Тор, Tоrr, Донар: Скандинавский пантеон богов: Мифологическая энциклопедия. Тор — бог грома викингов

Тор (мифология)

Этимология

Древнеисландское слово Þorr произошло от прагерманского *thunaraz - «гром». От него же пошли нем. Donner , дат. donder и др.-англ. Þunor , превратившиеся путём эпентезы в англ. thunder . швед. tordön , дат. donder и норв. torden содержат суффикс -dön/-den, означающий «грохот» или «гул». В скандинавских языках так же есть слово dunder , заимствованное из средненижненемецкого .

Римские источники отождествляли Донара с Юпитером, но чаще с Геркулесом (например, Тацит в своей «Германии »).

Характеристика

В скандинавской мифологии бог грома и дождя, бурь и плодородия, второй по значению после Одина. Рыжебородый богатырь обладал могучей силой, которой он любил мериться со всеми, и невероятным аппетитом - за один присест съедал быка. Тор защитник людей (живут в Мидгарде) и богов (живут в Асгарде) от великанов-ётунов и чудовищ.

Семья

От своей хозяйки, великанши Ярнсаксы (др.-сканд. Járnsaxa ) Тор имел сына Магни . От Сиф у него была дочь Труд и сын Моди .

Билширнир

Мифы о Торе

Большинство мифов повествуют о борьбе Тора с великанами-ётунами и его походах в их страну Ётунхейм .

Великан Трим похитил у Тора его молот Мьёльнир , Тор отправился за ним в Ётунхейм в сопровождении Локи. Переодевшись в одежду богини Фрейи, Тор обманывает Трима и убивает его молотом.

В Младшей Эдде рассказывается, как великан Гейррёд потребовал от пойманного им Локи , чтобы тот привёл к нему Тора без молота Мьёлльнира и без пояса силы. Тор перебирается через реку Вимур, ухватившись в последний момент за рябиновый куст. С помощью волшебного посоха он удерживается на чудесной скамье и давит ей дочерей великана. После чего он железными рукавицами ловит брошенный в него раскалённый брусок железа и убивает Гейррёда.

В Старшей Эдде рассказывается, что Тор для пира богов добыл котёл для варки пива у великана Хюмира.

В последний день перед концом мира (Рагнарёк) Тор сражается с мировым змеем Ёрмунгандом , порождением Локи . Громовник снёс уродливую голову чудовища и, отойдя от него всего на девять шагов, утонул в потоке яда, изрыгавшегося из разверстой пасти мёртвой твари. Молот Тора поднял его сын, Магни , который продолжил борьбу за отца.

Тор в науке

  • 90-й элемент таблицы Менделеева, торий , открытый Йёнсом Берцелиусом (1779-1848), получил своё название в честь Тора. Минерал, в котором был обнаружен торий, получил название торит .
  • В честь Тора назван астероид (299) Тора , открытый в 1890 году.

См. также

  • Тысяча лет Хрофта и Гибель богов 2 (произведения Ника Перумова)
  • Тор - персонаж в детской синтез-опере Льва Конова «Асгард»
  • Тор - персонаж аниме Забавы Богов
  • Tomb Raider: Underworld - в игре присутствует ссылка на бога Тора, протагонистка игры ищет его снаряжение

Напишите отзыв о статье "Тор (мифология)"

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедия «Кругосвет ».
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Тор (мифология)

– И! да у вас какое веселье, – смеясь, сказал Ростов.
– А вы что зеваете?
– Хороши! Так и течет с них! Гостиную нашу не замочите.
– Марьи Генриховны платье не запачкать, – отвечали голоса.
Ростов с Ильиным поспешили найти уголок, где бы они, не нарушая скромности Марьи Генриховны, могли бы переменить мокрое платье. Они пошли было за перегородку, чтобы переодеться; но в маленьком чуланчике, наполняя его весь, с одной свечкой на пустом ящике, сидели три офицера, играя в карты, и ни за что не хотели уступить свое место. Марья Генриховна уступила на время свою юбку, чтобы употребить ее вместо занавески, и за этой занавеской Ростов и Ильин с помощью Лаврушки, принесшего вьюки, сняли мокрое и надели сухое платье.
В разломанной печке разложили огонь. Достали доску и, утвердив ее на двух седлах, покрыли попоной, достали самоварчик, погребец и полбутылки рому, и, попросив Марью Генриховну быть хозяйкой, все столпились около нее. Кто предлагал ей чистый носовой платок, чтобы обтирать прелестные ручки, кто под ножки подкладывал ей венгерку, чтобы не было сыро, кто плащом занавешивал окно, чтобы не дуло, кто обмахивал мух с лица ее мужа, чтобы он не проснулся.
– Оставьте его, – говорила Марья Генриховна, робко и счастливо улыбаясь, – он и так спит хорошо после бессонной ночи.
– Нельзя, Марья Генриховна, – отвечал офицер, – надо доктору прислужиться. Все, может быть, и он меня пожалеет, когда ногу или руку резать станет.
Стаканов было только три; вода была такая грязная, что нельзя было решить, когда крепок или некрепок чай, и в самоваре воды было только на шесть стаканов, но тем приятнее было по очереди и старшинству получить свой стакан из пухлых с короткими, не совсем чистыми, ногтями ручек Марьи Генриховны. Все офицеры, казалось, действительно были в этот вечер влюблены в Марью Генриховну. Даже те офицеры, которые играли за перегородкой в карты, скоро бросили игру и перешли к самовару, подчиняясь общему настроению ухаживанья за Марьей Генриховной. Марья Генриховна, видя себя окруженной такой блестящей и учтивой молодежью, сияла счастьем, как ни старалась она скрывать этого и как ни очевидно робела при каждом сонном движении спавшего за ней мужа.
Ложка была только одна, сахару было больше всего, но размешивать его не успевали, и потому было решено, что она будет поочередно мешать сахар каждому. Ростов, получив свой стакан и подлив в него рому, попросил Марью Генриховну размешать.
– Да ведь вы без сахара? – сказала она, все улыбаясь, как будто все, что ни говорила она, и все, что ни говорили другие, было очень смешно и имело еще другое значение.
– Да мне не сахар, мне только, чтоб вы помешали своей ручкой.
Марья Генриховна согласилась и стала искать ложку, которую уже захватил кто то.
– Вы пальчиком, Марья Генриховна, – сказал Ростов, – еще приятнее будет.
– Горячо! – сказала Марья Генриховна, краснея от удовольствия.
Ильин взял ведро с водой и, капнув туда рому, пришел к Марье Генриховне, прося помешать пальчиком.
– Это моя чашка, – говорил он. – Только вложите пальчик, все выпью.
Когда самовар весь выпили, Ростов взял карты и предложил играть в короли с Марьей Генриховной. Кинули жребий, кому составлять партию Марьи Генриховны. Правилами игры, по предложению Ростова, было то, чтобы тот, кто будет королем, имел право поцеловать ручку Марьи Генриховны, а чтобы тот, кто останется прохвостом, шел бы ставить новый самовар для доктора, когда он проснется.
– Ну, а ежели Марья Генриховна будет королем? – спросил Ильин.
– Она и так королева! И приказания ее – закон.
Только что началась игра, как из за Марьи Генриховны вдруг поднялась вспутанная голова доктора. Он давно уже не спал и прислушивался к тому, что говорилось, и, видимо, не находил ничего веселого, смешного или забавного во всем, что говорилось и делалось. Лицо его было грустно и уныло. Он не поздоровался с офицерами, почесался и попросил позволения выйти, так как ему загораживали дорогу. Как только он вышел, все офицеры разразились громким хохотом, а Марья Генриховна до слез покраснела и тем сделалась еще привлекательнее на глаза всех офицеров. Вернувшись со двора, доктор сказал жене (которая перестала уже так счастливо улыбаться и, испуганно ожидая приговора, смотрела на него), что дождь прошел и что надо идти ночевать в кибитку, а то все растащат.
– Да я вестового пошлю… двух! – сказал Ростов. – Полноте, доктор.
– Я сам стану на часы! – сказал Ильин.
– Нет, господа, вы выспались, а я две ночи не спал, – сказал доктор и мрачно сел подле жены, ожидая окончания игры.
Глядя на мрачное лицо доктора, косившегося на свою жену, офицерам стало еще веселей, и многие не могла удерживаться от смеха, которому они поспешно старались приискивать благовидные предлоги. Когда доктор ушел, уведя свою жену, и поместился с нею в кибиточку, офицеры улеглись в корчме, укрывшись мокрыми шинелями; но долго не спали, то переговариваясь, вспоминая испуг доктора и веселье докторши, то выбегая на крыльцо и сообщая о том, что делалось в кибиточке. Несколько раз Ростов, завертываясь с головой, хотел заснуть; но опять чье нибудь замечание развлекало его, опять начинался разговор, и опять раздавался беспричинный, веселый, детский хохот.

