Как надо играть в нарды. Правила игры в классические нарды (длинные). Что нужно для развлечения

Устройство доски для игры в нарды, шашки и кости

В длинные нарды, согласно правил игры, играют на доске, состоящей из 24 пунктов (лунок). Доска условно разделена на две равные части специальным бортом (бар), с шестью лунками для шашек на каждой короткой стороне.

Рис 1. Первоначальная расстановка шашек в настольной игре длинные нарды

По правилам игры в длинные нарды, у каждого из игроков имеются по 15 шашек одного цвета. Первоначально все белые шашки расставляются в лунке под №1 (см. рис.1), а белые шашки в лунке 13. Лунки 1 и 13 называются соответственно – голова черных и голова белых. Цель игры в длинные нарды – раньше соперника привести все шашки в свой дом и снять их с доски раньше, чем это сделает второй игрок. Домом для черных являются пункты с номерами от 19 до 24 (см. рис.1), для белых домом являются лунки с номерами от 7 до 12.

Начало игры длинные нарды

Игру длинные нарды начинают с последовательного выбрасывания зар (костей). Зары (кубики или кости) кидают таким образом, чтобы они оба упали в одной половине игровой доски и устойчиво легли на грань. Если кубики разлетелись по обеим половинам доски, если хотя бы один из них упал за пределы доски, или хотя бы один встал косо, прислонившись к борту или шашке, то бросок повторяется.

Право первого хода в длинных нардах разыгрывается следующим образом: игроки бросают по одной кости, игрок, выбросивший большее количество очков, и будет ходить первым. В случае равенства выпавших очков, проводится повторная попытка. Если после окончания первой партии играется вторая, то ее начинает игрок, победивший в первой партии.

В начале игры идет захват выгодных позиций. Т. к. с головы, за ход, можно снять только одну шашку (за исключением первого хода 3:3, 4:4 и 6:6), то нужно использовать каждый ход для этого.

Цель игры в длинные нарды

В игре длинные нарды игрок должен пройти всеми шашками полный круг (против часовой стрелки), зайти ими в дом и выбросить их раньше, чем это сделает противник. Домом для каждого игрока считается последняя четверть игрового поля, начинающаяся с клетки, отстоящей от головы на 18 клеток.

Движение шашек в настольной игре длинные нарды

В настольной игре длинные нарды игрок кидает одновременно два кубика. После броска игрок передвигает любую из своих шашек на число клеток, равное выпавшему числу одного из кубиков, а затем одну любую шашку - на число клеток, равное выпавшему числу другого кубика. То есть, если на одном кубике выпало "три", а на другом "пять", то, соответственно, можно передвинуть одну свою шашку на три клетки, а другую - на пять клеток. В этом случае можно передвигать одну шашку на восемь клеток. Какой ход первым делать, большее выпавшее число или меньшее, не имеет значения. При этом с головы можно брать только одну шашку.

Первый бросок в настольной игре длинные нарды предоставляет игрокам исключение из вышеуказанного правила. Если одна шашка, которую только и можно снять с головы, не проходит, то можно снять вторую. Таких бросков для игрока всего три: шесть-шесть, четыре-четыре, три-три. В данной ситуации, в настольной игре длинные нарды, сыграть одной шашкой полный ход нет возможности, так как мешают шашки противника, стоящие на голове. Если выпадает одно из таких сочетаний, то игрок может снять с головы две шашки.

В настольной игре длинные нарды нельзя передвигать две шашки на число клеток, указанное одним кубиком, а потом на число клеток, указанное другим кубиком. То есть, если выпало пять-четыре, нельзя пойти сначала одной шашкой на два, потом другой на три (то есть отыграть двумя шашками пятерку) и потом так же отыграть четверку. Если на обоих зарах выпадает одинаковое количество очков (дубль, паш, гош, куш), тогда количество очков удваивается, т. е. игрок играет так, как будто кинул 4 зары и может сделать 4 хода на число ячеек, выпавшее на одном кубике.

