, Путна, Сучава, Умор, Нямц, Агапия.
Национальные парки : Чахлэу, Калимани, Биказулуй; Карпатский заповедник, природный парк Ванатори Нямц.

Любопытные факты

■ Большинство современных специалистов по романским языкам, по сугубо лингвистическим критериям, не выделяют молдавский язык как самостоятельный, а квалифицируют его как один из диалектов дако-румынского языка. Румынский язык среди романских языков считается самым гибким, в плане заимствований из других языков. Так, начиная с XIX в. он активно пополнялся французской лексикой. Интересно, что в разговорном языке жителей румынской Молдовы следы этого процесса гораздо заметнее, чем в языке жителей Республики Молдова.
■ В монастырях Молдовы монахи не бьют в колокола, а стучат по ним длинной палкой с привязанным к ней молоточком. Этот способ созыва верующих на молитву родился во времена владычества Османской империи, когда турки категорически запретили колокольный звон, и постепенно стал обычаем.
■ На территории румынской Молдовы живут представители одной из редких субэтнических венгерских групп - чангоши.
■ Господарь Стефан III Великий (1457-1504 гг.) воевал с турками, поляками и венграми, провел 47 сражений и только два проиграл. Если он изначально понимал, что противник сильнее, вел длительные переговоры с ним. благодаря чему при нем было ослаблено давление на Молдову со стороны Османской империи Построил крепости Сороки, Орхей, Хотин и Четатя-Албэ, заложил множество монастырей и церквей, среди которых, кроме Воронца, Добровэц, Нямц. Бистрица и другие. Отдал много сил и средств возрождению в XV в. православной святыни - монастыря Зограф на Святой горе Афон в Греции.
■ Археологические раскопки в Молдове и Буковине доказали, что амулеты-марцишоры, знаки радости по поводу прихода весны, существовали еще тысячи лет назад. Это были маленькие камешки на нити. И камешек, и нить окрашивали в красно-белые цвета. Позднее камешки были заменены монетами. Юные девушки носили эти амулеты на шее 12 дней, затем вплетали их в волосы и снимали, когда прилетали аисты. Нить привязывали к дереву, а на денежку покупали брынзу.

В преддверии круглой даты как в Румынии, так и в Молдове активизировались сторонники унионистских идей, верящие в то, что историю столетней давности, прерванную Второй мировой войной, можно повторить. Насколько вероятен сценарий с объединением двух независимых сегодня государств?

Унионизм на марше

В рамках румынского общественно-политического дискурса всегда считалось, что Бессарабия - историческая область, составлявшая территорию нынешней Республики Молдова и части Украины - является исконно румынской землей. Для румынских историков получение Российской империей Бессарабии в 1812 г. - это результат заговора между Москвой и Парижем, причем в их понимании Россия отобрала эти территории не у Османской империи, а фактически у румынского государства, которое, даже существуя в виде нескольких княжеств, якобы находилось тогда лишь в формальной вассальной зависимости от Порты.

При этом игнорируется тот факт, что румынский национализм как политическое течение зарождается только в 1830-е гг, а образование румынского государства происходит еще позднее - в 1860-1870-е гг. В Румынии ретроспективно сконструирована непрерывная национальная история, которая берет начало еще со времен даков и римлян и в которой современная Молдова выступает как ее интегральная часть.

Соответственно, "возвращение" Бессарабии в 1918 г. в современной Румынии воспринимают как элемент формирования "великого" румынского государства. И еще со школьной скамьи там прививается идея о том, что утрата Румынией Бессарабии в результате Второй мировой войны - это историческая несправедливость.

В Румынии крайне негативно относятся к идее об отдельной молдавской идентичности, считая ее лишь конструктом советской пропаганды в пику идее румынской государственности. В итоге язык, на котором говорят в Молдове, считается в Румынии румынским, хотя и насыщенным при этом славянизмами и регионализмами. Одним из следствий такой исторической политики является то, что, согласно разным социологическим опросам, 70-80% румынских граждан поддерживают идею о необходимости объединения Молдовы и Румынии.

Кроме этого, несмотря на отсутствие каких-либо значительных трагедий в истории отношений между Россией и Румынией (в отличие, например, от истории российско-польских отношений), в румынском дискурсе Россия до сих пор рисуется не иначе как империя, которая представляет экзистенциальную угрозу для Румынии и Молдовы.