В третьем часу еще никто не заснул, как явился вахмистр с приказом выступать к местечку Островне.
Все с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошел к эскадрону. Уже светало; дождик перестал, тучи расходились. Было сыро и холодно, особенно в непросохшем платье. Выходя из корчмы, Ростов и Ильин оба в сумерках рассвета заглянули в глянцевитую от дождя кожаную докторскую кибиточку, из под фартука которой торчали ноги доктора и в середине которой виднелся на подушке чепчик докторши и слышалось сонное дыхание.
– Право, она очень мила! – сказал Ростов Ильину, выходившему с ним.
– Прелесть какая женщина! – с шестнадцатилетней серьезностью отвечал Ильин.
Через полчаса выстроенный эскадрон стоял на дороге. Послышалась команда: «Садись! – солдаты перекрестились и стали садиться. Ростов, выехав вперед, скомандовал: «Марш! – и, вытянувшись в четыре человека, гусары, звуча шлепаньем копыт по мокрой дороге, бренчаньем сабель и тихим говором, тронулись по большой, обсаженной березами дороге, вслед за шедшей впереди пехотой и батареей.
Разорванные сине лиловые тучи, краснея на восходе, быстро гнались ветром. Становилось все светлее и светлее. Ясно виднелась та курчавая травка, которая заседает всегда по проселочным дорогам, еще мокрая от вчерашнего дождя; висячие ветви берез, тоже мокрые, качались от ветра и роняли вбок от себя светлые капли. Яснее и яснее обозначались лица солдат. Ростов ехал с Ильиным, не отстававшим от него, стороной дороги, между двойным рядом берез.
Ростов в кампании позволял себе вольность ездить не на фронтовой лошади, а на казацкой. И знаток и охотник, он недавно достал себе лихую донскую, крупную и добрую игреневую лошадь, на которой никто не обскакивал его. Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждение. Он думал о лошади, об утре, о докторше и ни разу не подумал о предстоящей опасности.
Прежде Ростов, идя в дело, боялся; теперь он не испытывал ни малейшего чувства страха. Не оттого он не боялся, что он привык к огню (к опасности нельзя привыкнуть), но оттого, что он выучился управлять своей душой перед опасностью. Он привык, идя в дело, думать обо всем, исключая того, что, казалось, было бы интереснее всего другого, – о предстоящей опасности. Сколько он ни старался, ни упрекал себя в трусости первое время своей службы, он не мог этого достигнуть; но с годами теперь это сделалось само собою. Он ехал теперь рядом с Ильиным между березами, изредка отрывая листья с веток, которые попадались под руку, иногда дотрогиваясь ногой до паха лошади, иногда отдавая, не поворачиваясь, докуренную трубку ехавшему сзади гусару, с таким спокойным и беззаботным видом, как будто он ехал кататься. Ему жалко было смотреть на взволнованное лицо Ильина, много и беспокойно говорившего; он по опыту знал то мучительное состояние ожидания страха и смерти, в котором находился корнет, и знал, что ничто, кроме времени, не поможет ему.

- 4463

Тор, Тонар (Thorr, Thunar, Donar, Donner, Thonaraz), в германо-скандинавской мифологии бог грома, бурь и плодородия. Он был одним из сыновей верховного бога Одина и богини земли Ёрд или Фьёргюн. Название боевого молота бога, Мьёлльнир, могло некогда означать слово "молния". Нельзя не заметить, что Тор, злейший враг великанов, имел с ними много общего. Рыжебородый богатырь был весьма энергичен и обладал невероятным аппетитом - за один присест съедал быка. Тор любил меряться силой со всеми. Его огромную бронзовую колесницу тащили по небу два козла, которых звали Тангниостр ("скрежещущий зубами") и Тангриснир ("скрипящий зубами").

