Елена Блаватская: запрещенная история и тайные общества.  тайна блаватской

Также Г. Тиллетт писал, что концепция Учителей, или махатм, представленная Блаватской, «является сплавом западных и восточных идей; по её словам, местонахождение большинства из них было связано с Индией или Тибетом. И она, и полковник Олкотт утверждали, что видели махатм и общались с ними. В западном же оккультизме идея „сверхчеловека“ была связана, в частности, с братствами, основанными Мартинесом де Паскуалли и Луи-Клодом де Сен-Мартеном ».

  • «To form a nucleus of the Universal Brotherhood of Humanity without distinction of race, creed, sex, caste, or color».
  • «Значительная часть книг досталась бабушке Елене Павловне в наследство от её отца князя Павла Васильевича Долгорукова и деда по матери Адольфа Францевича Бандре дю Плесси».
  • «В библиотеку входила большая коллекция книг (несколько сотен) по алхимии, магии и другим оккультным наукам. Эти книги составляли обязательный круг чтения мало-мальски образованного русского масона… Можно себе представить, какое это было увлекательное чтение для девочки, свободно и непринуждённо общавшейся с представителями потустороннего мира. Сама Блаватская признавалась, что она перечитала все эти книги с острейшим интересом до пятнадцати лет».
  • «Согласие Лёли на брак с Блаватским было импульсивным решением».
  • С. Ю. Витте писал, что семейство Фадеевых узнало из газет, что Блаватская «даёт в Лондоне и Париже концерты на фортепиано».
  • «Судя по самым ранним её воспоминаниям, она иногда видела около себя своего покровителя. С раннего детства этот образ господствовал в её воображении. Он был всегда одним и тем же, его черты никогда не менялись; настало время, когда она повстречала его в облике живого человека и мгновенно узнала его, словно при нём выросла».
  • «С этого времени жизнь Блаватской приобрела новый смысл и значение. Если прежде она была в одиночестве, то теперь её брал под опеку человек, достигший высочайшего уровня духовности. И не просто помогал ей, а делал своим доверенным лицом, местоблюстительницей Гималайского братства в так называемом цивилизованном обществе».
  • А. Н. Сенкевич писал, что индийские путевые очерки, в которых Блаватская «демонстрирует завидную эрудицию и живость ума», имели в России ошеломительный успех: «В определённом смысле её книга - страноведческая энциклопедия, и по сей день не потерявшая своего научного значения. Вместе с тем стремление раскрыть Индию „изнутри“, через людей, с которыми судьба свела Блаватскую, придаёт книге по сравнению с обычными путевыми очерками особенный, совершенно новый характер психологического документа, отражающего многие грани индийского духовного мира, специфику жизни традиционного индийского общества».
  • «To most Theosophists the existence of the Masters and the contents of their teaching form the very corner-stone of their systematic faith. And ultimately they point to the wisdom and spirituality displayed in the Letters themselves as being sufficient vindication of that faith».
  • «The originals of the Mahatma letters are deposited in the Manuscripts Department of the British Library in London. A.P. Sinnett had based his books The Occult World (1881) and Esoteric Buddhism (1883) on the letters he had received».
  • «A. Trevor Barker had published the collection of The Mahatma Letters to A.P. Sinnett in 1923, much to the horror of Theosophists who, as anxious as they were to have access to these documents, considered them too sacred to be made available to the public at large».
  • С другой стороны, Вл. Соловьёв нисколько не сомневался в реальном существовании тибетских махатм: «Как могла г-жа Блаватская выдумать тибетское братство, или духовный орден келанов, когда о существовании и характере этого братства можно найти положительные и достоверные известия в книге французского миссионера Гюка , бывшего в Тибете в начале сороковых годов, значит за тридцать с лишком лет до основания теософического общества». - Соловьёв Вл. С. Рецензия на книгу Е. П. Блаватской «The Key to Theosophy» , 1890.
  • «Amongst the kinds of unusual experiences noted in the early life of Helena Petrovna von Hahn were phenomena that would appear to largely derive from spontaneous creative and imaginative activities. There are a number of anecdotes and recollections dealing with her story telling, hypersensitivity to objects and environment, conviction that there was a fluidic continuum between the worlds of the living and the dead, and that nature in its entirety was dynamically alive and active. For instance, there are recollections about her picking up stones, fossils, stuffed animals, and creating elaborate spellbinding narratives about their origins, histories, destinies, spanning millennia and successive incarnations. She also was found apparently conducting hypnotic experiments on pigeons during this time, as well as claiming to experience a variety of visions and unusual occurrences».
  • «She wrote in a letter to a relative: "The last vestige of my psycho-physical weakness is gone, to return no more. I am cleansed and purified of that dreadful attraction to myself of stray spooks and ethereal affinities. I am free, free, thanks to Those whom I now bless at every hour of my life." (Her Guardians in Tibet).
    Madame Jelihowsky writes too:
    "After her extraordinary and protracted illness at Tiflis she seemed to defy and subject the manifestations entirely to her will. In short, it is the firm belief of all that there where a less strong nature would have been surely wrecked in the struggle, her indomitable will found somehow or other the means of subjecting the world of the invisibles – to the denizens of which she had ever refused the name of "spirits" and souls – to her own control."».
  • «Eventually, the seemingly spontaneous and random manifestations of psychic energies diminished. Instead, Blavatsky now appeared to be more in control, or, at least, cognizant of, the forces of her own psyche».
  • «Блаватская не относила себя к спиритам, которых считала слепцами, принуждёнными пользоваться глазами других, чтобы познать недоступные им вещи».
  • «Разоблачённая Изида» создавалась также необычно: «Иногда же Учитель завладевал её телом и писал её рукой. Спору нет, эта помощь была очень актуальна, поскольку речь идёт о книге объёмом в полмиллиона слов. В таких случаях Олкотт наблюдал поразительные изменения в почерке Блаватской».
  • Тиллетт описал два случая доставки оккультным способом писем из Тибета: в Лондоне (в доме одного из теософов) и в вагоне идущего поезда.
  • А. Н. Сенкевич писал, что книга Соловьёва представляла собой «уничижительный памфлет, направленный против Блаватской и надолго определивший неприязненное отношение к ней в России. В этой книге Соловьёв совершенно не верит Блаватской и не понимает, для чего ей понадобилось морочить людям голову… На защиту доброго имени Елены Петровны после её смерти встала сестра, Вера Петровна Желиховская».
  • Елена Петровна Блаватская родилась 12 августа 1831 года в Екатеринославе на Украине в семье военного. Мать Елена Андреевна Фадеева (вышедшая замуж за офицера Гана, командующего батареей конной артиллерии) писала повести и романы под псевдонимом « Зинаиды Р-вой «и была очень популярной в начале сороковых годов; её ранняя смерть вызвала всеобщее сожаление, и Белинский посвятил ей несколько хвалебных страниц, назвав её русской «Жорж-Санд». В семье своего дедушки рано осиротевшая Елена Петровна провела большую часть своего детства, сперва в Саратове, где он был губернатором, а позднее в Тифлисе.

    По свидетельству очевидцев детство и юность её протекли при очень счастливых условиях в просвещенной и очень дружной семье с гуманными традициями и чрезвычайно мягким отношением к людям.

    Из всех воспоминаний сестры Елены Петровны (Веры Петровны) о её детстве становится ясным, что Елена Петровна обладала ясновидением; невидимый для обыкновенных людей мир был для неё открыт, и она жила наяву двойной жизнью: общей для всех физической и видимой только для неё одной. Часто Елена рассказывала о различных посещениях неведомых всем лиц. Чаще всего перед ней появлялся величественный образ индуса в белой чалме, всегда один и тот же, и она знала его также хорошо, как и своих близких, и называла своим Покровителем; она утверждала, что именно он спасал её в минуты опасности. Один из таких случаев произошел, когда ей было около 13-ти лет: лошадь, на которой она каталась верхом, испугалась и понесла; девочка не смогла удержаться и, запутавшись ногой в стремя, повисла на нем; но, вместо того, чтобы разбиться, она ясно почувствовала чьи-то руки вокруг себя, которые поддерживали её до тех пор, пока лошадь не была остановлена.

    С детства у Елены была страсть к путешествиям, к смелым предприятиям, к сильным ощущениям. Она никогда не признавала авторитетов, всегда шла самостоятельно, сама себе прокладывая пути, задаваясь независимыми целями, презирая условия света, решительно устраняя стеснительные для её свободы преграды, встречавшиеся на её пути… В семнадцать лет она вышла самовольно замуж за человека, годившегося ей в отцы, и через несколько месяцев, не задумываясь, его бросила, уехала неведомо куда и почти десять лет исчезала так, что её родные годами не знали о её местопребывании…

    Близким своим она сознавалась, что затем только и обвенчалась в 1849 году с немолодым уже Никифором Васильевичем Блаватским, назначенным незадолго до свадьбы вице-губернатором Эривани (Ереван), чтобы быть свободной от контроля родных.

