Секреты орфографии - Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Учебный курс секреты орфографии

Как обходились без письма.

Рассказ «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы– символы. Легенда о Тесее.

Заучивание песенок- «напоминалок».

Древние письмена.

Рисуночное письмо. Иероглифы - «священные знаки».

Игра «Угадай символ».

Меня зовут Фонема.

Игра «Наперегонки». Игры с фонемами.

Для всех ли фонем есть буквы.

Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот».

Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тайны фонемы.

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы.

Заучивание песенки- «запоминалки».

Опасные согласные.

Звуки–«волшебники». Согласные в слабой и сильной позиции.

Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?».

На сцене гласные.

Добрый «волшебник».

Игра «Поставь ударение». Игра «Гласные без хлопот».

Фонемы повелевают буквами.

Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Ваши старые знакомые.

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Термин «самоинструк-ция». Правила составления самоинструкции.

Составление самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Строительная работа морфем.

«Строительные блоки» для морфем.

Игра «Образуй слова».

Где хранятся слова.

Копилки слов. Как найти слово в словаре. Лингвистика – наука о языке.

Работа со словарями.

Слова– «родственники».

Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Кто командует корнями.

Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами.

«Пересаженные» корни.

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Непроверяемые гласные. Проверочные слова.

Игра «Словесный мяч». Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.



Работа со словарём. Тренировочные упражнения.


Календарно-тематическое планирование

«Путешествие по стране Слов»

Страна Слов. Первые встречи.

Тайны волшебных слов.

Чудесные превращения слов.

Тайны звуков и букв.

Встреча с Радугой.

Путешествие вглубь веков.

Королевство Ошибок.

Страна Слогов.

Чудеса в стране Слов.

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

Театр близнецов.

Конкурс знатоков.

Клуб весёлых человечков.

Слова – родственники. Почему их так назвали.

Экскурсия в прошлое.

Полёт в будущее.

Следопыты развлекают детей.

Итоговое занятие.

«Секреты орфографии»

Как обходились без письма.

Древние письмена.

Меня зовут Фонема.

Для всех ли фонем есть буквы.

Тайны фонемы.

Опасные согласные.

На сцене гласные.

Фонемы повелевают буквами.

Ваши старые знакомые.

Волшебное средство – «самоинструкция».

Строительная работа морфем.

Где хранятся слова.

Слова – «родственники».

Кто командует корнями.

«Пересаженные» корни.

«Не лезьте за словом в карман!»

Итоговое занятие. Творческий конкурс.

Основные требования к знаниям и умениям:

обучающиеся должны знать:

Что такое слова, словосочетания, предложения, текст;

Основные орфографические и пунктуационные правила;

обучающиеся должны уметь:

Группировать и подбирать слова на определенные правила;

Пересказывать текст;

Объединять слова в группы;

Составлять текст по вопросам учителя;

Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады;

Обозначать на письме интонацию перечисления.

Методическая литература для педагога:

1. Агаркова Н. Г., Бугрименко Е. А., Жедек П. С., Цукерман Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б. Эльконина. Москва,«Просвещение», 1993.

2. Волина В. В. Весёлая грамматика. Москва,«Знание», 1995.

3. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. Москва, «Просвещение», 1991.

4. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург, «АРГО», 1996.

5. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва, «АСТ», 1996.

6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва, «Просвещение», 1991.

7. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк, «БАО», 1997.

8. Журналы: «Начальная школа», «Веселые картинки», «Мурзилка».

9. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва, «Просвещение», 1991.

10. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах.Москва, «ВЛАДОС», 2003.

11. Маршак С. Весёлая азбука. Весёлый счет. Ростов-на-Дону, 1991.

12. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара, «Сам Вен», 1997.

13. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва, «Просвещение», 1991.

14. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! Москва, «Самовар», 1994.

15. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! Москва, «Самовар», 1994.

16. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! Москва, «Самовар», 1995.

17. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва, «Просвещение», 1991.

18. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. Москва, 1988.

Методическая литература для детей:

1. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. Смоленск, «Русич», 2001.

2. Шибаев А.А. Весёлый алфавит. Москва, «АСТ-Пресс», 1999.

3. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва, «Новая школа», 1993.

Вы уже догадались, что в этой книге живут секреты. Обычно секреты хотят, чтобы их хранили в тайне. Но в этой книге особые секреты - "секреты-наоборот». Они только и мечтают, чтобы их открыли.
Чтобы помочь "секретам-наоборот" осуществить заветную мечту, нужно вначале немного узнать о самой книге.
На нашей планете живет много разных народов, и все они общались и общаются друг с другом. Поэтому неудивительно, что некоторые слова из одного языка пере­кочевывают в другой. Так и забрели однажды в наш язык два греческих корня: орфо, что означает "правильно", и графе - "пишу". Соединились эти корни, и полу­чилось слово орфография. В переводе на русский язык оно означает "правописание".
Вот и открыли мы первый секрет: в этой книге "живут" секреты правописания.
Кто-то из вас может подумать: "Очень нужны мне такие секреты! Ведь правила все равно все не одолеешь. И вообще не обязательно быть грамотным". Может быть, действительно, не нужно быть грамотным? Написал кое-как: кому нужно, тот поймет.
Однако представьте себе такую картину.
Вы стоите на пороге ярко освещенного праздничного зала, в котором ваши одно­классники собрались на... бал. Да! На самый настоящий бал, как тот, на котором побывала Золушка.
К этому балу ребята готовились долго, а вам лень было. Но посмотреть на него хоть одним глазком захотелось. И вот вы оказались на пороге праздничного зала в грязной одежде, с запачканными руками и чумазой физиономией. А там все такие нарядные, красивые, веселые!
И вдруг - о ужас! - кто-то схватил вас за руку и вытащил на середину зала. Как вам стало неуютно среди этих веселых и счастливых "принцев" и "принцесс"! Тем более что в глубине души вы знали, что все произошло по вашей вине - из-за лени.
Именно так неуютно чувствует себя среди грамотных людей тот, кто не в ладу с правописанием, кто занимается им кое-как. Он боится написать письмо, записку, заявление. Ему постоянно кажется, что все знают, какой он безграмотный, и вот-вот найдут у него ошибку.

В одном фантастическом романе людей, которые все делают кое-как, называют "коекакерами". Если вам не по душе коекакеры, тогда - в путь.
Учтите: секреты орфографии начнутся не сразу. На этом пути вам не обойтись бея багажа знаний. Часть багажа находится в камере хранения, которая называется "Дорога к письменности" (глава I). Когда вы прочитаете эту главу, у вас уже по­явится небольшой багаж. От главы к главе он будет все расти и расш, а секреты орфографии - открываться все легче н легче. В этом поможет вам н сама книга.
Большинство ваших книг - кннги-рассказчики. Эта книга тоже рассказывает, но она и спрашивает, и дает задания. Есть в ней и ответы, по которым вы сможете проверить свою работу. Проверяйте себя всегда, даже если вам кажется, что вы от­ветили правильно.
С книгой "Секреты орфографии" нужно подружиться, а для этого обязательно выполняйте ее команды. Помогать вам будут рисунки. Некоторые из них пройдут через всю книгу. Например, спортсмен. Вы ведь знаете, что ""во всем нужна сно­ровка, закалка, тренировка". Поэтому, как только увидите этот рисунок, знайте: вас приглашают на тренировку. Наш "спортсмен" напоминает букву Т, с которой начи­нается слово тренировка.
Человек с бородой и усами пришел в книгу из стихотворения детской поэтессы Ренаты Мухи: "Жил человек с бородой и усами, а остальное придумайте сами". Этот человек, похожий на букву Ч, предлагает вам что-то придумать самим.
Есть в книге и "перемены". На них вы узнаете много интересного. На "перемене" светит веселое солнышко.
Вашей дружбе с книгой будут помогать и «песенки- напоминалки", которые мы сочинили для вас вместо Винни-Пуха. Вы, наверное, не забыли "ворчалки", "пыхтелки" и "сопелки" героя сказки А. Милна "Винни-Пух и все-все-вссе.
Теперь в ваших чемоданах есть все самое необходимое, чтобы отправиться в пу­тешествие по этой книге.
Итак, вперед, на поиски секретов орфографии!