Из всех богов Севера Тонар (англ. Thonar), вероятно, будет наиболее любимым и, вместе с Воданом, наиболее известным, он всегда был одним из самых популярных и призываемых. Он - герой Асгарда и Мидгарда, что сражается против хаоса и разрушения турсов, его Молот является символом веры, носимым как эмблема Трота нашего народа даже теми, кто предан другому богу/богине. Немного найдется таких на самлм-то деле, кто бы не хранил немного любви для старого Рыжебородого - Друга Людей, Стража Мидгарда, чьи удары Молота направлены вовне, чтобы защитить человечество от всех угроз вне стен Мидгарда и чьё могущество проявляется в бушевании штормов, от которых происходит его имя "Гром" (англ. - Thunder).
Образ Тонара как бойца закреплён учеными типа Дюмезиля (Dumezil), который пытается распределить всех богов/богинь по категориям узкой троичной системы, неизменно классифицируя Тонара только как воина, и не очень яркого к тому же. Но Тонар является большим, чем просто сильное животное, что воюет против хаоса. Он посылает летние дожди, которые заставляют зерновые расти; он освящает важные случаи и церемонии, и он дает силу и поддержку тем, кто следует древнему пути.
Тонар - сын Земли и Водана. Он самый сильный из богов, и, как замечено в “Перебранке Локи”, единственный, кто может испугать Локи. Он появляется как большой муж с рыжей бородой - иногда молодой, иногда как старый "Thorr Karl" (Тор-Старик); у него пылающие глаза. Он правит повозкой, которую тянут два козла Таннгньостр (Tanngnjostr, скрипящий зубами) и Таннгриснир (Tanngrisnir, скрежещущий зубами) - подобно основателю Нормандии, Хрольву-Пешеходу, он слишком тяжёл, что бы лошадь могла везти его, и должен идти своими ногами или в повозке, даже когда путешествует между мирами, где другие боги/богини едут верхом. Он владеет железными рукавицами и поясом, упомянутым как megingjordh (пояс силы); он носит волшебный посох по имени Gridharvolr (посох Грид). Хотя Снорри рассказывает, что Тор владел собственным поясом силы и рукавицами прежде, чем великанша Грид дала ему свои, кажется более вероятным, что именно она была первоначальным источником предметов силы. Он обладает огромным аппетитом; и где бы он ни был, он явится, когда названо его имя. Он женат на богине Сив, от которой породил деву Труд (Thrudhr, Сила); он также имеет любовницу из рода ётунов, Ярнсаксу, от которой породил сыновей Моди (Моdhi, Смелый) и Магни (Magni, Сильный).
Тонар часто описывался как "покровитель обычных людей", что многие из его последователей находят верным. Как Хокмун (Hawkmoon) говорит: "решения (Тором) проблем являются прямыми. Если он намеревается помочь Вам в чем-то, Вы узнаете об этом сразу. Однажды ночью, после призыва Тора, я оставил стоять жертвенную чашу на алтаре с заметным количеством стаута (англ. stout, крепкий портер, черное пиво) ("Гиннесс"), налитым в неё (несколько других верных, независимо друг от друга, ощущали, что стаут – подходящий напиток Тонара – КХГ (прим. Квельдульв Х.Гундарссонн). Никаких животных не было, и комната не была потревожена. Все же, когда я пробудился утром (приблизительно 6 часов спустя) портер исчез. Он был, очевидно, выпит, т.к. не было на дне никакого осадка, как было бы, если б жидкость просто испарилась. Добро пожаловать в сумеречную зону, не так ли? Однако, через несколько дней ситуация, в которой я искал помощи Тора, была разрешена к полному моему удовлетворению. Если это не непосредственное воздействие, то я уж не знаю, что это…Мне всегда легко было говорить с Тором. Если Одину доставляет удовольствие некоторая театральность в ваших ритуалах, то Тору, кажется, нравится, когда вы просто скажете, чего вы хотите и закончите на этом.”
Хотя Тонар иногда представлялся довольно простым богом – не склонным к размышлениям, в большей степени похожим на гигантов, чем иные боги, в своей жажде еды, питья и битв, и едва ли соперником в остроумии Водану и Локи, - видеть его ограниченным в мудрости или недостаточно многогранным и глубоким, по сравнению с другими богами/богинями, будет глубоко ошибочным. Верно, там, где Водан является богом глубокомысленным и склонным к окольным путям, Тор проще и более прямолинеен, в меньшей степени склонен искать более глубокие уровне, предпочитая иметь дело с тем, что уже очевидно. Мудрость Тонара – мудрость здравого смысла, которую некоторые могли бы назвать величайшей из всех. Когда Водан видит проблему, он действует хитроумно, Тив мог бы найти свой путь в лабиринте, использовуя настойчивость и рациональные рассуждения, но Тонар просто разбивает стены, что может быть даже более рационально в конечном итоге, каждый знает, что самое короткое расстояние между двумя точками – прямая. Мудрость Тонара видна, например в рассказе о его поездке к великану Гейрреду. Веря, что его друг Локи столь же честен как он сам (наивно, но понятно, учитывая, что Тор заслуживает доверия всецело), Тор отправился без своего Молота, но ётунша Грид, мать Видара, дала ему посох, рукавицы и пояс Силы. Когда он пересекает реку с помощью этих предметов, река внезапно вздувается и начинается крупное наводнение. Тор видит одну из дочерей Гейрреда, стоящую выше поперёк реки и заставляющей подняться воду своей мочой и менструальной кровью. Он тогда произносит “река должна быть запружена у её истоков” (прим. в русском переводе О.А.Смирницкой- «Будет в устье запруда!») и бросает в неё большую скалу. Тор демонстрирует подобный вид практичной мудрости в эддической поэме “Речи Альвиса” , где он имеет дело с карликом, который явился, что бы жениться на его дочери. Тор бросает вызов мудрости обитателя скал. Алвис (Alviss, Все-мудрый), отвлеченный этим вызовом, перечисляет сведения до прихода дня, когда первые лучи рассвета обращают его в камень. Цель Тонара здесь не похожа на цель Водана в “Речах Вафтруднира” - изучить чужую мудрость или продемонстрировать собственную. Он просто хочет избавиться от карлика (возможно, это важно для него сделать, не нарушая мир (frith) Асгарда, где происходит действие поэмы), и делает это самым простым из доступных ему способов – позволяет Алвису отправиться в путешествие по его собственным знаниям. Так же не следует забывать, что Тонара называют djuphugadhr - Глубоким-Духом или Глубоким-Мыслью. Он, может быть, не столь быстр в словах или тонких уловках как некоторые божества – но присущая ему мудрость не меньше, чем у них.
Возможно, покажется удивительным, но имеются так же некоторые шаманские элементы в характере Тора. Его поездки в Мир-За-Оградой, в ходе которых он или борется со злонамеренными существами, угрожающими сообществу, или выносит оттуда предметы Силы (котёл для варки пива Эгиру, свой собственный Молот, посох, пояс и рукавицы, данные ему Грид), являются весьма типичными шаманскими действиями. Его владение посохом и рукавицами особенно интересно, т.к. это вещи, используемые исландскими ведьмами в их гандрейде (gandreidh, колдовская поездка или поездка на посохе) и, особенно это относится к посоху, являются характерными для шаманов. В одном случае Тор должен даже переодеться в женское платье в качестве необходимого условия успешного возвращения своего Молота, что тоже является существенным элементом шаманской практики. В этом аспекте, кажется, Локи часто действует как его не вполне надёжный проводник/дух-союзник, для которого мир за оградой является родным. Эта сторона сути Тонара мало изучена. Однако, достойно упоминания, что на Корпбронском руническом камне(англ. Korpbron runestone, камень 140), воздвигнутом язычниками во враждебном окружении, о чем свидетельствует то, что эта часть надписи помещена зашифрованными рунами в кресте (прим. – внутри петли змея, разве что имеется в виду косой крест связки), размещён призыв "sithi Thur" – “Тор, исполни сейд”. Это предполагает две вещи: во-первых, образ сейда как немужественного, который Снорри даёт нам столь определённо в “Саге об Инглингах”, возможно, не существовал в языческие времена (или даже позже в период обращения, когда воздвигался Корпбронский камень), и, во-вторых, что Тонар обладал своей собственной связью с магией.
Самой значительной силой Тонара в религиозном смысле, однако, была сила освящать. Молот кладут на колени невесты на свадьбе чтобы “brudhi at vigia" ("освятить невесту" – “Песнь о Трюме”, 30). Снорри рассказывает, как Тор взмахивает Молотом над костями и шкурами своих съеденных козлов, что бы вернуть им жизнь, и как он благословляет им костёр Бальдра. Последнее упоминание особенно интересно в свете общераспространённого использования амулета в виде Молота Тора при похоронах эпохи викингов (см. “Похоронные обряды” (раздел "Burial Rites").) Именно к Тору, не к Одину, обращаются, чтобы освятить руны на камнях Главендрупа (Glavendrup, остров Фюн (Funen, Дания)) (приблизительно 900-925гг.) и Сондер Киркебю (Sonder Кirkeby, Дания) (в конце 10в.) с надписью "Thor uiki (thasi) runaR” (“Тор, освяти эти руны”); на камне конца 10в. из Вирринга (Virring, Дания) ("Thur uiki thisi kuml" – “Тор освяти эту могилу”) и камень из Веланды (Velanda, Швеция, Вестерготланд) приблизительно того же периода ("Thur uiki" – “Тор освяти”) (Бетке, Уолтер “Священное в древнегерманском”, стр.113 (Baetke, Walter, Das Heilige im Germanischen, p. 113)). Эти камни вполне могут быть языческой реакцией на недавно установленные христианские рунические камни, однако это не уменьшает значение последовательного выбора Тора, а не Одина, в качестве освящающего руны. Хейти (замена имени) Тора "Veurr", которое де Фрис (de Vries) интерпретирует как “страж священного участка” тоже появляется в 9в. в надписи на камне из Рёка (Швеция), как культовый титул человека по имени Сибби (см. обсуждение камня из Рёка ниже). Вера в Тонара как в Освятителя не ограничивается норвежскими материалами: надпись на малой берцовой кости из Нордендорфа (Nordendorf, Южная Германия, 6-е столетие нашей эры) обращена к "Wigithonar" -Тонару Освящающему (вместе с Воданом и "Logathore"). Это определённо подразумевает, что роль Освятителя была одной из ролей Тонара с древнейших времён, и общей для всех германских народов. По этой причине знак Молота использовался как главный знак, с которым верные освящают еду и питьё, обращаются с благослословлениями к богам/богиням и так далее. Более того, освящение, произведённое Тонаром, не есть создание чего-либо священного – благословлённое остаётся в смысле бытия частью Мидгарда, но становится сонастроено другим мирам – но, что и делает нечто священным (wih) – столь заполненным мощью, что становится кроме обычного мира и частью мира богов/богинь.
