Что такое фенологические наблюдения за растениями. Фенологические наблюдения



ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ

наблюдения над периодическими явлениями в жизни природы и культурных раст. Каждое раст. проходит ряд фаз развития, учет и фиксация сроков наступления к-рых составляет сущность с.-х. Ф. н. Так зерновые злаки (рожь, пшеница, овес, кукуруза, просо, ячмень) проходят следующие фазы: всходы, появление 3-го листа, кущение, выход в трубку, колошение, цветение, молочная спелость и восковая спелость. Каждый период развития требует определенного количества тепла и влаги, разных для разных сортов в различных географических точках. В наст. время разработана методика фенологических предсказаний сроков наступления отдельных фаз развития для нек-рых культур (хлопчатника, зерновых злаков). С.-х. сектором Центрального бюро погоды составляются предсказания сроков наступления восковой спелости зерновых злаков за месяц до начала фактической уборки, позволяющие заблаговременно наметить план переброски сложных машин, подготовиться к хлебосдаче и пр. Ф. н. над сроками цветения плодовых деревьев позволяют заблаговременно принять меры к охране садов от вредного действия заморозков.

Нажмите на изображения, чтобы перейти к информации. Сбор данных серии из многих лет может способствовать улучшению управления урожайностью сельскохозяйственных культур, а также установить их производственный потенциал. В случае с дикими видами это также предупреждение о климатических изменениях, обилие видов, санитарный статус и т.д.

Из Обсерватории Фабры в Барселоне Альфонс Пуэрас для Экометты. Наш добрый друг Альфонс Пуэрас из Обсерватории Фабры в Барселоне сообщил нам, с хронометрическим временем, любопытными фенологическими данными и с учетом. Это последние показания, которые делают летний сезон устоявшимся.


Сельскохозяйственный словарь-справочник. - Москва - Ленинград: Государстенное издательство колхозной и совхозной литературы «Сельхозгиз» . Главный редактор: А. И. Гайстер . 1934 .

Смотреть что такое "ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ" в других словарях:

    фенологические наблюдения - Наблюдения за фенологическими фазами развития растений. [ГОСТ 17713 89] Тематики сельскохозяйственная метеорология EN phenological observations DE phänologische Beobachtungen FR observations phénologiques … Справочник технического переводчика

    Это считается песня, пресловутый звук, который мужчины делают для привлечения самок, создаваемых аппаратом, который вырабатывает звуки с трением, расположенные по бокам первого брюшного сегмента, который состоит из хитиновых мембран, называемых литосборами и воздушными мешками, которые они работают как звуковые платы, каждый звук испускает собственный характерный звук. Слуховые органы расположены в сундуке. Хотя звук испускается в любое время дня, он становится более частым и интенсивным в сумерках и на рассвете.

    Песня цикады будет погашена, когда придут первые осенние дожди. Чтобы завершить информацию, мы покажем вам объяснение великого испанского метеоролога Хосе Антонио Мальдонадо. База данных больше недоступна. Фенология посвящена периодическим явлениям развития и роста живых организмов в течение цикла времен года. Цель фенологии растений - наблюдать и записывать даты появления «фенофаз», таких как листва, цветение, созревание плодов, окраска и лишай. Сеть фенологического мониторинга существует в Швейцарии с сегодняшнего дня, 26 видов растений изучены примерно на 160 станциях.

    ФЕНОЛОГИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ - и прогнозы, наблюдения за сезонными явлениями и процессами в жизни р ний и ж ных и предсказание сроков их наступления. При проведении Ф. н. регистрируют даты наступления фаз развития дикорастущих и культурных р ний (напр., распускание почек… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

    Текущие анонсы и долгосрочное исследование климата

    Форма наблюдения содержит 69 фенофаз, а перечисленные виды и фазы перечислены на последней. Традиционно работа наблюдателей заключается в регистрации дат разных фенофаз. Этот подход поддается изучению долгосрочного воздействия климата на растительность, и для предоставления информации о текущем состоянии растительности наблюдатели немедленно сообщают о некоторых фенофазах, которые немедленно обрабатываются и используются для поддержки сообщений. на мгновенное состояние растительности.