В то же время на протяжении всего постсоветского периода истории Румынии в этой стране на государственном уровне праздновался только общенациональный День Румынии 1 декабря, который исторически связан в первую очередь с вхождением Трансильвании в состав румынского государства в 1918 г. В преддверии же 100-летия со времен создания "Великой Румынии" один из соратников экс-президента Румынии Траяна Бэсеску Еуджен Томак инициировал принятие закона о том, чтобы день "воссоединения" Румынии и Бессарабии 27 марта также сделать национальным праздником. Именно в этот день в 1918 г. Сфатул Цэрий, парламент провозглашенной после Октябрьской революции Молдавской Народной Республики, проголосовал за объединение с Румынией.

Закон в итоге был принят в марте 2017 г. В соответствии с его положениями, центральные и местные органы власти должны ежегодно 27 марта торжественно поднимать национальный флаг. Кроме этого прописывается возможность для органов власти, неправительственных организаций, музеев, представительств Румынии за рубежом организовывать специальные мероприятия политического, культурного и научного характера.

В специальном заявлении, сопровождавшем промульгацию закона, президент страны Клаус Йоханнис отметил: "Сфатул Цэрий принял 27 марта 1918 г. решение об объединении Бессарабии с Румынией. Этот исторический акт открыл процесс Большого объединения, который окончился 1 декабря 1918 г., когда румыны Трансильвании, Баната, Марамуреша и Кришана приняли решение объединиться с Румынией. Эти события создали румынское государство в его нынешнем виде".

В итоге, благодаря закону о новом национальном празднике 27 марта, унионистская идея, пусть и в историческом контексте, постепенно легитимизируется в публичном поле, переставая быть уделом лишь политических маргиналов.

Что касается Республики Молдова, то здесь румынофильские настроения перестали быть исключительно маргинальными после прихода к власти в 2009 г. Альянса за европейскую интеграцию. В составе Альянса, просуществовавшего фактически до 2015 г., находилась Либеральная партия Михая Гимпу, которая открыто выдвигала унионистские лозунги и настаивала на восприятии советской истории Молдавии как периода оккупации и репрессий. Премьер-министр Молдовы Влад Филат (2009-2013 гг.), не будучи унионистом, разделял при этом идею о том, что Молдова является "вторым румынским государством" и что государственный язык страны должен называться не иначе как румынским.

Так же и сегодня вполне солидно смотрится Партия национального единства, которая была образована бывшим сторонником М. Гимпу и экс-министром обороны Анатолом Шелару, и в деятельности которой принимает активное участие Т. Бэсеску. Эта партия имеет шансы не только попасть в парламент Молдовы после выборов осенью этого года, но и войти в коалицию с правящей Демократической партией. Та же история и с партией нынешнего вице-премьера Юрия Лянкэ, который наряду с проевропейскими лозунгами начал в борьбе за электорат исчезающей Либеральной партии активно использовать унионистские идеи.

Политики унионистского толка опираются на определенную социальную поддержку. Если в 1994 г. проводившийся в Молдове плебисцит показал, что количество сторонников объединения с Румынией находится на уровне статистической погрешности, то современные опросы показывают поддержку на уровне 20%.

Рост популярности унионизма связан с несколькими причинами. Во-первых, в Молдове происходит смена поколений, и значительная часть современной молдавской молодежи подпадает под румынское культурно-образовательное влияние (что вполне естественно в силу языковой и культурной близости). Стремясь к более качественному образованию и имея возможность получить стипендию румынского правительства, молдавские абитуриенты едут учиться в румынские вузы. Как и в Румынии, большое влияние оказывает и система образования в самой Молдове. Уже с 1990-х гг. в молдавских школах и вузах изучается история не Молдовы, а история румын, в которой нет места идее об особом историческом пути Бессарабии.

Во-вторых, набирает силу т.н. прагматический унионизм.

Многие люди вне зависимости от социального статуса, наблюдая массовую бедность, отток населения, коррумпированность политиков, постоянную политическую нестабильность, разочарованы в Молдове как государстве. Для них объединение с Румынией выглядит единственной возможностью улучшить жизнь в Молдове.

Кроме этого, многие граждане уже понимают, что скорее всего в ближайшие десятилетия страна вряд ли станет членом Евросоюза. Бэсеску играет на этой разочарованности, утверждая, что единственный путь в ЕС лежит для Молдовы через объединение с Румынией.