Хотя всегда чтимый и могучий среди людей, Тонар, кажется, достигает пика своего почитания в конце эпохи викингов, когда к нему обращались всё более как к защитнику веры против вторжения “Бога” и Христа с Юга. Битва шла между “Красным Тором” против “Белого Христа” – сравнение, которое содержало тонкое оскорбление последнего. Быть “красным” означало не только буквально иметь красные волосы (знак жестокости, ради которого германские войны иногда красили свои волосы, согласно сообщениям), но означало быть решительным, горячим нравом и могучим в сражениях – в то время как обозначение “белым” могло подразумевать не только приветствуемую честность, но и слабоволие и трусость (сравните с тем, как кого-то зовут нежно-лилейным). Когда христианский миссионер Тангбранд прибыл в Исландию (по велению Олава Трюггвасона), женщина-скальд Стейнунн (которая, возможно, была жрицей Тора) произнесла несколько вис, показывающих что Тор был защитником языческого пути. Она хвалит бога за разрушение судна Тангбранда и говорит миссионеру: “Слыхал ли ты, что Тор вызвал Христа на поединок (holmgang), но тот не решился биться с Тором? ” (буквально - не полагался на собственные силы (treytisk), чтобы биться с Тором) (“Сага о Ньяле”, 120). Подвески-кулоны с Молотом Тора, столь обычные в конце эпохи викингов, как часто предполагается, были языческим ответом на христианский крест, так же как надписи “Тор, освяти!” на рунических камнях, возможно были реакцией на христианскую практику: совершенно очевидно, что именно Тор был тем, кому доверялся наш народ против всех пагубных духовных влияний, троллей или миссионеров, без разницы. Различные саги о двух христианских Олавах упоминают большие статуи Тора, хотя их описания, возможно, основывались на античном воображении, Адам Бременский описывал в храме Упсала (Uppsala, Швеция) статую Тора на самом высоком месте (выше Фрейра и Одина). Турвилле-Петре (Turville-Petre) упоминает, что “свидетельство топонимов предполагает, что публичный культ Тора значительно увеличился в Норвегии в течении 9го и 10го столетий” (“Мифы и религия”, стр.92 (Myth and Religion, p. 92))
О поклонении Тонару известно довольно много. “Сага о людях с Песчаного берега” описывает, как его изображение было вырезано на столбах дома его любимого друга Торольва Бородача с Мостра, “Сага об Олаве Трюггвассоне”из “Книги Плоского острова” упоминает, что Эйрик, сын Хакона Могучего, имел изображение Тора на столбе (анг. ship-pillar, возм. “мачте”, в русской версии этого момента нет) cвоего корабля, и в “Саге о побратимах” упоминается стул, на спинке которого был вырезан Тор. Одно из самых известных произведений искусства эпохи викингов – небольшая исландская статуэтка, которая, кажется, изображает Тора, сидящего с Молотом на коленях, изначально её, вероятно, носил в мешочке на поясе почитатель бога.
Есть несколько указаний на человеческую жертву, посвященную Тонару: “Сага о людях с Песчаного берега” и “Книга о занятии земли” рассказывают, что таким людям ломали спину на большом камне. Люди эти не были, однако, пленниками, взятыми в сражении или священными царями; скорее, они были "приговорены в жертву" - то есть эта жертва была, вероятно, освящением смертной казни преступника, а не актом, который совершают с основной целью восхвалить или поблагодарить бога, как было, скорее всего, в случае Воданического убийства военопленных. Более вероятно, что существовало жертвование козлов: рассказ о том, что Тонар мог убить своих козлов, съесть их, и затем возвращал их вновь к жизни своим Молотом, был, вероятно, отражением существовавших жертвоприношений (Симек, “Словарь”, стр.321 (Simek, Dictionary, p. 321).). Он, возможно, получал и другие животных: В “Саге о людях из Флоуи” (раздел 20) рассказывается, как Торгильс Тордарсон после того, как оставил веру своих предков, увидел во сне, что Тор посетил его и был сердит. Той же ночью лучший кабан Торгильса умер, на следующую ночь его старый бык был найден мертвым. Торгильс не позволил никому есть их мясо, но похоронил борова – отсюда ясно видно, что бог взял свою собственную жертву.
Тонар был могущественным рыбаком, его самая известная рыбалка – та, на которой он выловил Змея Мидгарда (“Песнь о Хюмире”), но, кроме того, именно он поймал Локи, обратившегося в лосося. В “Cаге о Барде”(раздел 8), Тор появляется как рыжебородый рыбак, помогая Ингьяльду во время шторма, поднятого трольшей.
Кольцо клятвы было особенно священно для Тонара, и многие из Молотов имеют кольца, припаянные к вершине – не как кольца, в которые можно пропустить цепь, поскольку они установлены не в том положении, но, вероятно, как изображение кольца клятвы. Часто предполагается, что “все-могучий Ас” исландской формулы принесения присяги из “Книги о заселении земли” был именно Тор (хотя другие боги особенно Один и Улль, так же предлагались исследователями в этом качестве).
"Гвозди бога" (прим. - англ. god-nails, в оригинале – reginnaglar – считается, что это священный гвоздь в храмовой колонне или столбе почетного сидения. Но, строго говоря, можно перевести и как “большие/стержневые гвозди”), описанные в “Саге о людях с Песчаного берега”, возможно, использовались для того, чтобы высечь священный огонь, и таким образом, рассматривались, как символы Тора. Они были вбиты в столбы, на которых имелось его изображение; можно предположить, что они, возможно, были вколочены в его лоб, в память об осколке точильного камня Хрунгнира, который застрял в голове Тора после того, как Молот разбил великанское точило. Инструменты каменного века, которые германцы считали следами удара молнии, называли в Финляндии "гвоздями Укко" - гвоздями финского бога грома, который, кажется, вобрал в себя многие из характеристик Тонара. Это могло бы привести к идее, что специальные, освященные гвозди использовались для высекания искр, подобных молнии. Соединение железных Молотов Тора с миниатюрными амулетами-кресалами (прим. – имеются в виду кресаловидные привески, в т.ч. входили в состав кладов Гнёздова) (см. раздел "Похороны" (Burials)) также настоятельно наводит на мысль, что огонь, порожденный кремнем и сталью был особенно священен для этого бога.
Хотя надпись на камне из Рёка (приблизительно 800г.) часто рассматривается как мемориальная по умершему юноше по имени Вамод (Vamodh), но она же может читаться как свидетельство инициации, описывающее посвящение молодого мужчины. Хофлер (Hofler) рассматривал его как одиническое из-за упоминания знаменитого героя Теодориха (Theoderik). Однако Теодорих описан в тексте из Рёка как "thurmuthi"– “смелый как Тор” (или, буквально, имеющий modhr (храбрость, боевой дух, мужество) Тора, стоит отметить, что Thormodhr также использовалось на Севере как личное имя). Последняя часть надписи согласно интерпретации Генри Кратца читается: ”Теперь пусть скажет нам памятную вещь про инициацию…Я так же скажу эту памятную вещь: кто из Ингольдингов был вознаграждён жертвой женщины. Я так же скажу эту памятную вещь: у какого воина сын был рожден. Это Вилин (Vilin). Он смог убить великана (iatun). Это Вилин. Может много доброго произойти от этого. Я скажу другую памятную вещь: Тор! Сибби (Sibbi), страж храма (uiuari, или "Veurr"), в возрасте девяносто наставлял его (т.е. Вамода) в таинствах” (“Был ли Вемод ещё жив?”, стр.29 (Was Vamoth Still Alive?, p. 29). Упоминание Тора, убийства ётуна и имя "Veurr", данное старому Сибби (или, как вариант перевода слова - “родственнику”) настоятельно указывают, что если Хофлер и Кратц верно рассматривают камень из Рёка как свидетельство-документ инициации, то он описывает инициацию в культе Тонара.
Изначально и до нашего дня Тонар известен как бог грома. Турвилле-Петре упоминает, старые английские названия грома включали "dhunorrad" и "dhunorradstefn" – поездка Тунора/грома, которые он сравнивал с исландскими "reidharthruma" (удар грома), "reidharduna" (удар грома), и "reidh" (езда), которые, кажется, подразумевают, что гром, как считается, является шумом, который происходит из-за путешествия Тора на своей колеснице (“Миф и религия”, стр.99). Его оружием, разумеется, является Молот Mjollnir; этимология слова не ясна, но, наиболее вероятно, связана со славянскими и балтийскими словами, означающими “молнию”. Уже в каменном веке миниатюрные топорики из янтаря и кремня использовались как амулеты, в бронзовом веке мы имеем наскальные изображения бога с огромным топором и это позволяет думать, что, вероятно, топор был изначальным оружием Северного бога грома, от которого произошёл Молот. Турвилле-Петре упоминает, что лапландский бог грома появляется на барабанах шаманов или с молотом в каждой руке или с молотом в одной и топором в другой ("Миф и религия", стр.98). Последний вариант предполагает возможность того, что саамы (лопари) сохранили и древнейшее и более новое изображение топора и молота одновременно. Оголовья топоров каменного века рассматривались как воплощения ударов молнии во всех германских странах, и использовались как могущественные амулеты начиная с бронзового века и далее, что бы защитить дом от всякого зла, особенно от пожара и ударов молнии (такое использование позволяет предполагать, что верные могли бы с успехом помещать железные Молоты наверху своих домашних громоотводов).
По представлениям германских народов гром служил двум целям: он давал плодородие полям (Адам Бременский упоминает, что это было особой функцией Тора, и много топонимов, связанных сельским хозяйством, имеющих часть “Тор” своим элементом, подтверждает такое понимание), и ещё гром демонстрировал мощь бога, борющегося против племени ётунов. Как указывает Аудтрют (Audthryth):