    Большую часть своей молодости Блаватская провела вне Европы:

    С 1848г. по 1851 г. - путешествие по Египту, Афинам, Смирне и Малой Азии - первая неудавшаяся попытка проникнуть в Тибет;

    С 1851г. по 1853 г. - путешествие по Южной Америке и переезд в Индию - вторая неудавшаяся попытка проникнуть в Тибет и возвращение через Китай и Японию в Америку;

    С 1853 г. по 1858 г. - странствование по Северной и Центральной Америке и переезд в Англию; возвращение из Англии через Египет и Индию и третья неудавшаяся попытка проникнуть в Тибет;

    В декабре 1858г. Елена Петровна неожиданно появляется в России у своих родных, сначала она приехала к сестре Вере Петровне и своему отцу в Псковскую губернию, а потом к родным своей матери, в Тифлис, где она пробыла до 1863 года.

    В 1864 году она проникает наконец в Тибет, оттуда уезжает на короткое время (в 1866 г.) в Италию, затем снова в Индию и снова в Тибет. В 1872 году она едет через Египет и Грецию к своим родным в Одессу, а оттуда в следующем 1873 году уезжает в Америку.

    В 1851 году в Лондоне происходит самое важное событие в жизни Елены Петровны Блаватской - её первая встреча с Учителем, который появлялся ей в детстве и которого она звала своим Покровителем. Истинная цель этих 20-летних скитаний (если вычесть 4 года, проведенные с родными) по земному шару - снова и снова возобновляющиеся попытки проникнуть в Тибет, где она надеялась приблизиться к своему Учителю.

    Чтобы верно понять эту сторону её жизни, необходимо знать, что такое «ученичество», в чем оно состоит, какого рода обязательства оно налагает на ученика и каково на Востоке отношение ученика оккультной школы к своему Учителю.

    Для европейцев представляется какой-то сказкой самое существование восточных Учителей, живущих совершенно особой жизнью, где-то среди неприступных Гималаев, никому неведомых, кроме теософов-мечтателей. Но это представление совершенно меняется, когда начинаешь знакомиться с внутренним смыслом религиозных учений Индии. Разница умственной и духовной жизни материалистического Запада и мистического Востока очень глубока, и непонимание со стороны Запада самых существенных особенностей Востока вполне естественно. На Востоке никто не сомневается в существовании высоких адептов Божественной Мудрости. Но и западные ученые, по крайней мере наиболее передовые, не отрицают возможности сверх нормальных психических способностей, которые у большинства людей находятся в скрытом состоянии и только со временем развиваются до полного своего проявления; а если это так, совершенно нелогично отрицать возможность все более и более высоких ступеней психической и духовной эволюции, следовательно и появления таких «Высоких Существ», душевные силы и свойства которых еще неведомы на нашей низшей ступени развития.

    Люди, достигавшие святости, которая неизбежно сопровождается утончением всей нервной системы, всегда стремились к уединению, скрывались в пустынях и джунглях. Когда же человеку с исключительно тонким психическим развитием все же приходится оставаться среди многолюдья, он должен сильно страдать, а на очень высокой ступени развития без предосторожностей, известных оккультизму, он даже может не выдержать грубых шумов современной городской жизни. Блаватская возвратилась из своих странствий в Россию человеком одаренным исключительными свойствами и силами, проявившимися немедленно и поражавшими всех её окружавших. Она оказалась сильнейшим медиумом, - состояние которое она впоследствии сама сильно презирала, считая его не только унизительным для человеческого достоинства, но и очень вредным для здоровья. Позже её психические силы, развернувшись, дали ей возможность подчинить своей воле и контролировать внешние проявления медиумизма. Но в 27 лет они проявлялись помимо её воли, редко ей повинуясь. Её окружали постоянные стуки и постоянное движение, происхождение и значения которых она тогда ещё не умела объяснить…»

    Весь второй период жизни Блаватской Е. П. был сначала - подготовлением к ученичеству, а затем и самим ученичеством. Психические силы Елены Петровны достигли той ступени развития, при котором общения между Учителем и учеником, или Гуру и челой, как выражаются на Востоке, были постоянны и достигали такой же отчетливости, как физические (чаще эти общения были ясновидяще- психические: ясно виден образ и слышен голос физически отсутствующего). Между ними устанавливается нечто вроде беспроволочного телеграфа; лишь до её раскрытого внутреннего слуха ясно доносились внутренне произносимые слова Учителя, которые и передавались посредством соединявших их магнетических токов.

    Все такие явления, как ясновидение и ясно слышание, психометрия, телепатия, внушение и т. д., казавшиеся еще недавно явлениями сверхъестественными, начинают регистрироваться в летописи научных наблюдений. Правильная культура высших психических сил имеет свою науку, свои строго обоснованные дисциплины, свой многовековой опыт, своих учителей и свои школы. Уже в 1884 году проявления сил невидимых агентов… были вполне покорны Е. П. Блаватской и никогда не проявлялись без её воли и прекращались мгновенно по её желанию, она переносилась духовным взором туда, куда хотела, и видела только то, что хотела видеть.

    Именно эти психические силы, развитие до полной сознательности и вполне подчинявшиеся её воле, и служат самым неоспоримым доказательством, что психическое развитие Блаватской прошло через правильную культуру оккультной школы. Силы эти можно разделить на несколько групп:

    а) Внушение, вызывающее различные иллюзии - световые, звуковые, осязательные, вкусовые и иллюзии обоняния у того, кто подвергаются внушению.

    б) Ясновидение всех видов, чтение чужих мыслей и настроений.

    в) Общения на расстоянии с лицами, одаренными таким же или большим психическим развитием.

    г) Сильно развитое высшее ясновидение, дававшее ей возможность черпать знания недоступным для большинства способом.

    д) Запечатление объективных представлений актом воли на бумаге или ином материале.

    е) Явления, требующие знания первичных свойств природы, силы сцепления, образующей различные агломераты из атомов, и знания эфира, его состава и потенциальности.

    Ещё одним доказательством её высокого оккультного развития служит её упорное молчание относительно всех обстоятельств этого таинственного периода её жизни. Ни один истинный чела никогда, ни при каких условиях, не говорит о своей принадлежности к школе и ни о чем, относящемся к его оккультному обучению.

    Следующим доказательством служат постоянные и неизменные заявления Блаватской, что не она автор своих книг, что она только орудие, только пишущая под диктант и т. д.

    Третий период жизни Е. П. Блаватской, который она, начиная с 1873 года, провела последовательно в Америке (1873-1878 гг.), в Индии (1878 - 1884 гг.) и в Европе (1884 -1891 гг.), был настолько известен, имел такое множество свидетелей, постоянно окружавших её, что можно проследить день за днем во всех подробностях.

    В 1875 году, 7 сентября, произошло открытие Теософического Общества. В скромной квартире Елены Петровны собралось 17 человек. Полковник Олькотт предложил учредить Общество оккультистов и при нём библиотеку для изучения скрытых законов природы. Предложение его было принято, и его выбрали президентом Теософического Общества.

    В 1876 году Елена Петровна начала писать Изиду, а в 77-м году Изида была уже издана в Нью-Йорке и вызвала к себе большое внимание в американской прессе.

    В 1878 году основатели Теософического Общества решили переселиться в Индию и уже 17 февраля 1879 г. Блаватская и Олькотт достигли берегов Индии. В октябре 1879 г. был основан свой журнал «Theosophist». Следующие пять лет до 1884 года прошли в энергичной пропаганде Теософии внутри Индии. Оба разъезжали по всей Индии, стараясь везде возбудить интерес к высокой красоте древне индусских верований и вызвать воспоминание о былой славе великого народа. Из-за болезни Елена Петровна была вынуждена возвратиться в Европу. За пять последующих лет (с 1887 года) многое было сделано: написаны три тома Тайной Доктрины, из которых два были напечатаны при ней, а третий после её смерти; написаны: «Ключ к Теософии» и «Голос безмолвия» и множество статей в журнале «Lucifer», который она начала издавать немедленно после приезда в Лондон (в 1887 г.). Кроме этого литературного труда, которым она занималась по 12 часов в день, Блаватская по вечерам была окружена посетителями, в числе которых было много литераторов и ученых, а по четвергам на вечерних заседаниях Теософического общества давала ответы на многочисленные вопросы, с которыми члены Общества обращались к ней.