В итоге по обеим сторонам Прута, как в Молдове, так и в Румынии, существует унионистское движение. В настоящий момент оно раздроблено, но постепенно оно начинает оказывать влияние на публичную политику в обеих странах и добиваться выгодных для себя политических решений. Если в Румынии унионистам удалось провести закон о новом национальном празднике, то в Молдове они настаивают на том, чтобы парламент официально принял решение о переименовании государственного языка - с молдавского на румынский. Такое решение уже принял Конституционный суд страны, но последнее слово все-таки за парламентом.

В преддверии сотой годовщины Великого объединения более 100 румынских и молдавских общественных организаций объединились в «Альянс Столетия» для проведения совместных юбилейных мероприятий, часть из которых будет посвящена идее объединения Румынии с Молдовой. Так, в начале января состоялась заметная акция унионистов на мосту через Прут, на котором был растянут стометровый румынский флаг.

Структурные ограничения

Несмотря на рост унионистских настроений в обеих странах, они пока не составляют политический мейнстрим. Для этого есть множество как внутренних, так и внешних причин.

Во-первых, Евросоюз и США последовательно сигнализируют румынским политикам еще с 1990-х гг., что любое изменение границ неприемлемо. В частности, посол США в Кишиневе Джеймс Петтит заявил по случаю 25-летия молдавской независимости о том, что Молдова должна оставаться суверенным государством, а объединение с Румынией не является практичным выбором и не улучшит положение дел в стране. В Румынии по этому поводу разразился скандал, и некоторые политики потребовали даже отозвать американского посла.

Для стран Запада любое движение в сторону объединения Молдовы и Румынии грозит ростом межгосударственных противоречий во всей Восточной Европе и, как следствие, ослаблением евроатлантических институтов. Понимает это и сам Бухарест, постоянно сталкивающийся с автономистскими настроениями трансильванских венгров.

Поэтому в Бухаресте никто пока не решается возвеличивать унионизм вне пределов сугубо исторического контекста. Процитированное выше заявление Клауса Йоханниса по поводу введения нового национального праздника в честь "воссоединения" Молдовы и Румынии содержит также следующую оговорку: "В то же время Румыния остается приверженной поддержке европейского курса Молдовы. Европейская интеграция Молдовы, согласно нашей национальной стратегии обороны, представляет собой одну из важнейших внешнеполитических целей Румынии…". Подобные же утверждения содержат и все другие румынские внешнеполитические документы, посвященной молдавской проблематике.

Во-вторых, современная Румыния оказалась погружена в собственные внутренние проблемы. В стране наблюдается постоянная политическая нестабильность, в том числе из-за стремления правящей Социал-демократической партии урезать антикоррупционное законодательство, которое является постоянной головной болью для румынского политического класса. В стране в этой связи стали часто меняться правительства.

Если вопросы коррупции представляют интерес в основном для городского класса, желающего превращения Румынии в полноценное европейское государство, то широкие массы населения, проживающие в основном в деревнях, испытывают проблемы с безработицей, бедностью. Румынское население сокращается из-за миграционного оттока населения.

В итоге под влиянием всех этих факторов в Румынии сложился определенный консенсус по поводу Молдовы.

Внешнеполитические элиты Румынии воспринимают Молдову как "второе румынское государство", которое в силу обстоятельств должно оставаться суверенным. Объединение же Молдовы и Румынии, по их мнению, произойдет на символическом уровне в ходе успешной евроинтеграции Молдовы. В этой связи, согласно румынским представлениям, Молдова должна быть максимально привязана к Румынии и Евросоюзу - политически, экономически, логистически, а также в плане безопасности.

Поэтому Бухарест, в отличие от времен Бэсеску, начал выделять Кишиневу реальные кредитные средства (€150 млн в 2016-2017 гг.), пролоббировал в европейских институтах выделение кредитов Кишиневу под реализацию масштабных проектов, призванных связать молдавскую газотранспортную и электроэнергетическую систему с Румынией.

Бухарест увеличил количество своих гуманитарных проектов в Молдове, сохраняя при этом старые формы поддержки - раздачу румынского гражданства и образовательных стипендий. Кроме этого, Бухарест уже давно открыл "зеленый коридор" молдавским товарам, за счет чего молдавские экспортеры имеют реальный (а не призрачный, как в случае со всем остальным странами - членами ЕС) канал поставок своей продукции за пределами СНГ (получается ежегодно уже около $600 млн, причем не только агропродовольственное сырье, но и фрукты, овощи и вино).

Серьезные ограничения существуют для распространения унионистских идей и в Молдове.