    Различные применения фенологических наблюдений

    Результаты анализа фенологических данных могут быть использованы для различных целей.

    фенологические наблюдения - и прогнозы, наблюдения за сезонными явлениями и процессами в жизни растений и животных и предсказание сроков их наступления. При проведении Ф. н. регистрируют даты наступления фаз развития дикорастущих и культурных растений (например, распускание … Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

    Можно продемонстрировать влияние изменения климата на растительность, можно установить прогнозные модели начала цветения для прогнозов пыльцы, можно изучить существующую корреляцию с фауной в отношении воздействия изменения климата Период и продолжительность вегетационного периода можно определить, например, в контексте исследований экосистем. От 25 до 75% видов, присутствующих в нашей стране, рискуют уменьшить их население в большей или меньшей степени. Причиной этого явления является несколько причин: повреждение их местообитаний путем фрагментации или урбанизации, загрязнения почвы, воды и воздуха и т.д.

    - (от греч. phainómena – явления и...Логия) система знаний о сезонных явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки. Термин «Ф.» предложил бельгийский ботаник Ш. Морран (1853). Ф. регистрирует и изучает… … Большая советская энциклопедия

    Содержание 1 История изучения флоры Москвы 2 Таксономическая структура флоры … Википедия

    Изменение климата оказывает дополнительное давление на биоразнообразие: местные виды должны адаптироваться или вынуждены мигрировать или погибнуть, в то время как новые виды поселяются и растут, иногда в подавляющем большинстве и за счет местных видов.

    Модификация взаимодействий между видами

    Это связано с азиатской божьей коровкой, добровольно введенной в 90-е годы для биологического контроля, которая хорошо питается тлями, но она также нападает на наших родных божьих коровок, чье потомство она ест. Повышение температуры приводит к более ранним весенним событиям, таким как рост бутона, а затем некоторые события падения, такие как пожелтение листьев, ранее. Эти фенологические изменения нарушают взаимодействие между видами.

    Ая, ое. прил. к фенология. Фенологические наблюдения. □ После чаю он готовит на завтра патроны, потом делает в тетради фенологические записи о бабьем лете. А. Тарасов, Охотник Аверьян … Малый академический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Акинфиев. Иван Яковлевич Акинфиев Дата рождения: 29 мая 1851(1851 05 29) Место рождения: с … Википедия

    Это иллюстрируется, например, случаем Черной мухоловки, дата прибытия этой мигрирующей птицы прогрессирует медленнее, чем период появления основной пищи ее молодой. За последние 20 лет мухоловка вернулась с более ранних зимовок в Африке, но недостаточно, чтобы насладиться пиком пищи. Поэтому население черных мухоловки начинает резко падать в Бельгии.

    Некоторые виды поселяются в наших регионах

    Ученые также видят изменения диапазона, потому что многие термофильные виды движутся на север. Присутствие и количество видов теплого умеренного климата действительно выросли в последние десятилетия в Бельгии: южные стрекозы, пауки, птицы, комары и т.д. некоторым вредителям благоприятствуют последствия изменения климата.

    - (от др. греч. οἶκος обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος понятие, учение, наука) наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст… … Википедия

    Профессор кафедры марийской литературы Марийского государственного университета, ведущий научный сотрудник Марийского НИИ языка, литературы и истории; родился 28 февраля 1929 г. в д. Якай сола Советского района Марийской АССР; окончил историко… … Большая биографическая энциклопедия

    В Валлонии преемственность жаркого и сухого лета в течение нескольких лет уже позволила умножить наблюдения семи видов стрекоз, характерных для южных регионов. То же самое касается других видов насекомых. Этот график показывает эволюцию частоты наблюдений в Валлонии и Брюсселе из семи видов, которые колонизировали территорию в основном в восьмидесятые и девяностые годы. Зеленая линия представляет собой среднюю годовую температуру с течением времени.

