Своими руками сделать из рогов архара. Выделка роговых изделий. Как обработать рог быка для сосуда в домашних условиях

Обработка рога

Современное декоративное панно, выполненное из рога и металла.

Рог - это костный стержень, покрытый роговым чехлом, который растет вместе с костным стержнем от основания рога, с годами покрываясь новыми слоями рогового вещества. Этим объясняется его слоистая структура. Довольно тонкий у основания, роговой чехол постепенно утолщается, образуя на вершине очень плотный монолитный конец.

Строение рогового чехла: 1 - выпуклая часть; 2 - полость рогового чехла (раструб); 3 - вогнутая часть; 4 - монолитный конец.

Роговой чехол, из которого удален костный стержень, мастера обычно называют просто рогом. Его используют для изделий, которые можно условно разделить на две группы.

К первой относятся такие изделия, в которых в основном используется природная форма рога. Скульптура, в которой художники, используя естественную форму и рисунок рога, создают небольшие фигурки птиц и зверей, возникла сравнительно недавно, а в древности из целого рога мастера чаще всего изготовляли утилитарные предметы: совки, черпаки, пороховницы, кубки. Во многих областях России пастухи издревле применяли рог для изготовления раструба жалейки. В Белоруссии и Польше рог шел на раструбы волынки. У народов Кавказа коровий рог служил основой традиционных кубков. Его применяли в сочетании с латунью и серебром. Древнюю традицию поддерживают современные мастера.

Ко второй группе относятся предметы, сделанные из распрямленных пластин рога: гребни, пуговицы, лотки, туалетные коробочки, женские украшения.

Изделия из рога: анималистическая скульптура, коробочка, жалейки, кубки, брошь, совок и пуговицы.

Коровий рог хорошо режется (в распаренном виде даже ножницами), гнется, прессуется, полируется и окрашивается. Его можно отделывать инкрустацией, гравировкой, ажурной резьбой, насечкой. Более подробно об этих технологиях будет рассказано в следующих статьях нашей энциклопедии.

Рисунок рога разнообразен, он имеет мягкие, приглушенные цвета с постепенным переходом от черного к почти белому. Роговая масса полупрозрачна, и слои рога, просвечивая, придают ему неповторимое своеобразие.

Несколько слов об инструментах, необходимых для обработки рога.

1 - инструменты: тесло, шаберы, фигурные цикли, пресс для выпрямления мелких пластин рога.
2 - изготовление тряпичного диска.

Распиливают рог на пластины обычной столярной пилой. Для черновой обработки применяют тесло или косарь, а для выравнивания пластин - небольшой рубанок и рашпили. Для выпрямления пластин используют прессы, струбцины и зажимы. Шабером, циклями и кусочками битого стекла шлифуют поверхность рога перед полированием. Шаберы различных сечений легко изготовить из напильников и надфилей, сточив с них насечку. Для шлифования поверхностей, имеющих сложную кривизну, применяют фигурные цикли. Окончательную шлифовку и полировку производят специальными пастами вручную или на шлифовальных дисках. Круги для шлифовального диска можно вырезать из голенищ старых валенок. Диаметр диска может быть от 15 до 30 см, а толщина - 3-4 см. Войлочные круги склейте клеем БФ-6 и высушите под прессом. Проделав в центре готового диска отверстие, укрепите его на валу точильного станка вместо абразивного камня. Можно укрепить диск гайками с шайбами на металлическом стержне с резьбой, а сам стержень зажать в патроне сверлильного станка.

Кроме войлочного, нужен еще и матерчатый диск - на нем полируют детали, имеющие сложную конфигурацию: благодаря своей гибкости он способен полировать самые труднодоступные углубления. Кроме того, матерчатым кругом снимают лишнюю пасту после полирования на войлочном круге. Чтобы изготовить такой диск, вырежьте из обрезков сукна или хлопчатобумажной ткани несколько десятков одинаковых кругов. Сложив вместе столько кругов, сколько возьмет машинка, сшейте их. Отступив от края на 3-4 см, сначала прошейте по окружности, а затем по спирали, постепенно приближаясь к центру. Сшитые круги последовательно склейте друг с другом. Клей наносите узкой полоской, идущей вдоль края на расстоянии 3-4 см от него. Тряпичный круг, как и войлочный, укрепляется на валу точильного станка.

Удалить костный стержень из рогового чехла можно двумя способами - вымочить рог в воде (на это уйдет две-три недели) или выварить в течение нескольких часов. После вымачивания или вываривания легкими ударами костным стержнем о деревянную колоду снимите с него роговой чехол. Затем проварите роговой чехол в воде, добавив в нее немного питьевой соды. После этого тщательно вычистите рог изнутри деревянной лопаткой и обрежьте ножницами тонкие неровные края раструба.