Никому из вас не придёт в голову написать «медвед» или «смотрет»…
(стр. 75)
В книге отсутствуют стр. 31 и 111 (так было в найденных сканах). Я вставил на их место пустые страницы для сохранения нумерации.

Аннотация:
Авторы книги в занимательной, доступной для учащихся форме рассказывают об основных орфографических правилах русского языка. Рассказ сопровождается заданиями с кличами (ответами), играми, красочными иллюстрациями. Поэтому книга может быть использована как учебная и на уроке, и во внеклассной работе.

Прочитав первую часть этой книги, вы узнаете, как возникла письменность, что обозначается в русском языке буквами;
раскроете "секреты" правописания: безударных гласных, сомнительных и непроизносимых согласных, ъ и ь ;
гласных после шипящих, ы и и после ц ; научитесь составлять инструкции к орфографическим правилам;
узнаете, как надо тренировать различные виды памяти.

Прочитав вторую часть этой книги, вы узнаете, что есть орфографические правила, которые трудно применить, если не умеешь быстро находить приставку, корень, суффикс, окончание;
научитесь правильно подбирать родственные слова;
раскроете «секреты» правописания: приставок, корней с чередующимися гласными;
поупражняетесь в правописании слов, которые не подчиняются правилам.

От себя:
Читая эту книгу, в очередной раз удивляешься нелогичности русской орфографии (да и многих других элементов языка). В противоположность, скажем, тюркским языкам или ивриту.
Представляю, каково иностранцам, изучающим наш язык… Я-то эти многочисленные правила никогда не учил, а воспринимал интуитивно, читая книги; и всегда знал, как правильно писать. Но некоторым изучение выведенных знатоками правил помогает избежать ошибок. И вот тут-то эта книга имеет огромное преимущество над сухим школьным учебником: она написана увлекательно !

Про эту книгу

ГЛАВА I. Дорога к письменности
Как обходились без письма?
Древние письмена

ГЛАВА II. Кто-кто в алфавите живёт?
Как возникла наша письменность?
Меня зовут фонема
Для всех ли фонем есть буквы?

ГЛАВА III. В путь за «главным» принципом
«Ошибкоопасные» места
Тайна фонемы
Опасные согласные
На сцене гласные
Выходим на «главное» правило

ГЛАВА IV. «Фонемные» и «нефонемные» правила
«Фонемы повелевают буквами»
Когда ь пишется, а когда не пишется?
Ваши старые знакомые
Правило о непроизносимых согласных - «фонемное»!
«Нефонемное» правило

ГЛАВА V. Kак «оседлатъ» правило?
Волшебное средство - «самоинструкция»
Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам

ГЛАВА VI. Память и грамотность

ГЛАВА VII. Из чего строятся слова?
Строительная работа морфем
Где же хранятся слова?

ГЛАВА VIII. Приставки-труженицы
Поговорим о всех приставках сразу
Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа)
Нарушители главного правила (приставки второй группы)
Самые трудные! (Приставки третьей группы)
Что может означать приставка при-?
Что может означать приставка пре-?
Тренируемся на все вместе

ГЛАВА IX. Смотри в корень!
Слова-«родственники»
Кто командует корнями?
Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!»
«Пересаженные» корни