”Не к добру, что современная цивилизация до такой степени отделена от природы и погоды. Мы изолировались от внешнего мира настолько, что ненастная погода или плохой урожай становятся не более чем неудобством. Если выпадает снег, требуется лишь пара дней, что бы сделать дороги проходимыми. Если пропадает урожай, это означает более высокие цены в магазинах, но не голод. Я думаю, из-за этой отстраненности становится трудно иной раз помнить, что Тор играет большую роль и в состоянии погоды, и в прорастании зерна.
Тор был призываем нашими предками, чтобы он принес летние дожди и молнию, которая давала возможность зерну расти, в то же время исторгая разрушительный град. Во многих местах Скандинавии до сих пор ещё верят, что зерно не нальётся без энергии летней молнии. Тор так же способен утишить море, когда налетят шторма. Именно Тора наши предки призывали, что бы успокоить волны и придти благополучно в порт. Лично я всегда ощущаю мощь Тора, когда шторм налетает с горы или с моря.”

Вера в охоту грома за троллями продержалась долгое время: народная быличка в Швеции рассказывает, как удар молнии поразил нечто большое черное в дымоходе некоего хуторянина, нечто покатилось к озеру, когда гром ударил в него снова и оно исчезло. Человек со вторым зрением (англ. man with the Sight), который там был, сказал, что эта штука была троллем, и что гром разбил ему одну ногу, когда поразил дымоход, и затем убил в озере (Симпсон, Скандинавские народные сказки, стр.185-86 (Simpson, Scandinavian Folktales, pp. 185-86)). Тонар хорошо известен в священных повествованиях Севера как борец с гигантами, без сражений которого не осталось бы на земле людей: за его действия против существ Утгарда ему посвящены несколько скальдических хвалебных поэм (вроде “Торсдрапы”, в которой рассказывается об истории его посещения Гейррёда, причем одним из самых сложных скальдических языком из дошедших до нас – что показывает, что Тора уважал и любил по крайней мере один из наилучших умов языческой эры).
Несмотря на роль Тонара как воина, он, однако, не бог войны, он нигде не показан принимающим участие ни в одном из людских сражений. Он – только истребитель чудовищ, хотя его можно призвать для защиты при любых обстоятельствах. Хокмун замечает, что “Я часто призываю его, когда оставляю дом на любой серьёзный период времени (более одного дня). Так же мой Молот (кулон) оказывает мне поддержку каждый день. Тор, по-моему, является защитником семьи и рода, и призыв его для такой защиты может быть очень действенным.” Как тот, кто часто отправляется в Утгард, Тонар в качестве хранителя путешественников – особенно подходящий бог для призыва странниками. Не слишком давно одна женщина-асатруа, которая обычно обращалась к Фрейе, почувствовала внезапное побуждение повесить свой Молот на зеркале заднего вида перед началом долгого ночного пути. По дороге она была задета сзади пьяным водителем грузовика и её небольшой автомобиль был разбит вдребезги – но она выжила и самое худшее, что с ней случилось – пара ушибов. В древности к Тонару особо обращались для защиты от штормов в море, “Книга о занятии земли” упоминает, что Хельги Тощий (Helgi inn magri) верил в Христа, но призывал Тора в морском плавании и в трудных ситуациях ("Книга Стурлы", 218, прим. – здесь и далее разметка по главам “Книги” не совпадает с русским переводом).
Тонар, конечно, бог мощи и силы, и согласно “Саге о Хаконе Добром” те, кто верил в свою силу и мощь, осеняли Молотом ритуальный кубок и пили за Тора, когда другие провозглашали здравицы Одину. Мощь Тонара – не только мощь тела, но и мощь души и воли. Нечто сродни силе Тонара можно увидеть в преданности своему делу тяжелоатлетов или других людей, сильных физически, которые делают каждое испытание тела – испытанием своей воли, испытанием их полноты бытия – и всегда стремятся стать сильнее любым способом. Последователи Тонара имеют тенденцию быть совершенно самостоятельными, даже в большей степени, чем большинство верных: Хокмун замечает, что “следует отметить, что Тор поощряет вас действовать самим, если это возможно. Если вы бежите к нему с любой мелкой проблемой, вы, вероятно, обнаружите что он очень часто вас не слушает. Однако если вы пытаетесь изо всех сил и где-то не получается, он, скорее всего, выручит вас, хотя его помощь может принять не ту форму, как вам хотелось бы! Я нахожу, что это верно для всех северных божеств, но наиболее явно для Тонара”. Аудтрют соглашается: “На Тора можно рассчитывать, что бы обеспечить силу и комфорт, когда обстановка становится жесткой, однако это – НЕ ТОТ вид поддержки, который, как утверждают христиане, даёт их Христос. Для меня христианское воплощение поддержки, которую они ожидают – поэма “Следы на песке” (Footprints in the Sand), где Христос несёт их в трудные времена. Не ждите от Тора, как и от любого бога/богини в этом случае, что он будет нести вас на руках подобно слабому малышу. Я всегда рассматривал полученную мною поддержку скорее в смысле защиты моей спины от подлых атак или в смысле полезных указаний”.
Тонар – так же в значительной степени бог родного дома, и может быть призван при поиске и благословении нового жилья. Так делали некоторые исландские поселенцы, как описано в “Книге о занятии земли”: Коль (“Книга Хаука”, 15) обратился с молитвой к Тору, что бы тот указал ему участок для поселения, так же как и Вороний Хрейдар (“Книга Хаука”,164) и Хельги Тощий (“Книга Стурлы”,218); Торольв Бородач с Мостра руководствовался при выборе места, чтобы пристать к земле, своими Торовыми столбами, и Асбьёрн сын Рейркетиля “ посвятил свою занятую землю Тору и назвал Лесом Тора.” (Melabok, 8)

Хотя Тонар, в отличие от Водана и Фро Инга, редко или никогда не появляется как прародитель человеческих родов, много верных воспринимают его как отца. Это понимание выражено Хокмуном: " Я всегда чувствовал, что Тор может предложить нечто и в качестве фигуры отца, хотя это и не сочувствующий отец, тип которого воплощает Фрейр, и ни строгий все-отец Один. Скорее Тор представляет более обычный тип отца. Пусть часто строгий, он иногда проявляет свою сильную привязанность, зачастую, когда вы меньше всего ожидаете этого. Я не могу в действительности ничем подтвердить это впечатление, но тем не менее оно есть. Конечно, его природа защитника подразумевает отношение отца к своим детям".
Aудтрут добавляет, что "одна из самых важных ролей Тора для меня - предоставление силы и помощи. Я знаю, что в языческие времена он иногда упоминался как "Отец Тор ", и я всегда предполагал, что это было из-за поддержки, и "отцовства", которые он дает, но у меня есть только мой личный опыт, чтобы подтвердить это убеждение. Для меня Тор всегда был одним из наиболее доступных богов/богинь, особенно когда я нуждался в силе и поддержке."
За исключением связи с клятвенным кольцом Тонар едва ли может быть богом закона.
В своей статье про Локи Алиса Карлсдоттир указала, что Тор часто ставит своё собственное понимание того, что является правильным, выше любой воли закона. Когда бог встречается с Хрунгниром в Асгарде, он готов прибить ётуна и его нисколько не заботит, что Хрунгнир защищен приглашением Одина и законами гостеприимства - Хрунгнир спасается, только сказав, что Тор не получил бы никакой чести, убивая его безоруженным, и бросив вызов богу на поединок на равных, пред чем Тор, конечно, не смог устоять. Хокмун указывает, что "правосудие Тора исходит из его сердца, из его морального и нравственного чувства того, что является правильным и неправильным. Закон не совпадает со справедливостью. Каждому следует быть осторожным при консультации с этим асом по вопросам, способным принести вред членам собственной семьи или рода, поскольку действия, которые он поощряет, часто лежат вне общественного закона и, возможно, даже являются чрезмерными (несмотря на то, что они приносят немалое удовлетворение)".
Одна сторона Тонара, которая была не столь необходима в древности, но вышла теперь на передний план, - его роль как защитника своей матери, Земли, ото всех, кто может повредить ей. Хокмун полагает, что “Тор, будучи сыном Земли, всегда казался мне идеальным божеством для призыва его при протесте против любой компании, что уничтожает окружающую среду. Так получается из-за действительно удачной комбинации его происхождения и его природы защитника". О таком понимании Тонара сказано в длинной статье Уилла фон Достером "Песня из Леса", которая частично приведена здесь по оригинальной публикации в “Горном Громе”(Mountain Thunder):