Обычно рог имеет серый налет, который мешает рассмотреть естественный рисунок. Чтобы проявить рисунок, обработайте рог вчерне шабером или циклей. Учитывая форму рога, пропорции и рисунок, определите, для каких целей можно применить заготовку. Случается, в иной заготовке отчетливо угадывается образ какого-нибудь животного. Не только форма, но и расположение цветовых пятен рисунка подчеркивают сходство. Редкий мастер удержится, чтобы не выполнить из такого рога анималистическую скульптуру. Монолитный конец рога дает возможность наносить на него глубокие порезки. Обычно из монолитной части вырезают морду животного. Причем вырезают осторожно, чтобы не нарушить целостности, которая присуща анималистической скульптуре из рога. Часто бывает достаточно слегка наметить глаза и нос - и сразу можно узнать, к примеру, медведя, муравьеда или барсука. Порой достигают выразительности добавлением нескольких мелких, но характерных деталей. Скажем, белые клыки из кости превращают рог в забавного моржа.

Существует и более трудоемкий способ создания анималистической скульптуры - наборный, когда фигурка склеивается из отдельных деталей. Работать над наборной скульптурой можно только после освоения многих технических приемов обработки рога.

Прежде всего необходимо уметь распрямлять и гнуть пластинки рога. Зажав монолитную часть в тисках, распилите рог на кольца или пластинки. Оставшийся монолитный конец может быть потом использован для мелких резных и токарных работ. Кольца и пластинки кипятите в воде до тех пор, пока они не станут мягкими. Слегка дав рогу остыть, распрямите кольцо или пластинку руками и зажмите в прессе между двумя медными полированными плитами, предварительно подогретыми. Чтобы заготовки рога не треснули, винт пресса нужно вращать медленно. После высыхания прямо в прессе заготовки надежно сохраняют полученную форму.

Есть и другой способ выпрямления рога - его применяют, когда нужно распрямить целый рог. Отпилите монолитный конец и разрежьте раструб вдоль выпуклой части. Возьмите рог металлическими щипцами, углубите в муфельную печь и держите на весу. Перед этим обязательно наденьте огнезащитные рукавицы. В зависимости от температуры в муфельной печи рог будет развертываться быстрее или медленнее. Как только он развернется совсем, не давая остыть, зажмите в прессе между двумя медными плитами. После полного остывания рог можно вынимать из-под пресса.

Из распрямленных роговых пластинок толщиной не более 5 мм можно изготовить декоративные лотки, коробочки, а также детали наборной скульптуры способом прессования. Из березового, дубового или букового бруска изготовьте матрицу и пуансон. В матрице вырежьте полукруглыми стамесками углубление, соответствующее форме изделия. В пуансоне эта же форма должна быть выпуклой, но с таким расчетом, чтобы при соединении пуансона и матрицы между ними оставался зазор, равный толщине пластинки.

Перед прессованием роговую пластинку прострогайте рубанком, следя за тем, чтобы толщина ее была одинаковой на всех участках. Затем окончательно обработайте пластинку рубанком, отшлифуйте и отполируйте. Нагретую в муфельной печи пластинку нужно сразу же прессовать, осторожно, без резких движений вдавливая ее пуансоном в матрицу под прессом. После полного остывания изделие или деталь выньте из-под пресса.

При работе с рогом часто возникает необходимость согнуть некоторые детали под определенным углом. Крупные детали можно согнуть, нагревая их над электрической или газовой плитой, а мелкие - над пламенем свечи. Нужно следить за тем, чтобы пламя не касалось рога. После размягчения пластинку согните как нужно и дайте остыть в этом положении. Крупные детали гните в рукавицах.

Ювелирные изделия, декоративные панно и другие вещи, имеющие темную однородную окраску, в некоторых случаях можно инкрустировать металлической проволокой. По контуру процарапанного тонкой иглой рисунка просверлите отверстия, соответствующие диаметру проволоки. Проволоку можно взять латунную, медную или алюминиевую. Смазав конец проволоки клеем БФ-2, вставьте ее в отверстие и обрежьте кусачками заподлицо. Таким же образом заполните все остальные отверстия рисунка. После высыхания клея концы проволоки сточите напильником, затем отшлифуйте наждачной бумагой и отполируйте.

Крупную деталь или целый рог можно довольно хорошо отшлифовать шабером или кусочками стекла. Шлифовать нужно все время вдоль направления волокон. Проверить качество шлифовки можно на глаз, поместив рог так, чтобы на него падал боковой свет, хорошо выявляющий мельчайшие царапины. При шлифовании снимаются мельчайшие стружки. На последней стадии шлифовки, чтобы снимаемые стружки были как можно тоньше, обрабатывайте рог очень легкими прикосновениями инструмента.

Детали, имеющие сложную поверхность, шлифуйте подходящими по размерам и форме циклями. Но чтобы удалить очень мелкие царапины, которые трудно заметить невооруженным глазом, отшлифуйте поверхность еще и пемзовой пастой. Размолотую и просеянную пемзу разведите в широкой посудине водой до густоты сметаны. Затем смочите края тряпичного диска и нанесите на него пасту деревянной лопаточкой. Поверхность рога тоже покройте слоем пасты с помощью щетинной кисти. Включив станок, начинайте шлифовать, осторожно прижимая рог к диску. Шлифовку можно считать законченной после полного удаления пасты с поверхности рога. Закончив шлифовку, протрите рог чистой тряпкой и высушите.