Маленький «загадочный» театр

Послесловие

Техническая информация

Почему три ссылки?
Сделать полностью приемлемое качество в пределах нормального размера мне не удалось, несмотря на большие усилия. Эта задача оказалось очень сложной из-за того, что (1) найденные Shapokljak исходные файлы (в формате jpeg) были очень низкого разрешения (100–120 dpi), и (2) книга цветная.
Наилучшее соотношение качество/размер дал djvu в режиме Normal, но многие буквы и особенно картинки при этом раскляксились.
Пришлось отыскивать наиболее пострадавшие страницы и часть из них дополнительно корректировать, а часть - заменять на Photo-сжатие.
После замены примерно трети страниц 6 MB файл вырос до 15 MB.
В 10 MB файле просто меньшая доля страниц заменена, и соответственно, больше клякс.
Третья ссылка - это RAR-архив исправленных сканов (о процессе реставрации - ниже), пережатых в jpeg/gif без заметных потерь. Это максимальное достижимое качество при данном качестве исходников.
Обратите внимание: расширение имени архива - CBR .
Немного информации для тех, кому незнаком этот формат:
Это на самом деле обычный rar-архив. Так что вполне можно открывать его RAR-ом или WinRAR-ом и распаковывать.
Смена расширения хороша вот чем:
Вы можете установить просмотровщик для таких архивов (CBR, CBZ) и держать архив нераспакованным, тем самым избавляясь от потерь, связанных с кластеризацей файловой системы. В то же время читать такой файл просмотровщиком можно сразу, без распаковки, как привычные pdf и djvu.
Поскольку эта публикация - не первый случай, когда попытка сохранить хорошее качество в pdf или djvu приводит к увеличению размера по сравнению с исходным jpeg-ом, такой вариант бывает очень удобным.
Спасибо ElviraD, из чьей публикации я взял просмотровщик CDisplay.
Небольшая часть файлов внутри архива не в JPEG, а в GIF формате. Критерий прост: после автоматического преобразования их TIFF в JPEG и в GIF (с помощью бесплатной программы IrfanView), для каждой страницы был автоматически выбран меньший по размеру файл.

Техническая информация - подробнее (только для тех, кто сканирует и обрабатывает сканы - обмен опытом)
Если есть идеи, что ещё можно было бы сделать - пишите!

Процесс реставрации jpeg-сканов сверхнизкого разрешения:

1. Увеличил разрешение ровно в два раза, потом инструментом Levels подрезал гистограмму с обоих концов (чёрный край - чтобы серые буквы стали чёрными, а белый край - чтобы убрать светло-серое JPEG-размытие вокруг букв. После этого увеличил резкость и сохранил как TIFF. Всё это в автоматическом режиме (Photoshop actions) повторил для всех страниц.

2. Отделил (вручную, в ACDSee) чисто чёрно-белые страницы (штук 20), и их обработал отдельно (автоматом): отбросил все каналы, кроме синего, и увеличил контраст (Levels).

3. Выяснилось, что сканы, мало того что зверски уменьшены, так ещё и коэффициент уменьшения неодинаков для разных страниц: их сначала «тримнули» (убрали белые поля), а потом оставшееся поле переразмерили так, чтобы высота равнялась 800 точкам. В итоге ширина и размер букв, естественно, скачут в широких пределах (более чем вдвое). Пришлось сделать action, который после запроса на подтверждение будет приводить размеры к 1280×1600 без маштабирования (чтобы меньше были потери качества), а 15–20 страниц с значительным отклонением затем переразмеривать вручную (уже с маштабированием).

4. Выяснилось, что на некоторых страницах буквы особенно светлые, так что небольшого подрезания гистограммы слева в п.1 для них оказалось недостаточно. Из-за этого буквы на этих страницах сильно кляксовались. Пришлось эти страницы отыскивать вручную, и вручную же выделять области текста, чтобы применить Levels только к серому тексту, но не к рисункам.

5. На часть страниц блоки текста с цветным фоном были настолько тёмными, что трудно читались. Пришлось обрабатывать их наполовину вручную по такой схеме: выделить блок(и); выбрать наиболее чистый канал; преобразовать в Graysale, копировать, отменить преобразование, вставить; инструментом Levels подрезать гистограмму, чтобы убрать грязь; инструментом Levels изменить фон с белого на цветной.