В настольной игре длинные нарды на одно поле позволяется ставить произвольное количество шашек. На клетку, занятую шашкой противника, шашку ставить нельзя. Если шашка попадает на занятую клетку, о ней говорят, что она "не идет". Если шашки противника занимают шесть клеток перед какой-нибудь шашкой, то она оказывается запертой. В настольной игре длинные нарды не запрещено строить блоки из 6 шашек, однако все пятнадцать шашек противника запереть нельзя. Встречается вариант правил: Вы имеете право выстроить заграждение из шести шашек только в том случае, если хотя бы одна шашка противника зашла в дом.

пробегом", т. к. он делается во время хода игрока и не создает помех своему оппоненту

В настольной игре длинные нарды если игрок не может сделать ни одного хода на то количество очков, что выбросил на зарах (шашки "не идут"), то очки игрока пропадают, а шашки не двигаются вообще. Если у игрока есть возможность сделать полный ход, он не имеет права его сократить, даже если это в его интересах. То есть, если игроку выгоднее сделать "три", а выпало "шесть" и есть возможность пойти "шесть", то следует ходить "шесть". В длинных нардах если выпал такой камень, который позволяет игроку сделать только один ход, причем любой из двух, то игрок должен выбрать больший. Меньшие очки пропадают. Примечание: термином "камень" в нардах может называться игральный кубик, а также комбинация очков, выпавшая на двух зарах. Например, камень "четыре-три".

Выбрасывание шашек в настольной игре длинные нарды

Рис 3. Черным выпало 4:2. Они выбрасывают две шашки

В настольной игре длинные нарды термин выбрасывать шашки - означает делать такие ходы, чтобы шашка оказывалась за пределами доски. Условно, советы выбросу шашек можно разбить на 3 части: захват позиций в четвертой четверти, правильный ввод шашек в зону выброса и собственно выброс шашек. Игрок может начать выбрасывать шашки только тогда, когда все его шашки пришли в дом. В процессе выведения шашек из дома игрок имеет право использовать очки, которые выпали на зарах, по своему усмотрению: он может сыграть шашкой в доме или ее выбросить. Выбрасывать шашки можно только с полей, соответствующих выпавших очей на зарах. Например, если выпало 6:3, игрок может вывести с доски одну шашку с 6-го поля и одну шашку с 3-го поля. В настольной игре длинные нарды в процессе выведения шашек с собственного дома разрешается выводить шашки с полей низшего разряда, если в полях высшего разряда шашек нет. Например, если на зарах выпало 6:5, а на полях 6 и 5 нет шашек, то игрок может вывести из дома две шашки со следующего по порядку, четвертого поля, если и там нет шашек, то с третьего, если и там нет - со второго и т. д.

Результаты в настольной игре длинные нарды

Ничьей в игре длинные нарды не бывает. Если один игрок выбросил все свои шашки, второй считается проигравшим, даже если следующим броском может тоже выбросить все свои шашки. Партия в длинные нарды заканчивается.

Построение и взлом "заборов"

"Забор" - это выстроенные подряд шашки одного из игроков. Если Вам удалось построить забор из 6 и более фишек, то это уже глухой забор потому, что перепрыгнуть его невозможно.

Дефицит ходов

В любой из моментов игры нам доступно разное количество ходов на каждую из 6 цифр зара. Бывают моменты когда при дубле 6:6, нам доступно, допустим всего два хода а не четыре (например, во время первого хода), и происходит потеря ходов. Эффективное использование "дефицита ходов" своих и соперника - одно из самых трудных в длинных нардах и, является признаком высочайшего мастерства.

Как играть в нарды? Правила состязания

Многие помнят игру в уголки. Белые и чёрные фишки выстраиваются группами в диагональных противоположных углах поля, и цель игрока - как можно быстрее переместиться на территорию противника. Схожий принцип применяется и в нардах.Как играть в нарды?

Правила игры, на первый взгляд, кажутся сложными. Однако это не так, разберёмся во всём по порядку.