    8 мая 1891 года Елена Петровна Блаватская скончалась от гриппа в своем рабочем кресле, как истинный воин духа, каким она была всю жизнь.

    В принципе, всё человечество можно было бы заменить всего одним человеком - Еленой Петровной Блаватской, дворянкой, путешественницей, публицистом, оккультистом и спиритуалистом. Диктатор недели изучает, как так получилось.

    Откуда пришла Блаватская?

    Елена Петровна Ган, впоследствии известная всему миру как Елена Петровна Блаватская, родилась 31 июля 1831 года в городе Екатеринославе (современный Днепропетровск) в 02:17 ночи. Мать Лёли в девичестве носила фамилию Фадеева и принадлежала к знатному дворянскому роду князей Долгоруковых. В шестнадцать лет она вышла замуж за Петра Алексеевича Гана, происходившего из немецкого рода, переселившегося в Россию в средине XVII столетия. Маму Елены Петровны называли «русской Жорж Санд» за её литературное дарование, однако она скоропостижно скончалась в двадцать восемь лет, оставив после себя двух дочерей. Отец девочек был человеком военным и постоянно находился в разъездах, так что воспитанием одиннадцатилетней Елены и её сестры занимался дедушка, самый серьёзный член громадного знатного семейства, тайный советник Андрей Михайлович Фадеев.

    Елена Петровна родилась недоношенной и с детства проявляла необычные способности и крутой нрав. Всюду ей слышались странные голоса, она часто видела и общалась с привидениями, подолгу проводила в старинных заброшенных подземельях родовых имений и очень часто смущала родственников своими рассказами о потустороннем, некоторые взрослые слушали её и усердно крестились. В наше время такого ребёнка, скорее всего, признали бы немного не в себе, а против гиперактивности прописали бы успокоительные, как было, например, в случае с Куртом Кобейном. Любимым местом в доме у Лёли (так её называли домашние) была библиотека. Русская знать в XVIII - XIX веках тотально увлекалась масонством, все состояли в ложах и кружках, изучали специфические книги и исповедовали масонский кодекс чести. В 1825 году масонские ложи в России были запрещены после провала движения декабристов, однако аристократы старой закалки продолжали разделять идеалы масонов и мечтали о тайных знаниях и всемирном человеческом братстве.

    В совсем юном возрасте Елена Петровна перечитала почти все основные эзотерические труды из библиотеки дедушки: каббалу, трактаты об алхимии и астрологии, легенды об Атлантиде и греческих жрецах. Весь этот антураж хорошо накладывался на склонности Лёли - взрослые ругали её за выдумки и фантазёрство, в то же время она находила подтверждение своим видениям в книгах почтенных старцев. После личного знакомства с восточной культурой, Индией и Тибетом Блаватская говорила, что любой захудалый йог из Индии знает и умеет больше, чем светский масон, начитавшийся книг и возомнивший себя графом Калиостро.


    Вокруг Блаватской роится множество легенд, да и сама она старательно путала следы и никому никогда не говорила всей правды. О молодой Блаватской чаще всего рассказывают её родственники, так что сведения более или менее достоверны. Во время крещения маленькой Елены Петровны её младшая сестра то ли специально, то ли ненарочно, балуясь, подожгла предмет церковной утвари. В церкви начался пожар и паника, взрослые крестились и считали это событие доказательством бесноватости бедовой Лёли. В подростковом возрасте она отказывалась выходить в свет в платьях по последней моде: они казались ей слишком откровенными. Когда однажды родственники всё же настояли на том, чтобы она надела платье и поехала с ними на бал, она сунула ногу в котелок с кипятком - и потом ещё полгода никуда не ходила. По словам самой Блаватской, в детстве на неё сильнее всего повлияли кавалерийские офицеры, друзья и соратники отца, а также буддисты, которых она впервые встретила в четырнадцать лет, посетив город Семипалатинск, находившийся на границе Сибири и Монголии. От кавалеристов она с детства научилась держаться в седле по-мужски, в юности любила выбрать из стойла жеребца погорячее и пуститься галопом с места. У буддистов она научилась терпению и сосредоточенности, что, видимо, и позволяло ей прилежно глотать книгу за книгой, но никак не сказалось на её гусарском темпераменте. Проблем от неё всю жизнь было именно как от разгульного кавалериста, а не как от смиренного буддиста. Тем не менее, вместе с горячностью нрава и бурлящей через край энергией она обладала выдающейся ментальной дисциплиной и написала одни из самых сложных и всеохватывающих трудов по эзотерической философии. Кроме того, от семипалатинских буддистов юная Лёля узнала о мистической стране Шамбале, которая впоследствии сыграла в её жизни значительную роль.

    Когда Фадеевы вместе с Лёлей жили в Тифлисе, в город приехал князь Голицын вместе с сыном Александром. Шестнадцатилетняя Елена пленилась загадочным молодцом и во время одной из прогулок узнала по секрету, что он масон - и при том очень идейный и горячо верующий в эти идеи. Он рассказал ей о том, что когда-то существовал единый континент, на котором жили просветлённые люди, обладавшие глубочайшими знаниями природы. Голицын утверждал, что по миру раскиданы частицы некогда единого знания, а современные религии - осколки единой религиозной системы, которую исповедовали атлантические жрецы. Платон описал этот утерянный континент и передал часть древних знаний нам, но и поныне живут люди, обладающие этими знаниями в полном объёме. Их можно найти в далёком Тибете, среди уцелевших американских индейцев, а также в Индии и в Египте. Воображение молодой и горячей Блаватской загорелось: этот человек принёс жизнь в её любимые детские сказки, магия и потустороннее вдруг обрели плоть, Елену поглотила идея увидеть и разузнать всё, что можно, об этой древней цивилизации. В шестнадцать лет девицу хотели отдать замуж и обрюхатить. Представить себе, что сорвиголову Лёлю отпустят в вольное путешествие навстречу тайнам Атлантиды, не было никакой возможности. Тогда Елена Петровна провернула первую крупную аферу в своей жизни. Она присмотрела себе жениха, хорошо устроенного на царской службе, вдвое старше её и совершенно лишённого воображения и жизненных сил, которые бурлили в шестнадцатилетней мечтательной хулиганке. Она быстро очаровала простодушного мужчину и сыграла свадьбу, на которой, по некоторым свидетельствам, не сдержалась и в момент, когда её спросили, готова ли она во всём подчиняться мужу и так далее, сказала: «Ну уж нет», но потом спохватилась - и из Лёли Фадеевой превратилась в Елену Петровну Блаватскую. Обождав пару месяцев, Блаватская явилась к родне и в отчаянии заявила, что жить так не может, брак убьёт её, и вообще она едет к отцу в Одессу посоветоваться, что же делать. Родня посадила её на корабль, тот отплыл в Одессу, но когда он зашёл на ночевку в порт Керчи, Блаватская хитростью избавилась от кортежа из прислуги и охранника и пересела на корабль, плывущий в Константинополь. У неё не было ни билета, ни паспорта, однако она сумела очаровать капитана судна. Он спрятал своего юнгу в угольном трюме, а Елену Петровну переодел в костюм юнги и уложил в гамак. Портовой инспекции он сказал, что юнга болеет. Так Блаватская отправилась в свободное путешествие, продлившееся сорок три года.

    Долгая дорога


    В России поднялся скандал. Теперь, даже если бы Елена сразу по прибытии в Константинополь дала о себе знать, родные не позвали бы её домой. Деньги быстро закончились - и тогда Блаватская устроилась на работу в цирк. В какой-то момент конного представления акробаты обращались к публике и предлагали попытать счастья, перепрыгнув на лошади восемнадцать препятствий. Каждый раз находился один и тот же смельчак - Елена Петровна, и каждый раз она должна была, преодолев несколько препятствий, падать с лошади. Однажды она не сдержалась и решила перескочить все восемнадцать барьеров, но на самом последнем таки споткнулась и оказалась на земле под лошадью. Однако от гибели её спас ангел-хранитель, тот же, что, по её словам, уже однажды спас её в детстве, вытащив из-под рухнувшей лестницы и испарившись. Вот и в этот раз ангел явился, вытащил Блаватскую из-под лошади и исчез. А она повредила себе грудную клетку и потом большую часть жизни испытывала дискомфорт и периодические приступы боли. После этого она волей случая встретила графиню Киселёву, любительницу оккультизма и ревнительницу православия, взявшую юную путешественницу на некоторое время под своё крыло. В время путешествий с графиней Блаватской часто приходилось переодеваться мальчиком, так как графине казалось, что это пикантно - шестидесятилетняя женщина и молодой человек вместе путешествуют по Востоку. В Египте Блаватская начала самостоятельно изучать эзотерическую традицию Египта, знакомиться с местными оккультистами и мистиками, старцами и мудрецами (с шарлатанами и отребьем наверняка тоже). Её интерес к тайнам был могуч, жажда приключений велика, а в громадных голубых глазах сияло бесстрашие.