Полируют рог на войлочном кругу с пастой ГОИ . Паста наносится на круг во время его вращения. При полировании не следует сильно прижимать предмет к диску - от сильного трения на роге могут возникнуть оплывы. После того как на выпуклых и других доступных участках возникнет интенсивный блеск, а углубленные места, забитые пастой, уже не прополировываются, продолжите полирование на чистом тряпичном диске - оставшаяся в углублениях паста удалится, одновременно отполируются углубленные места.

Полировать можно и вручную куском войлока, но это займет значительно больше времени.

Для многих поделок полировка - заключительная стадия работы. Но если изделие состоит из отдельных деталей, работа завершается только после склеивания. Все детали нужно отшлифовать и отполировать до склеивания.

В наборной скульптуре детали склеивают рыбьим клеем или клеем БФ-2. Пластины рыбьего клея размельчите и залейте водой. Примерно через пять часов, когда клей окончательно разбухнет, распустите его в клееварке . Предназначенные для склеивания места зачистите наждачной бумагой, смажьте тонким слоем клея, приложите друг к другу и накрепко свяжите прочными нитками. В некоторых случаях детали можно склеить под прессом или стянув струбцинами. Окончательно рыбий клей высыхает примерно через 5-6 часов.

Некоторые детали из рога по желанию можно окрасить в более темный цвет. Красивую окраску с серебристым лоском дает водный раствор азотнокислого серебра. Азотнокислое серебро, больше известное под названием ляписа, можно купить в аптеке. Тон окраски будет зависеть от концентрации раствора. Погрузите пластинку в раствор и выньте из него, как только она станет бурой. Затем опустите ее в стеклянную посуду с чистой водой и поставьте на свет, лучше на солнце. Пластинку нужно вынуть из воды, как только она приобретает желаемую окраску. Просушенную пластинку натрите куском замши до появления мягкого серебристого блеска.

М. ЗАСЛАВСКИЙ, руководитель группы экспериментальной таксидермии Зоологического музея АН СССР

"Охота и охотничье хозяйство" № 1 1980

Из добытого на охоте животного можно приготовить трофеи, пригодные как для экспонирования на охотничьих выставках, так и для расположения в интерьере. Мне бы хотелось предложить ряд охотничьих предметов, наиболее легко приготовляемых в домашних условиях.

Черепа копытных (оленя, лося, косули) и хищников (волка, медведя, рыси) - ценные охотничьи трофеи, украшающие уголок охотника и выставляемые для оценки на охотничьих выставках. Для изготовления трофея череп прежде всего должен быть целым, без видимых дефектов. С черепа снимают шкуру, срезают мускулатуру, удаляют глазные яблоки и язык, отделяют нижнюю челюсть, через затылочное отверстие извлекают мозг, а его остатки и мозговую пленку вымывают сильной струей воды. Для удаления крови череп вымачивают 10-12 дней в проточной воде или дают ему вымокнуть в стоячей воде, часто ее меняя.

Наиболее доступный способ очистки черепа от прирезей мышц и костного жира - это мацерация гниением. К сожалению, при гниении тканей, которое длится не менее двух-трех недель, возникает сильный специфический запах. Чтобы его ослабить, в воду нужно добавлять раствор агар-агара.

Мацерацию следует производить в холодной некипяченой воде, используя деревянную, стеклянную или пластмассовую посуду. В железной посуде мацерировать нельзя: кости в ней почернеют. Через каждые пять-семь дней раствор меняют. После отхода от костей мускулатуры и жира череп извлекают и промывают в проточной воде. Затем хорошо отмытый горячей водой с мылом череп высушивают.

Другой не менее эффективный способ обработки - вываривание костей в мягкой воде. Ею заливают череп и посуду с ним ставят на огонь. Если череп имеет рога, к ним прикрепляют рогульки, которые, располагаясь по краю посуды, не дают им погрузиться в горячую воду. С кипящей воды снимают пену; выварка продолжается до отделения остатков мускулатуры от костей; при этом слабеют костные связи и швы, выпадают зубы, поэтому такие черепа лучше вываривать зашитыми в марлевые или полотняные мешки.

После вываривания череп долго промывают в воде, а затем высушивают. При появлении жирного налета на костях его погружают на 30 час в 10% раствор нашатырного спирта.

У полорогих (дикого барана, козерога) отделяют роговые чехлы: завернув в тряпку рог, поливают его кипятком. Размякнув, чехол легко сходит со стержня. После выварки черепа чехлы вновь насаживают на стержни и крепят их шурупами или укрепляют на клее.

Можно черепа и кости скелета обрабатывать теплой водой, поддерживая постоянную температуру + 30 С, + 40 С. Мацерация этим путем длится не более 10-15 суток. Если она проходит недостаточно активно, добавляют кусочек свежего мяса, что ускоряет гнилостный процесс. Череп, проведший такую обработку, тщательно моют теплой водой с мылом. Если на костях черепа выступили клейкие вещества, его следует погрузить в горячий (+60 С) пятипроцентный содовый раствор на 10 суток. Череп нельзя обезжиривать в горячем растворе щелочи: она разрушает поверхность кости, портит ее внешний вид. Хорошо отмытый череп высушивают.