Из чего состоят нарды и правила игры

В набор входят: игральная доска с ячейками по внутреннему периметру,тридцать фишек: по 15 штук чёрного или белого цвета на каждого игрока,два игральных кубика (игральные кости).

Фишки выбранного цвета выставляются в верхнем правом от вас углу. Особых требований к тому, как они должны стоять, нету, чаще всего их просто выстраивают в вертикальный ряд. Главное, что все они находятся на старте, то есть в начальной угловой ячейке.

Силы соперника, соответственно, окажутся у вас под левой рукой.

Игра начинается с того, что игроки кидают по одному кубику. У кого выпадает большее количество точек, тот и ходит первым. Далее, на протяжении всей игры, игроки кидают пару кубиков и двигают свои фишки на столько ячеек, сколько точек выпало.

Все фишки движутся по полю против часовой стрелки! Когда придёт ваш черёд кидать кости, вы получите две цифры, к примеру, у вас выпало 5 и 2. Можно суммировать эти результаты и сделать единственный ход на 7 шагов. Одна ячейка - один шаг.

А можно не складывать эти результаты и передвинуть сразу две фигуры. Одну на 5, и другую на 2 хода вперёд.

Двигаясь по полю, нужно придерживаться одного правила. Останавливаться можно либо на пустой ячейке, либо на собственном цвете. Это называется «поставить на голову».

Проще говоря, свои фишки при необходимости вы можете ставить друг на друга, а вот остановка на фишке противника запрещена.Это правило действует и в том случае, если вы складываете результаты выпавших точек. В этом случае двигаемся с остановкой.

Пример: Если игральные кости показали 5 и 2, то сначала фишка шагает на 5 ячеек, оглядывается по сторонам, и только затем делает оставшиеся 2 шага. Можно и наоборот: сначала на 2, потом на 5. Главное, чтобы остановка не приходилась на вражескую голову: это ведь запрещено правилами. В противном случае, придётся искать другой вариант хода.

Есть ещё одно правило. В начале игры все фишки выстроены в одной угловой ячейке. Любая фишка стартует именно из неё, это называется «снять с головы».

Так вот снять с головы за один ход можно только 1 раз.

Пример: кости показали 2 и 6. Вы снимаете с головы фишку и делаете ею 2 шага. Оставшиеся 6 шагов вы можете сделать либо ею же, либо любой другой фигурой на поле. Иначе говоря: не более одного снятия с головы за ход.

Случается так, что вы не можете сделать ход на выпавшее вам количество шагов. Как не смотри, а любой ваш ход останавливается на вражьих позициях. Чаще всего такое случается к концу игры, когда почти вся территория поля занята.

Увы, в этом случае вы пропускаете ход и надеетесь на милость игральных костей.

Ещё его называют дублем. Это когда оба кубика показали одинаковое количество точек. В этом случае игрок получает право сделать 4 хода, каждый на столько шагов, сколько точек показал каждый из кубиков.

Пример: при дубле 3:3 вы получаете 4 хода по 3 шага каждый. Всего у вас получается 12 ходов, и распоряжаетесь вы ими по своему усмотрению. Можно и одной фигурой куш сыграть, передвинув её на все 12 шагов.

Главное, чтобы остановки не приходились на голову соперника.

Если дубль 6:6 выпал в самый первый ваш ход в игре, то он даёт исключительное право единственный раз «снять с головы» сразу две фишки, ведь сделать единственный ход на 24 шага не удастся: окажемся на старте соперника.

Бывает, что выпал удачный куш, а совершить все 4 хода вы не можете: расстановка сил соперника не позволяет. Действуем по вышеописанному правилу - грустно ждём следующего шанса.

К чему стремиться

Выучить правила и играть в нарды, как видите, совсем не сложно. Ваша цель - грамотно передвигаться по полю и выстроить всех своих одноцветных солдат на территории соперника. Это называется «привести домой». Домом считается 6 ячеек в нижней правой четверти доски.

Как только последняя ваша фигура окажется на заветной территории, начинаем их «выгонять».