    Своё двадцатилетие Елена Петровна встретила в Англии. В 1851 году в Лондоне проходила Всемирная промышленная выставка, демонстрировавшая достижения науки и рациональной мысли. Апофеозом выставки был Хрустальный дворец из стекла и железа, диковина для того времени, предвосхитившая современные небоскрёбы. Всемирная выставка - вообще знаменательное событие, на которое стекаются миллионы людей со всех уголков мира, и кроме толп зевак на выставку попадают и выдающиеся умы современности из разных стран, здесь они делятся передовыми идеями, заводят новые связи и знакомства, из которых потом возникают целые движения. На выставке 1939 года, например, уже известный вам Эдвард Бернейс развил идею Хрустального дворца в Democricity, впервые показав миру город будущего и зарядив культуру на демократические ценности. Выставку 1851 года посетили шесть миллионов человек, и одна встреча ознаменовала сдвиг материалистической культуры Запада в сторону мистицизма Востока: на этой выставке Елена Петровна Блаватская познакомилась с тем самым ангелом-хранителем, спасшим её из-под лошади и помогавшим ей много раз. Современные биографы утверждают, что это был молодой индийский аристократ, представитель знатного рода и носитель мистических традиций. Сама же Елена Петровна говорит, что на свой двадцатый день рождения она встретила человека по имени Махатма Мориа - одного из тайных учителей, победивших свои материальные проявления и теперь несущих свет тёмному человечеству. Он сообщил ей, что тайно появлялся в её жизни и раньше, следил за её развитием, а теперь она готова. Он лично пришёл сказать ей, что у её жизни есть особый смысл, особая цель: нести знание Учителей людям - она должна стать ключевым звеном в соединении Запада и Востока и установлении нового всемирного духовного порядка. Но сперва ей нужно обучаться: она должна поехать в Индию, а затем в Тибет. Там её будут ждать наставники, и после семилетнего периода послушания она обретёт достаточно знаний и способностей, чтобы выполнить свою миссию. С тех пор и до конца жизни Елена Петровна будет постоянно поддерживать связь с этим полуреальным персонажем, которого она будет называть Махатмой Мориа. Но главное - она действительно посвятит себя великой миссии и будет нести знания и свет людям в своей уникальной манере.

    После этой встречи Елена Петровна пустилась в путешествие по Канаде, Мексике и всему Североамериканскому континенту, по следам атлантов и по указаниям её наставника Мориа, а в 1852 году прибыла в Индию. Во время путешествий она занимается духовными практиками, изучает многочисленные индийские духовные традиции, встречается с гуру, практикует под руководством опытных и аутентичных йогинов. В 1855 году Блаватская проникает в Тибет, несмотря на то, что русские и англичане, контролировавшие границы Тибета, практически не пускали туда людей. И уж тем более они не пустили бы Елену Петровну, так как русские заподозрили бы в ней английскую, а англичане - русскую шпионку. Блаватская попала туда благодаря своим таинственным учителям, которые, по некоторым версиям, имели прямое отношение не только к международным тайным обществам, но и к таинственной подземной стране Шамбале. В Тибете она приобщалась к эзотерическому буддизму: изучала тайные тексты и, в первую очередь, Тибетскую книгу мёртвых с комментариями, медитировала под руководством тибетских лам и проходила тайное посвящение в мир духа. После семи лет послушничества она обрела новую степень понимания и способностей и вышла в мир с посланием.

    Новое понимание


    В Каире, ещё во время путешествий с графиней Киселёвой, Блаватская познакомилась с известным американским спиритом, вызывавшим духи умерших в промышленных масштабах, и немедленно открыла в себе выдающиеся медиумические способности. В 1840-х в США начался бум спиритизма, и уже к 50-м услугами медиумов пользовались одиннадцать миллионов американцев. Этот бум оказался прологом к более масштабному эзотерическому буму в западном обществе, который длится и по сей день: спириты, гадалки, целители, маги, йоги и другие удивительные представители человеческой флоры и фауны начали плодиться именно в то время. Блаватская быстро стала выдающейся «спириткой» и начала устраивать эффектные сеансы общения с мёртвыми для всех желающих, быстро обретя популярность в высших кругах египетского общества. К ней на сеансы приходили чиновники, принцы и светские львы, дипломаты и знатные дамы - и все уходили в восторге. На сеансах Елена Петровна задавала вопросы, а души мёртвых отвечали ей через постукивания, странные звуки, иногда голосами, иногда даже частично материализовывались. Если большинство спиритов устраивали свои сеансы в полумраке, Блаватская творила чудеса при хорошем освещении, что было уж совсем убедительно. В 1871 году, уже после тибетского посвящения, она создала в Каире Общество по исследованию спиритических феноменов, которое просуществовало однако совсем недолго, так как одна из соратниц Блаватской откровенно облажалась. На одном из сеансов её уличили в том, что она пользовалась подвешенной к потолку перчаткой, набитой ватой, и утверждала, что это материализовавшаяся рука умершего. Блаватская поспешно открестилась от этого скандала, несмотря на то, что репутация у общества была неоднозначной, оно всё же набрало необходимую популярность. Блаватской заинтересовались ведущие спириты из Америки и Европы.

    Когда Елене Петровне шёл сорок первый год, она гостила у родственников в Одессе и по неведомой биографам и потомкам причине решила написать письмо в Третье отделение собственной Его Императорского Величества Канцелярии. В исповедальном письме она предлагала свои услуги Отечеству и государю в качестве шпиона. Она сообщила, что единственный раз нарушила закон в юности, когда без паспорта и без разрешения бежала на корабле в Константинополь. Себя она характеризует совершенно цинично, с привкусом горечи: «Я говорю по-французски, по-английски, по-итальянски, как по-русски, понимаю свободно немецкий и венгерский язык, немного турецкий. Я принадлежу по рождению своему, если не по положению, к лучшим дворянским фамилиям России и могу вращаться поэтому как в самом высшем кругу, так и в нижних слоях общества. Вся жизнь моя прошла в этих скачках сверху вниз. Я играла все роли, способна представлять из себя какую угодно личность; портрет не лестный, но я обязана Вашему превосходительству показать всю правду и выставить себя такою, какою сделали меня люди, обстоятельства и вечная борьба всей жизни моей, которая изощрила хитрость во мне, как у краснокожего индейца. Редко не доводила я до желаемого результата какой бы то ни было предвзятой цели. Я перешла все искусы, играла, повторяю, роли во всех слоях общества. Посредством духов и других средств я могу узнать что угодно, выведать от самого скрытного человека истину». Свой спиритизм и паранормальные способности она также трактует в чисто практичном и прагматичном ключе: «Занимаясь спиритизмом, прослыла во многих местах сильным медиумом. Сотни людей безусловно верили и будут верить в духов… каюсь в том, что три четверти времени духи говорили и отвечали моими собственными - для успеха планов моих - словами и соображениями. Редко, очень редко не удавалось мне посредством этой ловушки узнавать от людей самых скрытных и серьёзных их надежд, планов и тайн. Завлекаясь мало-помалу, они доходили до того, что, думая узнать от духов будущее и тайны других, выдавали мне свои собственные. Но я действовала осторожно и редко пользовалась для собственных выгод знанием своим».

    Официально её услугами так никто и не воспользовался, но мы не можем знать наверняка, как происходит приём на службу в таких случаях и не отвод ли это глаз. Елена Петровна всю жизнь путала следы и напускала на себя флёр загадочности, почти ничего о её жизни неизвестно доподлинно, у каждого события может быть несколько трактовок и слоёв, а её передвижения по миру напоминают многоуровневую шахматную игру. В 1873 году она купила билет первого класса на пароход, плывущий в Америку, но встретила на пароме женщину с двумя детьми, оставшихся без гроша, которые не могли попасть в Америку к мужу и отцу, так как им продали поддельный билет. Блаватская продала один билет в первый класс и купила четыре билета в третий класс, пожертвовав собственным комфортом ради помощи ближнему. В Америке начался новый и заключительный этап в жизни Елены Петровны, главными плодами которого стало создание Теософского общества и написание двух хрестоматийных книг - «Разоблачённой Изиды» и «Тайной Доктрины».