Такая процедура занимает от 1 до 4 минут на страницу, и обрабатывать так всю книгу - куча времени, так что я обработал только треть самых повреждённых страниц.

6. Кодировал всё это в djvu в режиме Normal. Получился 6 MB файл.

7. Просмотрел каждую страницу и заменил наиболее повредившиеся при кодировании (штук тридцать) на соответствующие tiff-ы, и сохранил результат в режиме Photo. Размер вырос до 9,5 MB. Если бы я всю книгу сжимал в режиме Photo, размер был бы 50 MB, качество существеннно выше, а работы - на три часа меньше (без самого трудоёмкого р.4).

(8). Поэкспериментировал также с PDF - результаты отвратительные. При сохранении качества получается огромный файл (значительно больше 50 MB); при сохранении размера (50 MB) качество заметно хуже; а при уменьшении размера до 17 MB качество ужасное - гораздо хуже, чем у djvu.
djvu же, если сжимать целиком в фотокачестве, даёт те же 50 MB почти без потерь, но всё же немножко хуже, чем выложенный архив в jpeg.

Другая литература по орфографии:
Новый орфографический словарь-справочник русского языка
Розенталь. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы
Розенталь. Справочники по правописанию
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник
Современный русский язык. Учебник
8
Не менее близко к теме книги, хоть и не об орфографии:
Л.В. Успенский. Слово о словах. Замечательная книга!

ПРО ЭТУ КНИГУ

Вы уже догадались, что в этой книге живут секреты. Обычно секреты хотят, чтобы их хранили в тайне. Но в этой книге особые секреты - "секреты-наоборот". Они только и мечтают, чтобы их открыли.
Чтобы помочь "секретам-наоборот" осуществить заветную мечту, нужно вначале немного узнать о самой книге.
На нашей планете живет много разных народов, и все они общались и общаются друг с другом. Поэтому неудивительно, что некоторые слова из одного языка перекочевывают в другой. Так и забрели однажды в наш язык два греческих корня: арфо, что означает "правильно", и графо - "пишу". Соединились эти корни, и получилось слово орфография. В переводе на русский язык оно означает "правописание".
Вот и открыли мы первый секрет:
в этой книге "живут" секреты правописания.
Кто-то из вас может подумать: "Очень нужны мне такие секреты! Ведь правила все равно все не одолеешь. И вообще не обязательно быть грамотным". Может быть, действительно, не нужно быть грамотным? Написал кое-как: кому нужно, тот поймет.
Однако представьте себе такую картину.
Вы стоите на пороге ярко освещенного праздничного зала, в котором ваши одноклассники собрались на... бал. Да! На самый настоящий бал, как тот, на котором побывала Золушка.
К этому балу ребята готовились долго, а вам лень было. Но посмотреть на него хоть одним глазком захотелось. И вот вы оказались на пороге праздничного зала в грязной одежде, с запачканными руками и чумазой физиономией. А там все такие нарядные, красивые, веселые!
И вдруг - о ужас! - кто-то схватил вас за руку и вытащил на середину зала. Как вам стало неуютно среди этих веселых и счастливых "принцев" и "принцесс"! Тем более что в глубине души вы знали, что все произошло по вашей вине - из-за леин.
Именно так неуютно чувствует себя среди грамотных людей тот, кто не в ладу с правописанием, кто занимается им кое-как. Он боится написать письмо, записку, заявление. Ему постоянно кажется, что все знают, какой он безграмотный, и вот-вот найдут у него ошибку.