Во-первых, как признает большинство аналитиков, Молдова представляет собой т.н. приватизированное государство, где политические элиты озабочены в первую очередь установлением контроля над финансовыми потоками и перераспределением активов. Поэтому для них изменение статус-кво со значительным расширением влияния - будь то Бухареста или Брюсселя - неприемлемо.

Для молдавских элит Румыния является важным стратегическим партнером, помогающим решать многие внешне- и внутриполитические задачи, но Кишинев тем не менее не спешит бросаться в слишком тесные объятия Бухареста.

Во-вторых, широкие слои молдавского населения (согласно опросам, 60% граждан) в общем-то до сих пор живут с представлением об особой "бессарабской идентичности". Она сформировалась в ходе двухвековой истории - не только влияния Российской империи или Советского Союза, но и совместного проживания разных народностей (молдаван, украинцев, русских, гагаузов, болгар, евреев и т.д.). Нахождение Бессарабии в составе Румынии в межвоенный период было слишком коротким и противоречивым, чтобы настроить жителей в пользу унионизма.

Долгоиграющая история

Ввиду имеющихся структурных ограничений даже сами унионисты признают, что объединение Молдовы и Румынии невозможно в перспективе как минимум ближайших десяти лет.

Многое в долгосрочной перспективе будет зависеть от того, насколько сохранится влияние на Румынию европейских и евроатлантических институтов. Пока нет серьезных причин опасаться, что Румыния пойдет по пути Польши и Венгрии, которые сегодня пытаются обособиться в рамках ЕС и иметь собственные, отличные от брюссельских, геополитические взгляды и проекты. У Румынии сегодня самый высокий экономический рост среди всех стран Евросоюза. Также в ближайшее время ожидается ее включение в Шенген и, возможно, зону евро, что поможет преодолеть сегодняшний слегка маргинальный статус этой страны в ЕС.

Еще более значимым является такой фактор, как политическое и социально-экономическое развитие Молдовы.

В рамках сегодняшнего "приватизированного государства" в Молдове олигархические элиты вместо строительства гражданской политической нации, где значимы такие вещи, как правовое государство и политическое участие всех граждан вне зависимости от этнической самоидентификации, воспроизводят разнообразные расколы внутри молдавского общества, прежде всего на геополитической основе. Активно в электоральных целях разжигаются антироссийские настроения.

Такой подход правящих элит только способствует унионистским настроениям, так как страна продолжает деградировать, а умы людей - находиться под влиянием простейших концепций, базирующихся на делении на "своих" и "чужих".

Сдерживание унионистских настроений также зависит от того, смогут ли Россия и Запад найти общий язык по поводу региона "общего соседства". Дальнейшее углубление противоречий между ними будет препятствовать строительству в Молдове политической нации и поддерживать те силы в Румынии, которые будут пропагандировать собственный имперский проект в отношении Молдовы под предлогом борьбы с "российской угрозой".

Предпосылки

Присоединение

Бессарабия в составе Румынии
-
Леово Кишинёв Болград Дунайская дельта Бендеры (1) Аккерман Днестр
-
Хотин Бендеры (2) Татарбунары
Бессарабия и Буковина

Первая мировая война привела к повышению политического и национального движения среди местных жителей.

После Октябрьской Революции 1917, Бессарабия выбирала собственный парламент, Сфатул Цэрий, который начал свою работу 3 декабря 1917, объявил Бессарабию Молдавской Демократической республикой (15 декабря 1917), сформировал его правительство (21 декабря 1917), объявил независимость от России (6 февраля 1918).

Румынские войска вошли в Бессарабию ещё 7 декабря 1917 года под предлогом закупки продовольствия. Тогда два полка румынской армии пересекли Прут , заняли Леово и несколько приграничных сёл. Большевики Кишинёвского гарнизона смогли выставить заслон румынским войскам, а революционно настроенные солдаты взяли под контроль приграничную станцию Унгены .

«…молдавское население, и в особенности солдаты-молдаване, были возбуждены и разгневаны тем, что придут румыны, чтобы отобрать у них землю, добытую в результате революции, и свободы, завоёванные после века страданий.»

Земли в Румынии изымались у богатых землевладельцев и отдавались крестьянам. Крупные землевладельцы не имели права владеть больше 150 га земли. Крестьяне же получали землю под залог. Со временем они должны были выкупить доверенную им землю в соответствии с порученной ими квотой.