Следует помнить, что при мацерации в теплой воде растрескиваются клыки и резцы, что бывает вызвано резкой сменой температур. В этом случае черепа хищников и крупных грызунов лучше обрабатывать гниением.

Если череп все ж; остался жирным, его необходимо опустить в бензин на 10-15 суток, где он окончательно обезжирится.

Отбелка желательна для всех черепов после мацерации; производится она 4-5 % раствором перекиси водорода в эмалированной, деревянной или стеклянной посуде без крошек. Для быстрейшей реакции добавляют на 1 л 2,5 г нашатырного спирта. Чтобы череп равномерно побелел, его изредка переворачивают. Естественная окраска костей черепа светло-желтоватая, поэтому при отбелке не следует добиваться слишком большой белизны.

Отбеленный сухой череп натирают смесью мела и извести, парафином и полируют чистой суконкой. Выпавшие при обработке косточки, зубы вклеивают на свои места. В таком виде череп подготовлен для монтировки на подставку.

Трофеи укрепляют на подставках или медальонах. Подставки можно делать разного типа и формы, но они всегда должны быть скромными. Очень выразительна подставка, изготовленная из березового бревна, капа. Ее размер должен быть пропорционален трофею. Устойчивые подставки ставятся на ножки из прочных жердей (рис. 1). При этом должна создаваться гармония между типом коры на подставке, структурой и окраской рогов. Подставки следует изготовлять только из сухой выдержанной древесины, не тронутой вредителями. Они могут быть как простыми, так и резными, с мотивами растительности по бокам (рис. 2). Подставки окрашивают водяными красками в светло- или темно-коричневые тона, шлифуя их поверхность до появления матовости. Подставки "старят": обжигают, подкапчивают, что позволяет более резко выделить на ее поверхности светлый череп или лобные кости с рогами.

Медальоны под крупные черепа с рогами или для голов лося, оленя, дикого барана следует изготовлять из прочных материалов - бука, березы, дуба. Их форма может быть разной (рис. 3). По своим размерам подставки должны соответствовать типу и размерам трофеев, гармонировать с интерьером, для которого они предназначены.

Для рогов дикого барана или козерога, которые заходят своими изгибами далеко за затылок черепа, подставку изготовляют иначе: на нее крепят обрезок бревна, на который в свою очередь укрепляют череп или лобную кость с рогами (рис. 4). Можно монтировать такие рога и на обычных подставках, но тогда их приходится крепить к стене на специальных сварных металлических упорах (рис. 5).

Крупные черепа без нижних челюстей крепят к подставке так: переднюю часть черепа укрепляют медной лентой (10- 15 мм шириной), дугой, опоясывающей верхнюю челюсть, и пропускают ее по бокам черепа в прорезь на подставке; с тыльной стороны ее закрепляют шурупами. Для укрепления затылочной части применяют изогнутый под прямым углом металлический кронштейн с резьбой. Для этого в подставке просверливают отверстие, через которое пропускают конец кронштейна: другим концом его вставляют в затылочное отверстие. Затягивая гайку под подставкой, череп подтягивают к ней и прочно закрепляют.

Для укрепления рогов с лобной костью на подставке просверливают в лобной части по два отверстия. Легкие рога укрепляют шурупами, тяжелые и массивные - болтами, закрепляя их гайками с тыльной стороны подставки.

В зависимости от длительности пребывания под снегом, лучами солнца сброшенные рога оленей белеют, теряют свою окраску и разрушаются. Если рога были найдены вскоре после их сброса, они еще могут иметь естественную окраску. Такие трофеи могут быть использованы для различных поделок - изготовления люстр, светильников, подсвечников, ручек к охотничьим ножам.

Для придания сброшенному рогу естественного вида его прежде всего хорошо отмывают от грязи горячей водой с мылом, затем окрашивают роговину растворенной в воде краской (бейцем, бисмарком, марганцовокислым калием или другими водяными красками). Для придания рогу свежести его натирают парафином и шлифуют суконкой.

Светильники одиночные или парные из рогов лосей, оленей можно изготовить в зависимости от количества симметричных или близких по своему внешнему виду и размерам рогов. По верхней поверхности рога к каждому отростку подводят электропровод, который укрепляют на кости гвоздиками или эпоксидной смолой (рис. 6). На концах роговых отростков устанавливают небольшого размера патроны для ламп. Рог прикрепляют к подставке следующим образом: в его основании просверливают по центру отверстие диаметром 5 мм, глубиной до 30-40 мм. В центре деревянной подставки (в месте установки рога) просверливают сквозное отверстие и через него, совмещая рог и подставку, ввертывают прочный и длинный шуруп, который хорошо удерживает и крепит рог (рис. 7). Если рог тяжелый, тогда в его основании выпиливают прорезь в 2-3 мм и глубиной до 40-50 мм; в нее вставляют железную полосу, совмещают с нею основание рога и просверливают железо и рог одновременно. В отверстия забивают заклепки или рог укрепляют болтами, врезая головки в кость (рис. 8), Изогнутый противоположный конец полосы пропускают через прорезь в подставку и закрепляют ее с другой стороны шурупами. Электропровод пропускают через отверстие в подставке.

