Елисейский дворец: какие полномочия получит новый президент Франции. Выборы президента Франции: система, особенности и интересные факты

Государства? На эти и многие другие вопросы будут даны ответы в статье.

Правительство Франции: общая характеристика

Конституция Франции подразумевает под понятием "правительство" два основных элемента: премьер-министра и министров. Министры объединяются в две группы: Совет министров - под предводительством президента, и кабинет министров - под руководством премьер-министра. И глава правительства Франции, и все остальные министры назначаются непосредственно президентом Франции.

С юридической точки зрения выбор президента ничем не обусловлен и никак не ограничен: он может назначить председателем правительства кого угодно. Однако на практике все происходит несколько иначе. Так, президент выбирает, как правило, лидирующее среди большинства лицо. В противном случае возможны частые противоречия с парламентом: насчет законодательных инициатив, программ и т. д.

Смещение с должности министров также осуществляется президентом. Однако происходит это с согласия премьер-министра.

Об институте парламентской ответственности правительства Франции

Статьи 49 и 50 Конституции Франции вводят специальное положение об институте парламентской ответственности. Что оно собой представляет и как оно относится к правительству? Основной закон страны прописывает, что глава правительства Франции должен своевременно подавать заявление о собственной отставке президенту. Однако происходить это должно лишь в некоторых случаях, среди которых следующие:

Сразу стоит отметить, что отставка французского премьер-министра всегда ведет за собой полную отставку всего Кабинета министров. Допускается как добровольная отставка председателя правительства, так и принудительная.

Весь порядок, описанный выше, является классическим примером и есть институт парламентской ответственности.

Правительство Франции как институт законодательной инициативы

Согласно французской Конституции, правительство является основным институтом, выпускающим подавляющее число законодательных инициатив. В отличие от тех же парламентариев, именно правительство Франции способно выпустить такие законопроекты, которые пройдут все стадии и твердо укрепятся в виде законов.

Оно выпускает два основных типа законопроектов: декреты и ордонансы. Ордонансы представляют собой специальные акты делегированного законодательства. Декреты же носят характер так называемой регламентарной власти: согласно ст. 37 Конституции, вопросы могут носить регламентированный характер, несмотря на то что они не входят в сферу законодательства.

О роли премьер-министра Франции

Премьер-министр Франции является, как уже было сказано выше, председателем правительства. французской Конституции закрепляет его статус и основные полномочия, среди которых:

  • руководство правительством;
  • контроль над национальной обороной (в данном случае премьер несет персональную ответственность);
  • обеспечение исполнения законов;
  • осуществление регламентарной власти;
  • назначение определенных лиц на военные или гражданские должности.

Помимо всего вышеперечисленного, председатель правительства способен принимать различные правовые и нормативные акты. Министры же, в свою очередь, способны эти акты контрассигнировать. Данный процесс закрепляет статья 22 Конституции Франции.

Президент и премьер-министр: схемы взаимоотношений

Как и в Российской Федерации, французский президент и премьер-министр - первое и второе лицо в государстве. Дабы не возникало противоречий или иных проблем, во Франции закреплены две схемы взаимоотношений между этими двумя политическими деятелями. Что представляет собой каждая из схем?

Первая именуется как "де Голль - Дебре". По своей сути она довольно проста. Система предполагает пропрезидентское большинство в Национальном собрании. Более того, премьер-министр и правительство не имеют никакой собственной и независимой политической программа. Вся их деятельность контролируется и парламентом.

Вторая программа называется системой "кохабитации", или схемой "Миттеран-Ширак". Суть этой программы - формирование оппозиционного парламентского большинства. Обязанность президента - выбрать из этого большинства председателя правительства. Вследствие этого образуется крайне интересная система: президент и премьер-министр становятся конкурентами, поскольку имеют, по-сути, две различные программы. Вопросы внутренней политики отходят Совету Министров; внешняя политика регулируется главой государства.

Безусловно, вторая система в несколько раз лучше и эффективнее. Доказательств этому множество, однако можно привести одно и самое важное: умеренная конкуренция и борьба в политических верхах почти всегда ведет к прогрессу.

во Франции: 1944-1946 гг.

Дабы обладать более четким и ясным пониманием того, как работает правительство во Франции, можно привести в пример систему временного правительства, образованную в Четвертой республике.

Создание произошло 30 августа 1944 года. Возглавил орган генерал Шарль де Голль, лидер и координатор движения "Свободная Франция". Удивительная особенность правительства заключалась в том, что в него вошли самые неординарные и непохожие друг на друга группы: социалисты, христианские демократы, коммунисты и многие другие. Была проведена серия различных социально-экономических реформ, благодаря которым уровень жизни в государстве значительно повысился. Стоит упомянуть и про принятие в сентябре 1946 года новой Конституции.

Президент Франции: порядок избрания

Разобравшись с тем, какие существуют полномочия правительства Франции и какой структурой оно обладает, стоит перейти к следующему вопросу, посвященному французскому президенту.