Прочитав первую часть этой книги, вы узнаете, как возникла письменность, что обозначается в русском языке буквами; раскроете "секреты" правописания: безударных гласных, сомнительных и непроизносимых согласных, ъ и ь; гласных после шипящих, ы и и после ц; научитесь составлять инструкции к орфографическим правилам; узнаете, как надо тренировать различные виды памяти.
Прочитав вторую часть этой книги, вы узнаете, что есть орфографические правила, которые трудно применить, если не умеешь быстро находить приставку, корень, суффикс, окончание; научитесь правильно подбирать родственные слова;
раскроете «секреты» правописания: приставок, корней с чередующимися гласными;
поупражняетесь в правописании слов, которые не подчиняются правилам.

Пояснительная записка

Базовый курс «Русского языка» в 8 классе дополнен в учебном плане школы вариативным предметным курсом «Секреты орфографии», цель которого – расширить возможности личностного развития учащихся в области языковой культуры. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и на занятиях курса «Секреты орфографии».

Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят занятия на курсе «Секреты орфографии».

Цели курса:

    создать условия для развития и совершенствования коммуникативной, языковой и культурологической компетенций учащихся через систематизацию и углубление материала по орфографии, наиболее трудным ее темам, что будет способствовать развитию познавательной активности, формированию положительной мотивации к изучению русского языка, воспитанию бережного отношения и любви к нему и носителю языка – великому русскому народу.

    совершенствовать общую культуру учащихся, расширение их кругозора, знаний о родном языке:

    способствовать формированию орфографической зоркости при изучении различных разделов русского языка:

    развивать лингвистические способности учащихся и их познавательную активность;

    способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся;

Занятия позволяют развивать у учащихся интерес к изучению предмета, воспитывать любовь к родному языку. Подобранный занимательный и справочный материал поможет структурировать знания, более успешно освоить основную программу по русскому языку, развить логическое мышление учащихся.

В освоении данного курса основные формы организации работы учащихся должны носить деятельностный и практический характер, что позволит совершенствовать как учебные, так и общеучебные умения учащихся (орфографический разбор, работа со справочной литературой, подготовка сообщения, доклада, умение аргументировать свой ответ и т.д.).

Методы и формы обучения различны: рефлексивные анкеты, ролевые игры, лекции, беседы, практикумы, творческие задания, конкурсы, решение ребусов, загадок, наблюдение за языковыми явлениями, работа с различными словарями,

Зачеты по курсу : занятия №32-34.Выпуск «Занимательного журнала». Составление страниц занимательных упражнений по изученным темам. Подведем итоги. Маленький «загадочный» театр.

Разнообразные формы занятий помогают учащимся максимально раскрыть свои творческие способности, развивают смекалку, любознательность, гибкость ума, способствуют расширению их кругозора, повышению эрудиции, стремлению к самообразованию, направлены на развитие лидерских качеств.

Приемы работы:

    игры на языковом материале, тестирование,

    изготовление дидактического материала,

    составление задач для занимательной грамматики, кроссвордов, загадок, шарад, тестов,

    вопросы занимательной грамматики,

    краткие увлекательные рассказы учителя о жизни языка,

    сообщения самих учеников о наблюдениях над языковыми явлениями,

    знакомство с работой над языком наших писателей,

    сообщения на основании прочтения указанных материалов по отдельным вопросам языка,

    знакомство с научной лабораторией языковеда, техникой и методикой лингвистического анализа.

Данный курс актуален, т.к. современному обществу необходим мобильный человек, говорящий и пишущий грамотно; практическая значимость курса объясняется и подготовкой учащихся к сдаче экзамена по русскому языку за курс основной школы в новой форме (ГИА).

Прогнозируемые результаты

К концу 8 класса учащиеся должны:

    в совершенстве владеть приемами самопроверки;

    уметь выделять орфограммы и правильно писать слова в соответствии с правилами русской орфографии; находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-7 классах слова с непроверяемыми написаниями;

    владеть орфографическими знаниями в соответствии с курсом основных и дополнительных заданий и применять их на практике.

    Участвовать в исследовательской деятельности, олимпиадах различного уровня;

Конец формы

Курс рассчитан на 1час в неделю (34 часа за год).