При изготовлении декоративной люстры из рога оленя на его отростках располагают лампочки или подсвечники. Рог подвешивают на тросиках к потолку (рис. 9). По бокам лопаты или оленьего рога просверливают отверстия, в которых закрепляют концевые части тросиков. Электропроводку спускают от потолка к центру рога. Расположение провода, его закрепление такое же, как и при изготовлении светильника.

Если делают люстру из 3-4 рогов, то в этом случае рога совмещаются между собой по центру основаниями и укрепляются под определенным углом на прочной сварной крестовине. Основание каждого рога обжимается железной полосой, которую закрепляют болтиками. Медная трубка 20-30 мм в диаметре прочно скрепляется с крестовиной и становится держаком, который подвешивают к потолочному крюку. Длина трубки зависит от высоты помещения. Крестовина с нижней стороны декорируется рогом или срезом капа (рис. 10), Такая люстра может иметь 10-15 ламп. На отростках рогов укрепляют и подсвечники. Следует иметь в виду, что люстра тяжела и требует прочной арматуры и надежного крепления.

Уже сама форма изящной передней или задней конечности кабана подсказывает ее использование в качестве настенного светильника. У добытого животного отделяют конечность, по нижней ее стороне наносят разрез до основания копыт. Нож лучше вводить под шкуру, тогда он не портит волоса. Если возможно, шкуру с ноги лучше стянуть чулком до копыт и на подошве сделать один небольшой разрез для ее отделения (рис. 11). Если это удалось, кожу необходимо хорошо выскоблить от сухожилий и мышц, консервировать поваренной солью и алюмокалиевыми квасцами. Одновременно с этим на бумагу боком укладывают извлеченную из ножи конечность и обводят карандашом, получая ее абрис. По нему и размерам, снятым с конечности, вырезают из плотного пенопласта или накручивают по проволочному каркасу материалы, удобные для воспроизводства конечности в макете,- пеньку, солому, стружку, сено, мох.

Следует учитывать, что в том месте, где обычно проходит сухожилие, через всю конечность в макете будет проходить электрический провод. Светильник, изготовленный из конечности, должен иметь изгиб в суставе, что позволяет укрепить между передних копыт небольшой патрон электролампы или установить светильник типа подсвечника. Такой изгиб оправдывает тип светильника (рис. 12). Перед тем как установить макет и обшить его, необходимо подготовить для этого шкуру, хорошо отмыть ее в теплой воде от соли и крови, применяя для этого мыло или стиральный порошок, потом протереть ветошью, в мех высушить крахмалом, втирая его глубоко в подшерсток, а затем выдуть его из меха струей воздуха из пылесоса. Для предохранения экспоната от порчи его молью или жуком-кожеедом мездровую сторону шкуры несколько раз смазывают 3-4% раствором карбофоса. В очищенные от мышц и костей копыта набивают мягкую глину для придания этой части ноги правильной формы. Подготовленный макет укладывают в шкуру и обшивают, стремясь сделать шов малозаметным. В связи с тем, что проволока или металлический штырь, выходящий из макета конечности, имеет на конце резьбу, его будет нетрудно прикрепить к стене на подставку.

Из нижней части конечности кабана можно изготовить стаканчик для карандашей. Для этого снимается или стягивается шкура до копыт чулком, между копыт наносят разрез, через который вычищают кожу. Шкуру протравливают и, зашив разрез, плотно набивают ее полость сухими опилками или песком. При этом ее правильно устанавливают, укрепляют на временной подставке и высушивают, следя за тем, чтобы кожа не деформировалась. Через несколько дней она прочно затвердевает, содержимое удаляют и внутреннюю сторону кожи и копыт проклеивают слоями марли. Верхний край стаканчика выравнивают, срезая лишние участки кожи. Чтобы стакан стоял прочно, его прикрепляют к подставке болтиком, просверлив для этого отверстие между копыт на подошве (рис. 13).

Пепельницу изготовляют из черепа волка или медведя. Из черепной коробки выпиливают крышку, которая затем укрепляется на петле и откидывается назад (рис. 14). Нижняя челюсть в этом случае может быть отделена, а сам сувенир укреплен на подставке из среза березы или березового капа. На подставке можно укрепить череп с открытой пастью, закрепив его шурупами: тогда будут хорошо видны клыки.

Как обработать рога?

Окостенелые рога парнокопытных, например оленя, лося или косули это уникальные и ценные охотничьи трофеи, которые могут украсить любой уголок интерьера. Для обработки рогов, рога прежде всего должны быть целыми и сухими, без особых дефектов, трещин, сколов и т.д.

Чтобы охотничий трофей из рогов сохранился его необходимо правильно обработать. Эта статья посвящена рассказу, как обработать рога в домашних условиях подручными средствами.

Материалы для обработки рогов:

  • Сами рога парнокопытных (оленя, лося, барана, косули)
  • Солевой раствор
  • Шкурка наждачная для шлифования
  • Войлок и спиртовая морилка.