    Приехав в Америку, первое время Блаватская жила очень скромно. После смерти отца и переезда на новый континент никаких денег извне ждать не приходилось, поэтому первое время она зарабатывала себе на жизнь, продавая ручные поделки, занимаясь переводами и написанием статей. Немного осмелев и освоившись в новой обстановке, Елена Петровна решила провернуть очередную сатирическую авантюру. В 1874 году она перевела сатиру Салтыкова-Щедрина или Тургенева (мнения биографов расходятся), заменив в рассказе Россию на Америку, а царя - на президента. Разразился скандал, и её литературная карьера в Штатах немного застопорилась до выхода в 1877 году оригинального и принесшего ей значительную славу и гонорары труда, «Разоблачённой Исиды». В этой книге Блаватская продемонстрировала блистательные знания философии, религии и мистицизма древних греков, раннехристианских мистиков и средневековых алхимиков, рассмотрела эзотерические аспекты христианства, буддизма, зороастризма, индуизма, конфуцианства. Она старалась продемонстрировать читателю, что за многообразием религиозных и философских форм стоит одна и та же вечная система. В Каббале и тибетской Книге мёртвых используются разные слова и термины, однако описываются одни и те же явления, одни и те же законы. Это следы той самой исчезнувшей Атлантиды, крупицы знания её жрецов, систематизированные и собранные Еленой Петровной воедино, результаты её научных штудий и непосредственного опыта переживаний. «Разоблачённая Изида» стала прелюдией к Magnum Opus Блаватской, трёхтомной «Тайной Доктрине».

    Теософское общество


    Четырнадцатого октября 1873 года Елена Петровна Блаватская попала на ферму к братьям Эдди, простым деревенским парням, демонстрировавшим навыки медиумов и проводившим сеансы общения с покойниками. На этой ферме уже некоторое время жил полковник Генри Стил Олкотт - участник Гражданской войны, юрист, журналист и писатель, страстный любитель всего потустороннего и мистического, а также масон, магистр Коринфского ордена системы Королевская Арка. Олкотта послали на ферму Эдди для того, чтобы он документально засвидетельствовал или опроверг чудеса, которые там якобы происходили. Он подходил к делу с педантичностью следователя и писал отчёты в газету «Нью-Йорк дэйли график», исправно подтверждая подлинность феноменов. В первый же вечер на ферме мадам Блаватская сразила полковника и всех присутствующих наповал. Будучи приглашённой только в роли эксперта, она вдруг перехватила инициативу в свои руки и устроила свой сеанс общения с потусторонним. В тускло освещённом помещении начали один за другим появляться грузины из прошлого Елены Петровны, а материализовавшийся дух её покойного друга Михалко Гугидзе по её просьбе станцевал для присутствующих лезгинку. Далее появилась укутанная в оренбургский платок нянька Блаватской, а за ней - статный господин с медалями, которого Елена слегка обидела, перепутав его с отцом. В завершении всего к зрителям явился дух некоего Георгия Дикса и вручил Елене вполне материальную медаль, с которой был похоронен её отец. Получив медаль, мадам Блаватская упала в короткий обморок. Вернулась в сознание она полным триумфатором. После первой же встречи Генри Олкотт был полностью захвачен мадам Блаватской, а узнав о Тайных учителях и о миссии Елены Петровны, решил посвятить всю свою жизнь продвижению этих целей.

    Семнадцатого ноября 1875 года было основано Теософское общество. Его президентом стал полковник Олкотт, а Блаватская стала секретарём-корреспондентом общества. Однако главным и единоличным лидером общества, конечно, была Елена Петровна, так как корреспонденция, о которой говорит её должность, велась с гималайскими тайными учителями, которые снабжали общество инструкциями, напутствиями и знаниями. Единственной, кто имел доступ к учителям, была Блаватская, никто другой до них не мог дописаться, а ей они отвечали самым скорым и парадоксальным образом. Однажды она с полковником Олкоттом ехала в поезде, и в ходе разговора решила написать письмо учителям, чтобы спросить их совета. Написав письмо, она выкинула его из окна едущего поезда, полковник Олкотт даже записал, в котором именно часу. А когда через полтора часа поезд приехал на следующую станцию, на их имя пришла телеграмма от учителей, в которой содержался точный ответ на вопрос Олкотта.

    У Теософского общества было три официальных цели:

    создание ядра всемирного человеческого братства, невзирая на расу, вероисповедание, пол, касту и цвет кожи;

    поощрение сравнительного изучения религии, философии и науки;

    исследование законов природы и сил, скрытых в человеке.

    Теософы в короткие сроки обрели популярность и начали открывать штаб-квартиры по всем Соединённым Штатам, набирая сотни, а затем и тысячи последователей. В этих отделениях и кружках читались лекции, изучались священные тексты, обсуждались и поощрялись практики работы с сознанием, люди стремились овладеть тайнами природы и человеческой мысли. Это был качественный сдвиг по сравнению с тем, что изголодавшейся по духовности и сверхъестественному публике предоставляли спиритические сеансы. Спиритизмом увлекались богатые и бедные, образованные и безграмотные люди, на представлениях с покойниками мадам Блаватской бывали и египетские, и индийские, и российские, и английские, и французские и, наконец, американские аристократы. Заинтересовав всех их миром сверхъестественного, Блаватская затем отреклась от спиритизма и через Теософское общество заявила: вот учение для просвещённых умов, а не эти детские забавы с вызыванием астральных сущностей. Американцы потянулись к систематизированным тайным знаниям. Среди членов Теософского общества были журналисты, писатели, художники и даже учёные. Изобретатель Томас Эдисон, выдающийся американский философ и психолог Уильям Джемс, ирландский поэт Уильям Батлер Йейтс - лауреат нобелевской премии по литературе, индийский юрист и политик Мотилал Неру, отец первого премьер-министра независимой Индии, и другие.

    Теософское общество сыграло важную роль в истории Индии и индийской культуры. Книги и деятельность Блаватской помогли донести до жителей Запада - и до самих индусов - осознание величия и глубины их духовной культуры. Из отставшей колониальной страны Индия стала превращаться в колыбель цивилизаций, настоящую жемчужину человеческой культуры. В 1882 году Теософское общество открыло в Индии представительство в городе Адьяр, и по сей день там располагается основная штаб-квартира теософов. В 1885 году теософами был создан «Индийский национальный конгресс», который впоследствии под предводительством Махатмы Ганди стал краеугольным камнем в вопросе обретения Индией независимости от Англии. Лидер освободительного движения Индии Мохандас Ганди познакомился с теософами, будучи студентом в Англии, и с тех пор считал Елену Петровну своим гуру. Бхагавадгита, один из основных текстов индуизма, пришёл в жизнь Ганди не в Индии, а в Лондоне, и не от индийских гуру, а от последователей этой русской женщины. Можно смело утверждать, что Теософское общество, а в частности Блаватская и Олкотт, сыграли крайне важную роль в том, что Англия потеряла свою самую крупную колонию, а Индия обрела достоинство и независимость. Полковник Олкотт принимал активное участие в продвижении буддизма на территории Индии, в особенности на острове Шри-Ланка, где в наши дни ему до сих пор возводят памятники и называют улицы его именем. Помимо полковника и Елены Петровны, значительную роль в становлении общества сыграли Уильям Джадж и Анни Безант. Первый способствовал тому, что в определённый момент общество раскололось на американскую и индийскую часть. Он в результате бунта возглавил американское отделение, назвал его Всемирным теософским обществом, однако буквально через несколько месяцев скончался - и общество снова воссоединилось под руководством Анни Безант. Безант была одной из первых феминисток и борцов за женские права в Англии, а затем и по всему миру. После знакомства с Блаватской она стала её верной последовательницей и до последних дней помогала Елене Петровне в работе над «Тайной доктриной». Полковник Олкотт был влиятельным масоном в Америке, и Елену Петровну приняли в лондонскую масонскую ложу в 1877 году по специальному обряду, созданному ещё до Великой французской революции специально для посвящения женщин. Анни Безант была крайне влиятельным английским масоном и реформировала масонство, утвердив устав, в котором женщины также могли вступать в масонскую ложу, открыла серию женских лож по всей Англии и к концу жизни обрела самый высокий - тридцать третий - градус в масонской иерархии.

    Куда ушла Блаватская?