Тематическое планирование

Тема

Кол-во

Часов

Форма занятия

Виды контроля

5,6

7,8

9,10

11,

14,

23,

25, 26

27,

29,

32,

Введение в проблематику курса. Открываем секреты. Этимологический подход к анализу трудных вопросов орфографии .

Как возникла наша письменность. «Ошибкоопасные» места.

Из чего строятся слова? Строительная работа морфем.

Где же хранятся слова? (Словари).

Смотри в корень. Слова - «родственники». Секреты родственных слов.

Кто «командует» корнями? Орфограммы с «девчачьим» именем. (Буквы е-и в корнях с чередованием).

Суффикс а продолжает командовать. Что правда, что ложь –кас –кос- и -лаг –лож-.

Командует ударение. Чередование в корнях –зар- зор-, -гар-гор-.

Командуют согласные звуки. Чередование в корнях –раст(ращ), -рос-, -скач-скоч-.

Командует смысл (-равн-ровн-, -мак – мок-)..

«Пересаженные» корни. (Иноязычные корни).

П Приставки-труженицы. Поговорим о всех приставках сразу.

П Приставки, которые пишутся всегда одинаково. Коварная приставка с.

« Нарушители» главного правила. Приставки на –з и -с.

П Приставки пре и при.Что может означать приставка при-? Что может означать приставка пре-?

П Иноязычные морфемы (архи-, пан-, квази- анти-, инфра-, экс­тра-, контр-, псевдо -) в качестве приставок.

«Тренируемся все вместе» (различение приставок).

К Как морфология порядок навела? Большая роль- большая буква

П Падеж и склонение знать -правильно писать. Сложные случаи правописания имён существительных

Очень познавательное имя прилагательное. Надо знать, где одну-две н писать.

Здравствуй, дядюшка глагол. О спряжении глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Привет, причастие. Выбираем гласную в суффиксах причастий. Эта коварная частица не . Надо знать, где одну-две н писать

Выпуск «Занимательного журнала». Составление страниц занимательных упражнений по изученным темам.

Подведем итоги. Маленький «загадочный» театр.

Лекция с элементами беседы (решение задач, работа с этимологическим словарем)

Практикум, решение задач

Беседа, практикум(решение ребусов)

Путешествие по словарям

Практикум Составление родовых гнезд

Орфографический анализ текста

практикум

Практикум

Работа с текстом в группах

Изготовление памяток «Как не ошибиться в написании безударных гласных в корне слова».

Презентация слов-иностранцев

Алгоритм определения принадлежности приставок к той или иной группе.

Отработка алгоритма

Путешествие в сказку (исследование текста)

Составление проекта

Конструирование текста

Практическая работа.

практикум

решение занимательных задач

работа с текстом, практикум

работа в группах

Практикум,

алгоритм

Зачетная работа

Зачетное занятие.

Круглый стол

Рефлексивная анкета

Подбор примеров (словарная диктовка)

Презентация словарей

Презентация словарей

Словарная диктовка(омонимичные корни)

Иллюстрирование правила

Составление текста-иллюстрации

Сочинение сказки

Подбор текста

Оформление памятки

Презентация, сообщение.

Оформление стенда

Анализ текста

Анализ текста

Защита проекта

Сочинение»Как подружиться со словами-иностранцами"

Презентация

сообщение

Составление страниц занимательных упражнений

Словарная диктовка

Выпуск «Занимательного журнала».

Тест, коррекция знаний

Защита проекта.

Кодекс грамотной речи (конкурс),анкета

4. Методическое обеспечение

1. 1, Арсирий А.Т., Дмитриева Г.Д. Материалы по занимательной грамматике.

2. 2. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. Москва: Айриспресс, 2001.

3. 3. Волина В. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова. Екатеринбург: ТОО «Издательство АРГО», 1996.

4. 4. Гранник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии. Москва: Просвещение, 1991.

8. 4. Различные виды словарей.