Избирается глава государства на прямых всеобщих выборах. Срок полномочий президента ограничивается пятью годами, при этом одно и то же лицо не способно занимать президентский пост более чем два срока подряд. Кандидату в президенты должно быть как минимум 23 года. Кандидатура должна быть одобрена выборными должностными лицами. Процесс выборов проходит по мажоритарной системе, в 2 этапа. Большинство голосов должен набрать будущий президент Франции. Правительство объявляет выборы и оно же их завершает.

Если президент досрочно прекращает свои полномочия, заместителем становится председатель Сената. Обязанности этого лица несколько ограничены: он не способен, в частности, распускать Национальное собрание, назначать референдум или изменять конституционные положения.

Процесс смещения президента

Высокая Палата Правосудия принимает решение о снятии с президента его полномочий. Закрепляется это в статье 68 французской Конституции. По сути, подобная процедура является импичментом главы государства. Главное основание для смещения президента с его поста - невыполнение своих обязанностей или исполнение, никак не совмещенное с мандатом. Сюда же можно отнести выражение недоверия главе государства, которое способно подавать правительство.

Парламент Франции, вернее, одна из его палат, инициирует создание и смещение Высокой Палаты. При этом другая парламентская палата обязана поддержать решение первой. Происходит все только в том случае, если за инициативу выступили две трети парламентских голосов. Стоит также отметить, что решение Высокой Палаты должно вступать в силу немедленно.

Об иммунитете президента

Еще одна тема, которую обязательно стоит затронуть, - это президентский иммунитет. Что он представляет собой во Франции? Согласно статье 67 Конституции страны, президент освобождается от ответственности за все деяния, совершаемые им на посту. Более того, во время исполнения полномочий глава государства имеет право не являться ни в один из французских судов для дачи каких-либо показаний. Судебное преследование, следственные действия, сбор судебной информации - все это также не должно касаться главы государства во время исполнения им своих полномочий.

Французский президент обладает, помимо всего прочего, иммунитетом от судебного преследования. Однако иммунитет этот временный и может быть приостановлен спустя месяц после сложения президентом своих обязанностей. Стоит также отметить, что иммунитет не распространяется на международный уголовный суд. Французский президент не способен скрываться от вызова в эту инстанцию. Закрепляют это и положения 68 и 532 французской Конституции.

"Личные" полномочия президента Франции

Стоит, наконец, рассказать об основных обязанностях и полномочиях главы французского государства. Все они делятся на две группы: личные и разделяемые. Чем характеризуются личные полномочия?

Они не требуют министерской контрассигнации, а стало быть, президент способен исполнять их самостоятельно и самолично. Вот какие моменты сюда относятся:

  • Президент выступает в качестве арбитра и гаранта. Это относится к назначению референдума, подписанию ордонанса, назначению трех членов Совета и т. д. Во всем этом президенту должен помогать Высший Совет магистратуры.
  • Президент взаимодействует с различными политическими органами и институтами. Парламент, судебные органы (арбитражное, конституционное, мировое), правительство - Франция диктует, что всеми этими органами глава государства обязан постоянно контактировать. В частности, президент должен обращаться с посланиями к парламенту, назначать премьер-министра, созывать Совет Министров и т. д.
  • Глава государства обязан принимать все необходимые действия для предотвращения кризиса. Сюда относится и принятие чрезвычайных полномочий (данное право закрепляет ст. 16 Конституции). Однако президент обязан проводить консультацию с такими органами, как правительство Франции (состав его должен быть полным), парламент, Конституционный Совет и др.

"Разделяемые" полномочия президента Франции

"Разделяемые" президентские полномочия, в отличие от "личных", требуют контрассигнирования со стороны министров. Какие обязанности главы государства здесь можно выделить?

  • Кадровые полномочия, или формирование правительства Франции. Речь, как уже понятно, идет о назначении председателя правительства и министров.
  • Подписание ордонансов и декретов.
  • Созыв внеочередных парламентских сессий.
  • Назначение референдума и контроль над его проведением.
  • Решение вопросов о международных отношениях и обороне.
  • Промульгация (обнародование) законов.
  • Решения о помиловании.
Président de la République Française ; часто сокращается как президент республики , чтобы не путать с председателями (présidents) палат, совета министров и других органов власти) - избираемый французами глава государства .

Общие сведения

Четыре французские республики из пяти имели президентов в качестве глав государства. В каждой редакции французской конституции полномочия президентов, их функции и обязанности, а также их взаимоотношения с французским правительством различались.

Нынешние конституционные атрибуты

Статья 5
Президент республики следит за соблюдением конституции. Своим арбитражем он обеспечивает нормальное функционирование публичных властей, а также преемственности государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров.

Статья 8
Президент республики назначает премьер-министра Франции ; принимает решение о назначении нового премьер-министра после принятия отставки предыдущего правительства . По предложению премьер-министра назначает всех членов правительства.

Статья 9
Президент республики председательствует в Совете министров.

Статья 10
Президент республики промульгирует законы в течение 15 дней, следующих после передачи Правительству окончательно принятого закона. Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей В этом новом обсуждении не может быть отказано.