В первых числах января румынские войска перешли молдавскую границу и заняли города Болград , Кагул , Леово , Унгены и несколько сёл. 6 января года была предпринята попытка атаковать Кишинёв со стороны Раздельной отрядом трансильванцев . Против них выступили части фронтотдела Румчерода и молдавские отряды, которые были отправлены на поддержку румынским войскам Советом Генеральных Директоров, но перешли на сторону большевиков. Они разоружили трансильванцев и отправили в Одессу .

Воззвание революционного штаба по охране Бессарабии

Административный аппарат Бессарабии, состоявший в основном из приезжих, отличался жестокостью и злоупотреблениями . Об этом свидетельствует, например, отчёт парламентской следственной подкомиссии о расследованиях, проведённых в Бельцком жудеце ( -21 гг.) . Отчёт сообщает, что избиения и аресты в жудеце приобрели огромные масштабы, жандармы и агенты сигуранцы практикуют пытки над заключёнными раскалённым железом, горячими яйцами и солью. Среди сборщиков налогов процветают самоуправство, злоупотребления и реквизиции .

Экономика

Промышленность

После присоединения к Румынии Бессарабия оказалась оторвана от российского рынка сбыта продукции и сама постепенно стала превращаться в рынок сбыта продукции румынских и иностранных монополий. В промышленности преобладало мелкотоварное производство. Если в году здесь насчитывалось 262 крупных предприятия, то в - всего 196, в - 212, а в - снова 196. Инвестиции в цензовую промышленность на протяжении всего румынского периода оставались на одном уровне, с тенденцией к сокращению: с 790,8 млн леев в 1928 году до 782,3 млн леев в 1937 году. Энергообеспечение предприятий возросло на 15,9 %, число рабочих - на 3,1 %, в то время как фонд заработной платы уменьшился на 33,6 %. Приоритеты развития экономики сместились в область пищевой промышленности, доля которой составляла 92,4 %. С 1919 по 1937 гг. резко сократилась доля Бессарабии в промышленном производстве Румынии на цензовых предприятиях по всем показателям, в частности по капитальным вложениям - с 6 до 1,6 %, по стоимости продукции - с 4 до 2,3 %. Высокие тарифы на железнодорожные перевозки в Бессарабии по сравнению с остальной Румынией пагубно сказались на хозяйстве края. К 1937 году производственные мощности предприятий пищевой, деревообрабатывающей, текстильной, строительной и химической промышленности использовались всего на 12,5-16,9 %, металлообрабатывающей - на 5,4 %, кожевенно-меховой - на 0,2 %. Многие предприятия бездействовали а их оборудование вывозилось за Прут. Так, например, были вывезены в Старое королевство железнодорожные мастерские Бендер , Бессарабки , Флорешт , текстильная и трикотажная фабрики, один из кишинёвских заводов.

Сельское хозяйство

В 1918-1924 гг. была проведена аграрная реформа, которая фактически возродила помещичье земледелие и значительно усилила социальную дифференциацию в деревне. Урожайность зерновых культур в тот период была довольно низкой. Так в 1934-1939 гг. средняя урожайность пшеницы составляла 7,6 центнеров с гектара, кукурузы - 8,7, ячменя - 5,7, ржи - 7,9. Из-за затяжного кризиса сильно упали цены на сельскохозяйственную продукцию. Некоторое улучшение ситуации наметилось только к году. Так в 1935-39 гг. посевные площади под пшеницу выросли на 153,7 тыс. га (2,1 %), рожь - на 22,3 тыс. га, кукурузу - на 99,9 тыс. га. В сельском хозяйстве преобладал румынский и иностранный капитал. Вся продукция сои из Бессарабии вывозилась румынским акционерным обществом «Soia» в Германию , где использовалась как стратегическое сырьё для химической промышленности.

Румынская православная церковь стремилась подчинить себе три местные епархии. Как только Бессарабия стала частью Румынии, румынский Синод обратился к местным епископам с требованием переподчиниться ему. Когда епископы отказались выполнить ультиматум Румынской православной церкви, был предпринят силовой вариант. Румынские войска поймали их и выслали на левый берег Днестра. Вместо высланного из страны архиепископа Анастасия в Бессарабию прибыл румынский архиепископ Никодим. Прихожане встретили его недружественно, поэтому Никодим обратился к ним с речью, в которой оправдывал действия румын: «Молдаване должны знать, что они виновны в этом, так как не решились отречься от русского архиерея , которого Румыния не может терпеть после того, как он охаял её, будучи в Москве» .

Одновременно проводились репрессии против остальных священнослужителей, подчинённых Российской православной церкви. Так, за богослужение на русском языке в селе Речула румынские жандармы арестовали и высекли розгами всех послушниц местного монастыря. Наказания также следовали за помощь антирумынскому движению. Именно поэтому большое количество церковнослужителей бежало из Бессарабии в Одессу и прилегающие регионы. Также среди священнослужителей и прихожан проводились этнические чистки. В основном нерумын выявляли по языковому признаку. Как правило, это оказывались славяне - русские, украинцы или болгары. К примеру, в Измаильском уезде, подавляющее число населения которого составляли славяне, церковные службы запрещалось проводить без присутствия жандармов. По всей Бессарабии был введён запрет на богослужение на церковнославянском языке, поэтому тех, кто молился не на румынском, ловили .

Те, кто не бежал за границу из-за репрессий по религиозному или языковому признаку, объединялись в религиозно-политические общества. По всей территории Бессарабии возникло несколько таких организаций. Румынское правительство в свою очередь организовало на территории региона свои религиозно-политические организации для противопоставления с антирумынскими. Обе противоборствующие стороны вели пропаганду, печатали газеты и листовки. Поддержки со стороны Российской православной церкви не было, так как она сама испытывала затруднения .

Антирумынские национальные движения в Бессарабии тоже требовали отмены всех церковных реформ. Молдаване придерживались другого мнения, считая, что румынский язык качественно ничем не отличается от русского. Ко второй четверти XX века религиозный вопрос перерос в политический. В конце-концов реформа календаря частично была отменена. При попытке вернуть новый стиль в 1935 году в Бельцком уезде началось крестьянское восстание. Восстание подавили румынские жандармы, но противостояние между ветвями церкви продолжалось вплоть до 1940 года .

Деятели культуры румынского периода

Освободительное движение

Участники Судебные процессы
  • Процесс бессарабских антифашистов
  • Процесс 500-т
  • Процесс 48-ми
  • Процесс 43-х
  • Процесс 108-ми
  • Процесс 65-ти

Присоединение к СССР

В 1940 году усилились разногласия между королём Каролем II , занимашим пробританскую позицию, и гитлеровской Германией, сторонниками которой была действовавшие в Румынии крайне-правая партия «Железная гвардия » К. Кодряну , с одной стороны, и группа военных под руководством маршала Иона Антонеску с другой.

26 июня 1940 СССР в предъявил Румынии ультиматум с требованием о возвращении Бессарабии, а также передаче Северной Буковины в состав СССР, и Румыния была вынуждена отвести из этих областей свои войска. Спустя два месяца, 30го августа 1940, Кароль II был вынужден признать Венский арбитраж 1940 года , согласно которому Румыния должна была уступить Трансильванию Венгрии . Воспользовавшись возмущением в Румынии, Ион Антонеску отстранил от власти Кароля II, а новым королём был провозглашён Михай I .

В настоящее время Румыния предоставляет гражданство Румынии гражданам Молдавии на основе родственных отношений с лицами родившимися на Румынской территории до 28 июня 1940 года.

См. также

Примечания

Источники

  • История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней = Istoria Republicii Moldova: din cele mai vechi timpuri pină în zilele noastre / Асоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. - изд. 2-е, переработанное и дополненное. - Кишинёв : Elan Poligraf, 2002. - С. 187-201, 219-222. - 360 с. - ISBN 9975-9719-5-4
  • Стати В. История Молдовы. - Кишинёв : Tipografia Centrală, 2002. - С. 307-334, 346-356. - 480 с. - ISBN 9975-9504-1-8
  • Худяков В. В. В цветущих акациях город… Бендеры: люди, события, факты. - Бендеры: Полиграфист, 1999. - С. 121-132. - ISBN 5-88568-090-6
  • Ожог И. А., Шаров И. М. Краткий курс лекций по истории румын . - Кишинёв: 1992 Т. 4.
  • Молдавская Советская Социалистическая Республика. - Кишинёв: Главная редакция Молдавской Советской Энциклопедии, 1979. - С. 110-113, 126-132.
  • История Молдавской ССР. С древнейших времён до наших дней. - Кишинёв: Штиинца, 1982.
  • Кишинёв. Энциклопедия. - Кишинёв: Главная редакция Молдавской Советской Энциклопедии, 1984. - С. 28-31.
  • Гросул Я. С., Мохов Н. А. Молдавская Советская Социалистическая Республика // Большая Советская Энциклопедия . - 1969-1978.