В электронной игре нарды-онлайн нужные фишки автоматически удаляются с поля. В настоящих нардах вы их просто отодвигаете: к центру или на старт, кучкой или в ряд - не важно. Главное, что в игре они больше не участвуют.

Как «выгонять»

Пронумеровываем все домашние ячейки, начиная с крайней правой. Ей присваивается номер 1 и далее влево по нарастающей, до 6. В очередной свой ход вы кидаете кубики. Выпавшее на них количество точек - это номера ячеек, из которых можно удалить фишки.

Пример: кубики показали 3 и 1. Вы либо убираете 2 фигуры из одноименных ячеек, либо складываете результат и убираете одну фигуру из ячейки номер 5.

Случается, что кубики показывают номера пустых ячеек. В этом случае вы либо передвигаете фишки на указанное кубиками количество шагов на домашней территории, либо удаляете крайнюю левую фишку, если граница поля не позволяет выполнить ход полностью.

Если вам выпал куш, то вы так же получаете право на удаление сразу четырёх фигур.

Пример: куш 3:3. Удаляете четыре фигуры с 3-ей ячейки. Если она пустует, то делаете четыре хода из ячеек под номером 4, 5 или 6. Если и они пустуют, убираете четыре крайние левые фигуры из оставшихся.

Кто победил?

Выиграет тот, кто первым удалит все фишки с поля. Однако, даже проигрыш в нардах имеет свои нюансы. Самым обидным считается проигрыш-кокс.

Это когда все ваши фигуры собраны в доме, но ни одной из них вы выгнать не успели. Все проигранные очки умножаются на 3.

Как заправлять кальян, узнайте из нашей статьи.

Если противник закончил игру, а у вас часть фишек не добрели до дома, то это проигрыш-марс, проигранные очки умножаются на 2. Если на момент окончания игры вы удалили с поля хоть одну фишку, проигрыш считается обычным, проигранные очки равняются количеству оставшихся на поле фигур. Счёт партии 0:1.Осветить некоторые нюансы и наглядно ответить на вопрос «как играть в нарды» видео с правилами поможет. Удачной игры!

Нарды - очень древняя и захватывающая игра. Одним из основных и распространенных вариантов являются длинные нарды. Они признаны международным сообществом, как спортивная дисциплина, и уже несколько лет проводятся официальные турниры.

Не многие могут похвастаться даже не столько хорошей игрой в нарды, сколько просто умением играть, знанием отдельных правил. Вот основные условия, освоив которые, можно уже вполне грамотно играть в длинные нарды и впоследствии достигнуть достойного уровня.

Цель игры в этот вид нард - пройти всеми шашками (против часовой стрелки) полный круг, зайти в дом (последняя для движения четверть доски) и выбросить их раньше противника.

Она рассчитана на двоих игроков. Происходит турнир на специальной доске, которая разделена на левую и правую части, где расположено по 15 шашек, причем у каждого игрока - разного цвета. Право на первый ход определяется выкидыванием одной зары (игрального кубика), набравший больше начинает первым. Если количество очков равно, то бросают зары еще раз.

В игре "длинные нарды" правила позволяют объявить недействительным бросок зар противником, сказав во время броска слово «кестум». При броске необходимо, чтобы обе зары упали и устойчиво легли на одну грань в одной половине доски. Если это не случилось, то бросок повторяют. Выпавшее количество очков определяет на сколько «пипсов» игрок может передвинуть шашки. Не разрешено делать ход двумя шашками на число, приходящееся на один кубик. При выпадении на обоих зарах одинакового количества очков (дубль, гош, паш, куш), они удваиваются.

На одном поле разрешается ставить неограниченное количество шашек, но нельзя ставить на клетку противника. Можно запереть проход шашки противника, выстроив подряд шесть своих шашек. Запрещается блокировать все 15 шашек другого игрока - хоть одна чужая шашка должна пройти в дом.

Если у игрока нет ни одного варианта хода, то очки, выброшенные на зарах, пропадают и ход переходит к противнику. При возникновении такой ситуации, когда можно сделать один ход, игрок обязан выбирать больший.