Первым делом трофейные рога, должны быть отделены от черепа если он имеется. Во избежание повреждения рогов отделять нужно максимально аккуратно.

Далее нужно произвести чистку рогов от мягких тканей и ненужных фрагментов. Также следует устранить поврежденные участки, сохраняя пропорциональность рогов. Далее вторым делом нужно отмочить трофейные рога в соляном растворе.

Этот процесс должен быть обязательным так, как рога должны подвергнуться про дезинфицированию. После про дезинфицирования рога нужно поместить в насыщенный раствор из соли не менее 2 суток. При помещении рогов в раствор его температура должна составлять 50-70 градусов.

Далее следует вытащить трофейные рога из соляного раствора, промыть его для удаления различных фрагментов и высушить их например с помощью камеры для сушки. Если у вас нету сушильной камеры, то рога можно просушить в любом закрытом помещении при постоянной температуре не менее 27 градусов. Высушенные оленьи рога до обработки должны пролежать в сухом прохладном месте не менее 10 суток.

Третьим делом трофейные рога должны подвергнуться шлифовке чтоб придать им сувенирный вид. Зерно для шлифовки на наждачной шкурке следует подобрать максимально мелкое. Затем после грубого зашкуривания рога и устранения всех изъянов, нужно отполировать рога. Материалом для полировки рогов служит бархаток и войлок.

Четвертым делом обработанные рога нужно пропитать морилкой желательно спиртовой. Для приобретения естественного блеска, лучше не лакировать рога. Но если у вас сильно поврежденные или старые рога можно подвергнуть лакированию.

Интерьер

Рога животных можно укрепить на различных поверхностях, например на стене, на различных медальонах или подставках.

Подставки для закрепления рогов могут быть изготовлены разного типа и формы. Материал для подставок может быть изготовлен из березы или березового капа. При поделке следует учесть размеры подставки пропорционально к трофейным рогам. Материалом для подставки служит сухая древесина без повреждений и нетронутой птицами и насекомыми.

Готовые подставки можно обработать лакокрасочными средствами в темно-коричневый или светлый свет периодически шлифуя поверхность до появления матовости.

Что говоря про медальоны то они в основном используются под крупные рога например большого лося, оленя или дикого барана. Основой для медальона применяют более прочные материалы – бук, береза, дуб. Также следует учесть форму медальона они должны соответствовать размерам трофейных рогов и гармонировать с окружающим интерьером.

Следуя по выше описанной схеме, рога могут сохранить свой естественный вид, и красиво гармонировать с интерьером дома или хижины охотника!

В этой статье мы будем делать поделки из оленьих рогов. Да, этот материал очень редкий и не каждый сможет найти его, но если вдруг вы охотник или есть где найти хотя бы кусочек рога, то можно сделать эксклюзивную ложку своими руками. Олень очень величественное животное, красивое и доблестное, поэтому рога, в большинстве случаев, от него остаются когда он умирает. Для этой поделки вам понадобятся профессиональные инструменты и соответственно умение ими пользоваться. Ложка из рога получится не сильно большая, скорее она будет декоративная и естественно эксклюзивная, но кушать при помощи нее конечно же можно будет. Особенно для походов она подойдет. С инструментами разберемся по ходу создания самоделки.

Рога оленя я считаю как природный материал, поэтому поделка в соответствующем разделе.

Берем рога оленя, я красным кругом обвел какая часть для нас самая главная.

Так как у нас разветвление рогов, то отрезаем главную часть и конечно же ручку.

Теперь нам нужно заняться создание черпака в ложке, это самое основное., для этого нам понадобится шлефовочный шарик.

Надеваем этот шарик на свой станок и аккуратно выпиливаем из рога черпак на ложке.

Так как ручка у нас очень длинна, мы ее отрезаем. Карандашом делаем пометку и пилой срезаем лишнюю часть.

Аккуратно разрезаем, что бы не треснул и не отщепнулся рог.

Теперь нужно отшлифовать рукоять.

Используем шлифовальную машинку, под рукоятью, возле черпака делаем углубление. На ручке выпиливаем несколько полосок.

Теперь полируем еще больше, что бы ложка из рога была гладкая.

Вот такой станок у меня имеется, полировочная машинка.

Так же внутри в черпаке делаем завершающую полировку, сначала наждачной бумагой которая грубее, а потом мельчайшей.

Поверхность получается очень гладкая.

Для шнурка в торце просверливаем отверстие.

И акрилом рисуем гравировку на ручке.

Берем плетеный шнурок , а так же обработанный кусочек рога, что бы повесить его для красоты на шнурок.

Кончик рога обрабатываем, полируем и делаем в нем отверстия.

В самом конце нужно пройтись фрезой бор машины, она окончательно уберет все неровности и твердые места. Так же вставляем шнурок, брелок на него цепляем и все, ложка из рога готова!

Вот фотографии ложки с разных сторон.

Ну а если для вас подобные поделки очень сложные, то советую сделать , или же создать . Учитесь, тренируйтесь и развивайте свои умения.