Величайший противник Тонара – Змей Мидгарда: Тор когда-то поймал его и ударил по голове, но гигант Хюмир, с которым он ловил рыбу, испугался и перерезал леску. Тор встретит его в Рагнарёк, и они убьют друг друга. Есть некоторые подозрения, что первоначально Тонар, как считалось, убил Змея во время своей рыбалки (Турвилле-Петре, "Миф и Религия", стр.76), один из кеннингов бога – "orms einbani", единственный убийца змея. “Песнь о Доме” Ульва Уггасона (конец десятого века) описывает его отрывающим голову Змея среди волн, но “Драпа о Рагнаре” Браги (начало девятого века) говорит о том, что Змей остался жив. Таким образом, возможно, существовали две параллельные версии истории во время эпохи викингов.
Как упомянуто выше, главное животное Тора – козёл. Никакие сохранившиеся источники не связывают его непосредственно с медведем, но медведи, которые символизируют силу и благородство в германском сознании, как часто думают, хорошо ему подходят. Две версии истории борьбы со Змеем так же отражены в двух версиях того, что Фридрих Панцер (Friedrich Panzer) назвал историей “Медвежьего сына” (мотив, который появляется во многих повествованиях о героях, связанных с медведями, таких как Беовульф и Бёдвар-Бьярки): в одной Медвежий сын убивает дракона или змея, в другой сын Медведя и змей убивают друг друга.
Орёл непосредственно не связан с Тонаром ни в одном из сохранившихся рассказов, но один из самых извесных Молотов – Молот со Сконе (полуостров на юге Швеции), с головой орла и двумя большими глазами (которые напоминают нам о пламенном взоре Тора в “Песне о Трюме”). Подобный же кусочек был обнаружен В Хиддензе (Hiddensee, остров, Германия) около Рюгена (Rugen, остров в Балтийском море) “Калевала” сообщает нам, что Вайнямёйнен высек огонь, ударив когти и перья орла о камень, племена Северной Азии, чья шаманская традиция, возможно, повлияла на северную, также персонифицировали Гром как орла, и Ведический аналог Тонара, Индра, так же принимает форму орла (Унто Сало “Укко Агриколы в свете археологии” в “Древний Север и финская религия”, стр. 167-175 (Unto Salo, "Agricola"s Ukko in the light of archaeology", in Alback, Old Norse and Finnish Religions, pp. 167-175)). Таким образом, не исключено, что эта птица некоторым образом связана с Тонаром.
Свастика так же часто рассматривается как знак Тонара. Турвилле-Петре упоминает, что “Лапландский бог Хоральгаллез (англ. Horagalles) (Thorr Karl (Старый Тор – КХГ), прим. пер.– переиначенное Thora Galles или Thoragalles), который был адаптированным образом Тора, возможно в раннем железном веке, изображался не только с Молотом, или двумя Молотами, но также и со свастикой. В Исландии форма свастики использовалась до недавнего времени как заклинательная, для обнаружения воров, и называлась Thorshammar ("Миф и Религия", стр. 84). Общепринято, что этот знак был эмблемой Тунара (Thunar) среди англо-саксов (Уилсон, Англо-саксонское язычество, стр.115 ((Wilson, Anglo-Saxon Paganism, p. 115)), которые использовали этот символ изредка на оружии, чаще на брошах и погребальных урнах. В последнем случае, это, возможно, преследовало ту же цель, что и использование небольших железных Молотов-амулетов в погребениях эпохи викингов. Свастика может рассматриваться как изображение вращаемого по кругу Молот бога - возможно, как знак освящения.
Дуб - основное дерево Тонара, и он был, конечно, связан со священным с самых ранних времен. Есть также растение, молодило (англ. houseleek, лат Sempervivum), который имеет название "Борода Тора" и которое помещали на крышах зданий, чтобы предотвратить удары молнии. В описании путешествия Тора в палаты Гейррёда, Снорри приводит фразу " рябина - спасение Тора" и рассказ про бога, выбравшегося из вздувшееся реки благодаря одному из этих деревьев; Лапландский бог грома имеет жену по имени "Ravdna" (рябина), что позволяет предположить, что это дерево, возможно, было тесно связано с Сив (Турвилле-Петре, "Миф и Религия", стр. 98).
Как упомянуто выше, Тонар, кажется, особенно любит крепкий стаут. Жертвы, приносимые ему, должны включить еду так же, как и напитки; “Песнь о Трюме” описывает, как он (даже в то время, когда был переодет Фрейей) проглотил целого быка и восемь лососей так же, как все лакомства, отправленные леди.

Составители
Аудтрют (Audthryth) (статья написана для Our Troth – с усилиями, вышедшими далеко за рамки долга чтобы представить редактору свою работу вовремя для появления её здесь!)
Уилл фон Даустер (Will von Dauster), выдержки из “Песни из Леса" (A Song from the Wood), опубликованной в Горном Громе №10 (Mountain Thunder #10), Осеннее Равноденствие - 1993, стр. 7-10.
Стивен Гранди (Stephan Grundy), из "Культ Одина: Бог Смерти?” (The Cult of Óðinn: God of Death?)
Хокмун (Hawkmoon) (статья написана для Our Troth)
Джамей Рольф Мартин (Jamey Hrolf Martin), из “Тор: наследник Асгарда" (Thor: Scion of Asgardh), опубликовано в “Идунна” (Idunna) III, 3, Сентябрь 1991, стр. 26-27.

Бог Тор , или как его еще называют «громовник», по германо-скандинавской мифологии являлся Богом плодородия, бури и грома. Это один из сыновей Фьергюн или Ерд – богини земли и верховного . Название Мьелльнир – боевого молота Бога, когда-то означало слово «молния». Необходимо заметить, что самый злейший враг великанов – , с ними имел очень много общего. Будучи рыжебородым богатырем, он обладал потрясающим аппетитом и невероятной энергией. Всего за один присест он мог съесть целого быка. Бог Тор очень любил меряться со всеми силой. Его огромнейшую колесницу, сделанную из бронзы, по небу тащили двое козлов. Их звали Тангриснир, в переводе – “скрипящий зубами”, и Тангниостр, в переводе – “скрежещущий зубами”.

У Тора было волшебное снаряжение. Оно состояло из: железной рукавицы – без ее помощи невозможно было удержать рукоять раскаленного оружия, молота – боевого топора-молнии и пояса, который удваивал силу. Мьелльнир – молот, который был выкован для Бога цвергами – братьями-карликами, был символом разрушительных и созидательных сил, источником удачи и плодородия. У него была короткая ручка, и он всегда попадал в цель. Бог Тор был непобедим с поясом и раскаленным молотом. Не в его силах, правда, было победить день всеобщей гибели – Рагнарек, зато он избавил весь мир от страшного змея Ермунганда.

Тор постоянно находился в сопровождении Локки – Бога огня. Он обычно держал Бога Тора за пояс. Вдвоем они прошли множество приключений. Тор не отрицал, что иногда ловкость и изворотливость Локки настораживала великанов. Примером этого является история о волшебном молоте Тора, который похитил великан Трюм. Новоиспеченный хозяин молота попросил за него в качестве выкупа ни что иное, как руку Фрейи, Богини плодородия. уговаривает Тора, чтобы тот переоделся в одеяние Фрейи, и пошел вместо нее в Трюму. Несмотря на то, что «жениха» удивил волчий аппетит его невесты, «служанка», в которую переоделся Локки, представила «невесту», как образец девичьей скромности. Обрадовавшись, Трюм передает молот Тору, а тот, в свою очередь, избивает великана и восстанавливает свою репутацию, которая была слегка подмочена тем, что он переоделся в женское одеяние.

С помощью Мьелльнира – боевого , Боги защищались от великанов. Он обладал большим множеством волшебных свойств. Например, он мог благославлять браки, возвращать животных к жизни, влиять на смерть и плодородие. Многие мифы, в которых участвовал Тор, свидетельствуют о том, что его меч имел неограниченные разрушительные возможности. Подобно Индре – индийскому Богу молнии и грома, Бог Тор являлся сокрушителем зла, а по скандинавской мифологии всеобщее мировое зло олицетворялось в образах великанов-етунов. В тот день, когда был Рагнарек, Тор принимает смерть от змея Ермунганда – отпрыска Локки. Тор сносит чудовищу его уродливую голову, и, отходя от него на девять шагов, тонет в большом потоке яда, который извергает мертвая тварь из своей разверстой пасти.

.
Вернуться к Скандинавскому пантеону богов >>>
. Тор (др.-исл. Tоrr), Донар (нем. Donar, возможно от древнегерм. Punrа, букв. «громовник», ср. современное нем. Donner, «гром») в германской и скандинавской мифологии могущественный бог грозы и плодородия, побеждающий великанов и чудовищ. Сын Одина . Главным оружием Тора является его молот, вместо коней в свою повозку он запрягал козлов, которых съедал, если был голоден. Тор охранял город богов Асгард от нападения великанов. Он вступает в борьбу и побеждает великана Трюма , похитившего его молот, а так же и других страшных чудовищ. В канун гибели богов и всего мира Тор сражается с чудовищным драконом Ермунгадом. он побеждает драконв, но и сам погибает от полученных ядовитых укусов.