Исходное положение шашек при игре в нарды правила называют «головой», поэтому начальный ход именуют «брать с головы», причем допускается снимать только по одной шашке за ход (исключение составляет первый ход, где совпадает 3:3, 4:4 и 6:6). В случае выпадения этих комбинаций при первом ходе разрешается снимать только две шашки. Когда второй игрок имеет больше вариантов выпадения зар, при каждом варианте можно снять с головы две шашки. Ему, кроме головы оппонента, будут мешать те шашки, которые он уже до этого снял: в том случае если противник в первом броске кинул 2:1, 6:2 или 5:5, то второй игрок снимает вторую шашку также при бросках 5:5, 6:2 и 4:4.

Существует множество стратегических и тактических приемов игры, но главным остается захват более выгодных позиций, в идеале загоняя противника в позицию, при которой у него на какое-то время нет ходов - «марс».

На завершающей стадии предусматривают выбрасывание шашек за пределы доски. Это можно делать лишь только в том случае, если все они пришли в дом. Можно использовать выпавшие очки на передвижение шашек внутри дома или выбрасывать с полей, соответствующих очкам на зарах. При их отсутствии на старших полях, игрок может выкидывать шашки с младших полей.

В нардах нет идеального варианта хода, зачастую приходится выбирать лучший, из нескольких доступных вариантов.

В игре нарды правила не позволяют быть ничьей. Игрок, выбросивший последние шашки из дома, считается победителем.

Появившись на Востоке, нарды стали игрой интернациональной. Существующие правила, нарды получили благодаря большому росту числа поклонников этой замечательной игры, многоязычному, в том числе украинскому - «правила гри в нарди», переводу принципов, тактики и стратегии.

Нарды являются увлекательным видом настольной игры с использованием шашек. Она зарекомендовала себя в качестве инструмента для развития памяти, логики и внимательности. Начинающие игроки моментально втягиваются в интересный процесс игры и в дальнейшем не желают менять его на другой вид развлечений. Нарды были изобретены на Востоке более пяти тысяч лет назад. Древняя, как мир, игра стала излюбленным способом свободного времяпрепровождения. Это развлечение имеет разные названия в зависимости от страны. В Англии – это «Бэкгаммон», а в Европе «Триктрак». Однако суть игры от этого не меняется, основные правила остаются и не модифицируются на протяжении веков. Усвоить правила игры в нарды очень просто. Единственной загвоздкой для новичков могут стать всевозможные исключения и нюансы в зависимости от типа игры. Самое большое количество вариаций нард наблюдается в Азии и России. Желающим освоить правила игры в первую очередь следует разобраться в видах нард.

Нарды бывают разные

В целом нарды подразделяются на два типа игры – «длинные» и «короткие». Разделение принято во всём мире, правила уже устоялись для обоих вариантов. Самым древним и простым способом исполнения ходов являются «длинные» нарды. Этот способ станет подходящим именно для начинающих. Он прост в освоении и не содержит большое количество исключений. Другой вид исполнения – это «короткие» нарды. К ним лучше приступать, уже владея базовыми навыками процесса. По большому счету «короткий» тип отличается от «длинного» варианта возможностью сшибать шашки противника. В «длинных» нардах это правило исключено. На основании предписаний этих видов нард существует огромное количество подтипов игры. Например, игра без кубиков. Вариант отбрасывает один из главных элементов «длинных» нард – зары (игральные кости). Игроки сами называют числа исходя из ситуации на поле. Другие варианты нард могут подразумевать отличное изначальное расположение шашек или самих домов. Однако все эти подвиды не изменяют сути игры. Различные вариации нард наблюдаются только в начальной стадии игры или отличаются в составе инвентаря. Начинающим игрокам советуют, прежде всего, освоить «длинные» нарды.

Инвентарь «длинных» нард

Любой классический вид нард состоит из следующего инвентаря: доски, зары (игральные кости) и шашек. Прежде всего, разберитесь с доской нард, внимательно её изучите. Она состоит из двух частей и имеет всевозможные деления. Выглядят они, как правило, в виде треугольников вершиной вверх. Иногда деления могут отсутствовать в зависимости от дизайна доски. Однако на ней всегда будут означены выемки для шашек. Этим выемкам присвоены номера начиная от одного до двадцати четырёх. К сожалению, очень часто эти номера не написаны на доске. Для удобства можно самим их подписать. Номер один — вместо единицы ставится ноль — будет в правом верхнем углу, далее нумерация идёт против часовой стрелки. Таким образом, под нулём будет номер 23 – нижний правый угол доски. Видя пронумерованные ячейки, будет проще ориентироваться в процессе игры. Начальная позиция или «голова» белых шашек – это ячейка 0, для чёрных – ячейка 12. Многие нумеруют доску с 1 по 24. Однако древняя нумерация доски подразумевает ноль, как начало порядка. Поэтому будьте внимательны с обозначениями пунктов. Шашки выстраиваются в ряд по пятнадцать штук в каждом.

Суть игры

Целью игры является перевод своих шашек в дом и дальнейшее их выбрасывание за пределы доски. Перевод фигур осуществляется справа налево по кругу. Ходы определяются выпавшим числом зары. Тот, кто быстрее выбросит свои шашки из дома, станет победителем. Домом для белых шашек станут ячейки с номерами 18-23, для чёрных – с 6 по 11 ячейку.

Правила

Определить, кому принадлежит первый ход, помогают зары. Каждый из игроков бросает кубики, наибольшее число даёт право первого хода. Далее ходы распределяются в порядке очереди. Игроки бросают зары и делают передвижения фигур исходя из выпавших чисел. В «длинных» нардах предпочтение всегда
отдаётся большему числу. Например, выпали числа 1-4. Четыре станет первой цифрой передвижения шашки. В начальной стадии игры из «головы» можно выводить только по одной фигуре. Исключением может стать уникальное число. Например, выпавшие числа зары – 3/3, 4/4 и 6/6. Эти числа дают право выводить две шашки из «головы» вместо одной. Если в процессе игры, ваша шашка попадает на фигуру противника, то перекрывать её нельзя. Блокировать ходы противника также не рекомендуется. Если вы видите, что сделать ход невозможно, то он пропускается. Но это случается редко. Также следует всегда давать возможность противнику перевести хотя бы одну шашку в его дом. Как видите, игра не такая уж и сложная. Многое будет зависеть от удачи, ведь ходы определяют игральные кости.

Существует масса нюансов игры как в «длинные», так и в «короткие» нарды. Поскольку новичкам предлагается изначально осваивать первый вариант, то стоит упомянуть один из важных нюансов этой игры. Он относится к самому бросанию зары. Они не должны касаться бортов доски, шашек или стоять ребром. Если это происходит, то бросок считается недействительным. Будьте внимательны и не швыряйте кубики со всей силы. Старайтесь бросать их аккуратно и на своей половине доски. Игра считается честной, если используется специальный стаканчик для зар. В нём мешаются и из него выбрасываются кости. Таким образом, у матёрых игроков не будет шансов для подтасовки.

Преимущества игры в нарды

Игра в нарды отлично разовьёт умение считать в уме, поможет научиться разрабатывать стратегию и тактику. Также придётся хоть немного мыслить логическим путём. Игра в нарды считается второй, по степени вовлеченности левого полушария мозга, игрой после шахмат. Осваивайте нарды и блистайте развитой логикой и мышлением, как результатом. После освоения «длинных» нард рекомендуется усложнить уровень игры и переходить на «короткие» нарды. Они не покажутся слишком сложными, так как базовые правила игры вам уже знакомы.

Видео

Видовое разнообразие игр в нарды вызывает трудности в освоении правил игры новичками. Неопытным игрокам в первую очередь следует выделить общие правила игры, изучение которых в дальнейшем поможет начинающим легко разобраться, как правильно играть в тот или иной вид нард. Условно все существующие разновидности игры можно поделить на два основных класса: короткие нарды и длинные. Главное их отличие состоит в первоначальном раскладе шашек, а также в наличии возможности сбивать шашки противника.

В любой вариации игры не бывает ничьей. Побеждает первый выстроивший шашки за бортом.

Любой вид нард предполагает три вида победы, ценность которых зависит от значительности итогового преимущества. Суть их следующая:

  1. Марс. Расположение шашек в конце партии, указывающее на то, что побежденный не успел завести все свои шашки в дом, а победитель смог вывести шашки за пределы игральной доски.
  2. Домашний марс. Окончание игры, в результате которой проигравшему удалось завести все шашки в свой дом, но вывести он их не смог, а тем временем противник вывел фишки за границы игральной доски.
  3. Кокс. По правилам игры в длинные нарды для начинающих такая ситуация обозначает окончание игры, по результатам которой побежденный не сумел сместить шашки из дома, в отличии от своего оппонента, которому удалось вывести все шашки за границы игрового поля. В коротких нардах коксом называется окончание, когда побежденный не снял ни одной из своих шашек из бара, а победитель в это время успел вывести все шашки за доску.

В правилах игры в нарды начинающие игроки смогут ознакомиться с единой системой подсчета балов, не зависимо от вида игры: простая – 1 балл, за марс – победитель получает 2 балла, за домашний марс – 3 и за ситуацию кокс – 4.

Основные правила игры в длинные нарды для начинающих

В длинных нардах соперничают 2 игрока, используя специальную доску. На ней есть 24 пункта в виде ячеек, сформированных в 4 группы. В начале партии оба игрока выстраивают все свои шашки (15 штук) в одну линейку в углу игровой доски. Такая линия в нардах называется «голова».

Образец размещения шашек по правилам игры в длинные нарды представлен начинающим на картинке.

Задача игроков – завести собственные шашки в дом и снять их с игрового поля быстрее соперника.

Первый ход делает игрок, у которого количество выпавших очков на заре (так в нардах называют игральные кости - кубики) больше. Согласно правилам игры в нарды с головы можно снять всего одну фишку за один ход. Исключение составляет лишь выпавший дубль на первом ходу партии.

Играя, соперники передвигают шашки против часовой стрелки поочередно согласно результату броска зар. Стоящая в ячейке шашка противника, не позволяет поставить на этот пункт свою. Количество стоящих шашек в одной ячейке не ограниченно. В случае, когда игроку некуда походить, он обязан поступиться своим ходом.

После заведения игроком всех шашек в дом, он имеет право начать снимать их с доски.

Основные правила игры в короткие нарды для начинающих

На игровой доске размещены 4 пункта с равным количеством ячеек. Всего на игровом поле 24 ячейки. Задача игроков провести все свои шашки по игровому полю, заводя их в дом и, выводя их за борт. Причем пройти этот путь необходимо быстрее соперника.

Образец расклада шашек по правилам игры в короткие нарды представлен начинающим на картинке.

В этом виде нард шашки движутся в направлении друг на друга, при этом можно ставить их на свободные пункты, и даже сбивать шашки противника, которые стоят в одиночестве.

Однако наличие более 1 шашки в ячейке не позволяет поставить туда свою шашку, такая ячейка считается занятой. Передвигать можно 1 или 2 шашки, а в случае выпадения куша (или другими словами "дубля" - одинакового количества очков на обеих игровых костях) даже 4.

Если шашка другого игрока стоит одна в ячейке, то на ее место можно ставить свою. Таким образом шашка другого игрока считается сбитой и отправляется в середину игровой доски «на бар». За ход разрешено сбивать неограниченное количество шашек.

Продолжать двигать шашки игрок может только после возвращения всех своих сбитых шашек на игровую доску, выстроив их в доме оппонента в соответствии с результатами броска зар. При выбивании шашки соперника из ячейки своего дома, она не убирается с игрового поля. Последняя шашка заводится в дом большим количеством очков, выпавших на игральной кости.

После захода всех шашек игрока в дом, он имеет право начать снимать их с доски согласно установленным правилами.