Производство роговых и костяных изделий развито в России очень слабо, а между тем это производство вполне возможно как кустарный промысел. Это тем более странно, что скотоводство у нас занимает очень видное место, и материал для костяных и роговых изделий можно достать всюду по сходной цене.

Мы имеем только несколько фабрик в главных промышленных центрах, но и эти фабрики далеко не удовлетворяют всем нуждам в гребенных изделиях населения, так как все же хорошие гребенки, принимая во внимание дешевизну материала, продаются сравнительно дорого. Только с развитием кустарного промысла можно ожидать удешевления этого товара, необходимого в каждом доме и семье.

К числу роговых и костяных изделий следует отнести гребенки — головные, дамские и чесальные различных размеров и форм; портсигары, папиросницы, спичечницы, ножи для фруктов и книг; рожки для надевания обуви и другие предметы для домашнего обихода.

Материалы

Для выделки костяных и роговых изделий идет самый разнообразный материал, как имеющийся на месте производства, т. е. доставляемый домашними животными, так и отчасти привозный как, например, кость слоновая, моржовая, черепаха и гуттаперча.

Рог

Рога, украшающие головы быков, буйволов и других животных, получаются чрез ежегодные отложения одного на другое рогового вещества. Роговые слои обыкновенно располагаются в виде конусов. Рог, как животный продукт, состоит преимущественно из альбумина, небольшого количества желатина и едва заметных следов фосфорнокислой извести. Количество желатина в роге такое, что рог при нагревании может совершенно размягчиться, и в этом виде его удобно резать ножом, сплющивать и вообще ему удобно придать любую форму.

Рог представляет собой вещество, отличающееся замечательною упругостью и значительною вязкостью, хорошо обрабатывается режущими инструментами. При надлежащем окрашивании рогу можно сообщить вид черепахи, а также вызвать резкую игру его натуральных оттенков.

Английские быки доставляют рог белого цвета, венгерские — смешанного и более темного цвета. Вообще не только цвет, но и качество рога изменяются с изменением пород рогатого скота. Рог старых животных обрабатывается легче, чем полая его часть. Это особенно важно при выделке наконечников к чубукам и мундштукам.

Буйволовый рог ценится дороже, чем обыкновенный бычачий за его вязкость и удобство обработки. Из него можно делать рукоятки к зонтикам, мундштукам и прочим.

Копыта лошадей, домашних животных, рогатого скота и лосей употребляются в виде тонких фанерок для склейки часовых футляров, табакерок и других мелких изделий, по виду похожих на черепаховые.

Рог бизона и носорога отличается иногда особенно красивой внешностью.

Четыре сорта рога

Рог русских пород рогатого скота подразделяется на четыре сорта.

К первому сорту относятся большие рога украинских и черкасских быков. Они идут на производство дамских гребенок для косы и предпочитаются для выделки тупейных гребенок, ибо из рога выходит несколько таких гребенок.

Ко второму сорту причисляются рога меньших размеров, из которых также можно выделать небольшие дамские гребенки и тупейные гребни.

Рога от скота мелких пород относятся к третьему сорту гребенного материала; из таких рогов выделывают небольшие тупейные и густые гребешки.

Наконец к четвертому сорту причисляют самые мелкие рога для карманных гребней и крестьянских расчесок.

К лучшим сортам рога относятся рога белого цвета, которые, будучи прозрачными, могут быть подделаны под черепаху. К средним сортам причисляют имеющие темные пятна и которые также можно подделать под черепаху. К последнему сорту относятся рога с большими черными пятнами. Такой рог сплошь окрашивают в черный цвет.

Из последних двух сортов рога попадаются очень красивые экземпляры с черными и белыми пятнами по прозрачному полю. Светлый рог не всегда бывает прозрачный, на иных из них попадаются чисто белые матовые пятна. Подобный рог очень красив, но под черепаху подделывается плохо.

Обработка рога

Приступая к обработке рога, необходимо прежде всего освободить его от кости, которая находится внутри его. Для этого рог вымачивают в кадке с водой в течение 2-3 недель, пока мясо и пленки, которыми рога прикреплены к костям, подвергнутся гниению.

Когда достаточно отмякнут рога, их вынимают из воды и, взяв рог за острый конец, ударяют о дерево или камень, для того чтобы кость могла отделиться. Ударять следует не очень сильно, иначе можно испортить рог, на котором получатся нежелательные трещины. Если же при этом кость не будет свободно отделяться, то можно вновь опустить рог в воду на некоторое время.

После освобождения рога от костей надо спилить острую его часть, которая по своей значительной плотности для гребенного производства не годится. Опиливание рога производится не по наружному осмотру, но измерением внутренней его части: для этого берут небольшой прутик толщиною в гусиное перо и вкладывают вовнутрь рога до того места, пока палочка упрется. Тогда на палочке делают отметку и уже по этой отметке отпиливают рог.

Затем следует поперечная распиловка рога на кольца. Ширина колец зависит от назначения рога на изделия, т. е. ширина этих изделий именно от 3/4 до 1,5 и более вершков, когда дело идет о приготовлении простых гребней. Для головных дамских гребенок меры определить нельзя, ибо размер их зависит от моды и фасона.

Можно и не разрезать рога на отдельные кольца, а разрезать вдоль так, что образуется одна большая пластинка, из которой вырезать требуемые изделия.

Разрезывания рога на кольца можно сделать лобзиком или же при помощи пилы особого устройства. Станок пилы состоит из согнутой железной полосы толщиною около 1/4 вершка и шириною в 1 1/4 вершка.

В этот станок вкладывается обыкновенное полотно пилы так, чтобы полоса приходилась к полотну пилы узкою стороною. Полотно имеет длину 1-1 аршин 2 вершка; нарезка зубьев мелкая, разведенная очень мало. При распиловке рога работник устанавливает пилу загнутым концом ее станка в дыру верстака, а сам упирает грудью в другой конец. Зубья пилы при этом будут обращены вверх. Рог берут обеими руками и водят им по зубьям пилы взад и вперед, стараясь не нажимать сильно на пилу, иначе рог может треснуть.

Такой способ установки пилы, однако, имеет свои практические неудобства. Пила при малейшей неосторожности работающего может выскользнуть и самое нажимание грудью вредно действует на здоровье работающего. Поэтому удобнее пилу укреплять неподвижно к станку, как это видно на рисунке.

Такая установка может быть удобна для распиливания не только рога, но и кости. Разница будет только та, что полотно пилы для рога должно быть шире и толще, чем для кости.

Когда рог распилен на кольца, их необходимо прорезать, но только с одной вогнутой стороны. Если же при отделении рога от кости образовалась на кольце трещина, то разрезывание производится по этой трещине.

После разрезывания колец следует их выпрямление. Для этого кольца кладут на 1-2 недели в холодную воду, чтобы они хорошенько размякли, а затем их кипятят. Операция эта производится так: кольцо кладут в котел с водою и кипятят на сильном огне, пока рог сделается достаточно мягким, и тогда рог вынимают из котла и распрямляют.

Чем старше рог, тем продолжительнее должно быть его кипячение. Для ускорения процесса советуют класть в воду немного сала или жира.

Вынимают рог вилкой с длинной деревянной рукояткой по два кольца за раз и, надев их на зубья вилки вогнутостью вовнутрь, нагревают эти кольца над огнем, преимущественно наружную сторону колец. Когда при таком нагревании рог достаточно размягчился, что определяется навыком, то приступают к выпрямлению рога, что делается при помощи клещей. Для этого второй рабочий, держа в обеих руках клещи, клещами левой руки берет нагретое кольцо, вставив для этого одну губу клещей в средину кольца, а правой рукой вставляет также одну губку клещей, находящихся в его правой руке, в прорез, сделанный в кольце, сжимает этими клещами этот край и разгибает рог, потянув клещи вправо, в то время, когда сжимая левой рукой первые клещи, потянет их влево. Затем, двигая клещи по направлению к средине кольца, мало-помалу распрямляют кольцо, повторяя такие передвижения до тех пор, пока вся полоска примет плоский вид или выпрямится.

Само собою понятно, что при таком выпрямлении полученная дощечка не будет ровна, но представляет волнистый вид. Для окончательного выравнивания прежде всего ножом срезают все шероховатости с поверхности рога, а затем пластинки еще раз нагревают и прессуют, пока пластинки еще не остыли. Прессовка производится между железными листами, нагретыми настолько, чтобы они не жгли рога. Самое прессование производится в прессах различного устройства. Можно для этой цели употреблять как рычажные, так и винтовые прессы. Прессование должно быть достаточно сильное и скорое, иначе пластинки не будут гладки.

Выпрямленные пластинки вынимают из пресса, дают им достаточно охладиться, а затем приступают к обрезке по лекалам (выкройкам).

При обрезке пластинок для гребней, в особенности дамских головных и частых гребешков, необходимо вести рез по направлению волокон рога, так, чтобы зубья гребня приходились вдоль рога, а не поперек, иначе зубья будут ломки.

То же правило соблюдается при выкраивании простых расчесок, которые делают короткими и широкими.

Для туалетных и маленьких карманных гребешков, имеющих узкую доску, пластинки рога нельзя резать ни в длину, ни по ширине, ибо гребень будет ломок. Для таких гребней рог не разрезают на кольца, а отпилив от него плотный конец и разрезав только с вогнутой стороны, выравнивают и прессуют пластинку из целого рога, из которой выкраивают гребни с косым направлением волокон. Полученные при этом обрезки употребляются на маленькие карманные частые гребешки.

Чтобы выкроить гребешок, надо на роговую пластинку наложить лекало и очертить на нем шилом; ненужные части отрезают лобзиком.

Разметку следует производить так, чтобы по возможности менее получалось обрезков и отбросов и чтобы материал не тратился без пользы.

Для окончательной отделки роговых пластинок их стесывают небольшим, очень острым с тонким лезвием топориком, и затем выскабливают скобелем наподобие того, который употребляется в бочарном деле. Самое выскабливание производится на скамье, изображенной на рисунке.