    Последние годы этого земного воплощения Елена Петровна провела в работе над «Тайной доктриной», которая должна была стать основанием долголетия и процветания Теософского общества. В этой книге она суммировала весь свой духовный и интеллектуальный опыт. Для широкой публики была легенда, что книгу ей телепатически надиктовывали тайные учителя из Гималаев и что большие куски писались с помощью автоматического письма (задолго до Фрейда и дадаистов), без участия сознания. Труд удался на славу и стал учебником и любимой книгой для тысяч мистиков, учёных, поэтов, музыкантов и писателей. Альберт Эйнштейн высоко ценил мадам Блаватскую и неоднократно возвращался к её главному труду. Граф Лев Николаевич Толстой также внимательно читал мадам и использовал цитаты из её книг в своих сборниках афоризмов «На каждый день» и «Круг чтения», подписывая цитаты «браминская мудрость», считая Елену Петровну самым надёжным источником индийской мудрости. Горячими поклонниками трудов Блаватской были и русский композитор Александр Скрябин, и нидерландский художник Пит Мондриан, и английский мистик Алистер Кроули и американский создатель саентологии Рон Хаббард. Работая над «Тайной доктриной», Блаватская испытывала перманентный физический дискомфорт и боль: все травмы, полученные за жизнь, вскрылись и настойчиво призывали её покинуть телесную оболочку.

    Елена Петровна любила рассказывать, как она воевала вместе с Джузеппе Гарибальди в его итальянских военных кампаниях, была тяжело ранена и едва не умерла, но в очередной раз была спасена своим ангелом-хранителем. Когда ученики спрашивали её, почему она не использует свои способности, чтобы помочь себе, ведь она неоднократно лечила недуги других одним прикосновением, Елена Петровна отвечала: нельзя таким, как я, пользоваться даром силы в своих личных целях - эти силы мне не принадлежат и предназначены только для других людей. В пятьдесят девять лет дух Блаватской отделился от её материальной оболочки, и она продолжила своё путешествие в следующие реинкарнации.

    Однажды после одного из очередных спиритических сеансов у Елены Петровны выпал из рукава колокольчик, и, когда один из присутствующих подобрал и подал его ей, она только слегка смутилась. Блаватская не брезговала прибегать к некоторым фокусам, потому что считала, что это нужно для привлечения толпы. В её системе, Христос был одним из махатм прошлого, учителем людей и её личным идеалом в старости. Мы не знаем наверняка, был ли Христос чудотворцем. Библия и христиане утверждают, что был, однако у нас нет никакого основания полагать, что он не был фокусником. Когда женщина исцелилась от одного прикосновения к Иисусу, он объяснил, что не сам творит чудеса, их творит вера. Занимаясь спиритизмом, Елена Петровна позволяла людям делать чудеса за неё, верить в то, во что они хотят и могут верить. В старости она отреклась от спиритизма и настоятельно рекомендовала не участвовать в таких действах никому, особенно слабовольным людям, однако в молодости использовала эту технику для привлечения внимания к более важным вещам: «Мир пока ещё не готов, пусть они для начала убедятся, что в невидимом мире действительно обитают различные существа, будь то «духи» умерших или первостихии; и что в человеке немало скрытых сил, которые способны превратить его в бога на Земле». После посвящения, которое она прошла в Тибете, у нее появилось главное послание о том, что человек – это духовное существо, и донести эту истину она пыталась любыми способами, не брезгуя иногда самыми спорными средствами. Это одно из самых противоречивых мест в биографии и личности мадам Блаватской - многие не могут простить ей врождённый авантюризм и то, что она частенько мистифицировала и обманывала людей. Общаясь с журналистами, она могла в разное время выдать три разных версии одного и того же события из своей жизни, и каждая новая была сенсационнее и загадочней предыдущей. Когда она рассказывала эти истории, все, кто её слушал, обхохатывались. Иногда она заходила слишком далеко и чернила своё имя в прессе, а когда сестра спрашивала, зачем пожилая Лёля водит журналистов за нос, та отвечала: «Журналисты тоже люди, у них детки есть, пускай продадут свою статейку да заработают копейку, мне не жалко».

    Русская путешественница и оккультистка утверждала, что она узнала секреты потерянных цивилизаций и тайных обществ. Елена Блаватская была одной из самых загадочных фигур 19 века, а ее взгляды на тему существ, управляющих судьбой Земли, забытой истории и ошибок веры в Бога являются спорными по сей день.

    Многие люди разделяют взгляды, высказанные Еленой Петровной Блаватской, даже не зная об этом. Эта русская оккультитстка, писательница, мыслительница и основательница теософского движения была одной из самых противоречивых личностей второй половины 19 века.

    Она родилась в богатой семье с эзотерическими традициями. С детства она контактировала с тайными знаниями и имела врожденные парапсихические способности.

    После побега от гораздо старшего от нее мужа объездила мир, пытаясь проникнуть в тайны исчезнувших цивилизаций и секретных обществ.

    Своими знаниями она делилась с каждым, кто хотел знать, утверждая, что они пришли к ней от великих мастеров, контролирующих развитие человечества. Для кого-то гуру, для других шарлатанка, но, тем не менее, она стала иконой и легендой. Кем она была на самом деле?

    Описывать ее биографию вкратце это тоже, что попытаться пересказать «Войну и мир» несколькими предложениями.

    Она родилась в 1831 году в аристократической семье. Ее мать, Елена Андреевна Фадеева, была дочерью принцессы Елены Долгоруковой.

    Местом рождения Блаватской был Днепропетровск, в котором размещалось подразделение ее отца – капитана Петра Алексеевича фон Гана, рожденного в русифицированной немецкой семье. Он не присутствовал при рождении дочери, поскольку был откомандирован в Польшу для подавления ноябрьского восстания.

    Мать Блаватской, известная для своего времени писательница и переводчица, умерла от туберкулеза в возрасте 28 лет. Опекунами Елены стали Фадеевы, живущие в Саратове, где ее дед был губернатором.

    В детстве Елена Блаватская была балованной и непослушной. Она любила также читать и выдумывать. Так же, как мать и бабушка, получила хорошее домашнее образование.

    Ее тяга к изучению тайных учений и философий Востока имела несколько источников. Одним из них была библиотека с коллекцией эзотерических книг, принадлежащих ее прадеду – масону с высоким рангом.

    На дальнейшие духовные поиски ее поощрял, как сообщает профессор Николай Гудрик-Кларк, автор биографии Блаватской, Александр Голицын – друг ее дома и член влиятельного княжеского рода.

    Началом перемен в жизни Елены фон Ган стали плохие отношения со старшим на 22 года Никифором Блаватским – вице-губернатором Еревана в 1849 году. Молодая жена сбежала и начала путешествие, которое заполнило собой ее дальнейшую жизнь.

    Описание ее вояжей заняло бы слишком много места, но стоит подчеркнуть, что их целью было исследование оккультизма у его истоков, в том числе изучение древних текстов и Каббалы. Первоначально она была ориентирована на Западную Европу и Ближний Восток и путешествовала всегда в компании (например, предполагаемых любовников).

    Как говорит один из рассказов, в Египте она познакомилась с коптом, который рассказал ей о книгах, которые хранятся в Тибете, и посоветовал ей, как расширить свои знания и навыки. Еще более важной была встреча в Лондоне, где она познакомилась с индусом Махатмой (духовный учитель), которого звали Мория. Он сказал, что Блаватская должна выполнить чрезвычайно важную миссию .

    Мория, как она позже писала, был человеком, которого она в детстве видела во снах. Он проживал в монастыре недалеко от Ташилхунпо Шигадзе (Тибет), где имел школу для адептов вместе с другим мастером Кут Хуми. Оба были выходцами из Вест-Индии и путешествовали по Европе.

    Но это были, однако, не обычные монахи, а «более осведомленные личности» — представители высшего класса людей, известных как «Великое Белое Братство», которые управляют развитием человечества.

    Елена Блаватская была выбрана этими мастерами древних знаний для передачи людям Запада некоторых трансцендентных истин.

    После нескольких поездок, в частности в Индию и США, в 1868 г. Елена Блаватская на два года попала в Тибет и, вероятнее всего, была там тайно, поскольку страна была практически недоступной для белых «пришельцев».

    Гэри Ланчман – еще один биограф Блаватской – говорит, что это достижение делает из нее одного из величайших путешественников 19 века. Хотя он не готов дать 100% гарантии, что она на самом деле посетила Гималаи. Но, возможно, она попала туда под видом купца или паломника. Стоит отметить, что это не первый подобный случай в ее жизни. Блаватская утверждала, что ранее воевала в роли мужчины, одетого как солдат Гарибальди.

    То, что произошло в Тибете это легенда, которая может быть создана самой Блаватской. Кроме изучения буддизма, который стал ядром ее философии, она там узнавала о древних секретах и тренировала парапсихические способности на практике под руководством упомянутых выше монахов.