    Исследование видов пауков, присутствующих в городе Антверпене, проведенное братьями Ван Кира, показало, что в настоящее время имеется несколько видов этих беспозвоночных, первоначально распространенных в более теплых регионах. Есть все основания полагать, что эти виды прибыли в Антверпен самостоятельно. Мы также отмечаем присутствие вне домов нескольких видов пауков, которые ранее были типичными для интерьера. По словам специалистов-пауков, эти явления явно указывают на прогрессивное потепление климата.

    Часть службы погоды, обслуживающая с. х во. Центральный орган С. у. с. х. сектор Центрального бюро погоды СССР (Москва). В республиках, краях и областях существуют местные органы С у. Крайнее звено всей системы С. у. агрометеорологические станции … Сельскохозяйственный словарь-справочник

Цель: закрепить теоретические знания по биологии с основами экологии; развить умения наблюдать и описывать объекты; расширить знания
о местной флоре и фауне.
Оборудование: бинокли, дневники наблюдений, карандаши.

В Северном море более южные виды, такие как сардины и анчоусы, занимают свое место после повышения температуры воды. Некоторые местные виды покидают наши регионы, такие как треска, которые мигрируют на север в поисках более холодных вод. Для многих других видов темпы изменения климата превышают их способность мигрировать, особенно когда фрагментация ландшафта ограничивает движение видов или когда виды не находят подходящих мест обитания. Некоторые виды птиц могут исчезнуть из Фландрии в будущем, так как температура возрастает в течение сезона размножения.

Методические рекомендации
Очень важно организовывать фенологические наблюдения для подготовки учителя начальных классов. Их проводят в течение всего года, но особенно важны они в летнее время из-за большого количества живых объектов, которые можно наблюдать. Для наблюдений выбирают один или два объекта растений и животных, которые наиболее распространенны в данной местности (наблюдение идет за их развитием и образом жизни). В качестве растительных объектов подходят кустарниковые и древесные породы. Наблюдения проводят с марта-апреля и до конца сентября. За травянистыми растениями наблюдения организуют с мая по сентябрь. Для наблюдений за животным миром выбирают наиболее доступные - муравейник, бабочку-белянку, головастика и превращение его в лягушку, постройка гнезд, насиживание и вывод птенцов и т. д.

Брюссельская столичная область провела исследование для оценки влияния изменения климата на различные лесные виды на территории леса Соин. В этом исследовании было подчеркнуто, что ожидаемые в будущем условия окружающей среды не будут благоприятны для роста буковых деревьев. Знаменитый «соборный бук», следовательно, находится под угрозой и может быть потерян.

Для климатических историков инструментальные и фенологические данные представляют собой ценный архивный документ. Таким образом, они позволяют точно анализировать сезонные колебания климата и интенсивность экстремальных явлений. Фенологические данные включают в себя всю информацию о периодических явлениях природы, которые являются функцией температуры и осадков.

Организация и планирование фенологических наблюдений основываются на имеющихся возможностях (наличие водоема, парка, зеленых насаждений, учебно-опытного участка и т. д.). Наблюдения надо проводить регулярно, чтобы не пропустить отдельные фазы развития растений
и животных.

Для фиксирования фенологических наблюдений рекомендуется использовать несколько таблиц, позволяющих точно и последовательно характеризовать сезонные изменения в растительном и животном мире.
В таблицы записывают названия 4-5 деревьев и 3-4 видов кустарников, которые растут поблизости от учебного заведения или места жительства.

Хотя Анри-Луи Дюамель дю Монсо известен в основном своими вкладами в лесное хозяйство или агрономию, он также является одним из пионеров метеорологии. В преамбуле его первого резюме: Несомненно, что товары страны, такие товары, которые так необходимы, чтобы мы могли рассматривать их как единственный истинный товар, цветки, вина, коноплю, фрукты, леса, и т.д. не приходят каждый год так обильно и не так хорошо, и общеизвестно, что эти разновидности зависят от разной температуры времен года. Двадцать лет спустя установка датчика дождя позволяет ему указывать количество осадков, выпавших в месяц.