Так же Тор покровительствует крестьянам - хлебопашцам. он зорко охраняет поля от злобных великанов Гримтурсов . У Тора есть волшебный пояс увеливчивающий его силу в 2 раза, на руках у него железные рукавицы. Стоит только произнести имя бога как он тотчас же является на помощь.
,
Тацит (1 в. н. э.) описывает Донара под римским именем Геркулеса . В области распространения германских языков Донару был посвящён тот же день недели, что в Риме Юпитеру (т. е. четверг; нем. Donnerstag). Однако, если римский Юпитер объединял все основные функции бога неба, то в германской мифологии (так же как в индо-иранской, кельтской и др.) эти функции оказались разделёнными (рядом с Донаром - Тором был Тиу - Тюр , впоследствии сильно потеснённый Одином). Донара - Т. справедливо сравнивают, с одной стороны, с индоевропейскими богами Индрой , Таранисом, Перкунасом. (Перун ), а с другой - с финно-угорскими богами грома и неба (Укко, Таара и т. д.); финно-угорские параллели позволяют предположить, что Тор первоначально мыслился и как бог неба. А. Ольрик считает, что «громовой старик» в верованиях скандинавских саамов, которому приносят в жертву миниатюрные молоты, непосредственно отражает скандинавский культ Тора эпохи бронзы. О более широком диапазоне функций Т. в прошлом как будто свидетельствуют и наскальные изображения в Южной Скандинавии бога с топором (иногда - с молотом) и колесом (солярный знак), рядом - предполагаемое изображение козла. У западных германцев имеются следы культа Донара: кроме названия дня недели, упоминание Thunaer рядом с Wodan (Воданом) в саксонской заклинательной формуле, Wigiponar рядом с Wodan в надписи, происходящей из земли франков, топонимика у франков и в Англии, где имя громовника большей частью связано с обозначением поля, что указывает на функцию плодородия. Весьма обильна топонимика Тора, следы культовых мест, отражение его имени в личных именах и т. п. в Скандинавии, особенно в Норвегии. Имеются явные следы связи Тора с культом дуба , указывающие на первоначальную связь громовника с мировым древом (существуют балто-славянские параллели). По-видимому, от мирового древа его постепенно оттеснил Один.

В скандинавской мифологии Тор (выступающий также под прозвищем Веор, Вингнир, Хлориди) - бог из рода асов, второй по значению (после Одина), сын Одина и Ерд (либо Хлодюн, либо Фьёргюн). Ерд - буквально «земля», а Фьёргюн этимологически тождественно Перкунасу - Перуну и указывает на генетическую связь Тора с балто-славянским громовником. Тор - муж Сив , богини с золотыми волосами (что подчёркивает отношение Тора к плодородию), матери бога Улля . У Тора - дочь Труд и сыновья Магни и Моди, причём Магни рождён великаншей Ярнсаксой. По-видимому, имена сыновей (Магни - букв. «сильный», Моди - букв. «смелый») персонифицируют «силу» Тора. Небесное жилище бога - Трудхейм . Тор рисуется рыжебородым богатырём, вооружённым боевым молотом Мьёлльниром . Тор ездит в повозке, запряжённой козлами. Молот - исконное оружие громовника (др.-исл. Mjollnir имеет тот же корень, что и русское слово «молния») - первоначально мыслился каменным, но в «Младшей Эдде» в истории изготовления кузнецами - цвергами (карликами) сокровищ асов, речь идёт уже о железном молоте. В мифах - это главным образом боевой топор (возвращающийся к владельцу, как бумеранг), которым Т. побивает ётунов (великанов). Молот - специфическое оружие Тора, как копьё Одина , мечь Тюра . Великаны стремятся похитить молот (или добиться того, чтобы Тор прибыл в их страну без молота и пояса силы). В основе - мотив похищения громового инструмента демонами, известный также финскому и эстонскому фольклору. Имена козлов Тора - Тангниостр (Tanngniostr) и Тангриснир (Таnngrisnir) указывают на скрежета ние зубов и явно восходят к самому феномену грозы, но козёл одновременно имеет отношение и к плодородию. В «Младшей Эдде» козлы выступают не только в роли «коней» Тора., но и служат источником неисчерпаемой пищи (ср. аналогичную ситуацию с вепрем, которым питаются в вальхалле павшие воины - эйнхерии ). Тор, останавливаясь на ночлег, убивает и жарит на ужин козлов (оставляя нетронутыми только кости), а затем возвращает их к жизни. Когда Тьяльви и его сестра Рёсква, у которых Тор остановился на ночлег, лакомились мясом, Тьяльви нарушил запрет и стал грызть кости, из-за чего один из козлов слегка охромел; в виде выкупа Тьяльви с сестрой вынуждены были стать слугами Т. Тьяльви часто фигурирует в качестве спутника Тора, иногда вместо Тьяльви в этой роли выступает Локи , а один раз даже Тюр.
В скандинавской мифологии Тор - прежде всего культурный герой или богатырь, защищающий Мидгард (мир людей) и Асгард (небесное селение богов) от великанов (ётунов); он противник мирового змея Ермунганда . Тор выполняет, таким образом, и воинскую функцию в защите «своих» от «чужих», людей от великанов и чудовищ, как бы моделируя при этом вооружённый народ, в отличие от Одина - покровителя воинской дружины. Излюбленная тема т. н. щитовых драп (стихотворений, в которых описываются картины, воспроизведённые на дорогом щите, подаренном конунгом скальду) скальдов - описание т. н. «рыбной ловли» Тора, т. е. его борьба с мировым змеем; «рыбная ловля» Тор упоминается и в эддической поэзии и прозе. Согласно «Прорицанию вёльвы» («Старшая Эдда»), в последней битве перед концом мира (Рагнарёк ) Тор сражается с Ермунгандом, убивает его и после этого, успев сделать девять шагов, сам умирает от его ядовитых укусов. Борьба громовника со змеем, драконом - классический сюжет в индоевропейской мифологии. Возможно, что драконоборство Тора - прообраз драконоборства германских эпических героев - Беовульфа , Сигмунда и Сигурда .
Большинство сюжетов, связанных с Тором, повествует о походах на восток в страну великанов - Етунхейм , или Утгард . После похищения великаном Трюмом молота Тора - Мьёлльнира тот отправляется в страну великанов к Трюму в одежде богини Фрейи - якобы невесты, предназначенной Трюму (использование свадебного обычая «мнимых» невест), и в сопровождении Локи, одетого служанкой. На пиру «невеста» (т. е. Тор) проявляет богатырский аппетит, сильно смутив этим жениха, а затем, получив молот (который приносят для освящения свадебного обряда), избивает великанов («Песнь о Трюме», «Старшая Эдда»). В «Песни о Хюмире» («Старшая Эдда») повествуется о добывании Тора. (и сопровождавшим его Тюром) у великана Хюмира котла для варки пива, необходимого на пиру богов у морского великана Эгира. Выполняя трудные задания Хюмира, Тор побеждает быка и делает из его головы наживку для рыбной ловли, а вместо рыбы чуть не вытаскивает со дна моря мирового змея, разбивает кубок (возможно, семантический дублет котла) о лоб великана. Ж. Дюмезиль видит в основе этих сюжетов (которые он сопоставляет с историей добывания Одином мёда поэзии) миф о напитке бессмертия, аналогичном индийской амрите; Ф. Р. Шредер, также исходя из индийских аналогий, считает, что Хюмир первоначально был не великаном, а старым небесным богом (поэтому Тюр назван его сыном) и что первоначально здесь была связная серия мотивов: рождение божественного сына, угрожающего власти небесного бога, похищение напитка, дающего неуязвимость, борьба со змеем, убиение и низвержение старого небесного бога.
В «Младшей Эдде» рассказывается о походе Тора к великану Гейррёду (упоминаемому также скальдом Эйлифом Гудрунарсоном и Саксоном Грамматиком). Поймав Локи (в соколином оперении), великан требует, чтобы тот привёл Тора без молота и пояса силы. Тор, однако, побеждает Гейррёда с помощью чудесного посоха и железных перчаток, данных ему (вместе с поясом силы) великаншей Грид - матерью бога Видара. Тор, благодаря поясу силы и посоху, счастливо перебирается через реку Вимур, ухватившись в последний момент за рябиновый куст. С помощью волшебного посоха Тор удерживается на чудесной скамье и давит при этом скамьей дочерей Гейррёда. Железными рукавицами Тор ловит брошенный в него раскалённый брусок железа и убивает Гейррёда. В «Младшей Эдде» рассказывается о борьбе Тора с великаном Хрунгниром. Хрунгнир, опередив в конном состязании Одина, стал похваляться перед асами в Асгарде, что убьёт богов и уведёт богинь Фрейю и Сив. Тогда боги кличут Тора, и тот вместе с Тьяльви отправляется к Хрунгниру в Етунхейм. В поединке с Хрунгниром Тор побеждает, раскроив ему череп своим молотом, а Тьяльви сваливает глиняного великана Меккуркальви, слепленного для борьбы с Тором (ср. образ Улликумме в хетто-хурритской мифологии). Однако сам Тор оказался раненным в голову жёрновом (точилом, кремнем), а нога убитого Хрунгнира придавила ему горло (аналогичный мотив в грузинском мифе об Амирани ). Ногу Хрунгнира удаётся скинуть сыну Тора - Магни, богатырю «в возрасте трёх ночей», а осколок кремня почти вынула из головы Тора волшебница Гроа, но не до конца, так как от радости перестала заклинать, узнав от Тора, что скоро вернётся её муж Аурвандиль (Тор вынес его из земли великанов на своих плечах; отмороженный палец Аурвандиля он забросил на небо, превратив в звезду); осколки точила так и остались в голове Тора. В этом сюжете Ж. Дюмезиль усматривает следы ритуального действа (с глиняным великаном), рану в лоб он считает признаком инициации. Во время похода Тор в сопровождении Тьяльви и Локи к великанам в Утгард Тор замороченный владыкой Утгарда Утгард-Локи (назвавшимся при встрече с Тором Скрюмиром), как бы попадает всё время впросак: он ночует в перчатке Скрюмира, не может развязать его суму (популярный мотив встречи богатыря с великаном, ср. Илью и Святогора в русской былине). Тор и его спутники как бы не выдерживают испытаний: Т. не может ни выпить рог, наполненный влагой, ни побороть Элли, ни высоко поднять с земли кошку; Хуги обгоняет Тьяльви, а Логи ест быстрее, чем Локи. Но в конце концов выясняется, что Хуги - это мысль, Логи - огонь, Элли - старость, кошка - мировой змей, вода в роге - целый океан («Младшая Эдда»). В этом и других сюжетах Тор представлен в виде простодушного и благородного силача-богатыря; его простодушие отчасти компенсируется сообразительностью его спутников, особенно Локи. В этом же плане Тор резко противопоставлен Одину в «Песне о Харбарде» («Старшая Эдда»). Не узнанный Тором Один, принявший вид перевозчика, отказывается перевезти через пролив вернувшегося из Етунхейма могучего Тора и всячески над ним потешается. Эта шуточная песнь в жанре перебранки способствовала возникновению ошибочной теории о резкой социальной противоположности «аристократической» религии Одина и «крестьянской» религии Тора. В «Речах Альвиса» («Старшая Эдда») хитрость и коварство проявляет сам Тор он «проверяет» мифологические познания карлика Альвиса (букв. «всезнайка»), сватающегося к дочери Тора, пока не наступает рассвет, когда карлик должен окаменеть.