    Это включало «курс» телепатии, ясновидения и даже материализации объектов. В более позднем возрасте Елена демонстрировала эти возможности, но мнения относительно них всегда расходились.

    В Гималаях Блаватская также выучила язык сензар, который – как она писала – «неизвестен филологии» и является речью всех «высоких адептов». Она не уточняла, о каком языке идет речь, хотя есть подозрения, что это мог быть санскрит. Он ей был нужен для исследования «Книги Дзян», содержание которой строго охранялось. Она состояла из рифмованных строф, а ее происхождение было отвергнуто наукой.

    Комментарии к книге Елена Блаватская напечатала в своем опусе «Тайная доктрина» (изданном в 1888 году под названием «Секретная наука»). В свою очередь, опубликованная год ранее «Открытая Исида» представила взгляды Елены на многие спорные вопросы: от природы сознания, мышления и действительности (которую она считала иллюзией) до описания тайных сообществ и разумных рас, которые ранее населяли планету.

    Забытые цивилизации и злой Бог

    Взгляды Блаватской, как и ее жизнь, трудно передать тезисно (две упомянутые книги имеют вместе около 2000 страниц).

    Осью ее концепции была вера в существование универсальных принципов, которые легли в основу мировых религий. Они конкурируют друг с другом, поэтому они плохие, но все они произрастают из одного «ствола».

    В конечном счете, все великие религии падут, и наступит возврат к первоначальной истине. Ближе всего к ней герметизм – древняя религия, основанная на учении Гермеса Трисмегиста и давшая теоретическое обоснование философии магов и оккультистов.

    Елена Блаватская говорит о братстве всех людей, независимо от цвета кожи, расы или вероисповедования. Оправдывает этот постулат утверждением, что все мы несем в себе «ядро божественности» и мы все между собой связаны.

    Стоит отметить, что одним из характерных элементов верований Елены были «Хроники Акаши» — нефизическая совокупность всех сведений в космосе, доступ к которым может получить лишь высоко духовный человек.

    В ее системе все во Вселенной развивается циклически, как учит «Книга Дзян». Если что-то было камнем, то в каком-то очередном цикле оно станет человеком. Целью воплощений является улучшение себя. Со временем душа начинает понимать принципы, которые управляют Вселенной, и становится существом, подобным ангелам, которые живут в совершенно другом измерении.

    По мнению Блаватской, существует семь уровней существования: от низшего физического до абстрактной Атмы. Интересно, что она признавала, что после достижения определенного уровня самосознания человек может разблокировать у себя память о прошлых жизнях.

    Что касается личностного христианского Бога, то Блаватская заявляла прямо, что такового не существует, называя эту концепцию «коллекцией противоречий и невозможностей».

    Однажды она даже спровоцировала значительный скандал, подвергая себя гневу верующих, сказав, что Бог был зол, потому что создал человека «импульсивно», как существо полностью и слепо ему подданное. И только Люцифер открыл глаза людей, поэтому честь надо отдавать ему. Реакция на эти слова была ожидаемой, а Блаватской пришлось привыкать к всевозможным оскорблениям в свой адрес.

    Забытая история человечества

    Самая оригинальная группа ее взглядов была связана с «забытой историей» человечества. «Открытия современной науки не противоречат старейшим традициям, которые указывают на то, что наша раса является чрезвычайно возрастной», — говорила она, добавляя, что перед человеком на Земле существовало много других разумных видов, часто более совершенных.

    Были это, так называемые, коренные расы, из которых мы пятая. В общей сложности их должно быть семь, в каждой из которых должно быть семь подклассов. Шестая должна появиться в 28 веке. Интересно, что на Земле – в соответствии с Блаватской – все еще можно найти живых «представителей» более старых рас.

    Согласно с тем, что она узнала из строго хранившихся записей, самыми древними обитателями планеты были эфирные существа, воспроизводящиеся путем деления.

    В следующем эоне после их исчезновения появились гиперборейцы – желтокожая раса, живущая в тропиках, которые находились там, где сейчас размещена Арктика и приполярные районы.

    Когда они вымерли, появились лемурийцы, населяющие несуществующих ныне континент в Индийском океане, который распался миллионы лет назад в результате вулканической деятельности (их потомками являются снежные люди).

    Следующая раса появилась 4,5 миллионов лет назад в Африке. Это были темнокожие люди, которые потом колонизировали Атлантиду, развивая передовые технологии. Некоторые представители этой расы имели парапсихические способности. Попадались среди них и гиганты .

    Когда их цивилизация рухнула в результате войны, народ этот переселился на территорию современной Америки, а их потомками являются инки, индейцы и народы монголоидной расы. Беженцы из Атлантиды основали несколько древних цивилизаций, в том числе египетскую.

    По мнению Блаватской, предшественником пятой коренной расы был человек, которого индусы называют Ману. На протяжении тысячелетий развивались в ее контексте разные подгруппы от индейцев до немцев и славян.

    Если верить Елене, в ближайшее время появиться новая группа людей, которая эволюционирует на территории США.

    Интересно, что в «Тайной доктрине» она также пишет об «учителе пятого человечества». Она упомянула о «змеях, которые снова спустились, заключили мир с пятыми и их инструктировали». Память об этом сохранилась в мифах и легендах.

    Теософское общество и смерть

    После возвращения из Тибета с багажом эзотерических знаний Блаватской надо было найти способ передать их обществу. Она тогда была мало известным человеком и, как упоминает Гудрик-Кларк, ее большой «дебют» наступил около 1873 года, когда она сблизилась с американскими спиритами – сторонниками контактов с иными мирами с помощью спиритических сеансов.

    Главным спутником Елены стал адвокат и журналист Генри С.Олкотт, с которым в 1875 году они придумали название для пропагандируемого ими направления «духовных знаний». Это была теософия (греч. «божественное знание»).

    Основанное Блаватской товарищество начало объединять последователей оккультизма и парапсихологии, в том числе знаменитостей (например, Томаса Эдисона и Джека Лондона).

    Характер путешественницы дает о себе знать и вскоре Блаватская вместе с Олскоттом отправилась в Индию, несмотря на полученное ранее американское гражданство. В 1882 году товарищество приобрело недвижимость в Адьяре, где и расположилась его штаб-квартира, хотя колониальные власти постоянно следили за оккультистами, как за «подозрительным элементом».

    Елена постепенно теряла здоровье и вскоре ей рекомендовали сменить климат на более мягкий. Тем временем, теософическое движение и работа его создательницы ставали более популярными, хотя ее саму часто критиковали и осуждали.

    Блаватская умерла внезапно в Лондоне в 1891 году в результате осложнений от гриппа. Ранее в городе она начала издавать скандальный журнал «Люцифер».

    В жизни Блаватской было много других скандалов, расколов, обвинений и сверхъестественных явлений. Красочный характер отразился, возможно, в эклектичной натуре ее взглядов, в которых можно найти корни герметичные, индуистские и буддийские, а также вдохновение древней философией, мифологией и Каббалой.

    Все это было уложено в оригинальный порядок, но здесь не было ничего нового. Кроме того, французский мыслитель и знаток эзотерических традиций Рене Генон сказал, что в ее учении тяжело найти «что-то новаторское». Это просто синтез знаний из многих источников, который не является эффектом мистической иллюминации.

    Сегодня остается несколько забытой фигурой, а ее книжки, хотя и читаются, но уже немного устарели. Но несколько вещей, однако, после нее осталось, а это: популярность идеи реинкарнации и цикличности среди европейцев, обновление легенды об Атлантиде, создание мифа о Лемурии, а также убеждение людей о существовании «забытой истории» и необходимость научного исследования явлений, связанных с человеческим сознанием. Теософию, однако, ждала другая судьба.

    Похоже, что ее послание было лишь частично понято и принято поколением, живущим в 21 веке. Самые важные идеи братства, самосовершенствования, самоотверженной службы не нашли признания в такой степени, чтобы стать ощутимым элементом социальной жизни.

    Блаватская, кажется, предвидела это, с акцентом подчеркивая, что «вечная мудрость», к которой относится теософия, смогла пережить все катаклизмы, значит и наша цивилизация, сосредоточенная на потреблении, утверждении эго и материализме, не совсем потеряна. А нам остается надеяться, что это был пророческий глас.

    Мадам Блаватская не нуждается в представлении для всех, кто интересуется эзотерикой. Эта загадочная женщина навсегда вписала свое имя в историю мистики. Блаватская – основательница теософского общества, втор таких нашумевших и монументальных трудов как «Разоблаченная Изида» и «Тайная Доктрина», которые еще при ее жизни стали считать классикой, активная пропагандистская оккультизма и так далее и тому подобное. Но кто же она была на самом деле, ведь некоторые считают, что она была не той, за кого себя выдавала.