Ежегодные наблюдения и их фиксация дают возможность составить фенологический календарь, который используют при изучении живых организмов. Необходимо фиксировать все сезонные изменения в повадках животных. Наиболее удобные объекты - насекомые и птицы. Наблюдая за птицами, следует отмечать время прилета, постройки гнезда, начало весеннего пения, откладывания и насиживания яиц, появления птенцов, вылета птенцов из гнезда, осеннего отлета. В городских условиях легче проводить наблюдения за скворцами, грачами, городскими ласточками. В парках, на лесополосах можно наблюдать за дятлами, зябликами и другими птицами.

Рисунок 2: Урожай и температура в Дюамеле дю Монсо




Фактически, запреты на урожай учитываются нынешними агрономами и климатологами как хорошие показатели погодных условий весенне-летних месяцев. Тем не менее, метеорологический фактор сам по себе не может объяснить начало сбора урожая.


В частности, этот график разрешает реституцию изменчивости климата Бокерона. Виноград собирают в Дененвилье с почти 40 днями заранее 20 августа. То же самое в регионе, где в Навиле, как и в Бурже, собираются заготовки заранее.

Студенты могут подготовить сообщения о сезонных изменениях
в растительном и животном мире, используя результаты своих наблюдений и дополнительную литературу по изучаемому материалу. При подготовке письменного отчета по итогам фенологических наблюдений рекомендуется использовать таблицы фенологических наблюдений за травянистыми и древесными растениями 10 и 11 .

В дополнение к этому падению температур, есть много эпизодов сильных дождей, так как в следующем месяце фермеры обеспокоены состоянием сельскохозяйственных культур. В конце июня в разных городах королевства вспыхнуло множество беспорядков, и обращение к религиозным средствам ничего не меняет, дождь продолжает падать.

К сожалению, это метеорологическое улучшение сопровождается низким количеством осадков, что способствует возникновению таких заболеваний, как дизентерия.


Снежные дожди появляются в течение декабря. По состоянию на 12 января холод становится более ярким с отрицательными температурами в течение почти трех недель. Луарет - не единственный регион, затронутый холодной волной. Последствия холода скоро ощущаются. В то время как снежный покров защищает зерно от мороза, многие фруктовые деревья расщепляются.

Ход работы
Задание 1. Выберите один или два разных вида кустарниковых или древесных растений (клен, береза, тополь, дуб, липа, шиповник, рябина, смородина) и отметьте перечисленные фенофазы. Результаты оформите
в таблицу (табл. 10).

Окончание наблюдения__________________________

Таблица 10
Фенологические наблюдения за древесными растениями

Культуры, такие как лен и конопля, тоже не выдерживают. В подвалах замораживаются разные духи. Птицы найдены мертвыми, а волки видны средь бела дня на фермах, где сообщается о нескольких нападениях на овец. Социальные последствия холодной хватки не являются незначительными. В дополнение к холоду бедные, как и в Туре, сталкиваются с широко распространенной безработицей.

Жизненный цикл каждого растения характеризуется последовательностью визуально наблюдаемых фаз, называемых фенологическими фазами, включая, например, почкование, появление листьев, цветение, рост плодов и созревание, падение листьев. Последовательность фенологических фаз предопределена генетически, а скорость, с которой следуют этапы, определяется факторами окружающей среды и, в частности, погодными и гидрологическими факторами. Фенология растений используется для изучения фенологических фаз растений, и это делается на основе полевых наблюдений.

Фенофазы Дата наблюдений
1. Начало сокодвижения
2. Набухание почек
3. Начало распускания почек
4. Появление первых листьев
5. Полное распускание листвы
6. Зацветание
7. Начало массового цветения
8. Конец массового цветения
9. Начало роста верхушечной почки
10. Первое появление плодов и семян
11. Массовое созревание плодов
12. Вторичное цветение
13. Начало осеннего расцвечивания листвы
14. Начало листопада
15. Массовый листопад