Статья 11
Президент республики по предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента, которое публикуется в Официальном вестнике, может передать на референдум любой законопроект об организации государственной власти, о реформах, касающихся экономической или социальной политики и публичных служб, им содействующих, или направленный на одобрение ратификации какого-либо договора, который, не вступая в противоречие с конституцией, отразился бы на функционировании институтов. Когда референдум организуется по предложению Правительства, последнее выступает перед каждой палатой с заявлением, которое подлежит последующему обсуждению. Когда законопроект одобрен референдумом, президент республики промульгирует закон в течение 15 дней после объявления результатов голосования.

Статья 12

Президент республики может после консультации с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания. Всеобщие выборы проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 40 дней после роспуска. Национальное собрание собирается по полному праву во второй четверг после выборов. Если это заседание имеет место вне сроков очередной сессии, то сессия открывается по праву на срок - 15 дней. Новый роспуск не может быть осуществлен в течение года, следующего за этими выборами.

Статья 13
Президент республики подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров. Он назначает на гражданские и военные государственные должности. Государственные советники, великий канцлер Почетного легиона, послы, чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры академий, директора центральных ведомств назначаются Советом министров. Органический закон определяет другие должности, назначение на которые проводится Советом министров, а также условия, на основании которых право назначения, принадлежащее президенту Республики, может быть им делегировано для осуществления от его имени.

Статья 14
Президент республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нём

Статья 15
Президент республики является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

Статья 16
Когда институты Республики, независимость нации, целостность её территории оказываются под серьёзной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных публичных органов прекращено, президент республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с премьер-министром, председателями палат, а также Конституционным советом. Он информирует об этом нацию посланием. Эти меры должны быть продиктованы стремлением предоставить в кратчайшие сроки конституционным публичным органам возможность для выполнения их задач. По этому поводу проводятся консультации с Конституционным советом. Парламент собирается по полному праву. Национальное собрание не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных полномочий.

Статья 17
Президент республики осуществляет право помилования.

Статья 18
Президент республики сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах и не подлежат никакому обсуждению. В период между сессиями Парламент специально собирается по этому поводу. Статья 19
Акты президента республики, кроме предусмотренных в статьях 8 (абзац первый), 11, 12, 16, 54, 56 и 61, контрассигнуются премьер-министром и в случае необходимости ответственными министрами

Церемония инаугурации

Иногда наблюдаются незначительные отступления от ритуала. В частности, Н. Саркози после описанной процедуры отправился в Булонский лес , где произнес краткую речь в память о 35 молодых участниках Сопротивления , которые были расстреляны там гитлеровцами в августе 1944 г. в канун парижского восстания.

См. также

Итоги президентских выборов

Напишите отзыв о статье "Президент Франции"

Ссылки

  • (фр.)