    Детство и юность Блаватской

    Елена Петровна Блаватская (в девичестве Ган) родилась 31 июля (12 августа) 1831 в Екатеринославле, который в последствие будет переименован в Днепропетровск.

    Как и многие одаренные мистики, Блаватская с юных лет очень выделялась на фоне своих сверстников тем, что обладала экстраординарными психическими способностями, которыми поражала не только своих сверстников, но и родственников. А наряду с этим, Блаватская поражала всех и своими интеллектуальными способностями, в частности она легко осваивал иностранные языки, превосходно играла на фортепиано и рисовала и так далее.

    Также юную Елену Блаватскую отличал и чрезмерно свободолюбивый нрав – она не признавала никаких авторитетов и была крайне своевольна. Плюс ко всему Блаватская была еще дерзкой и решительной особой, поэтому не раз отваживалась гарцевать на полуобъезженых лошадях и славилась как превосходная наездница.


    Замужество Блаватской

    Елена Блаватская вышла замуж в восемнадцать лет за уже не молодого вице-губернатором Еревана Никифора Васильевича Блаватского. Судя по всему, этот быстрый и ранний брак был продиктован желанием поскорее освободиться от родительской опеки и начать вести взрослую и независимую жизнь. Именно поэтому Блаватская и сама серьезно не воспринимала свое замужество, так что, скорее всего, этот брак был фиктивным.

    Судьбоносная встреча Блаватской и Учителя

    Практически сразу после свадьбы, Елена Блаватская отправляется путешествовать в Турцию, Египет, Грецию и так далее. А через два года такой кочующей жизни она оказывается в Лондоне, где и встречается с загадочной личностью, видения о котором ее посещали еще в детстве. Это был посвященный, учитель Морью, который впоследствии стал известен среди теософов, как просто «М». Он становиться наставником Блаватской в ее духовных и оккультных исканиях.

    Новые путешествия Блаватской

    После судьбоносной встречи с учителем, Блаватская вновь отправляется в путешествия. На этот раз ее путь лежит в Канаду, потому по города Америки, Мексике, и еще дальше - острова Вест-Индия, Индия, Цейлон и Ява.

    После этого она возвращается на короткое время в Англию для короткой передышки, а на следующий год вновь возобновляет свои путешествия. Теперь она посещает Японию, а там, через Кашмир и Ладакх в Тибет – в страну ее мечты. Считается, что именно там она проходила свое таинственное оккультное обучение и была посвящена во множество удивительных эзотерических тайн.


    Возвращение Блаватской на родину и новые путешествия

    В 1858 году Блаватской возвращается из Тибета в Европу, где посещает Францию и Германию, а оттуда прямиком домой в Псков к своей сестре. Но и там она задерживается не на долго, и снова отправляется в трехлетнее странствие по Кавказу. А после него ее путь лежит еще дальше - Балканы, Египту, Сирии и Италии. Некоторые исследователи говорят, что тогда она еще раз попадает в Тибет, но так ли это или нет, никто не знает, потому что большая часть ее путешествий покрыта вуалью тайн и загадочности.


    Финал путешествий Блаватской

    Практически непрерывная череда путешествий Блаватской, как и целая часть ее жизни заканчивается в 1870 году, когда корабль, на котором она плыла из Греции в Египет, потерпел кораблекрушение, а Блаватская чудом спаслась от неминуемой гибели. Это становится поворотным моментом ее жизни. В результате она основывает общество «Societe Spirite», которое, правда, не смогло долго просуществовать.

    Начало нового «Начала» Блаватской

    Елена Блаватская после своих странствий на некоторое время возвращается погостить у своих родных в Одессе, а потом весной 1873 года вновь едет в Париж и оттуда уже в Нью-Йорк. На тот период Блаватской исполнилось 42 года и как утверждают современники она уже обладала полностью развитыми оккультными и психическими способностями. Одним словом, она была полностью готова выполнить возложенную на нее миссию, как писала сама Блаватская: «Я была послана доказать реальность существования феноменов и выявить ошибочность спиритуалистической теории относительно духов».

    Помощник Елены Блаватской

    В Нью-Йорке Елена Блаватская знакомиться с полковником Генри Стила Олькоттом, который станет ее надежным помощником. А также с ирландцем Уилльям Куон Джаджом, которому тоже предстоит сыграть важную роль в теософическом движении.


    Блаватская и создание Теософского общества

    И, наконец. После долгих странствий, обучения, размышлений и организаторских действий, 7-го сентября 1875 года «троица» в лице Блаватской, Олькотта и Джаджа, создают Теософское Общество. Хотя официальной датой основания считается 17 ноября 1875 года, когда Олькотт известил общественность о появлении Теософского Общества.

    Целью и задачами Теософского Общества является распространению древних оккультных учений и Мудрости.

    «Разоблаченная Изида» - первый «классический» литературный труд Блаватской

    Спустя два года после основания Теософского общества, а именно в сентябре 1877 в нью-йоркском издательстве «J.W. Bouton"a» выходит в свет первый монументальный труд Е.П. Блаватской под названием «Разоблаченная Изида», сыскавший впоследствии всемирную славу и имевший просто фантастический успех. Даже первый тираж в тысячу экземпляров был распродан в течение двух дней!

    И дело не только в популярности книги, как таковой. Сколько в том. какой переворот в умах многих людей она совершила, заставила по новому взглянуть на мир. Жизнь, эзотерические традиции и так далее. «Разоблаченная Изида» стала тем камнем, который вызвал не просто «круги на воде». А поднял цунами невероятных размеров и силы. Началась волна увлечения теософией.

    Сама же по себе книга, в принципе, несла всего лишь одно послание, которое заключалось в раскрытии природы и происхождение магии, оккультизма и эзотерики из одного источника. Иными словами, Блаватская говорила о том, что все разнообразие мистики и религии – это «ручьи», вытекающие из одного родника.


    Важное событие в жизни Блаватской

    Через год, после выхода книги «Разоблаченная Изида» судьба сделала Елене Блаватской «подарок» - 8 июля 1878 года она стала первой русской женщиной, получившей американское гражданство.

    Штаб-квартира Теософского общества

    Спустя три года после официального основания Теософского общества, Елена Блаватская и полковник Олкотт отправились в Индию в город Бомбей, где создали штаб-квартиру своей организации. Там же они знакомятся с еще одной выдающейся личностью в мире эзотерики - Алфредом Перси Синнеттом, редактором газеты «The Pioneer». Впоследствии, непосредственно при его участии, Теософское Общество в мае 1882 года переезжает в поместье в Адьяре, близ Мадраса, которое специально было куплено для штаб-квартиры Теософского Общества.

    Переписка Блаватской с махатмами

    Знакомство с Синнетом действительно было важной вехой в жизни Елены Блаватской, так как именно через него она установила переписку с «тайными» адептами - Учителем Морьей и Учителем Кут Хуми. Эта переписка велась с 1880 по 1884 год. Впоследствии некоторая часть этих писем была приведена в книге Синнета «Письма Махатм к А. П. Синнетту». Оригиналы этих писем хранятся в Британском музее как большая ценность.

    Журнал Блаватской «Теософист»

    В октябре 1879 году Блаватская вместе со своими соратниками приступает к изданию первого теософского журнала «The Theosophist», который выходит и по сей день. В журнале печатаются статьи на различные теософские темы. Также, как и книги Блаватской, журнал становится очень популярным.


    «Тайная Доктрина» Блаватской

    В 1884 году здоровье Елены Блаватской резко ухудшилось, и она переезжает в Европу, в город Эльберфельд, где приступает к работе над еще одним своим фундаментальным и выдающимся трудом – «Тайной Доктриной», которому также суждено было снискать мировую славу и признание.

    Труд в двух огромных томах был закончен через 4 года.


    Блаватская и журнал «Люцифер»

    К сожалению, пока Елена Блаватская плотно работала над «Тайной Доктриной», вокруг ее и Теософского общества, а также журнала «Теософист» разрастались различные склоки, в результате она полностью потеряла контроль над журналом. Но это хоть и расстроило Блаватскую, но не стало причиной для поражения. Поэтому она основывает в Лондоне новый эзотерический журнал – «Люцифер», о котором Блаватская писала, что он задуман «осветить предметы, сокрытые во мраке». В свет вышло двадцать номеров «Люцифера», а потом на его смену пришел журнал «The Theosophical Review».