Задание 2. Выберите в качестве объекта несколько экземпляров травянистого растения одного вида (подорожник, одуванчик, разные виды лютиков или клевера, тысячелистник, иван-да-марью, пижму, пастушью сумку, нивяник и т. д.). Отметьте фенофазы, названные ниже и заполните таблицу (табл. 11).
Название объекта_______________________________
Начало наблюдений_____________________________
Окончание наблюдения _________________________

Таблица 11

Фенологические наблюдения за травянистыми растениями

Задание 3. В качестве объекта для наблюдения выберите одного из животных.
1. Наблюдения за развитием бабочки-белянки
1. На листьях капусты отыщите кладку яиц бабочки-белянки. Отметьте дату ее обнаружения. Зарисуйте кладку в полевом дневнике.
2. Пронаблюдайте появление гусениц. Отметьте дату. Опишите внешний вид. Зарисуйте.
3. Проследите за питанием гусениц капустной белянки.
4. Несколько гусениц поместите в банку. Закройте сверху марлей. Кормите гусениц капустными листьями.
5.Попробуйте дать гусеницам вместо капусты листья пастушьей сумки, сурепки, редиса. Будут ли гусеницы их есть?
6. Проследите линьку гусениц. Отметьте количество линек в полевом дневнике.
7. Отметьте дату окукливания. Куколку зарисуйте.
8. Отметьте дату появления бабочек из гусениц. Опишите ее внешний вид.
9. Посадите несколько экземпляров в морилку, расправьте крылья
и сделайте коллекцию.

2. Наблюдение за муравейником
1. Укажите место, где находится муравейник. Проведите замеры и начертите план муравейника.
2. Изучите кормовую ношу муравьев.
3. Проведите учет активности муравьев в течение 10 мин утром, днем и вечером. Зафиксируйте время. Наблюдения проведите в течение нескольких дней, в разную погоду. Как меняется активность муравьев? Сделайте выводы и запишите результаты наблюдений в полевой дневник.

3. Наблюдения за городской или деревенской ласточкой
Подходить к гнезду запрещается. Наблюдение проводят осторожно, используя бинокль на достаточном расстоянии от гнезда, чтобы не вспугнуть птиц. Во время наблюдений не создавать шума.
1. Проследите, как ласточки строят гнезда. Из какого материала его строят, как часто ласточки прилетают к нему. Укажите время постройки гнезда.
2. Запишите дату, когда ласточки приступили к высиживанию яиц.
3. Отметьте дату появления птенцов. По каким признакам определяют появление птенцов?
4. Отметьте количество подлетов ласточки к гнезду с кормом.
5. Пронаблюдайте за вылетом птенцов из гнезда, отметьте дату. Как родители заботятся о птенцах после вылета из гнезда?

Результаты наблюдений запишите в полевой дневник.

2.8. Исследование влияния транспортных дорог
на состояние растительного покрова

Цель: сформировать умения исследовать растительный покров.
Оборудование: ботанические папки, лопатки, ручные лупы, рулетка.

Методические рекомендации
Загрязнение окружающей среды в результате использования автотранспорта особенно ощутимо в городах. В почвах придорожных зон наиболее интенсивно накапливаются валовые и подвижные формы свинца, цинка, серебра и в меньшей степени меди, олова, хрома, никеля, молибдена, кобальта, марганца, железа. Выявлены две зоны аккумуляции транспортного загрязнения в почвах. Первая обычно расположена в непосредственной близости от автодороги, на расстоянии до 15-20 м, а вторая - на удалении 20-100 м. На открытых пространствах вторая зона проявлена обычно слабее, по-видимому, в связи с благоприятными условиями рассеяния воздушного потока. На нескольких пунктах отмечают появление и третьей зоны аномального наполнения элементов в почвах, находящихся от дорог на расстоянии около 150 м. Преимущественное накопление микроэлементов происходит в верхней части корнеобитаемого слоя почв.

Для крупных автомагистралей с большим количеством полос движения загрязнение почв металлами проявляется слабее, чем для узких магистралей. Это объясняется тем, что на широких магистралях автомашины движутся с большей скоростью, расходуя меньше бензина и тем самым уменьшая выбросы в атмосферу. Негативное влияние автотранспорта на окружающую среду можно оценить по состоянию растительного покрова (один из критериев оценки экологического риска).

Задание 1. Оцените экологический риск территорий, прилегающих
к дороге, путем исследования состояния растительного покрова. В городах, как известно, наиболее неприхотливым придорожным растением является одуванчик. В большинстве случаев тяжелые металлы угнетают рост растений, приводя к возникновению уродливых форм, снижая высоту растений. Охарактеризуйте растительный покров на примере одуванчиков на расстоянии 0,5; 1; 5; 10; 15; 20; 30; 50; 100; 150 м от дороги.
К исследуемым показателям относятся: 1) масса растений; 2) длина
листьев; 3) доля уродливых форм (изрезанность листьев).

Ход работы
1. Отбор проб. Из каждой выбранной точки на определенном расстоянии от дороги собирают не менее 10 растений одуванчиков. Каждое растение срезают под корень и помещают в полиэтиленовый пакет - один для каждой точки. В каждом пакете должно находиться 10 растений
и этикетка с указанием места отбора.
2. Исследование внешнего вида растений. Взвешивают каждое растение, измеряют длину листьев, зарисовывают уродливые формы и рассчитывают их количество в процентном отношении.
3.Оформление результатов исследования.

Полученные результаты запишите в таблицу (табл. 12).

Таблица 12

Выводы по проделанной работе должны содержать: информацию зависимости массы растений, длины листьев, доли уродливых форм от расстояния от дороги;

Задание 2. Определение пораженных тканей и выявление живых и мертвых тканей листьев древесных растений.
Желтеющая ткань растения, внешне очень похожа на живую, может быть оценена при диагностике как погибшая.

Ход работы
1. Опишите на выбранной территории видовой состав древесной
и кустарниковой растительности.
2. Соберите листья с этих видов деревьев; укажите их местонахождение, солнечную или теневую сторону улицы; ширину дороги; тип автотранспорта, крону дерева (в сторону дороги или в противоположную); наличие стоянок автотранспорта, плотность жилой застройки (наличие «зеркального» эффекта возвращения загрязнених веществ от стен домов).

Выполнение работы в лабораторных условиях:

1. Выдержите собранные листья не менее получаса при температуре 35-37 °С (для размягчения тканей). Затем поместить на 20 минут в 0,2%-й раствор соляной кислоты. Кислота с легкостью проникает в поврежденные клетки, в результате чего мертвые и поврежденные ткани окрашиваются в коричневый цвет.
2. Сравните визуально площадь поврежденных тканей у различных растений.
3. Сформулируйте выводы. Предложите перечень зеленых насаждений (видовой состав), который целесообразно использовать для озеленения городов и автомобильных дорог.
Необходимо учитывать, что листья разных взрослых растений могут осаждать на своей поверхности за летний период разное количество пыли, например: ива - до 35 кг; клен, тополь - до 30; ясень - до 25; вяз - до 20; сирень - до 2; акация - до 0,2.

Поврежденные в результате антропогенного загрязнения воздуха ткани листьев древесных растений перестают выполнять свои основные функции: газообмен, фотосинтез, транспирацию. Значительно уменьшается пылезадерживающая роль (в основном пыль оседает на слегка влажной поверхности живой ткани листа). Выполнение основных функций листа зависит от площади его здоровой поверхности.

2.9. Исследование влияния транспортных дорог
на фауну

Цель: сформировать умения исследовать влияние автомобильных дорог на фауну; выявить животных, более устойчивых к антропогенному воздействию.
Оборудование: сачок, ватные матрасики, морилки, эфир или хлороформ (100 мл), формалин (300 мл), часы, полиэтиленовые пакеты, полевой дневник, ручка или карандаш, определители позвоночных и беспозвоночных животных; для лабораторных исследований: бинокуляр, линейки, пинцеты, препаровалъные иглы.

Методические рекомендации
Подавляющая часть автомобильных дорог с интенсивным движением транспорта проходит по участкам, которые являются биотопами для различных, в том числе редких или охраняемых видов животных и растений. Дороги оказывают отрицательное опосредованное воздействие на близлежащие биоценозы. От столкновения с автомашинами на дорогах погибают позвоночные и беспозвоночные животные. Исследование целесообразно проводить на шоссейных дорогах за пределами города.
Ход работы
Задание 1. Полевые исследования.
1.Выберите участок дороги с интенсивным двусторонним движением транспорта. Желательно, чтобы учетная трансекта включала разнообразные биоценозы (дубравы, боры, луга, антропогенные ландшафты). Протяженность трансекты может составлять 3 км. В полевом дневнике записшите исходные данные, подсчитайте количество автомобилей, проходящих по данному участку за 10 минут. Определите среднюю скорость движения транспорта.

2. Медленно продвигаясь по обочине дороги, соберите всех сбитых автомобилями беспозвоночных животных или их части. Видовые названия позвоночных животных, отмеченных на автодороге, занесите в полевой дневник с указанием частоты встречаемости каждого вида на трассе. При затруднении видового определения животных помещают в полиэтиленовые пакеты, смачивая формалином, или в сосуды с формалином
и затем переносят в лабораторию для дальнейшего исследования.

4. Проведите наблюдения для выявления комплекса видов позвоночных и беспозвоночных животных, связанных с автотрассой трофическими отношениями. Составьте трансформированные цепи и сети питания, укажите количество видов, питающихся сбитыми на дороге животными.

5. Проведите наблюдения для выявления особенностей поведения придорожных видов животных.

6. Проведите учет беспозвоночных животных в каждом из прилегающих к дороге биоценозов (по обе стороны от дороги). Учетное кошение сачком проводить на удалении 200-250 м, 100-150 м от дороги
и вплотную к обочине. Собранный материал заморите с помощью эфира или хлороформа, разместите на отдельных ватных матрасиках, снабдив соответствующей этикеткой.

Задание 2. Лабораторные исследования.

1. Разберите насекомых по видовой принадлежности, используя определители животных, бинокуляр, чашки Петри, пинцеты и препаровальные иглы.

2. Определите вид животных, найденных в лесной подстилке, используя определители почвенных животных и определители беспозвоночных животных. Лесную подстилку разбирите мелкими порциями в чашках Петри или на листах белой бумаги, используя бинокуляр, пинцеты и препаровольные иглы. Найденных животных или определяют живыми и затем вместе с подстилкой увозят обратно в лес, или фиксируют в спирте или 4%-м формалине. Животных каждой учетной площадки помещают
в отдельный флакон, который снабжают этикеткой.

3. Определите виды сбитых беспозвоночных животных, используя определители.

4. Сравните фауну близлежащих к дороге территорий и видовой состав животных, сбитых на дороге.

5. Сделайте выводы об изменении качественного и количественного состава животных наземно-воздушной фауны и обитателей лесной подстилки.

6. Сделайте выводы о трансформации цепей питания животных в придорожной зоне и об особенностях пищевого поведения некоторых представителей исследуемой фауны.

7. Сделайте общий вывод в полевом дневнике об элиминирующей роли автодорог в природных экосистемах. Осветите следующие вопросы:
1) Основные типы влияния автомагистралей на окружающую среду.
2) Случайна ли гибель животных на автотрассах.
3) Как уменьшить или предотвратить гибель животных на дорогах.

Заключение

Важнейшие экологические проблемы современности определяют необходимость особого, нового отношения человека к окружающему миру. Но сколько бы знаний ни пытаться передать молодому поколению, они возможно останутся невостребованными, если только не будут подкреплены практическими исследованиями непосредственно в природе. Важны не только практические знания, но и умение наблюдать, видеть, проводить собственные исследования, логично мыслить и принимать правильные решения. Этому можно и нужно учить.

Такая цель ставилась при создании данного пособия. Молодому поколению необходимо осознать, что каждый лист растения, капля росы, каждый червячок, муравей, да и сам человек - удивительные объекты природы, полные тайн, которые интересно познавать, необходимо любить и охранять.