Отрывок, характеризующий Президент Франции

Х
Но странное дело, все эти распоряжения, заботы и планы, бывшие вовсе не хуже других, издаваемых в подобных же случаях, не затрогивали сущности дела, а, как стрелки циферблата в часах, отделенного от механизма, вертелись произвольно и бесцельно, не захватывая колес.
В военном отношении, гениальный план кампании, про который Тьер говорит; que son genie n"avait jamais rien imagine de plus profond, de plus habile et de plus admirable [гений его никогда не изобретал ничего более глубокого, более искусного и более удивительного] и относительно которого Тьер, вступая в полемику с г м Феном, доказывает, что составление этого гениального плана должно быть отнесено не к 4 му, а к 15 му октября, план этот никогда не был и не мог быть исполнен, потому что ничего не имел близкого к действительности. Укрепление Кремля, для которого надо было срыть la Mosquee [мечеть] (так Наполеон назвал церковь Василия Блаженного), оказалось совершенно бесполезным. Подведение мин под Кремлем только содействовало исполнению желания императора при выходе из Москвы, чтобы Кремль был взорван, то есть чтобы был побит тот пол, о который убился ребенок. Преследование русской армии, которое так озабочивало Наполеона, представило неслыханное явление. Французские военачальники потеряли шестидесятитысячную русскую армию, и только, по словам Тьера, искусству и, кажется, тоже гениальности Мюрата удалось найти, как булавку, эту шестидесятитысячную русскую армию.
В дипломатическом отношении, все доводы Наполеона о своем великодушии и справедливости, и перед Тутолминым, и перед Яковлевым, озабоченным преимущественно приобретением шинели и повозки, оказались бесполезны: Александр не принял этих послов и не отвечал на их посольство.
В отношении юридическом, после казни мнимых поджигателей сгорела другая половина Москвы.
В отношении административном, учреждение муниципалитета не остановило грабежа и принесло только пользу некоторым лицам, участвовавшим в этом муниципалитете и, под предлогом соблюдения порядка, грабившим Москву или сохранявшим свое от грабежа.
В отношении религиозном, так легко устроенное в Египте дело посредством посещения мечети, здесь не принесло никаких результатов. Два или три священника, найденные в Москве, попробовали исполнить волю Наполеона, но одного из них по щекам прибил французский солдат во время службы, а про другого доносил следующее французский чиновник: «Le pretre, que j"avais decouvert et invite a recommencer a dire la messe, a nettoye et ferme l"eglise. Cette nuit on est venu de nouveau enfoncer les portes, casser les cadenas, dechirer les livres et commettre d"autres desordres». [«Священник, которого я нашел и пригласил начать служить обедню, вычистил и запер церковь. В ту же ночь пришли опять ломать двери и замки, рвать книги и производить другие беспорядки».]
В торговом отношении, на провозглашение трудолюбивым ремесленникам и всем крестьянам не последовало никакого ответа. Трудолюбивых ремесленников не было, а крестьяне ловили тех комиссаров, которые слишком далеко заезжали с этим провозглашением, и убивали их.
В отношении увеселений народа и войска театрами, дело точно так же не удалось. Учрежденные в Кремле и в доме Познякова театры тотчас же закрылись, потому что ограбили актрис и актеров.
Благотворительность и та не принесла желаемых результатов. Фальшивые ассигнации и нефальшивые наполняли Москву и не имели цены. Для французов, собиравших добычу, нужно было только золото. Не только фальшивые ассигнации, которые Наполеон так милостиво раздавал несчастным, не имели цены, но серебро отдавалось ниже своей стоимости за золото.
Но самое поразительное явление недействительности высших распоряжений в то время было старание Наполеона остановить грабежи и восстановить дисциплину.
Вот что доносили чины армии.
«Грабежи продолжаются в городе, несмотря на повеление прекратить их. Порядок еще не восстановлен, и нет ни одного купца, отправляющего торговлю законным образом. Только маркитанты позволяют себе продавать, да и то награбленные вещи».
«La partie de mon arrondissement continue a etre en proie au pillage des soldats du 3 corps, qui, non contents d"arracher aux malheureux refugies dans des souterrains le peu qui leur reste, ont meme la ferocite de les blesser a coups de sabre, comme j"en ai vu plusieurs exemples».
«Rien de nouveau outre que les soldats se permettent de voler et de piller. Le 9 octobre».
«Le vol et le pillage continuent. Il y a une bande de voleurs dans notre district qu"il faudra faire arreter par de fortes gardes. Le 11 octobre».
[«Часть моего округа продолжает подвергаться грабежу солдат 3 го корпуса, которые не довольствуются тем, что отнимают скудное достояние несчастных жителей, попрятавшихся в подвалы, но еще и с жестокостию наносят им раны саблями, как я сам много раз видел».
«Ничего нового, только что солдаты позволяют себе грабить и воровать. 9 октября».
«Воровство и грабеж продолжаются. Существует шайка воров в нашем участке, которую надо будет остановить сильными мерами. 11 октября».]
«Император чрезвычайно недоволен, что, несмотря на строгие повеления остановить грабеж, только и видны отряды гвардейских мародеров, возвращающиеся в Кремль. В старой гвардии беспорядки и грабеж сильнее, нежели когда либо, возобновились вчера, в последнюю ночь и сегодня. С соболезнованием видит император, что отборные солдаты, назначенные охранять его особу, долженствующие подавать пример подчиненности, до такой степени простирают ослушание, что разбивают погреба и магазины, заготовленные для армии. Другие унизились до того, что не слушали часовых и караульных офицеров, ругали их и били».
«Le grand marechal du palais se plaint vivement, – писал губернатор, – que malgre les defenses reiterees, les soldats continuent a faire leurs besoins dans toutes les cours et meme jusque sous les fenetres de l"Empereur».
[«Обер церемониймейстер дворца сильно жалуется на то, что, несмотря на все запрещения, солдаты продолжают ходить на час во всех дворах и даже под окнами императора».]
Войско это, как распущенное стадо, топча под ногами тот корм, который мог бы спасти его от голодной смерти, распадалось и гибло с каждым днем лишнего пребывания в Москве.
Но оно не двигалось.
Оно побежало только тогда, когда его вдруг охватил панический страх, произведенный перехватами обозов по Смоленской дороге и Тарутинским сражением. Это же самое известие о Тарутинском сражении, неожиданно на смотру полученное Наполеоном, вызвало в нем желание наказать русских, как говорит Тьер, и он отдал приказание о выступлении, которого требовало все войско.
Убегая из Москвы, люди этого войска захватили с собой все, что было награблено. Наполеон тоже увозил с собой свой собственный tresor [сокровище]. Увидав обоз, загромождавший армию. Наполеон ужаснулся (как говорит Тьер). Но он, с своей опытностью войны, не велел сжечь всо лишние повозки, как он это сделал с повозками маршала, подходя к Москве, но он посмотрел на эти коляски и кареты, в которых ехали солдаты, и сказал, что это очень хорошо, что экипажи эти употребятся для провианта, больных и раненых.
Положение всего войска было подобно положению раненого животного, чувствующего свою погибель и не знающего, что оно делает. Изучать искусные маневры Наполеона и его войска и его цели со времени вступления в Москву и до уничтожения этого войска – все равно, что изучать значение предсмертных прыжков и судорог смертельно раненного животного. Очень часто раненое животное, заслышав шорох, бросается на выстрел на охотника, бежит вперед, назад и само ускоряет свой конец. То же самое делал Наполеон под давлением всего его войска. Шорох Тарутинского сражения спугнул зверя, и он бросился вперед на выстрел, добежал до охотника, вернулся назад, опять вперед, опять назад и, наконец, как всякий зверь, побежал назад, по самому невыгодному, опасному пути, но по знакомому, старому следу.
Наполеон, представляющийся нам руководителем всего этого движения (как диким представлялась фигура, вырезанная на носу корабля, силою, руководящею корабль), Наполеон во все это время своей деятельности был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит.

6 го октября, рано утром, Пьер вышел из балагана и, вернувшись назад, остановился у двери, играя с длинной, на коротких кривых ножках, лиловой собачонкой, вертевшейся около него. Собачонка эта жила у них в балагане, ночуя с Каратаевым, но иногда ходила куда то в город и опять возвращалась. Она, вероятно, никогда никому не принадлежала, и теперь она была ничья и не имела никакого названия. Французы звали ее Азор, солдат сказочник звал ее Фемгалкой, Каратаев и другие звали ее Серый, иногда Вислый. Непринадлежание ее никому и отсутствие имени и даже породы, даже определенного цвета, казалось, нисколько не затрудняло лиловую собачонку. Пушной хвост панашем твердо и кругло стоял кверху, кривые ноги служили ей так хорошо, что часто она, как бы пренебрегая употреблением всех четырех ног, поднимала грациозно одну заднюю и очень ловко и скоро бежала на трех лапах. Все для нее было предметом удовольствия. То, взвизгивая от радости, она валялась на спине, то грелась на солнце с задумчивым и значительным видом, то резвилась, играя с щепкой или соломинкой.
Одеяние Пьера теперь состояло из грязной продранной рубашки, единственном остатке его прежнего платья, солдатских порток, завязанных для тепла веревочками на щиколках по совету Каратаева, из кафтана и мужицкой шапки. Пьер очень изменился физически в это время. Он не казался уже толст, хотя и имел все тот же вид крупности и силы, наследственной в их породе. Борода и усы обросли нижнюю часть лица; отросшие, спутанные волосы на голове, наполненные вшами, курчавились теперь шапкою. Выражение глаз было твердое, спокойное и оживленно готовое, такое, какого никогда не имел прежде взгляд Пьера. Прежняя его распущенность, выражавшаяся и во взгляде, заменилась теперь энергической, готовой на деятельность и отпор – подобранностью. Ноги его были босые.
Пьер смотрел то вниз по полю, по которому в нынешнее утро разъездились повозки и верховые, то вдаль за реку, то на собачонку, притворявшуюся, что она не на шутку хочет укусить его, то на свои босые ноги, которые он с удовольствием переставлял в различные положения, пошевеливая грязными, толстыми, большими пальцами. И всякий раз, как он взглядывал на свои босые ноги, на лице его пробегала улыбка оживления и самодовольства. Вид этих босых ног напоминал ему все то, что он пережил и понял за это время, и воспоминание это было ему приятно.
Погода уже несколько дней стояла тихая, ясная, с легкими заморозками по утрам – так называемое бабье лето.
В воздухе, на солнце, было тепло, и тепло это с крепительной свежестью утреннего заморозка, еще чувствовавшегося в воздухе, было особенно приятно.
На всем, и на дальних и на ближних предметах, лежал тот волшебно хрустальный блеск, который бывает только в эту пору осени. Вдалеке виднелись Воробьевы горы, с деревнею, церковью и большим белым домом. И оголенные деревья, и песок, и камни, и крыши домов, и зеленый шпиль церкви, и углы дальнего белого дома – все это неестественно отчетливо, тончайшими линиями вырезалось в прозрачном воздухе. Вблизи виднелись знакомые развалины полуобгорелого барского дома, занимаемого французами, с темно зелеными еще кустами сирени, росшими по ограде. И даже этот разваленный и загаженный дом, отталкивающий своим безобразием в пасмурную погоду, теперь, в ярком, неподвижном блеске, казался чем то успокоительно прекрасным.

Выборы президента Франции проходят раз в 5 лет. Новый порядок действует с 1962 года, когда была принята конституция Пятой республики. Этим документом установлено прямое голосование. Президент может переизбираться. Для победы в первом туре необходимо набрать абсолютное большинство голосов. В противном случае два лидера выходят во второй тур голосования.

Как проходят выборы во Франции?

Выборы президента Франции проводятся для всех граждан, достигших 18-летнего возраста. Единственное условие - они должны быть не ограничены в своих гражданских или политических правах.

Претендовать на должность главы государства имеет право гражданин Франции, которому исполнилось 23 года. Для того чтобы зарегистрироваться, ему необходимо собрать 500 подписей выборщиков. К ним относятся члены парламента, генеральных советов, территориальных ассамблей. Причем выборщики должны представлять, как минимум, 30 департаментов или заморских территорий Франции.

В том случае, если в первом туре президента выбрать не удалось, назначается второй. В нем победитель определяется простым большинством голосов.

Объявление выборов

Полномочиями объявить выборы президента Франции обладает парламент. Это делается после истечения 5-летнего срока полномочий действующего главы государства.

Помимо этого, предусмотрены случаи, в которых могут быть объявлены досрочные выборы. Это смерть президента, добровольная отставка главы государства, смещение президента с поста в результате импичмента. Во всех этих случаях до избрания нового высшего должностного лица обязанности президента временно исполняет спикер Сената. При этом он обладает ограниченным перечнем президентских полномочий. Например, не имеет права распускать парламент, предлагать конституционные изменения, устраивать референдумы.

Полномочия президента

Ключевые полномочия, которыми обладает президент Франции, определены соответствующей статьей Конституции. Президент обязан контролировать соблюдение конституции, обеспечивать нормальную работу органов публичной власти. Он является гарантом независимости и целостности территории страны, следит за исполнением международных договоров.

Интересный факт: президент Франции является одновременно одним из князей Андорры. Это карликовое государство, расположенное на границе Франции и Испании. Второй монарх этого княжества - испанский епископ Урхельский.

Полномочия главы государства во Франции можно условно разделить на две категории. Первая - личные полномочия. К ним относятся те, которые не требуют одобрения парламента.

Это назначение референдума, членов конституционного совета, выступление с посланиями к парламенту, использование чрезвычайных полномочий для преодоления кризиса.

Вторая группа - полномочия, для осуществления которых требуется одобрение парламента. Во-первых, это кадровые изменения, в том числе назначение премьер-министра и формирование кабинета министров. Во-вторых, подписание декретов, принятых Советом министров, созыв внеочередных сессий парламента, решение вопросов обороны и международных отношений, право на помилование.

Президентоцентричная модель

Президентоцентричная модель управления Францией, как ее часто называют аналитики, была создана Шарлем до Голлем и его близким соратником Мишелем Дебре.

При такой модели отношения между президентом и спикером парламента строятся строго по формуле, сформулированной самим де Голлем, который не вдавался в детали правительственной работы, а только определял основные направления развития.

Со временем эта модель эволюционировала, в том числе и под влиянием конституционных реформ. Сегодня полномочия распределяются более гибко, политическая ответственность высших органов государственной власти максимально высока.

Выборы 2017 года

Ближайшие выборы президента Франции состоятся в 2017 году. Голосование состоится 23 апреля. Французы будут выбирать президента Пятой республики в 11-й раз. Предыдущий глава государства Франсуа Олланд, руководящий страной с 2012 года, принял решение не баллотироваться на второй срок. После того как истечет срок его полномочий, он завершит политическую карьеру.

Дата выборов президента Франции была определена парламентом. В том случае, если в первом туре не удастся выявить победителя, второй тур состоится 7 мая.

Старт предвыборной кампании

Фактически предвыборная кампания стартовала за три года до голосования. Уже в то время три основные политические партии выдвинули кандидатов, которые и должны вести борьбу. Правда, с тех пор многое изменилось.

От Социалистической партии выдвинули действующего президента Франсуа Олланда. Он заявил о снятии своей кандидатуры в 2016 году.

От республиканцев на роль главного кандидата претендовал Николая Саркози, уже руководивший Францией с 2007 по 2012 годы. Однако на праймериз он проиграл своему соратнику по партии Франсуа Фийону.

От партии "Национальный фронт" решение баллотироваться в президенты высказала Марин Ле Пен. Она продолжает борьбу и сегодня. По ее инициативе были проведены тематические платформы, в рамках которых политики стремились узнать, какие проблемы требуется решить в первую очередь. Обсуждались вопросы, связанные с промышленностью, социальной сферой, молодежной политикой и экологией.

Лидеры президентской кампании

В данный момент уже сформировался список участников, которые пойдут на выборы президента Франции. Кандидаты активно ведут каждый свою кампанию, стремясь заручиться поддержкой как можно большего числа сторонников.

На данный момент необходимые 500 подписей выборщиков собрали 11 кандидатов. Однако большинство специалистов сходится во мнении, что основная борьба развернется между пятью политиками.

Традиционно ожидается, что много французов придут на выборы президента Франции. Прогноз сейчас пытаются делать многие аналитики. Многие из них отдают пальму первенства республиканцу Франсуа Фийону. В начале 2000-х он был министром труда, при Николя Саркози занимал пост премьер-министра. После Жоржа Помпиду он второй спикер парламента по продолжительности пребывания в кресле главы правительства.

У него были хорошие шансы на успех, но в последнее время его президентская кампания связана со скандалами. Недавно журналисты выяснили, что его жена фиктивно была трудоустроена и получала заработанную плату.

Еще один кандидат - лидер партии "Вперед!" Эммануэль Макрон. В прошлом инвестиционный банкир, во французском правительстве занимал пост министра экономики с 2014 года. Ушел в отставку незадолго до официального старта предвыборной кампании. Макрон опубликовал программу "Революция", которая стала бестселлером для рядовых избирателей.

Партию "Национальный фронт" поведет Марин Ле Пен на выборы президента Франции. Рейтинг этого политика традиционно был невысок. Однако в последние годы ее шансы на успех значительно выросли, так как она и ее сторонники предлагают решительные и кардинальные меры, которые могут помочь решить проблему нелегальных мигрантов. Ле Пен - дочь знаменитого французского политика-националиста Жана-Мари Ле Пена, который известен, например, дружбой с лидером российских национал-большевиков Эдуардом Лимоновым.

В 2012 году Марин Ле Пен уже участвовала в президентских выборах. Тогда она получила чуть меньше 18% голосов, заняв третье место, уступив Олланду и Саркози.

Еще один сильный кандидат представлен от социалистической партии. Это Бенуа Амон. Во внутрипартийных праймериз он победил Мануэля Вальса, который считался лидером французских социалистов. Программа Амона построена на защите интересов рабочего класса, гражданских свобод и охране окружающей среды.

Партию "Непокорная Франция" представляет Жан-Люк Меланшон. Он журналист, в начале 2000-х возглавлял министерство профильного образования. В 2012 году он уже баллотировался на пост главы государства. Получил чуть больше 11% голосов, заняв 4 место.

Кандидаты-аутсайдеры

В день, когда состоятся выборы президента Франции, а это будет 23 апреля, на избирательных участках ждут около 80% французов. Именно такая явка была на предыдущих президентских выборах.

Оставшиеся кандидаты кампании вряд ли могут рассчитывать на успех, но каждый из них способен принести сюрприз.

Система выборов президента Франции такова, что в первом туре также примут участие еще 6 претендентов на высший государственный пост. Это Натали Арто из "Рабочей партии", Филипп Путу от партии "Антикапиталисты", Николя Дюпон-Эньян от партии "Поднять Францию", Жак Шеминад от "Солидарности и прогресса", представитель "Национального республиканского союза" Франсуа Асселино и Жан Лассаль - кандидат от "Демократического движения".

Упорная борьба

Когда пройдут выборы президента, во Франции будет выходной - это воскресенье. Так что в голосовании имеют возможность принять участие максимальное количество граждан.

Судя по предвыборной борьбе и прошлому голосованию, борьба ожидается упорная. В 2012 году выбрать президента в первом туре французы не смогли. Тогда действующий на тот момент президент Николя Саркози получил в первом туре 27% голосов, а Франсуа Олланд чуть больше 28,5%.

Во втором туре минимальное преимущество между кандидатами сохранилось. Олланд победил, набрав менее 52% голосов. Саркози набрал почти 48,5%.

Да, сюрпризов немало. И главный из них - историческое поражение социалистов и республиканцев. В течение последних 30 лет они царствовали в политической жизни Франции. В стране существовала огромная прослойка населения, которая всю жизнь традиционно голосовала за социалистов и республиканцев. С их правлением исторически связаны такие имена, как Ф. Миттеран, Ж. Помпиду, Ж. Ширак, то есть люди, которые имели собственный голос не только во Франции, но и во всём мире. При Н. Саркози, а потом и Ф. Олланде этот голос стал лишь эхом брюссельской и вашингтонской политики. Уровень поддержки уходящего президента опустился до 12%. В чём дело?

На падении влияния социалистов во главе с Олландом сказался затянувшийся экономический кризис. Доходов не хватало, чтобы поддерживать традиционную для социалистов сильную социальную политику. Ухудшилось положение пенсионеров. Но главное не это. Главное - безработица, особенно среди молодёжи, перевалившая за 20%. А ведь французская молодёжь - традиционно самая активная часть населения. И вот эта активная часть оказалась без дела, без заработков. Осталась лишь возможность выходить с протестами на улицу. Что она и делала в последние годы.

Часть вины лежит и на предпринимателях. Воспользовавшись тем, что в стране много мигрантов, они стали прибегать к практике замены хорошо оплачиваемых французских работников на дешёвых мигрантов. Экономя при этом ещё и на «социалке». Это привело к тому, что французские трудящиеся, традиционно поддерживавшие левые партии - коммунистов и левых социалистов, перекинулись в лагерь правых националистов, то есть в лагерь Марин Ле Пен . За Марин Ле Пен голосовало и французское фермерство, недовольное политикой Евросоюза, которая привела к тому, что французские фермеры оказались в униженном положении живущих на дотации Брюсселя.

Чьи идеологии?

Есть и ещё одна - более глубинная причина поражения традиционных партий. Это кризис самой партийной системы во Франции и частично в Европе. В последние десятилетия идеология вымывалась из политической жизни Франции. В ходе парламентских и президентских выборов французы стали делать выбор не между идеологиями (социалистической, коммунистической, либеральной, консервативной), а между теми экономическими и социальными программами, которые обеспечивали бы Франции лучшие условия роста и лучшие социальные права.

Всё большее значение приобретала личность. Но и личностями Франция в последние годы обеднела. Этим отчасти и объяснялись успехи Марин Ле Пен. Она, пожалуй, единственная, кто во Франции имел хоть какой-то оттенок харизматичности. Узнаваема, резка в суждениях, «непримирима к врагам», неординарна во внешнеполитических ориентациях. Последнее обстоятельство стало играть во Франции заметную роль, поскольку французы всё громче заявляют о недовольстве чрезмерной ориентацией Парижа на Вашингтон. Позиции Марин Ле Пен все последние годы укреплялись, даже несмотря на то, что против неё яростно выступали почти все французские СМИ. Кроме того, она всё время заявляет, что по самым животрепещущим проблемам должен быть референдум. Макрон же про это не вспоминает. Или народ Франции должен безмолвствовать?

Что же теперь?

Практически все аналитики уверены, что следующим президентом Франции станет Эммануэль Макрон. Уверены и в штаб-квартире ЕС в Брюсселе. Откуда такая уверенность? Разве забыли о том сюрпризе, который весь мир наблюдал недавно в США, где бесспорная фаворитка американской элиты проиграла «ужасному» Трампу . Можно сказать, что во Франции тоже случился сюрприз: ведь «голубчик» Э. Макрон опередил «ужасную» Марин Ле Пен всего на 2%. Почему же при таком минимальном отрыве все делают ставку на Макрона?

Причин несколько. Марин Ле Пен пугает своим национализмом. Если она, став президентом, будет последовательно осуществлять свою антимигрантскую политику (а при твёрдости её характера это возможно), это может выплеснуть на улицы французских городов те миллионы граждан и неграждан, которые за последние десятилетия перебрались сюда из бывших французских колоний, а в последнее время с полыхающего Ближнего Востока. Это, говорят её противники, может посеять хаос. Либеральную элиту и часть «глобализированного» городского населения Франции пугает и угроза французского исхода из Евросоюза.

Победа М. Ле Пен во втором туре маловероятна и потому, что, буквально через несколько часов после того как стали известны предварительные итоги первого тура, большинство партийных лидеров Франции заявили, что во втором туре они поддержат Макрона. Поддержат безусловно и несмотря на межпартийные противоречия, то есть у Макрона, даже если он во втором туре победит с минимальным перевесом голосов, будет возможность создать мощную политическую коалицию. Франция не хотела продолжения политики Олланда, но может её получить. Хотела сильного лидера типа де Голля , а может получить нового Петена .

Пугать французского избирателя возможностью политического хаоса в ходе подготовки ко второму туру будут и СМИ. Поводы есть. В июне во Франции предстоят выборы в Нацсобрание (парламент). В нынешнем собрании у Национального фронта всего 2 места. А союзников для серьёзной парламентской кампании у Марин Ле Пен нет. Даже если Национальный фронт увеличит своё представительство, влиятельной коалиции в Нацсобрании ему создать не удаст-ся.

Кто такой Макрон?

Теперь несколько слов о победителе первого тура и возможном будущем президенте Франции Эммануэле Макроне. Назвать его тёмной лошадкой, конечно же, нельзя. В правительстве президента Ф. Олланда он занимал должность министра экономики. На трибуны не лез. Держался в тени. Личность Макрона неожиданно заиграла после того, как он неожиданно создал новую партию, точнее, движение «Вперёд!», заявив, что он «ни за левых, ни за правых», а за новую Францию. На фоне кризиса старых партий (11% совокупного доверия) движение оказалось востребованным. Французам нравится его молодость (ему 39 лет) и то, что он никак не связан отношениями со старыми элитами. Он либерал, сторонник глобализации и Евросоюза, атлантист, выступающий за сохранение НАТО. В отличие от М. Ле Пен выступает за политику открытых дверей для иммигрантов (возможно, это его будущая ловушка, как в случае с Меркель в Германии). Женат на своей бывшей учительнице, которая старше него на 24 года. В общем «Киндер-сюрприз», в том числе и для России.

Во Франции спустя неделю после второго тура выборов президента прошла инаугурация самого молодого главы государства Эммануэля Макрона. На выборах он опередил свою соперницу — главу «Национального фронта» Марин Ле Пен, набрав 66% голосов избирателей.

Церемония инаугурации во Франции — это отлаженный ритуал, механизм которого выверен до деталей.

Покидающий свой пост президент Франции Франсуа Олланд встретил своего преемника Эммануэля Макрона на ступеньках Елисейского дворца. После этого у них состоялась получасовая беседа, на которой Олланд передал Макрону ядерные коды и важные документы. Затем Макрон проводил Олланда до двери, и тот покинул дворец уже как рядовой гражданин.

Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.

Сама инаугурация началась непосредственно после встречи двух президентов. В Зале торжеств председатель Конституционного совета огласил результаты выборов и официально объявил Макрона новым президентом Франции. Ему вручили цепь Великого магистра ордена Почетного легиона, затем он произнес первую речь в качестве президента. После Макрон устроил смотр республиканской гвардии, прозвучал гимн, а пушки в комплексе Дома Инвалидов произвели 21 торжественный залп.

Новый президент проследовал в автомобиле, сопровождаемый конным эскортом, по Елисейским полям к Триумфальной арке, где возложил цветы к Могиле Неизвестного Солдата.


На церемонии инаугурации в Елисейском дворце присутствовала также жена нового президента Франции Бриджит Макрон и две ее дочери от первого брака Лоранс и Тиффани вместе со своими семьями.


Бриджит Макрон. Фото: Reuters
Младшая дочь Брижит Макрон Тиффани и ее молодой человек Антуан. Фото: Reuters

Свой первый президентский визит Эммануэль Макрон совершит уже в понедельник. Он отправится к канцлеру Германии Ангеле Меркель, как и два его предшественника — Николя Саркози и Франсуа Олланд. Сама Меркель поддерживала кандидатуру Макрона на выборах.