Тор, бог грома и гроз, в свое время был одним из самых популярных из всех германо-скандинавских богов, и потому не удивительно, что его молот стал универсальным символом современного северного язычества и Асатру. Его древнеанглийское имя, Тунор, и германское, Донар, происходят, как и, собственно, Тор, от древнегерманского корня со значением «гром». В английском языке в его честь назван один из дней недели — четверг (Thursday ). Кроме того, Тор — бог плодородия, силы и освятительных ритуалов. Как и греческий бог-громовержец Зевс, Тор ассоциируется с дубом: из-за особенностей строения коры — морщинистой, изборожденной глубокими складками — это дерево плохо проводит электричество, и когда молния ударяет в него, оно взрывается, рассыпая вокруг горящие головешки, от которых можно зажечь костер. Некоторые исследователи предполагают, что древние люди так и освоили огонь — еще до того, как научились добывать его самостоятельно. Поэтому Тора почитают как божество, подарившее людям тепло и безопасность.

Тор — покровитель простого народа, основную массу которого в древние времена составляли земледельцы. Как бог-громовник, подверженный приступам ярости и мечущий свой молот во всякого, кто вызовет его неудовольствие, Тор — первый воин Асгарда, которого всегда посылают разбираться с врагами и нарушителями спокойствия.

Тор высок, широкоплеч и неимоверно силен (так дает о себе знать кровь его матери-великанши, богини Йорд), рыжеволос и рыжебород. Он порывист и честен, вспыльчив, но отходчив, подчас опрометчив и любит крепко выпить и побуянить, но надежен, как скала, во всех обстоятельствах, где от него зависят другие. Над ним посмеиваются как над простачком, но Тор далеко не глуп. Он лишь исключительно честен и прямодушен — и всегда держит свое слово. Он не терпит лицемерия и уверток, не выносит двусмысленностей и словесных игр на грани лжи. Если уж ты взялся что-то сделать, делай от всего сердца — таково его убеждение. Защищай то, что ты ценишь, исполняй свои обещания, будь верным другом и родичем — и тебе попросту не придется лгать.

Тор — сын Одина от его первой возлюбленной — Йорд, Земли-Матери, которую, в свою очередь, родила древняя богиня ночи, Нотт. Жена Тора, богиня Сив, родила ему дочь по имени Труд. Кроме того, у него есть двое сыновей от великанши Ярнсаксы — Магни («Могучий») и Моди («Гневный»); младший брат Мейли («Скороход»), возможно, рожденный от другого отца, и пасынок Улль, сын Сив от первого брака. Тор разъезжает по небу на колеснице, запряженной двумя козлами (которых зовут Тангриснир и Тангниостр — «Скалящий зубы» и «Скрежещущий зубами»), и мечет как молнию свой молот Мьёлльнир, всякий раз возвращающийся ему прямо в руки. Тор владеет чудесным поясом силы, который называется Менгингьёрд, парой волшебных железных рукавиц, которые носят имя Ярнгрейп, и волшебным посохом под названием Гридаволь. Эти три дара вручила ему богиня-великанша Грид, еще одна возлюбленная его отца, Одина.

Чертог Тора в Асгарде называется Бильскирнир, и это самый большой дом во всех девяти мирах. В нем пятьсот сорок залов, и это, в сущности, целый городок, населенный воинами, как и Вальгалла, — теми, кто присягнул на верность Тору. Главные слуги Тора — Тьяльви и Рёсква, двое из троих детей охотника Аурвандиля (спутника Тора и первого мужа Сив) и великанши по имени Гроа. (Согласно другой версии, Тьяльви и Рёсква — дети простых крестьян, которые впустили Тора переночевать, нечаянно повредили ногу одному из его козлов и отдали детей в услужение Тору в уплату за ущерб.) Они расторопны и сведущи во всех обычаях, принятых в Бильскирнире.

Обычно Тор выглядит как могучий мужчина чуть выше среднего роста, но при необходимости способен становиться огромным, как великан, и потому-то ему так часто доводится выходить на бой против враждебных Асгарду турсов. Однако даже тогда, когда росту в нем не более шести футов, весит он столько же, сколько в своем великанском обличье. Поэтому Биврест, радужный мост, соединяющий Асгард с Мидгардом, его не выдерживает, и Тору приходится ходить вброд через реку Тунд, окружающую Асгард кольцом.

Тору и его приключениям посвящено больше мифов, чем любому другому божеству, за исключением, пожалуй, Локи (а учитывая, что эти два бога часто путешествовали вместе, многие мифы повествуют о них обоих одновременно). Наверное, самая знаменитый из них — миф о том, как грозовой великан Трюм похитил молот Тора и не соглашался вернуть свою добычу, пока ему не отдадут в жены Фрейю. Тор переоделся в женское платье, под видом Фрейи отправился к Трюму и вернул себе молот; Локи при этом сопровождал его в обличье служанки. Широко известны также мифы о встрече Тора с чародеем Утгарда-Локи, о том, как Тор поймал на крючок Мирового Змея и о его победах над многими великанами и великаншами.

Raven Kaldera (c)
Перевод: Анна Блейз (с)


Настоящий перевод доступен по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная .